В статье представлены результаты междисциплинарного исследования рисков инновационного предпринимательства в музыкальной индустрии. Стремительное развитие медиакоммуникаций и цифровизация культурной сферы, спровоцированные введением локдауна во время пандемии COVID-19, привели к распространению в международной практике инновационных предпринимательских инициатив, разработке сервисов, которые предоставили возможности онлайн-посещения музыкальных концертов, способствующих социальной и культурной инклюзии. В России сфера цифрового искусства только начинает свое становление: в отечественном бизнесе появляются отдельные проекты, предоставляющие сервисы по организации и продвижению виртуальной концертной деятельности. Актуальность исследования обусловлена низкой степенью изученности российских практик инновационного предпринимательства, существующих барьеров развития отрасли.
Методы: на первом этапе исследования был проведен пилотажный анкетный онлайн-опрос целевой аудитории цифровых концертов - представителей молодежи в возрасте от 16 до 30 лет (N = 291). На втором этапе - экспертные интервью с организаторами и руководителями бизнес-проекта - стриминговой платформы LookPort, являющейся лидером интерактивного вещания и креативных стриминговых решений в России, Великобритании и странах Европы.
Результаты: выявлено, что наиболее значимые коммерческие риски формируются потребителями услуг и обусловлены трудностями освоения технических особенностей новых сервисов и социально-психологическими эффектами их использования - ограниченными возможностями интерактивного эмоционального взаимодействия, не позволяющего аудитории ощутить причастность к происходящему, реализовать потребности в эмоциональной и физической коллективной экспрессии. Ключевыми ресурсами преодоления возникающих рисков становятся образовательные и управленческие компетенции предпринимателей, навыки применения современных маркетинговых инструментов формирования положительного пользовательского опыта.
Идентификаторы и классификаторы
С начала 2020 г. из-за вспышки COVID-19 и введения запрета на проведение массовых мероприятий многие культурные учреждения оказались в кризисной ситуации. К 22 апреля 2020 года 128 стран приостановили деятельность организаций, связанных со сферой культуры, оставив без работы, средств к существованию и возможностей планирования своей деятельности многих представителей творческих профессий. В ЮНЕСКО назвали сложившуюся ситуацию в сфере культуры «чрезвычайной». В качестве основной альтернативы офлайнкультуре гендиректор организации Одри Азуле предложила активно использовать новаторские коммуникационные решения – дистанционные репетиции, виртуальные концерты и экскурсии, позволяющие поддерживать контакт с аудиторией [1, 2].
Список литературы
1. ЮНЕСКО: о чрезвычайной ситуации в сфере культуры. Новости ООН. 15 апреля 2020 г. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/04/1376152 (дата обращения 13.01.2024).
2. ЮНЕСКО: сектор культуры пострадал от пандемии гораздо серьезнее, чем предполагалось. Новости ООН. 22 декабря 2020 г. URL: https://news.un.org/ru/story/2020/12/1392922 (дата обращения 13.01.2024).
3. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. - 2018. - № 3. - С. 88-107. DOI: 10.17747/2078-8886-2018-3-88-107 EDN: VJUZMC
4. Приставка Е. Виртуальная сцена и певец, но тот же драйв: зачем миллионы ходят на концерты в метавселенной. URL: https://hightech.fm/2022/07/12/music-and-live-gigs (дата обращения 13.01.2024).
5. Пол К. Цифровое искусство. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. - 272 с.
6. Дайджест счетной палаты Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-culture.pdf (дата обращения 13.01.2024).
7. Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года. URL: https://78.ru/articles/2019-11-15/kulturnie-uchrezhdeniya-uhodyat-v-virtualnuyu-realnost (дата обращения 13.01.2024).
8. Паспорт федерального проекта Цифровизация услуг и формирование информационного пространства в сфере культуры (“Цифровая культура”) 2019-2024 гг. URL: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2023/FP_Cifrovaya_kultura.pdf (дата обращения 13.01.2024).
9. Голубничая А. Изучаем Чайковского и Шагала на диване: Мединский о виртуальной реальности от Минкульта. URL: https://culture.gov.ru/upload/mkrf/mkdocs2023/FP_Cifrovaya_kultura.pdf (дата обращения 13.01.2024).
