В статье рассмотрены современные теоретико-методологические подходы к изучению когнитивных аспектов спортивного мастерства на основе анализа зарубежных исследований. Предложена классификация подходов в зависимости от типа задач, рассматриваемого феномена и объяснения причин когнитивных различий между квалифицированными спортсменами и контрольной группой. Выделены экспертный, когнитивный подходы и подход экологической динамики. Экспертный подход рассматривает перцептивно-когнитивные способности, измеряемые при помощи специфических спортивных тестов, стимулы которых основаны на фотографиях и видеозаписях реальных ситуаций. При этом подчеркивается значимость специфических знаний и опыта для спортивных достижений. Когнитивный подход дает представление о базовых когнитивных механизмах спортивного мастерства на основе использования лабораторных когнитивных парадигм. Подход экологической динамики опирается на концепцию единства восприятия и действия и рассматривает деятельность спортсменов в реалистичных условиях, оценивая эффективность восприятия возможностей, предоставляемых средой, и эффективность двигательных ответов. Для каждого подхода описаны теоретические основы, ключевые результаты и используемые парадигмы; обсуждаются преимущества и ограничения, приводятся критерии, которыми можно руководствоваться при разработке концепции научного исследования и выборе методик спортивного тестирования.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130109
- eLIBRARY ID
- 68003225
Обобщая изложенные выше результаты, можно заключить, что квалифицированные спортсмены эффективнее определяют предоставляемые средой возможности для действия и эффективнее реализуют эти возможности, основываясь на способностях организма. Для верификации представленных заключений необходимо больше исследований в рамках подхода экологической динамики. Теоретические положения подхода открывают широкую перспективу для изучения природы экспертизы в спорте, рассматривая деятельность в непрерывном взаимодействии со средой. При этом на сегодняшний день существуют методологические ограничения, препятствующие широкому распространению идей экологического подхода. Поскольку оцениваемыми параметрами являются двигательные ответы или параметры восприятия, на основе полученных данных крайне сложно сделать заключение о когнитивных механизмах, лежащих в основе выявленных взаимосвязей. Помимо этого, существует высокая техническая сложность при задании и расчете внешних ограничений, что осложняется еще и необходимостью учета большого количества факторов, на которых основывается деятельность спортсмена.
Список литературы
1. 360°-multiple object tracking in team sport athletes: Reliability and relationship to visuospatial cognitive functions / P. Ehmann, A. Beavan, J. Spielmann, L. Ruf, J. Mayer, S. Rohrmann, C. Nuß, C. Englert // Psychology of Sport and Exercise. 2021. Vol. 55. Article ID 101952. 8 p. DOI: 10.1016/j.psychsport.2021.101952 EDN: ERCBFC
2. Are expert athletes ‘expert’ in the cognitive laboratory? A meta-analytic review of cognition and sport expertise / M.W. Voss, A.F. Kramer, C. Basak, R.S. Prakash, B. Roberts // Applied Cognitive Psychology. 2010. Vol. 24. № 6. P. 812-826. DOI: 10.1002/acp.1588
3. Ashford M., Abraham A., Poolton J. Understanding a Player’s Decision-Making Process in Team Sports: A Systematic Review of Empirical Evidence // Sports. 2021. Vol. 9. № 5. Article ID 65. 28 p. DOI: 10.3390/sports9050065 EDN: CYQCEO
4. Comparison of soccer players’ tactical behaviour in small-sided games according to match status / T. Badari, G. Machado, F. Moniz, A. Fontes, I. Teoldo da Costa // Journal of Physical Education and Sport. 2021. Vol. 21. P. 12-20. DOI: 10.7752/jpes.2021.01002
5. Decision making under virtual environment triggers more aggressive tactical solutions / D. Murakawa, S. Yamagata, Y. Takai, S. Ikudome, H. Nakamoto // Journal of Digital Life. 2023. Vol. 3. Article ID 9. 11 p. DOI: 10.51015/jdl.2023.3.9
6. Ecological cognition: expert decision-making behaviour in sport / D. Araújo, R. Hristovski, L. Seifert, J. Carvalho, K. Davids // International Review of Sport and Exercise Psychology. 2019. Vol. 12. № 1. P. 1-25. DOI: 10.1080/1750984X.2017.1349826
7. Ericsson K.A., Smith J. Prospects and limits of the empirical study of expertise: An introduction // Toward a general theory of expertise: Prospects and limits / Eds. K.A. Ericsson, J. Smith. New York, NY: Cambridge University Press, 1991. P. 1-38.
