Рассмотрены вопросы эмиссии вредных веществ авиационными двигателями, физико-химического воздействия авиационных горюче-смазочных материалов на окружающую среду, их потенциальной токсичности, а также нормирования выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду. Представлены методы контроля загрязнений и способы защиты окружающей среды от негативного воздействия авиационной техники.
Идентификаторы и классификаторы
Авиация потребляет 2—3 % от общего количества ископаемого топлива, из них 80 % расходуется в гражданской авиации [6]. По данным [7], аэропорт на 100 рейсов в сутки выбрасывает 8 т оксидов азота, 9,6 т угарного газа, 1,6 т различных углеводородов, а также 0,015 кг бензапирена. Основными загрязняющими веществами, входящими в состав выхлопных газов авиационных двигателей, являются оксиды азота, оксиды углерода, углеводороды и сажевые частицы [1, 2]. Эмиссия этих веществ авиационными двигателями оказывает существенное влияние на так называемые глобальные экологические проблемы, такие, как снижение концентрации озона в стратосфере, парниковый эффект, возникновение кислотных осадков. Кроме того, двигатели выбрасывают тонкодисперсные аэрозоли, в которых содержатся частицы сажи, металлов, пары воды, капли серной и, возможно, азотной кислоты и несгоревшие углеводороды, которые могут стимулировать в атмосфере химические реакции, поглощать или рассеивать радиацию и изменять свойства облаков. Данные измерений плотности стратосферного аэрозольного слоя свидетельствуют о том, что содержание аэрозолей в стратосфере увеличивается в течение последних 15—20 лет со скоростью 5 % в год [8].
Список литературы
1. Яновский Л. С., Харин А. А., Шевченко И. В., Дмитренко В. П. Авиационная экология. Воздействие авиационных горюче-смазочных материалов на окружающую среду. Учеб. пособие. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 180 с. EDN: UIOQNN
2. Мессинева Е. М., Мануйлова Н. Б., Горбачев С. И., Булычев С. Н. Проблемы и особенности воздействия авиационных горюче-смазочных материалов на окружающую среду // Журнал технических исследований. 2016. Т. 2. № 1. С. 2. EDN: UDXFZF
3. Проблемы и перспективы исследований. Препринт № 8-427. - М.: ОИВТ РАН. 1998. - 78 с.
4. Мануйлова Н. Б., Мессинева Е. М. Эмиссия загрязняющих веществ авиационными двигателями. Тез. докладов Седьмого международного аэрокосмического конгресса IAC’12. - М., 2012. С. 352.
5. Фаворский О. Н. Газотурбинные установки - основа экологически наиболее чистого транспорта и энергетики. Тр. Всес. научн.-практич. конф. “Проблемы энергетики и транспорта”. - М.: ЦИАМ, 1988. № 1272. С. 18-40.
6. Julian Moxon Environmental Effort // Flight. 2000. V. 158. No. 4738. P. 116-128.
7. Бакиров Ф. Г., Захаров В. М. Образование и выгорание сажи при сжигании углеводородных топлив. - М.: Машиностроение, 1989. - 126 с.
8. Гуревич Ф. М., Захаров В. М., Сильверстов В. М. Разработка перспективных малоэмиссионных камер сгорания. В кн. “Научный вклад в создание авиационных двигателей” / Под ред. Скибина В. А., Солонина В. И. - М.: Машиностроение, 2000. Кн. 2. С. 320-329.
9. Johnston H. S., Kinnison D. E., Wuebbles D. J. Nitrogen Oxides from High-Altitude Aircraft: an Update of Potential Effects on Ozone // J. Geophys. Res. 1989. V. 94. P. 163-171.
10. Beck J. P., Reeves C. E., de Lecuw F. A. A. M. The Effect of Aircraft Emissions on the Tropospheric Ozone in the Northern Hemisphere // Atmosph. Environment. 1992. V. 26 A. No. 1. P. 17-21.
11. Целиков В. А. Экология двигателей летательных аппаратов (основы общей и промышленной экологии). - М.: МАИ, 1993. - 110 с.
12. Бурико Ю. Я. Эмиссия окислов азота камерами сгорания ГТД. Обзор № 225. - М.: ЦИАМ, 1986. - 65 с.