10. Щербаков А.Г. Генезис и развитие научных представлений о роли инноваций в экономическом процессе // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). - 2019. - Т. 10. - № 4. - С. 470-486. DOI: 10.18184/2079-4665.2019.10.4.470-486 EDN: KOFRSR
11. Tushman M.L., O’Reilly C.A. Winning through innovation. A practical Guide to Leading Organizational Change and Renewal. - Boston: Harvard Business School Press, 1997. - 259 p.
12. Шумпетер Й. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982. - 455 c.
13. Cultural aspects of organizational agility affecting digital innovation / D. Goncalves, M. Bergquist, R. Bunk, S. Alänge // Journal of Entrepreneurship, Management and Innovation. - 2020. - Vol. 16. - № 4. - С. 13-46. DOI: 10.7341/20201641 EDN: XZHNDJ
14. Nambisan S. Digital entrepreneurship: toward a digital technology perspective of entrepreneurship // Entrepreneurship Theory and Practice. - 2016. - № 41 (6). - P. 1029-1055. DOI: 10.1111/etap.12254
15. Bouwman H., Hulsink W. A dynamic model of Cyber-entrepreneurship and cluster formation: applications in the United States and in the Low Countries // Telematics and Informatics. - 2002. - № 19 (4). - P. 291-313. DOI: 10.1016/S0736-5853(01)00018-1
16. Entrepreneurship education and students’ internet entrepreneurship intentions: Evidence from Chinese HEIs / C. Millman, Z. Li, H. Matlay, W.C. Wong // Journal of Small Business and Enterprise Development. - 2010. - № 17 (4). - P. 569-590. DOI: 10.1108/14626001011088732
17. Sebora T.C., Lee S.M., Sukasame N. Critical success factors for e-commerce entrepreneurship: an empirical study of Thailand // Small Business Economics. - 2009. - № 32 (3). - P. 303-316. DOI: 10.1007/s11187-007-9091-9 EDN: FRYDGD
18. Gustavsson M., Ljungberg J. Entrepreneurship in the DIGITAL SOCIETY // Thirty Ninth International Conference on Information Systems. - San Francisco, 2018. URL: https://www.researchgate.net/profile/Jan-Ljungberg/publication/330321389_Entrepreneurship_in_the_Digital_Society/links/5c38a562a6fdccd6b5a47492/Entrepreneurship-in-the-Digital-Society.pdf (дата обращения 13.01.2024).
19. Clausen T.H., Demircioglu M.A., Alsos G.A.Intensity of innovation in public sector organizations: The role of push and pull factors // Public Administration. - 2020. - Vol. 98. - № 1. - P. 159-176. DOI: 10.1111/padm.12617
20. Pan Y., Torres I.M., Zúñiga M.A. Social media communications and marketing strategy: a taxonomical review of potential explanatory approaches // Journal of Internet Commerce. - 2019. - Vol. 18. - № 1. - P. 73-90. DOI: 10.1080/15332861.2019.1567187
21. Maier M.A., Hofmann M., Brem A. Technology and trend management at the interface of technology push and market pull // International journal of technology management. - 2016. - Vol. 72. - № 4. - С. 310-332. DOI: 10.1504/IJTM.2016.10002513
22. Technology push or market pull? Strategic orientation in business model design and digital start-up performance / H. Guo, Ch. Wang, Z. Su, D. Wang // Journal of Product Innovation Management. - 2020. - Vol. 37. - № 4. - С. 352-372. DOI: 10.1111/jpim.12526 EDN: TZCEBI
23. Tschmuck P. From record selling to cultural entrepreneurship: the music economy in the digital paradigm shift // Business Innovation and Disruption in the Music Industry / Eds. P. Wikström, R. de Fillippi. - 2016. - P. 13-32. DOI: 10.4337/9781783478156.00007
24. Farley J.J. Sustaining innovation: digital live music models in a post-COVID-19 Trinidad and Tobago // International Journal of Music Business Research. - 2023. - Vol. 12. - № 1. - P. 25-41. 10.2478/ijmbr-2023- 0005. DOI: 10.2478/ijmbr-2023-0005 EDN: UOGMIA
25. Sun H. Digital music distribution networks // Digital Revolution Tamed: The Case of the Recording Industry. - 2019. - С. 171-226. URL: https://link.springer.com/chapter/ (дата обращения 13.01.2024). DOI: 10.1007/978-3-319-93022-0_6
26. POSTNOTE. The parliamentary office of science and technology. The impact of digital technology on arts and culture in the UK. 2022. URL: https://researchbriefings.files.parliament.uk/documents/POST-PN-0669/POST-PN-0669.pdf (дата обращения 13.01.2024).
