Противодействие кибертерроризму в современных условиях является одной из актуальных проблем государства, где наблюдаются высокие темпы цифровизации. Информация становится с каждым годом все более ценным ресурсов, инструментом дестабилизации политической, социально-экономической ситуации в отдельно взятом государстве, так и во всем мире. Кибертерроризм является одним из самых быстро развивающихся видов преступлений, борьба с которым осложняется проблемами как технического, так и юридического и профессионального характера. В складывающихся условиях гарантией безопасности государства является совершенствование государственной политики в сфере противодействия киберртерроризму. Каждое государство имеет свои инструменты борьбы с киберртерроризмом, учитывая особенности политического строя, исторического и экономического развития. В данной статье рассмотрены направления повышения эффективности противодействия кибертерроризму в Российской Федерации, которые имеют свои особенности. Противодействие терроризму необходимо выстраивать на основе комплексного подхода с использованием практики противодействия других государств. Одним из направлений противодействия информационному терроризму является организация и проведение комплекса профилактических мероприятий с участием государственных структур, правоохранительных органов и образовательных организаций. В данном направлении государство усиливает свою работу, так как профилактика распространения информационного терроризма позволяет нейтрализовать действия кибетеррористов. Учитывая скорость происходящих изменений с сфере информационных технологий, государственные органы обязаны проводить качественный и детальный мониторинг ситуации для разработки и применения незамедлительных действий. Деятельность государства в данной сфере осложняется отсутствием географических, информационно-телекоммуникационных ограничений. Важнейшим элементом противодействия информационному терроризму является использование научных знаний в отрасли информационных технологий и разработка новых технологических решений.
Целью данного исследования является изучение путей вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность и механизмов противодействия данному явлению. Чтобы побороть экстремизм в глобальной сети и вовлечение в него молодежной аудитории, необходимо принять соответствующие законы не только на национальном, но и международном уровне. Важно досконально изучить сущность явления, его причины и виды, чтобы можно было организовать систему борьбы с данным негативным явлением на всех уровнях. Экстремистские группировки возникают в результате появления спроса на их продукт со стороны цифрового общества. Чем выше социально-экономическое развитие общества в киберпространстве, тем больше активности будут проявлять преступники, придумывать больше способов для достижения своих целей. Общество в любой развитой стране нельзя отделить от киберпространства. Последнее плотно вошло в жизнь, проникло в каждую сферу общественной деятельности, значительно ее усовершенствовав, упростив многие элементы взаимодействия. Установлено, что одним из наиболее результативных методов борьбы с экстремистами и террористами в сети является предупреждение их действий. Например, для бытового уровня это безопасное использование сайтов, ограничение контента. Это может быть выбор детского режима, который сводит на минимум возможность преступника завязать контакт с малолетним гражданином. На внутригосударственном уровне в РФ для борьбы с киберпреступностью потребуется использование специальных программ. Например, некоторые из них могут отслеживать подозрительную активность на сайтах. Учитывая, что с каждым годом растет число молодых людей, вовлекаемых в деструктивные экстремистские группировки, сделан вывод о необходимости принятия ответных мер не только на внутригосударственном, но и на международном уровне. Принятие национальных законов имеет высокую значимость. За счет правильного подхода законодателя можно разработать эффективные методы борьбы с преступностью, которые помогут ее искоренить. Кроме этого, важно проанализировать сущность этого явления и причины, изучить все виды и особенности экстремисткой и террористической преступности, их фундаментальных основ, что позволит организовать успешную борьбу с ними на всех уровнях.
Целью данного исследования выступает изучение вопросов, связанных с анализом российского и международного законодательного регулирования кибертеррористических преступлений. Кибертерроризм имеет тенденцию развиваться, именно из-за этого правоохранительным органам придется перестраивать свою систему относительно новых требований. Понадобится развитие целой системы, способной обеспечить эффективную борьбу с данным видом преступности. Развитие цифрового общества в современном мире и России, в частности, зависит от того, насколько эффективно правоохранительные органы смогут противостоять киберпреступности, какие меры будут приниматься для предупреждения, раскрытия и расследования террористических преступлений, какие будут разработаны нормативно-правовые акты для регулирования данной сферы общественных отношений. Понятие кибертерроризма закреплено на законодательном уровне в США и Украине, хотя проблема кибертерроризма имеет широкое распространение и является актуальной для большинства стран мира. в Великобритании понятие террористических действий четко определено и закреплено в Акте о терроризме 2000 года. В этом же законе отмечено и такое деяние как «серьезное повреждение электронных систем». Специального состава под названием «кибертерроризм» в акте нет. Уголовный кодекс Франции имеет расширенную классификацию преступлений, относящихся к террористической деятельности. Эта сфера еще открыта, поэтому криминализация деяний может расширяться. В законодательстве Бельгии схожий подход. Само понятие кибертерроризма существует, существует понимание, что это явление создает опасность для государства, однако термин отражения в действующем законодательстве не нашел. В Китайской Народной Республике (КНР) существует обобщенная концепция, в которой содержится понятие кибертерроризм. В российской практике, даже если преступление было совершено с использованием цифровых технологий, используется ст. 205.2 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма». Выбор такой меры связан с тем, что общение между людьми часто осуществляется через интернет.