13. Лыков О. П., Голубева И. А., Мещеряков С. В. Охрана окружающей среды при переработке и очистке нефти, нефтепродуктов и газа. - М.: НООСФЕРА, 2000. - 88 с. EDN: VXZNAT
14. Мануйлова Н. Б., Мессинева Е. М. Автотранспорт как источник канцерогенных веществ в биосфере. В: “Современная наука: тенденции развития”. Матер. II межд. науч.-прак. конф., 2012 г. Сб. научных трудов. В 3 томах. - Краснодар, 2012. Т III. С. 92-95.
15. Бундуки А. В., Мессинева Е. М., Ремизова Н. Н., Фетисов А. Г. Исследование потенциальной канцерогенной опасности авиационного транспорта. Тезисы докладов Седьмого международного аэрокосмического конгресса IAC’12. - М., 2012. - 359 с.
16. Булычев С. Н., Мессинева Е. М., Фетисов А. Г. Исследование потенциальной канцерогенной опасности авиационного транспорта // Экология промышленного производства. 2014. Вып. 3(87). С. 47-49. EDN: STGTIT
17. Столяровский А. Я., Чувелев А. К. // Энергия: Экономика, техника, экология. 1986. № 10. С. 11-16.
18. Яковлев В. С. Хранение нефтепродуктов. Проблемы защиты окружающей среды. - М.: Химия, 1987. - 152 с.
19. Водород. Справочник / Под ред. Гамбурга Д. Ю., Дубовкина Н. Ф. - М.: Химия, 1989. - 671 с.
20. Ondrey G., D’Aquino R. The Hydrogen Chase // Chem. Eng. 1999. V. 106. No. 11. P. 30-31, 33.
21. Europaischer Dachverband fur die Wasserstofftechnologie Gegriindet // Erdol Erdgas-Kohle. 2000. Bd. l 16. No. 3. P. 10.
22. Чертков Я. Б., Стиркин В. Г. Применение реактивных топлив в авиации. - М.: Транспорт, 1974. -160 с.
23. Яновский Т. С., Дубовкин Н. Ф., Федоров Е. П. Состояние и перспективы развития горюче-смазочных материалов для двигателей летательных аппаратов // Конверсия в машиностроении. 2000. № 5. С. 87-94.
24. Харин А. Л., Шевченко И. В., Яновский Т. C. Возможности и особенности применения альтернативных топлив в авиационных двигателях // Авиац. техника. 2002. № 1. С. 54-56. EDN: HRMAZX
25. ТУ 39-1547-91. Топливо авиационное, сконденсированное из нефтяного газа. Технические условия.
26. Основы экологии и эргономики в авиации / Под ред. Хунданова Л. Л., Ступакова Г. П. - М.: ВПК, 1997. - 194 с.
27. Евдокимов А. Ю., Фукс И. Г. Экологические проблемы рационального использования отработанных смазочных материалов. - М.: ЦНИИТ Энергохим, 1989. - 64 с.
28. Кламанн Д. Смазки и родственные продукты. - М.: Химия, 1988. - 488 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Роль Северного морского пути (СМП) в транспортной инфраструктуре России, резко снизившаяся в последние десятилетия, начинает неуклонно повышаться, что связано с интенсификацией освоения месторождений углеводородов и твердого минерального сырья на шельфе Северного Ледовитого океана, переориентацией экономических и политических интересов страны с запада на восток. Для комплексного решения проблем СМП целесообразно создание Совета региональных лидеров (представителей субъектов Федерации, непосредственно связанных с проблемами эксплуатации СМП) при президенте РФ и федерального агентства по СМП при Минэкономразвития РФ.
В экспедиции СО РГО в июне 2016 г. впервые за последние десятилетия были выполнены натурные исследования штормовых биоокеанографических процессов, протекающих в прибрежной зоне у западного побережья Крыма. Получены уникальные данные о процессах перераспределения гидробионтов в прибрежной зоне по мере усиления штормового ветра. Показано, что штормы вносят значительный вклад в перераспределение вещества, энергии и гидробионтов в прибрежной зоне на масштабе до нескольких десятков километров.
Предложены модели оценки экономической эффективности мероприятий по совершенствованию системы противокоррозионной защиты городских централизованных сетей горячего водоснабжения.