27. VR вполголоса: почему виртуальные концерты не стали реальным бизнесом // Телеспутник. URL: https://telesputnik.ru/materials/tech/article/vr-vpolgolosa-pochemu-virtualnye-kontserty-ne-stali-realnym-biznesom (дата обращения 13.01.2024).
28. Храмов В.Б. Онлайн-трансляция “концерта без публики” как феномен художественной культуры // Вестник РХГА. - 2021. - № 2. - C. 371-376. DOI: 10.25991/VRHGA.2021.22.2.035 EDN: YMPRNN
29. Danielsen A. Music, media and technological creativity in the digital age // Nordic Research in Music Education. Yearbook. - 2017. - Vol. 18. - P. 9-22. URL: http://hdl.handle.net/11250/2490532 (дата обращения 13.01.2024).
30. The show must go on. 2020 / L. Yang, P. Mubayi, H.P. Terry, H. Bellini. URL: https://www.goldmansachs.com/intelligence/pages/infographics/music-in-the-air-2020/report.pdf (дата обращения 13.01.2024).
31. Consumer music profile. Recording Industry Association of America. 2021. URL: https://www.riaa.com/reports/2021-u-s-consumer-music-profile-musicwatch-inc/(дата обращения 13.01.2024).
32. Consumer music profile. Recording Industry Association of America. 2020. URL: https://www.riaa.com/reports/2020-u-s-consumer-music-profile-musicwatch-inc/(дата обращения 13.01.2024).
33. Culture in crisis: impacts of Covid-19 on the UK cultural sector and where we go from here / Eds. B. Walmsley et al. - Centre for Cultural Value, 2022. URL: https://www.culturehive.co.uk/wp-content/uploads/2022/01/Culture_in_Crisis.pdf (дата обращения 13.01.2024).
34. Медиапотребление “цифровой молодежи” в России / под ред. Д.В. Дунаса. - Москва: Издательство Московского университета, 2021. - 406 c.
35. Ласточкина О.С. Культурный онлайн-досуг: поведение населения в период пандемии // Beneficium. - 2021. - № 3 (40). - С. 83-89. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2021.3(40).83-89 EDN: BPPKIG
36. Lookport. URL: https://lookport.ru/(дата обращения 13.01.2024).
37. Корнеева К. VR - эффектная технология, которой нужно найти правильное применение. URL: https://vc.ru/future/62476-vr-effektnaya-tehnologiya-kotoroy-nuzhno-nayti-pravilnoe-primenenie (дата обращения 13.01.2024).
38. Corona concerts: the effect of virtual concert characteristics on social connection and Kama Muta / D. Swarbrick, B. Seibt, N. Grinspun, J.K. Vuoskoski // Frontiers in Psychology. - 2021. - № 12. - P. 1-21. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.648448 EDN: UEREKT
39. Ariely D. Predictably irrational: the hidden forces that shape our decisions. 2008. - 280 p. URL: https://radio.shabanali.com/predictable.pdf (дата обращения 13.01.2024).
40. Благополучие личности и экзистенциальная исполненность: теоретико-философский аспект / Т.Г. Дулинец, О.А. Бенькова, Т.Г. Савельева, А.А. Машанов, О.Н. Догадаев // Философия и культура. - 2022. - № 10. - С. 75-90. DOI: 10.7256/2454-0757.2022.10.39033 EDN: DIZOTP
41. Горбунов А.С. Кризис доверия в обществе и деятельность средств массовой коммуникации // Современные философские исследования. - 2022. - № 2. - С. 70-75. DOI: 10.18384/2310-7227-2022-2-70-75 EDN: GTVMUH
42. Иммерсивные технологии: что это, области применения. URL: https://virtre.ru/articles/virtual-reality/immersivnye-texnologii-chto-eto-oblasti-primeneniya-html (дата обращения 13.01.2024).
