EISSN 2221-1616
Языки: ru · en

Статья: РОССИЙСКИЙ БУДДИЗМ, ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПУБЛИЧНАЯ МЕДИАСФЕРА (2024)

Читать онлайн

Настоящая статья является продолжением опубликованного ранее исследования стратегий русскоязычной буддийской общины в отношении Интернета и новых медиа и посвящена анализу общественного вклада буддийских гражданских инициатив. Сложность данной темы заключается в ее новизне и крайне слабой изученности сквозь призму социологических методологий. Меж тем, трансформации российского общества в сферах политики, права, образования и религии настоятельно требуют от социологов как новых теоретических рефлексий о релевантности устоявшихся методологий исследований, так и новых прикладных исследований измененной реальности. Аналитической рамкой исследования стала комбинация концепций постсекулярного общества Юргена Хабермаса и «организационного субстрата» Джулии Бергер. Прикладная часть исследования включила в себя экспертные интервью по теме гражданских буддийских инициатив периода 1990-220-х гг. и case-study двух буддийских неправительственных организаций - «Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма» и «Фонд содействия буддийскому образованию и исследованиям». Проведенный анализ позволил выделить идеациональный и партикулярный компоненты организационного субстрата буддийских неправительственных организаций. Идеациональная составляющая организационного субстрата обоих фондов базируется на буддийской регламентации социального действия как нацеленного на обретение благой заслуги и принесения пользы живым существам, очищение сознания. Ключевые векторы гражданской активности российских буддистов-мирян определяются партикуляризмом буддийской модели распространения учения (запрет миссионерства, Учение как Дар проповеди), доктринальной регламентацией социальной деятельности мирян и религиозных профессионалов, партикулярной моделью воспроизводства традиционных ценностей через буддийское образование. Выявленный авторами организационный субстрат позволил авторам изучить основные направления гражданских инициатив российских буддистов. Таковыми, сообразно субстрату, стали создание медианиши традиционного буддизма в публичной сфере российского общества; медиация отношений между традиционным буддизмом и политико-правовой и научно-образовательной подсистемами российского общества. Анализ этапов институционализации буддийских неправительственных организаций показал, что первый этап включил формирование общественной инициативы снизу, второй этап охватил построение долгосрочного диалога с властью по проблеме воспроизводства буддийского образования, а нынешний, третий этап - консолидацию буддийской сангхи в социокультурном и политико-правовом контексте Российской Федерации.

Ключевые фразы: постсекулярность, религиозные неправительственные организации, организационный субстрат, российский буддизм, ПУБЛИЧНАЯ СФЕРА
Автор (ы): Островская Елена Александровна, Бадмацыренов Тимур Баторович
Журнал: Вестник Института социологии

Идентификаторы и классификаторы

УДК
294.3. Буддизм
Для цитирования:
ОСТРОВСКАЯ Е. А., БАДМАЦЫРЕНОВ Т. Б. РОССИЙСКИЙ БУДДИЗМ, ТРАДИЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ И ПУБЛИЧНАЯ МЕДИАСФЕРА // ВЕСТНИК ИНСТИТУТА СОЦИОЛОГИИ . 2024. ТОМ 15 № 4
Текстовый фрагмент статьи