Морская Арктическая комплексная экспедиция Института Наследие – единственная в России и в мире экспедиция, которая с 1986 г. проводит комплексные полевые исследования Арктики, собирает новые сведения об историко-культурном наследии русского и коренных народов Арктического региона, в том числе о традиционном судостроении и судоходстве. С целью дальнейшего развития исследований начались работы по новой научной теме: «Первопроходство в Арктике». История российского первопроходства в Арктике на судах связана с начальным новгородским периодом освоения региона, который в настоящее время принято называть Русским Севером.
Сеть водно-волоковых, речных и морских путей, освоенных новгородцами, стала этнографической основой формирования традиций северорусской культуры. Опыт судоходства, полученный жителями Русского Севера за сотни лет хозяйственной жизни, позволил использовать водные пути для освоения новых огромных пространств Сибири, побережий Арктики и Дальнего Востока. Российские казаки и вольные промышленники за 100 лет смогли пройти 1/3 часть земного меридиана, оставляя на своём пути зимовья, становища, острожки, которые со временем становились сёлами и городами. При поддержке коренных народов, в орбиту политических и экономических процессов были включены просторы Сибири. Огромную роль в этом продвижении северного русского по происхождению населения «встречь солнцу» сыграли традиционные лодки, карбасы, и более крупные суда, в частности – поморские лодьи, кочи, шитики и насады.
Идентификаторы и классификаторы
Морская Арктическая комплексная экспедиция (МАКЭ) Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева – единственная в России и в мире экспедиция, которая с 1986 г. под руководством П.В.Боярского ежегодно проводит комплексные полевые исследования на островах, архипелагах и материковом побережье Арктики. Все эти годы МАКЭ изучает природное наследие Российской Арктики, собирает новые сведения об историко-культурном наследии русского и коренных народов Арктического региона, в том числе о традиционном судостроении и судоходстве.
Список литературы
[1] Боярский, П. В. Пути создания науки о памятниках // Памятники Отечества. – 1983. – № 2(8). – С. 36-41; его же. Теоретические основы памятниковедения (постановка проблемы) // Памятниковедение. Теория, методология, практика : сб. науч. трудов / Ред.-сост. П. В. Боярский.– Москва : НИИК, 1986; его же. Введение в памятниковедение. – Москва : Культура и Мировой океан, 1990; его же. Теория и практика исторического эксперимента // Исторический эксперимент: теория, методология, практика : сб. науч. трудов / Отв. ред. П. В. Боярский.– Москва : НИИК, 1990. – С. 9-57.
[2] Боярский, П. В. Теория и практика исторического эксперимента… С. 9-10.
[3] Личный архив автора.
[4] Слово «ладья» («лодья») звучит даже в самом наименовании этого древнего города: «как звучит… Лодейное Поле – город, уезд которого до сих пор считает судостроение одним из первостепенных своих промыслов… известно, что Новоладожский уезд ещё и в наши дни является центром судового промысла для всего Петербургского края» (Загоскин, Н. П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской России. – Казань, 1910. – С. 384).
[5] Сорокин, П. Е. Судостроительная традиция Северо-Запада Руси в средневековье // Новгород и Новгородская земля. История и археология : материалы науч. конф. – Новгород, 1993. – Вып. 7. С. 122–128; его же. Водные пути и судостроение на северо-западе Руси в средневековье. – Санкт-Петербург, 1997.
[6] Загоскин, Н. П. Указ. соч. С. 358–360.
[7] Скандинавские саги говорят о городе Альдоге (Ладога) как о древнем складочном месте в торговле Запада с Востоком; весьма важное значение имел город Ладога (Альдаген) и в торговле Новгорода с Ганзейским союзом городов. (Там же.)
[8] «X-XIII вв. – начало славянского расселения на Севере… археологические материалы XI-XIII веков из районов… Белозерье, Каргополье, Важская земля… здесь уже сформировались мощные центры колонизации… Включение этих регионов в состав древнерусского государства ставило под его контроль основные водные артерии Севера… Несомненно, дорога к Белому морю была проложена не позднее начала XI века» (Макаров, Н. А. Восточные славяне: освоение новых территорий. – Москва, 1993. – С. 3-4).
[9] Упоминания о различных типах русских судов в новгородских и псковских летописях в разные периоды истории представлены в указанных выше монографиях П.Е.Сорокина.
[9] Саватеев, Ю. А. Каменная летопись Карелии. – Петрозаводск, 1990. – С. 14-53.
[11] Эш, Г. В. Руководство для любителей парусного спорта. – Санкт-Петербург, 1895. – С. 58.
[12] Андреев, А. П. Ладожское озеро. Ч. 1. – Санкт-Петербург,1875. – С. 35-37.
[13] Там же.
[14] «Со» – совместно (совозводить, совозносить, совозвставать, соучаствовать), совокуплять (соединять, собирать вместе). (Даль, В. И. Толковый словарь живого русского языка. Т. IV. – Москва, 1995. – С. 255.)