43. Dwivedi Y.K., Ismagilova E., Hughes D.L., Carlson J. Setting the future of digital and social media marketing research: Perspectives and research propositions // International Journal of Information Management. - 2021. - № 59. - С. 102-168. DOI: 10.1016/j.ijinfomgt.2020.102168 EDN: XGOZJV
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье раскрыта природа трансформационных процессов, происходящих в когнитивном обществе начиная с последней трети XX в. Обоснована роль знания в трансформациях подобного рода в сферах власти и управления. Показано, что изменение статусной роли знания, превращенного в доминирующий ресурс общества знания, создает предпосылки возникновения результативных инновационных стратегий управления и власти. Актуальность обусловлена необходимостью формирования теории так называемого когнитивного общества - общества знания. Сегодня исследователи изучают его структуру и характеристики. Доминирующей в системе этих характеристик, полагают аналитики, является изменение статуса знания: оно превращено в базисный ресурс нового общества - общества, теория эволюции которого до сих пор не разработана. Исследовательская задача заключается в том, чтобы показать, что трансформация статуса знания, обретающего функции ресурса развития общества, ресурса власти и управления, является основным в понимании категориального конструкта «сдвиг власти и управления».
Методы: системный комплексный анализ, позволяющий рассмотреть общество знания как ценность связей и отношений, историческая реконструкция, сравнительный анализ, прогнозирование.
Результаты: в статье рассмотрена природа трансформации сфер власти и управления, произошедшей на рубеже XX-XXI вв. под влиянием нового статуса знания в когнитивном обществе. Обозначены конструктивные характеристики феномена «сдвиг власти и управления». Показано что, знание демонстрирует новый ресурсный статус в системе инновационного общества.
Актуальность: в научной сфере туризма Новороссии существует объективная необходимость изучения проблемы кадрового потенциала туристической индустрии Приазовья Российской Федерации. Профессионально-кадровый элемент туристической индустрии на сегодняшний день выступает одним из стратегических векторов ее развития в новых регионах, что свидетельствует об актуальности тематики исследования.
Цель: оценка кадровой ситуации в туристической индустрии новых регионов России и формулирование предложений по усовершенствованию профессиональных компетенций трудовых ресурсов отрасли.
Методы: методы экономической теории, инструменты маркетинговых исследований и экономико-математические методы.
Результаты: выявлен высокий уровень кадровой потребности туристической инфраструктуры Донецкой, Запорожской и Херсонской областей, особенно в инженерно-техническом персонале на предприятиях гостинично-ресторанного сектора, индустрии развлечений, транспортной инфраструктуры, санаторно-лечебной сферы, а также в менеджерах туризма различных уровней. Обосновано, что ключевым элементом управления отраслью является профильный менеджмент туризма. Выявлено несколько механизмов повышения квалификации в туристическом менеджменте. Качество, эффективность, рациональность, своевременность, креативность, правильность, профессиональность, грамотность - показатели работы, которые выделены как результаты повышения квалификации менеджеров высшего, среднего и низшего уровней в индустрии туристских услуг. Приведен перечень производственно-экономических, военно-политических, институциональных, морально-психологических, идеологических факторов, которые определяют формирование кадрового потенциала туристического Приазовья России. Эти факторы создают условия функционирования имеющихся трудовых ресурсов отрасли. Рассмотрены некоторые обстоятельства работы туристического персонала, которые не позволяют получать высокую производительность труда на предприятиях туристической индустрии. Маркетинговые исследования показали, что существует слабая заинтересованность субъектов туристического бизнеса новых регионов России в повышении квалификации и усовершенствовании профессиональных компетенций в связи с военно-политической напряженностью. По результатам исследования предложено создание многофункционального информационно-образовательного туристического центра, в организационной структуре которого выделены такие функциональные подразделения, как отдел информационного обеспечения, отдел образовательной деятельности, отдел маркетинга и консалтинга, финансово-экономический и юридический отделы. Повышение качества труда и усовершенствование кадрового потенциала туристической индустрии новых регионов России - важнейшие задачи в условиях современности и развития инфраструктуры отрасли. В сбалансировании ситуации особую роль играет государство и формирование соответствующих функциональных институтов.
Современный информационный мир создает новые технологии, которые ранее казались возможными только в научно-фантастических фильмах и книгах, но стали реальностью. Появление генеративных нейросетей, таких как ChatGPT, создало проблемную ситуацию в научном сообществе и образовании, которая заключается в возможности этичного использования продуктов нейросетей в научной работе. В отечественном и зарубежном интеллектуальном пространстве возникла дилемма, которая не позволяла определить место и возможные действия, применимые в научной деятельности.