8. Gibson J.J. The ecological approach to visual perception. Houghton: Mifflin and Company, 1979. 332 p.
9. Hinz M., Lehmann N., Musculus L. Elite Players Invest Additional Time for Making Better Embodied Choices // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 873474. 12 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.873474 EDN: KXVUMZ
10. Level of play and coach-rated game intelligence are related to performance on design fluency in elite soccer players / T. Vestberg, R. Jafari, R. Almeida, L. Maurex, M. Ingvar, P. Petrovic // Scientific Reports. 2020. Vol. 10. № 1. Article ID 9852. 10 p. DOI: 10.1038/s41598-020-66180-w EDN: BYEBSY
11. Multiple Players Tracking in Virtual Reality: Influence of Soccer Specific Trajectories and Relationship With Gaze Activity / A. Vu, A. Sorel, A. Limballe, B. Bideau, R. Kulpa // Frontiers in Psychology. 2022. Vol. 13. Article ID 901438. 14 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2022.901438 EDN: DKXLTG
12. Perceiving and Acting Upon Spaces in a VR Rugby Task: Expertise Effects in Affordance Detection and Task Achievement / V. Correia, D. Araújo, A. Cummins, C.M. Craig // Journal of Sport and Exercise Psychology. 2012. Vol. 34. № 3. P. 305-321. DOI: 10.1123/jsep.34.3.305
13. Perception of Affordances in Female Volleyball Players: Serving Short versus Serving to the Sideline / D.G. de Arruda, F. Barp, G. Felisberto, C. Tkak, J.B. Wagman, T.A. Stoffregen // Research Quarterly for Exercise and Sport. 2023. P. 1-8. DOI: 10.1080/02701367.2023.2279989
14. Perception of higher-order affordances for kicking in soccer / A.T. Peker, V. Böge, G.S. Bailey, J.B. Wagman, T.A. Stoffregen // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2023. Vol. 49. № 5. P. 623-634. DOI: 10.1037/xhp0001108 EDN: KHFGDP
15. Perceptual-Cognitive Expertise in Sport: A Meta-Analysis / D. Mann, A. Williams, P. Ward, C. Janelle // Journal of Sport & Exercise Psychology. 2007. Vol. 29. № 4. P. 457-478. DOI: 10.1123/jsep.29.4.457
16. Scanning activity in elite youth football players / K.M. Aksum, M. Pokolm, C.T. Bjørndal, R. Rein, D. Memmert, G. Jordet // Journal of Sports Sciences. 2021. Vol. 39. № 21. P. 2401-2410. DOI: 10.1080/02640414.2021.1935115 EDN: IRCWNZ
17. Scharfen H.-E., Memmert D. Measurement of cognitive functions in experts and elite athletes: A meta-analytic review // Applied Cognitive Psychology. 2019. Vol. 33. № 5. P. 843-860. DOI: 10.1002/acp.3526
18. Tang M.-Y., Yang C.-M., Jwo H.J.-L. Expert perceptual behavior under the spatiotemporal visual constraints in table tennis // The Asian Journal of Kinesiology. 2021. Vol. 23. № 3. P. 3-10. DOI: 10.15758/ajk.2021.23.3.3 EDN: WMKOOJ
19. The effects of perception-action coupling on perceptual decision-making in a self-paced far aiming task / G. Paterson, J. Kamp, E. Bressan, G. Savelsbergh // International journal of sport psychology. 2013. Vol. 44. P. 179-196. DOI: 10.7352/IJSP2013.44.179
20. The role of domain-specific and domain-general cognitive functions and skills in sports performance: A meta-analysis / A. Kalén, E. Bisagno, L. Musculus, M. Raab, A. Pérez-Ferreirós, A.M. Williams, D. Araújo, M. Lindwall, A. Ivarsson // Psychological Bulletin. 2021. Vol. 147. № 12. P. 1290-1308. DOI: 10.1037/bul0000355 EDN: TGDBEP
21. Vater C., Gray R., Holcombe A.O. A critical systematic review of the Neurotracker perceptual-cognitive training tool // Psychonomic Bulletin & Review. 2021. Vol. 28. № 5. P. 1458-1483. DOI: 10.3758/s13423-021-01892-2 EDN: GGYIIX
22. Volleyball serves impact sound intensity and frequency spectrum affect the predictions of the future ball’s landing point according to the level of auditory-motor experience / I. Camponogara, M. Murgia, G. D’Orso, F. Sors // International Journal of Sport and Exercise Psychology. 2024. Vol. 22. № 2. P. 467-480. DOI: 10.1080/1612197X.2023.2284318 EDN: CHLIZY
23. What Differences Exist in Professional Ice Hockey Performance Using Virtual Reality (VR) Technology between Professional Hockey Players and Freestyle Wrestlers? (a Pilot Study) / I. Polikanova, A. Yakushina, S. Leonov, A. Kruchinina, V. Chertopolokhov, L. Liutsko // Sports. 2022. Vol. 10. № 8. Article ID 116. 16 p. DOI: 10.3390/sports10080116 EDN: XYKPYP
24. Williams A.M., Jackson R. Anticipation in sport: Fifty years on, what have we learned and what research still needs to be undertaken? // Psychology of Sport and Exercise. 2019. Vol. 42. P. 16-24. DOI: 10.1016/j.psychsport.2018.11.014
25. Zhang J. Cognitive Functions of the Brain: Perception, Attention and Memory // АrXiv. 2019. 33 p. Preprint arXiv:1907.02863. DOI: 10.48550/arXiv.1907.02863
Выпуск
Другие статьи выпуска
Функция временного отклика - новый метод, который позволяет исследовать мозговые механизмы восприятия естественной, натуралистической речи. В отличие от других методов изучения мозговой активности (например, вызванных потенциалов), функция временного отклика не требует предъявления большого количества однотипных стимулов для получения устойчивого мозгового ответа - в экспериментальных парадигмах могут использоваться записи обычной нарративной речи длительностью от 10 минут, что повышает их экологическую валидность. С помощью функции временного отклика можно изучать мозговые механизмы онлайн-обработки различных компонентов естественной речи: акустического (физические свойства аудиосигнала, такие как огибающая и спектрограмма), фонологического (отдельные фонемы и их сочетания), лексического (контекстуальные характеристики отдельных слов) и семантического (смысловое значение слов), а также взаимодействие между механизмами обработки этих компонентов. В статье приводится история появления метода, обосновываются его преимущества в сравнении с другими методами и показаны ограничения, математическая основа, особенности выделения компонентов естественной речи, а также дается краткий обзор основных исследований с применением данного метода.