Рассмотрены глубинные геодинамические процессы, определяющие многолетнее нестационарное состояние плотины Саяно-Шушенской ГЭС.
Рассмотрены и обобщены актуальные подходы к решению научно-производственной проблемы охраны воздушного бассейна от загрязнения твердыми частицами путем применения высокоэффективных циклонов новой конструкции на предприятиях железнодорожного транспорта. Показаны приоритетные направления повышения эффективности золо- и пылеулавливающих установок. Подробно описаны конструкции предлагаемых к внедрению циклонных аппаратов, показаны их эколого-технические преимущества перед отечественными и зарубежными аналогами, отличающие их от известных очистных установок оригинальностью устройства и повышенной степенью очистки промышленных выбросов. Приведены рекомендации по эксплуатации новых аппаратов циклонного типа, защищённых патентами на изобретения.
РЕСУРСЫ ДРЕВЕСИНЫ, ГАЗОГЕНЕРАТОРНЫЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ, ГАЗИФИКАЦИЯ, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, СТОИМОСТЬ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ
Рассмотрены математические основы процессов очистки сточных вод во флотокомбайнах. При этом особое внимание уделено наиболее часто используемым на практике флотационным способам извлечения из сточных вод нефтепродуктов и поверхностно-активных веществ. Показано, что полученные теоретически и экспериментально данные достаточно хорошо коррелируют. Приведенные данные позволяют прогнозировать качество очистки сточных вод во флотокомбайнах.
Проведено исследование сезонного и годового изменения основных показателей качества природных и сточных вод (цветности и мутности). На основании выявленных закономерностей установлено наличие корреляции между этими параметрами и содержанием ионов меди, цинка, железа и марганца в воде, и разработан экономичный и экспрессный метод экомониторинга воды. Предложенный метод позволяет не только определять, но и прогнозировать содержание ионов тяжелых металлов в природных и сточных водах промышленных производств.
Озон достаточно широко используется в технологиях промышленного и питьевого водоснабжения, в частности, для окисления различных примесей, а также для обеззараживания воды. В статье приведены и рассмотрены различные варианты оборудования для ввода озона в обрабатываемую воду и смешивания с ней. Показано, что выбор способа и его конструктивное оформление напрямую зависят от качественного и количественного состава обрабатываемых вод, наличия в них растворенных газов, примесей и, как следствие, необходимой степени насыщения их озоном для обеспечения требуемой концентрации растворенного озона. Приведены результаты экспериментальных исследований, направленных на изучение особенностей озонирования подземных вод в технологиях их обработки и доведения до норм технологического или питьевого стандарта. Показано, что доза озона при обработке подземных вод определенного качественного состава играет доминирующую роль для обеспечения требуемого качества получаемой воды.
Рассматривается проблема низкой эффективности обеспыливания технологических процессов переработки горнорудного сырья, которая является следствием совокупности целого ряда субъективных причин, вытекающих из основной проблемы - несоответствия теории практике обеспыливания технологических процессов переработки горнорудного сырья. Подробно описывается как теория обеспыливания технологических процессов переработки горнорудного сырья дошла до исследования движения одиночной частицы пыли в потоке воздуха, т. е. исчерпав себя в аэрологии, плавно перешла на уровень аэродинамики. Дается краткий анализ реального применения технических средств и технологических регламентов в практике обеспыливания технологических процессов переработки горнорудного сырья с указанием моментов и ситуаций, противоречащих законам классической физики и здравому смыслу. Даны выводы, объясняющие сложившуюся ситуацию вследствие отрыва теории от практики обеспыливания технологических процессов переработки горнорудного сырья.
Рассмотрены хвостохранилища юга Дальнего Востока, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Использование компьютерного термодинамического моделирования позволяет прогнозировать и оценивать вероятность гипергенных процессов. Данные дистанционных методов зондирования земли дают возможность оценить экологическую опасность объектов горного производства. Полученные пространственные цифровые модели территории исследования позволили уточнить площади химического загрязнения.
Издательство
- Издательство
- НТЦ ОК "КОМПАС"
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 125424, город Москва, Волоколамское ш., д. 77
- Юр. адрес
- 125424, город Москва, Волоколамское ш., д. 77
- ФИО
- Лукашук Владимир Евгеньевич (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- secretariat@ntckompas.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4915797
- Сайт
- https://ntckompas.ru