Цель: рассмотреть современные попытки взаимодействия научного сообщества и искусственного интеллекта, а также предложить вариант их успешной коммуникации. Актуальность обусловлена всплеском общественной и научной дискуссии о влиянии искусственного интеллекта и нейросетей на производство научного знания. Исследуется и подвергается критике философский взгляд, который исходит из того, что нейросети являются проблемой современного общества (Н. Хомски), а также предлагается проект вписывания нейросетей и искусственного интеллекта в научный дискурс, опираясь на методологию Б. Латура и акторно-сетевой теории. В статье отстаивается позиция использования продуктов нейросетей в качестве инструмента проведения научного исследования.
Вывод: представлено решение проблемы взаимодействия науки и искусственного интеллекта с помощью акторно-сетевой теории Б. Латура, позволяющей рассматривать нейросеть как составную часть научной деятельности.
Актуальность определяется повышением роли социальной работы с ВИЧ-инфицированными в современных условиях как востребованного механизма обеспечения качества их жизни и социального благополучия на личностном, групповом и общественном уровнях.
Методы: метод вторичного анализа данных социологических исследований, мониторинговый анализ, глубинное интервью, SWOT-анализ. Цель: анализ особенностей и проблем организации социальной работы с ВИЧ-инфицированными людьми на современном этапе развития российского общества (на примере Иркутской области).
Результаты: раскрыто социальное положение ВИЧ-инфицированных; показаны проблемы, с которыми они сталкиваются в трудовой сфере, в пенитенциарной системе и причиной которых являются низкий уровень информированности населения, стереотипы, предрассудки, мифы и дезинформация о ВИЧ-инфекции; проанализированы результаты социологических исследований, проведённых в разные годы, которые показали, что сегодня отношение россиян к ВИЧ-позитивным людям стало более терпимее в целом, к ВИЧ-инфицированным коллегам - в частности; подчеркивается роль социальной работы в улучшении качества повседневной жизни ВИЧ-инфицированных; представлена актуальная статистическая информация за 2021-2023 гг., раскрывающая динамику изменения основных показателей ситуации в Иркутской области по ВИЧ-инфекции, а также долю людей, живущих с ВИЧ/СПИДом по всему миру и в России; описана деятельность ГБУЗ «Иркутский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», используемые им технологии и формы работы, в том числе инновационные; проанализированы результаты проведенного авторами интервью со специалистами по социальной работе Иркутского СПИД-центра с целью изучения содержания и особенностей их профессиональной деятельности, определены проблемы и сложности, с которыми они сталкиваются при общении с пациентами центра; описаны результаты SWOT-анализа организации социальной работы в России, а также сформулированы практические рекомендации по оптимизации социальной работы с ВИЧ-инфицированными в современных условиях. Выводы: несмотря на трудности, специалисты по социальной работе сопровождают и поддерживают ВИЧ-инфицированных с момента установления положительного ВИЧ-статуса и до начала оказания им паллиативной помощи, снижая негативные социальные последствия их ВИЧ-статуса, тем самым способствуя повышению качества повседневной жизни и обеспечивая им определенное социальное благополучие в обществе.
Статья посвящена анализу влияния участия студентов в виртуальных образовательных сообществах на их академическую успеваемость. В исследовании, охватывающем период с 2010 по 2022 гг., изучено, как активное взаимодействие в онлайн-платформах, форумах и социальных сетях способствует повышению мотивации студентов, улучшению понимания учебного материала и развитию ключевых навыков, необходимых для успешного обучения. Применялись методы качественного и количественного анализа, включая анкетирование, интервью и анализ академических результатов. Основной вывод исследования заключается в том, что студенты, активно участвующие в виртуальных сообществах, демонстрируют лучшие академические результаты по сравнению с менее активными участниками. Также были выявлены вызовы и препятствия, связанные с поддержанием академической честности и развитием эффективных стратегий самоорганизации в онлайн-среде. Результаты исследования могут быть полезны для разработки методик обучения и внедрения технологических решений, направленных на повышение вовлеченности и успеваемости студентов в цифровую эпоху. Подчеркивается важность создания поддерживающей и стимулирующей образовательной среды, способствующей активному взаимодействию и сотрудничеству в виртуальных образовательных сообществах.
В статье представлены анализ зарубежных и отечественных концепций информационного общества и влияние информационно-технологической экспансии на личность современного человека. Отмечается, что всемирная информатизация и технологизация определили для человека новые условия существования. Человек стал более начитан, образован, разносторонне развит, но вместе с тем наблюдаются изменения в мировоззрении человека, в его морально-нравственных ценностях, что становится причиной обострения проблемы культурного, социального и духовного отчуждения. В современном обществе отчуждение человека проявляется как феномен духовного равнодушия, характеризующийся состоянием пассивности, самоизолированности, социальной отстраненности и моральной индифферентности по отношению к другим людям.