В статье представлен обзор зарубежных исследований психологического состояния детей и подростков, испытывающих прямое или опосредованное влияние военных действий. Обозначены основные направления исследований, включающие изучение последствий разных видов травматического опыта: активных боевых действий, бомбардировок, разрушений и потери жилища, вторичной травматизации через освещение военных действий в средствах массовой информации, потери близких и др. Рассматриваются работы, посвященные связи интенсивности проявления симптоматики посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и близости к эпицентру военных действий, проблемам детей-беженцев. Приводятся результаты лонгитюдных исследований психологических последствий длительных военных действий, данные, касающиеся анализа психофизиологических, эмоциональных, когнитивных, психосоциальных нарушений у детей, вызванных столкновением с военным травматическим опытом и во взаимосвязи с проявлениями основной симптоматики ПСТСР-интрузии, избегания, диссоциативных симптомов. Проанализированы работы, посвященные роли факторов, опосредующих влияние военного травматического опыта на ребенка: социокультурных, семейных и индивидуальных, таких как резилентность, оптимизм, способы совладания и др. Представлен обзор некоторых программ психологической помощи и новых методов оценки состояния детей, переживших опыт столкновения с войной.
Цель. Репрезентация является мультисенсорной моделью объекта, который может быть представлен либо не представлен в непосредственном опыте восприятия. В связи с этим возникает вопрос о возможности включения в репрезентацию информации о способе действия с объектом (моторные программы). Целью данной работы является анализ имеющихся теоретических представлений и эмпирических исследований тезиса о включении моторного знания в репрезентацию объекта и влияние этого знания на другие когнитивные процессы.
Методы. В рамках работы рассматриваются такие теоретические подходы, как теория двойной зрительной системы, модель укорененной репрезентации, а также подходы, основанные на манипуляции и на намерении. В частности, анализируется эффект совместимости, который заключается в снижении времени реакции в случае совпадения выполняемой моторной программы и воспринимаемого объекта.
Результаты. Эффект совместимости может быть обнаружен в задачах наименования, категоризации и зрительного поиска. Рассматриваются условия возникновения эффекта совместимости в зрительном поиске.
Выводы. Предполагается существование двух альтернативных объяснений эффекта совместимости в зрительном поиске - за счет разрешения конфликта в рабочей памяти или за счет подавления аффордансов от окружающих целевой стимул объектов.
Интервенция Лучшего Возможного Я обращает человека к возможному будущему, в котором все цели и стремления успешно воплотились в жизнь в наилучшем виде. Она варьирует свой формат от только размышления, написания и визуализации до любой комбинации трех этапов. Однако многочисленные изменения, вносимые авторами в изначальную инструкцию интервенции, ставят под сомнение возможность считать все вариации единым инструментом, а не множеством техник, основанных на феномене Лучшего Возможного Я. Цель данной работы заключается в критическом анализе эмпирических исследований на предмет эффективности интервенции во всех вариациях. Недавние исследования демонстрируют эффективность воздействия интервенции на мотивацию, самоэффективность и настойчивость в выполнении сложной задачи. Положительное влияние на уровень оптимизма и позитивного аффекта подтверждены результатами многочисленных исследований, и в последние годы прослеживается тенденция к расширению исследовательского поля. На теоретическом уровне предстоит восполнить пробелы в исследовании эффективности интервенции с учетом индивидуальных особенностей: личностных характеристик, профессионального статуса и принадлежности к определенной культуре. Также, учитывая частую практику сужения интервенции Лучшего Возможного Я до отдельной сферы жизни, следует обратить более пристальное внимание на разнообразие и специфику данных тенденций, чтобы успешно адаптировать ее под требуемую задачу и расширить возможности практического применения интервенции, обладающей многообещающим потенциалом.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/