[15] Загоскин, Н. П. Указ. соч. С. 405.
[16] Экспертиза была выполнена в декабре 2018 г. комиссией «Дендрохронология» Вологодского отделения Русского географического общества.
[17] Обмеры останков судна и его изучение были выполнены группой специалистов Института Наследия под руководством д.и.н. А.В.Окорокова.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматривается творчество русских эмигрантских поэтов в 1930-х – 1940-х годах в Китае как часть русской литературы XX века. Приводятся сведения о жизни и деятельности популярной в то время национальной поэтессы – Марианны Колосовой.
В статье анализируются проблемы подходов к реставрации объектов культурного наследия, в частности мебели, методы расчистки отделочных покрытий, определены задачи, критерии выбора методов расчистки в зависимости от степени сохранности и особенностей загрязнений, способы сохранения отделочного покрытия. Проанализированы влияние на загрязнения и отделочные покрытия различных веществ и материалов, таких как пенен, ксилол, вода, бензин, ацетон и др. В ходе проведенного автором исследования получены результаты эффективности действия отдельных способов расчистки и предложен вариант расчистки отдельных загрязнений деревянных поверхностей с сохранением имеющегося отделочного покрытия, даны рекомендации по использованию материалов, оценены преимущества и недостатки предложенных методик как для мебели, так и для реставраторов.
Северный Ледовитый океан всегда притягивал внимание многих государств. Границы этих государств определены и закреплены законодательством. В иностранных секторах Северного Ледовитого океана имеются русские географические названия в честь российских первооткрывателей.
Русские географические названия приводятся в алфавитном порядке. Представлена также карта-схема с этими названиями.
В статье рассматриваются формы и особенности стиля эдвардианцев, положившие начало изменениям в мировой моде, а также повлиявшие на образы дизайнеров XX века, творения которых признаны классикой винтажной моды.
Статья посвящена экспертному исследованию живописного эскиза из частного собрания известного советского художника Д.А.Налбандяна (1906-1993). Этот эскиз под названием «Выступление В.И.Ленина в Доме Союзов» является еще одной подготовительной работой художника, выполненной в 1990 г., наравне с одноименным эскизом из собрания Музея-мастерской Д.А.Налбандяна (Москва). Анализируется художественная манера Налбандяна позднего периода творчества, выделяются основные признаки его живописного почерка. Атрибутированная работа расширяет наше представление о специфике творческого процесса художника этого времени, дополняя ряд его эталонных произведений. В свою очередь материалы проведенного исследования представляются актуальными для изучения позднесоветского искусства в целом.
Статья посвящена рассмотрению системы воинского воспитания в русской армии первой половины XIX в. Подчеркивается, что в исследуемый период она формировалась под воздействием многочисленных факторов, строилась с учетом отечественного и иностранного опытов. В рамках этой системы консервативные методы воспитания воинов соседствовали с прогрессивными, палочная дисциплина и телесные наказания сочетались с заботой командиров о подчиненных. Делается вывод о том, что в основе механизма воинского воспитания в армии лежали монархическая государственная идеология, командно-административные методы, формы и принципы управления.
Происхождение одного из Генеральных секретарей ЦК КПСС, фактического руководителя страны Юрия Владимировича Андропова до сих пор окружено легендами и историческими спекуляциями. В статье раскрываются вопросы, связанные с удочерением его матери Евгении временным московским купцом Карлом Флекенштейном и его женой Евдокией Михайловной, урожд. Сидориной. Анализируя информацию, сопутствующую нахождению подкидыша, авторы статьи подходят к предположению, что, возможно, Евгения была дочерью кого-то из окружения удочерителей: либо была взята Флекенштейнами в свою семью по причине смерти матери Евгении, либо отказе матери от дочери.
В статье обсуждаются модели регулирования социальных отношений на протяжении развития общества. Анализируются традиционная, гуманистическая, позитивистская модели социального регулирования, акцентируется внимание на особенностях социального регулирования в современной мир-системе. По итогам исследования сделаны предложения применительно к российской системе социального регулирования, дальнейшее развитие которой должно строиться на основе традиционных ценностей российского общества, что позволит обеспечивать самодостаточность и сбалансированность этой системы. Право, мораль и религия должны восприниматься как ценности, сохранение которых не противодействует, а способствует дальнейшему развитию российской цивилизации. Политика должна направлять, но не подменять другие социальные регуляторы. Реализацию политических стратегий следует осуществлять с учетом сложившейся системы социальных регуляторов, не допуская их профанации в угоду достижения сиюминутных политических решений.*
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ИНСТИТУТ НАСЛЕДИЯ ИМЕНИ Д.С. ЛИХАЧЕВА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129366, Москва, ул. Космонавтов, д. 2
- Юр. адрес
- 119072, г Москва, р-н Якиманка, Берсеневская наб, д 18-20-22 стр 3
- ФИО
- Аристархов Владимир Владимирович (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- sfrik@list.ru
- Контактный телефон
- +7 (381) 2268858