Целью данного исследования являются вопросы вовлечения молодежи в деструктивные идеологии и противоправную деятельность. Вне зависимости от возраста люди имеют доступ к современной технике, способной выходить в интернет и выполнять определенные задачи. У молодежной аудитории повышена группа риска, так как их легко могут завербовать, например, террористы. Террористы распространяют дезинформацию, запугивают население, создают панику, стараются создать атмосферу беспомощности. Терроризм имеет политический характер, но может действовать не только в политической, но и социальной, психологической, экономической сферах. Киберпространство помогает выполнить такие задачи быстро, с минимальным риском быть пойманным. Террористы поддерживают связи друг с другом, общаются, вербуют новых членов, осуществляют управление группами, распространяют экстремистские материалы также при помощи сети интернет. Большинство сфер жизни, включая экономику, постепенно глобализируются и переходят в цифровой формат, это делает их более удобными и доступными, позволяет ускорить многие процессы и сделать их доступными из любой точки мира. Однако такая автоматизация несет не только прогресс, но и угрозу со стороны кибертеррористов. Целью кибертерроризма является дестабилизация политической обстановки, давление на органы власти, принуждение их принимать те или иные решения, выгодные террористам, а также угроза применения насилия с целью воздействия на принятие решений органами государственной власти. Установлено, что внимание террористов в последние годы привлекают социальные сети, которые позволяют вступать с отдельными людьми или группами в прямой контакт, вести диалог, отстаивать свою позицию. Сети помогают им поддерживать связь с соратниками, вести подготовку атак. Подготовка, координирование и проведение террористических акций также может осуществляться через интернет при помощи специальных программ.
Целью данного исследования является изучение возможностей обеспечение безопасности цифрового пространства от кибертеррористических угроз. Основной особенностью киберпреступлений является оторванность преступника от места преступления. Таким образом, он может и находиться в любой точке мира, а совершить преступление в другой. Интернет стирает границы и временные разрывы. Некоторые ученые придерживаются мнения, что добиться эффективности от международного взаимодействия можно только в том случае, если в нем будут принимать участие не отдельные страны, а хотя бы все развитые государства. Установлено, для того чтобы обеспечить информационную безопасность на национальном уровне, потребуется принять эффективную систему, которая даст возможность использовать комплексные меры, а также действовать совместно с иностранными государствами. Мероприятия должны быть направлены на совместное противоборство террористам. Важно, чтобы эти меры позволяли не только устранить последствия преступлений, но и вовремя их предотвратить. Для этого потребуется планомерное развитие и обоснование методик по борьбе с киберпреступностью. Для защиты информации в киберпространстве на сегодняшний день актуально регулирование IT-сетей на государственном уровне. Это поможет обеспечить высокую безопасность и повысить возможности правоохранительных органов в борьбе с кибертерроризмом. Сделан вывод о том, что относительно киберпреступности российская законодательная база только формируется. Это связано не только с ростом киберпреступности как таковой, но и с тем, что это явление появилось относительно недавно, и закону приходится наверстывать разницу. Общественные отношения, в которых задействовано киберпространство, активно развиваются, они используются практически во все сферах жизни, именно поэтому отечественные исследователи киберпреступности говорят о том, что необходимо ускоренное развитие нормативно-правовой базы.
Целью данного исследования является изучение кибертеррористических угроз, возникающих в глобальном информационном пространстве и пути противодействия им. Кибертеррористические организации ставят перед собой цель разрушить государственные системы, помешать функционированию информационных структур, компьютерных систем, баз, внедриться в инфраструктуру системы государственного управления и разрушить ее. Преступления нацелены на важные объекты государства, поэтому они несут большую угрозу и могут иметь далеко идущие опасные последствия, способные влиять на всех граждан в целом или отдельные их группы. Важно понять не только то, какие цели могут интересовать кибертеррористов, но и чем привлекательно для них киберпространство, какие методы они могут использовать для достижения своих целей. Современные технологии активно изучаются преступными группировками для их дальнейшего применения в своей деятельности. Например, они позволили бандформированиям отказаться от иерархической системы и перейти к децентрализованной форме, что значительно усложняет мероприятия по розыску и задержанию членов таких организаций. Использование технологий позволяет преступникам повысить эффективность своей деятельности, качественнее скрываться от правоохранительных органов. Сделан вывод о том, что динамично проходит и развитие террористов в использовании технологий, так как их род деятельности требует глубокой конспирации и гибких возможностей. Преступники после совершения определенных действий анализируют их, понимают, что они сделали удачно, а что нет, исключают ошибки, которые могут в будущем привести к их аресту или неудачной атаке. Это позволяет им хорошо подготовиться для следующих акций. Таким образом, для правоохранительной системы одной из ключевых проблем является адаптивность ответных действий на кибертерроризм. Важно создать систему, способную быстро измениться и отвечать на угрозы, как изменяют свои тактики и действия сами преступники.
Терроризм является основной угрозой, подрывающей безопасность любого государства и дестабилизирующим фактором повышения социальной напряженности. Обеспечение национальной безопасности в качестве приоритетной деятельности государства предполагает борьбу с проявлением различных форм терроризма. Целью исследования явилось - проведение анализа уровня криминализации в обществе от угроз террористического характера, рассмотрение терминологии терроризма, закрепленной в правовой базе и научной доктрине, а также характеристика сущности и форм проявления терроризма как угрозы национальной безопасности России. В качестве материалов были использованы научные труды по рассматриваемой проблематике, а также статистические данные, отражающие уровень криминализации преступлений террористического характера, опубликованные на портале правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Анализ терроризма как глобальной проблемы, создающей угрозу национальной безопасности, позволил авторам исследования охарактеризовать сущность современного терроризма, форм его проявления и сформулировать видение криминальной ситуации в нашей стране.