Архив статей

К ВОПРОСУ КОНСТИТУИРОВАНИЯ СМЫСЛОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ: СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ И СЕМИОТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: Мудрян Н. С.

В статье рассматриваются функционально-смысловые аспекты музыкальной культуры. Систематизация теоретических и эмпирических материалов продемонстрировала возможности структурно-функционального подхода в вопросе анализа социального функционирования музыкальной культуры, а семиотического подхода – в выявлении ее смыслового наполнения. Взаимодействие структурно-функционального и семиотического подходов позволило исследовать содержательные аспекты музыкальной культуры в парадигме выполняемых ею функций, значимых для конкретной социальной группы

Сохранить в закладках
"ДОЧЬ ПАРТИИ": К УСВОЕНИЮ ОПЫТА ВОПЛОЩЕНИЯ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ОПЕРЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ТИПА С КИТАЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ СПЕЦИФИКОЙ (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: Е Ц.

В статье рассматривается специфика воплощения героико-патриотической темы в китайской опере «Дочь партии». Акцентируется внимание на том, что этот жанр, считающийся высшей формой всеобъемлющего театрального искусства, в Китае сформировался благодаря интеграции элементов различных национальных культур, в числе которых – синтез принципов вокального звукоизвлечения belcanto и технологии исполнения, свойственные традиционному певческому искусству. Китайская опера – жанр, порожденный взаимодействием восточной и западной музыкальных культур XX века, в художественной концепции которого, как правило, отражаются важнейшие тенденции политической жизни страны.

Сохранить в закладках
ПОНЯТИЕ "МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РЕГИОНА" В МУЗЫКАЛЬНОЙ РЕГИОНАЛИСТИКЕ (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: ПОЛЮШКИНА Катарина Владимировна

В статье обобщены научные представления о музыкальной культуре региона. Автор акцентирует внимание на общих основаниях трактовки понятия данного социокультурного явления в научной литературе. На основе синтеза метакоммуникативного и структурно-функционального подходов автор трактует понятие музыкальной культуры региона как социокультурного фронтира и определяет фактор, при котором музыкальная культура является особой формой системной деятельности, в которой важнейшую роль играет композиторское творчество

Сохранить в закладках
ОБРАЗ МЕДВЕДЯ В РУССКОЙ ГЛИНЯНОЙ ИГРУШКЕ (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: Митина Мария Николаевна

Предметом исследования является художественный образ медведя в русской народной глиняной игрушке. Целью работы стало выявление основных локальных и универсальных черт в трактовке персонажа мастерами крупнейших центров народных промыслов. На сегодняшний день эти вопросы мало освещены, чем обусловлена актуальность и новизна обращения к данной теме. В результате исследования определена главная особенность образа медведя в глиняной пластике – дуализм семантики персонажа, который проявляется в сочетании зооморфных и антропоморфных характеристик

Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ РОСТОВА И НАХИЧЕВАНИ-НА-ДОНУ В НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА, ЕЕ ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: МАХНО Н. В.

В статье на основе архивных документов и материалов ретроспективных периодических изданий рассматривается художественная жизнь двух городов Дона: Нахичевани и Ростова в начале ХХ века. Научная новизна исследования состоит во введении в искусствоведение ранее неизвестных данных о функционировавших в начале ХХ столетия в Нахичевани и Ростове художественных объединениях, классах, школах, мастерских, художниках-педагогах. Предмет исследования – формы художественной жизни Ростова и Нахичевани-на-Дону. В ходе работы использованы диахронный, компаративный, биографический методы, а также метод реконструкции

Сохранить в закладках
АВТОРСКИЕ СТИЛИ ХОРОВЫХ ОБРАБОТОК НАРОДНЫХ ПЕСЕН ИЗ РЕПЕРТУАРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО КУБАНСКОГО КАЗАЧЬЕГО ХОРА (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: Жиганова Светлана Александровна, Козуб Диана Витальевна

В XX веке хоровая аранжировка становится главным инструментом преобразования народной песни, предназначенной для сценического исполнения. В течение нескольких десятилетий были выработаны основные методы хоровой аранжировки фольклорного материала и апробированы в творчестве музыкантовхоровиков. В результате этого современное хоровое народно-певческое искусство отличает не только значительное жанровое и стилевое разнообразие, но и многообразие авторских стилей хоровой обработки народных песен. В статье анализируются авторские стили аранжировки (обработки) народных песен из репертуара Государственного академического Кубанского казачьего хора, принадлежащие разным хормейстерам, выявляются стилевые особенности аранжировок

Сохранить в закладках
ХУАН ЦЗЫ И МИР ДЕТСТВА: ОСОБЕННОСТИ ОТРАЖЕНИЯ ОБРАЗА ЧЕЛОВЕКА В ШКОЛЬНЫХ ПЕСНЯХ (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: У М., ЧЭНЬ С.