Цель: социально-философский анализ феномена духовного равнодушия в условиях информационно-технологической экспансии.
Методы: сравнительный, феноменологический, диалектический методы, позволившие критически осмыслить проблему исследования, проследить закономерность возникновения феномена духовного равнодушия в условиях расширения информационно-технологического пространства и в некоторой степени спрогнозировать последствия формирования духовного равнодушия в рамках общественной жизни.
Результаты: обнаружено, что информационно-технологическая экспансия активно подкрепляет формирование феномена духовного равнодушия, поскольку создает для человека новые условия существования, вынуждающие стихийно и многократно приспосабливаться к ним. В связи с этим человек погружается в состояние стресса, поскольку испытывает напряжение от быстротечности общественных процессов, что приводит к возникновению страха утратить связь с внешним миром. Электронные средства массовой информации и коммуникации облегчают возможность устанавливать связь с внешним миром, но это лишь «видимость» присутствия, поскольку человек пребывает в состоянии одиночества и зацикленности на самом себе. Он не может напрямую удовлетворить потребность в общности, единении и близости через социальное взаимодействие, так как отсутствует живая коммуникация и совместная деятельность, направленная на обеспечение общего блага. Вследствие этого человек невольно переориентируется на создание собственного блага, что вынуждает его устанавливать формальный характер взаимодействий, где присутствует сотрудничество, подкрепленное целесообразностью собственной выгоды. Такие общественные связи исключают добродетельное поведение человека. Таким образом, в современном обществе формируется новый тип личности, который стремится к самореализации через потребление, информатизацию и виртуализацию. Это явление знаменует формирование феномена духовного равнодушия, которое понимается как безразличие, пассивность, самоизолированность, социальная отстранённость, моральная индифферентность человека по отношению к другим.
Вопросы благополучия и счастья человека являются приоритетными на протяжении всей истории человечества. Современные тренды устойчивого развития определяют вопрос благополучия человека как одну из важнейших 17 целей (ЦУР № 3 «Обеспечение здорового образа жизни и содействие благополучию для всех в любом возрасте»). На уровне бизнеса и компаний ориентация на человека и его потребности проявилась в корпоративных программах благополучия сотрудников в начале ХХ в. В последние годы особую актуальность корпоративные программы благополучия сотрудников получили в связи с пандемией COVID-19 и другими глобальными вызовами, а также турбулентностью.
Цель: анализ современных корпоративных программ благополучия сотрудников и выявление основных тенденций их развития. Методы: методы количественного и качественного анализа научных публикаций по вопросам корпоративного благополучия человека; метод кейс-анализа корпоративных программ благополучия ведущих мировых и российских компаний.
Результаты: автором выявлен стабильный рост научных публикаций по вопросам корпоративных политик в области благополучия сотрудников, а также увеличение доли междисциплинарных исследований. Анализ успешных практик российских и международных компаний показал преобладание на уровне бизнеса интереса к субъективным методикам оценки благополучия сотрудника и высокую ориентацию компаний на практики по развитию социального благополучия сотрудников.
Выводы: корпоративные программы благополучия сотрудников - активно развивающийся инструмент управления персоналом и эффективностью компании. Отличительная черта современных корпоративных программ благополучия сотрудников заключается в индивидуальной оценке уровня благополучия сотрудника. Мониторинг индекса благополучия сотрудников позволяет компаниям повышать эффективность социальных расходов и инвестиций. Направлением, требующим дальнейшего изучения, является комплексная оценка влияния корпоративных программ благополучия сотрудников на экономические результаты бизнеса и его эффективность.
Увеличение доли населения пенсионного возраста в демографической структуре России обостряет вопросы обеспечения достойного уровня и качества жизни таких граждан. На первый план выходят аспекты не только материального обеспечения (хотя и оно находится на не очень высоком уровне относительно международных стандартов), но и аспекты обеспечения качественного медицинского обслуживания, заботы, помощи и, при необходимости, ухода.
Цель: оценить влияние развития системы долговременного ухода на социально-экономическое положение лиц пенсионного возраста.
Методы: сравнительный анализ, анализ статистических данных, контент-анализ, обобщение и синтез данных.
Результаты: доля лиц пенсионного возраста увеличивается, а их материальное состояние ухудшается. Для того чтобы сохранить достойный уровень жизни после достижения пенсионного возраста, многим пенсионерам приходится продолжать работать. При этом по мере старения у людей развиваются возраст-ассоциированные заболевания, последствиями которых являются необходимость обеспечения таким гражданам дополнительной помощи, заботы и даже ухода. Данные услуги оказываются в рамках действующей системы здравоохранения и по линии органов социальной защиты, однако статистические данные говорят об очень низком уровне охвата пенсионеров такими услугами и достаточно высоким спросом на них. Основная нагрузка по уходу ложится на трудоспособных родных и близких, что сказывается на их занятости. Реализация в отдельных регионах страны пилотного проекта по внедрению системы долговременного ухода дала положительные результаты в виде улучшения физического и психоэмоционального состояния как получателей таких услуг, так и их родственников, осуществляющих уход. Таким образом, сделан вывод о важности развития системы долговременного ухода как постоянной части социального обеспечения пожилых граждан с целью повышения качества и уровня жизни не только пожилых людей, но и их семей.
Актуальность: усиливающиеся процессы глокализации в современном мире приводят к акцентированию на неповторимости каждого национально-государственного сообщества, что актуализирует обращение к способам укрепления культурной самоидентичности.
Методы: историко-культурный и историко-философский подходы, методология интерпретации и реконструкции культурных явлений как актуализаций ментального ядра этой культуры.
Цель: выявить основные механизмы кристаллизации российской идентичности.
Результаты: показано, что главным механизмом укрепления национальной идентичности является релевантность действий в системе «вызов-ответ» в пространстве межкультурного и межгосударственного взаимодействия, которое базируется на запрете иронизирования над фундаментальными духовно-нравственными и государственными ценностями, на осмыслении роли ментальных доминат понимания, абсолютизма, соборности, доброты как факторов, детерминирующих становление русской и впоследствии российской культуры, на осознании их относительной изменчивости в процессе цивилизационного развития, их функционирования в качестве фильтров, задающих степень восприятия и трансформации культурно-цивилизационных феноменов в пространстве взаимодействия государств-культур. Другим механизмом укрепления национального достоинства становится отчетливое осознание величия многовековой истории России, роли православия как основы национальной самоидентичности, государственности, которая утверждается в соответствии с логикой: одна вера - единый народ - одна земля - единое государство.
Актуальность: в условиях экономического давления и введения антироссийских санкций у потребительской кооперации есть все предпосылки для расширения деятельности в сфере продовольственного обеспечения. При этом наблюдается ситуация, при которой население не всегда осознает и понимает роль потребительской кооперации в развитии страны в новых экономических условиях, а государство недооценивает значимость потребительской кооперации в снабжении населения продовольствием и оказании социальных услуг. Потенциал потребительской кооперации остается невостребованным.
Цель: определение уровня знаний граждан о потребительской кооперации с учетом региональной дифференциации. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что от уровня осведомленности населения о потребительской кооперации зависит готовность граждан принимать в ней участие.
Методы: методы обобщения, анализа документов, сравнительного анализа, анкетный опрос населения (ключевой метод).
Результаты: выявлена степень осведомленности населения о потребительской кооперации, а также определены приоритетные источники получения информации о ней.
Вывод: в настоящее время наблюдается средний уровень информированности граждан РФ о потребительской кооперации. Лишь около половины опрошенных осведомлены о данном понятии. Была выявлена зависимость между уровнем знаний респондентов о потребительской кооперации и их желанием принять участие в подобных практиках. Основными источниками получения информации о ней являются официальные СМИ, официальные порталы Центросоюза, социальные сети/цифровые сообщества субъектов потребительской кооперации, а также информационные и новостные порталы, содержащие новости района.
Издательство
- Издательство
- Университет "Сириус"
- Регион
- Россия, Сочи
- Почтовый адрес
- 354340, Краснодарский край, поселок городского типа Сириус, Олимпийский пр-кт, д. 1
- Юр. адрес
- 354340, Краснодарский край, поселок городского типа Сириус, Олимпийский пр-кт, д. 1
- ФИО
- Гусев Антон Сергеевич (Исполняющий обязанности директора)
- E-mail адрес
- info@siriusuniversity.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______