В центре внимания статьи – камерно-вокальное и хоровое творчество Хуан Цзы – композитора, теоретика, стоящего у истоков профессионального музыкального образования в Китае. Предмет исследования – воплощение образа человека в музыке Хуан Цзы. Методы и подходы: историко-стилевой, системный; методы герменевтики, компаративистики, музыковедческого анализа. Новизна исследования состоит в изучения образно-художественного мира композитора как системы, отражающей исторические и культурные факторы изменяющейся реальности

Сохранить в закладках
ФЕНОМЕН ТЕЛЕСНОСТИ В ИСКУССТВЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: ТАТАРИНЦЕВ АНДРЕЙ ЮРЬЕВИЧ, Соловьев Николай Анатольевич

Основные положения статьи относятся к области современного танца и восприятия его зрителем, которое становится полноценным при соответствующей танцевально-исполнительской культуре. Тема работы затрагивает эстетическую функцию хореографии, во многом связанную с репрезентацией современного танца в обществе. В данном проблемном поле вскрывается противоречие сторон исполнителя и зрителя в их недостаточной способности к коммуникации через искусство современного танца, отражающееся в его трактовке, системе сценических ценностей и, как итог, – в понимании друг друга в целом. Через постановку данной проблематики рассматривается роль телесности в раскрытии образа исполнителя и трансляции смыслов в искусстве современного танца, ее применение как подсознательного средства кинестетической коммуникации и воздействия на зрителя

Сохранить в закладках
ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ГЕРОЕВ В ЗАРУБЕЖНЫХ КИНОИНТЕРПРЕТАЦИЯХ РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО "АННА КАРЕНИНА" (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: АЛЕКСАНДРОВА Д. А.

В статье рассматриваются музыкальные характеристики главных героев зарубежных экранизаций романа Л. Толстого «Анна Каренина», впервые проводится сравнительный анализ музыкальной интерпретации образов и прослеживается их динамика. Основой для изучения стали киноинтерпретации, в которых присутствуют лейтмотивы указанных персонажей. В результате доказывается влияние музыки на создание образов персонажей, раскрытие их душевных качеств, скрытых чувств, помыслов

Сохранить в закладках
13 ВАРИАЦИЙ НА ТЕМУ АРИЕТТЫ ИЗ ЗИНГШПИЛЯ К. ДИТТЕРСДОРФА "КРАСНАЯ ШАПОЧКА" WOO 66 A-DUR В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ФИНАЛА В ПРОГРАММНЫХ ВАРИАЦИЯХ Л. ВАН БЕТХОВЕНА (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: ШМАКОВА О. В., ПАРХОМЕНКО Г. В.

В статье рассматривается динамизирующая роль финальной фазы в драматургии программных вариаций Л. Ван Бетховена. В фокусе внимания – цикл на тему ариетты из зингшпиля К. Диттерсдорфа «Красная шапочка». Большое значение в решении проблемы финала имеет кода. Один из векторов усиления ее роли – влияние концертно-виртуозной практики пианистов. Другая тенденция связана с влиянием на вариационный процесс динамических свойств сонатности. В статье дается обзор программных вариационных циклов Л. ван Бетховена в ракурсе проблемы финала

Сохранить в закладках
СКРИПИЧНАЯ МУЗЫКА В РОССИИ И В КИТАЕ: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: СУНЬ Ц.

Статья посвящена сравнительному анализу характерных особенностей скрипичного исполнительства на разных периодах его развития в России и в Китае. Цель данного исследования заключается в определении роли российской и западной скрипичных школ в развитии музыкальной культуры КНР. Автором статьи сделан вывод, что становление и развитие скрипичного искусства в России и в Китае совершалось в рамках формирования национальной музыкальной культуры каждой страны. Тем не менее, высокая квалификация педагогического состава и современных исполнителей Китая в значительной мере обусловлена влиянием российских и европейских музыкально-педагогических и исполнительских традиций

Сохранить в закладках
СИМФОНИЧЕСКАЯ ВОКАЛЬНАЯ СЮИТА "ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА" ДУ МИНСИНЯ КАК ВОПЛОЩЕНИЕ ГЕРОИКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ ЭСТЕТИКИ В КИТАЙСКОМ МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА (2024)
Выпуск: № 2 (93) (2024)
Авторы: ВАН И., Назарова Елена Олеговна

Статья содержит анализ биографии, истоков творческой деятельности и особенностей музыкального стиля китайского композитора Ду Минсиня. На основе историко-биографического и музыковедческого анализа были определены структурные и стилевые особенности современной китайской музыки. Охарактеризовав героико-патриотическую эстетику вокальной сюиты Ду Минсиня «Великая китайская стена», автор приходит к выводу об актуальности и необходимости углубленного исследования стилевых особенностей творчества композитора.

Сохранить в закладках
назад вперёд