В статье представлен обзор театральных практик, направленных на диагностику, профилактику и коррекцию поведения подростков, склонных к рискам, посредством развития эмоционального интеллекта, метапредметных компетенций, чувства ответственности и осознанности. Проанализированы различия и сходства в применении театральных практик за рубежом и на территории России в работе с трудными подростками. Обосновано применение театральных практик при учете возрастных потребностей подростков. Приведена характеристика наиболее востребованных театральных практик в мире - форум-тетра, плэйбэк-театра, популярного, социального театра. Обозначены различия между театральными практиками, нацеленными на процесс создания спектакля, и практиками, направленными на создание продукта - спектакля. Приведен анализ эмпирических исследований в контексте сопоставления видов театральных практик и достигаемых результатов в работе с подростками, склонными к риску или относящимися к группе риска. На примере «Мультимедиа-театра» обоснована актуальность разработки и применения инструментов театральной педагогики для решения проблем современных подростков (в том числе и методом ролевого экспериментирования).
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.17759/jmfp.2024130211
- eLIBRARY ID
- 68520288
Положительный эффект от занятий плэйбэк-театром с подростками подтвердили эмпирические исследования, проведенные в зонах военных конфликтов (Палестина, Сирия и Ливия), странах с социальными противоречиями, колониальным прошлым, многочисленными беженцами или местным аборигенным населением (ЮАР, Танзания, Гонконг, Австралия и др.). Наиболее часто данный вид театра используется для работы волонтерских, профессиональных или специально обученных трупп, а самим подросткам на театральных сессиях отводятся роли зрителей и рассказчиков [16; 22]. Практика, когда сами подростки становятся труппой, является редкой, но и эффективной для самих подростков [34]. Так, согласно американскому исследованию, проведенному T. J. Reagan в 2015 г., бездомные подростки, проживающие в центре временного размещения, освоили не только техники плэйбэк-театра («жидкие скульптуры», «живые картины», «рассказ V» и т. д.), но и приобрели лидерские качества, рефлексивные навыки, у них повысился уровень нравственности. Также они сформировали чувство ответственности благодаря завершению начатого дела и испытали гордость за результат собственной деятельности — выпуск спектакля.
Список литературы
1. Абрамова М.А. Современные технологии работы с молодежью средствами театрального искусства [Электронный ресурс] // Социальные и гуманитарные науки. 2018. Том 2. № 1. С. 274-283. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36647705 (дата обращения: 19.06.2024).
2. Аптикиева Л.Р. Различия подростков “группы риска” и типичных подростков: психолого-педагогический аспект // Вестник Оренбургского государственного университета. 2019. Том 221. № 3. C. 6-13. DOI: 10.25198/1814-6457-221-6 EDN: IEMVSM
3. Большакова Ю.М., Грибанова Г.И. Театральные практики в зарубежных исправительных учреждениях [Электронный ресурс] // Вестник Санкт-Петербургского Государственного института культуры. 2020. Том. 45. № 4. С. 126-129. URL: item.asp?id=44557817 (дата обращения: 19.06.2024). EDN: VDCXQQ
4. Кокоулина Ю.Б. Социальный театр: предпосылки явления, технология реализации и ее этапы, формы воплощения [Электронный ресурс] // Сибирский филологический форум. 2018. Том 3. № 3. С. 73-86. URL: http://www.sibfil.ru/index.php/sibfil/article/view/37 (дата обращения: 19.06.2024). EDN: XVYJYT
5. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Соловьева А.Г. Театр как деятельностная технология воспитания и формирования личностных образовательных результатов // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 1. С. 52-64. DOI: 10.17759/pse.2022270105 EDN: MLWOVK
6. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А. Театральная деятельность как средство развития и обучения в подростковом возрасте: результаты эмпирического исследования // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 144-156. DOI: 10.17759/pse.2020250612 EDN: VFNCOK
7. Смирнов А.В., Максимова Л.А. Рисковое поведение несовершеннолетних как предмет психологического анализа в отечественной литературе // Педагогическое образование в России. 2022. № 5. С. 179-194. DOI: 10.26170/2079-8717_2022_05_21 EDN: UISSDX
8. Чипан А.А. Основные подходы к рассмотрению научного понятия “подростки группы риска” [Электронный ресурс] // Мир науки, культуры, образования. 2023. Том 101. № 4. C. 197-202. URL: item.asp?id=54504935 (дата обращения: 20.06.2024). EDN: HAUUBJ
9. Celume M.P., Besançon M., Zenasni F. Fostering children and adolescents’ creative thinking in Education. Theoretical model of drama pedagogy training // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. Article ID 2611. 11 p. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02611
10. Conrad D. Life in the sticks“: youth experiences, risk & popular theatre process: doctor philosophy dissertation [Электронный ресурс]. Edmonton, 2004. 308 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/34740819 (дата обращения: 20.06.2024).
11. Conrad D. Popular Theatre: empowering pedagogy for youth // Youth Theatre Journal. 2004. Vol. 18. № 1. P. 87-106. DOI: 10.1080/08929092.2004.10012566
12. Deviant online behavior in adolescent and youth circles: in search of a risk assessment model / V.N. Dvoryanchikov, I.B. Bovina, V.V. Delibalt, E.G. Dozortseva, N.V. Bogdanovich, O.V. Rubtsova // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education (IJCRSEE). 2020. Vol. 8. № 2. P. 105-119. DOI: 10.5937/IJCRSEE2002105D EDN: WBYPNT
13. Drama Therapy for children and adolescents with psychosocial problems: a systemic review on effects, means, therapeutic attitude, and supposed mechanisms of change / M. Berghs, AEJC Prick, C. Vissers, S. van Hooren // Children. 2022. Vol. 9. № 9. Article ID 1358. 27 p. DOI: 10.3390/children9091358 EDN: XYXRHX
14. Duell N., Steinberg L. Adolescents take positive risks, too // Developmental Review. 2021. Vol. 62. Article ID 100984. DOI: 10.1016/j.dr.2021.100984 EDN: VBTGZF
15. Duell N., Steinberg L. Positive risk taking in adolescence // Child Development Perspectives. 2019. Vol. 13. № 1. P. 48-52. DOI: 10.1111/cdep.12310
16. Edelbi K. Using Playback Theater with adolescents in refugee camps in Palestine to tell their stories [Электронный ресурс] // Journal of Education in Muslim Societies. 2022. Vol. 3. № 2. P. 14-35. URL: https://scholarworks.iu.edu/iupjournals/index.php/jems/article/view/4220/419 (дата обращения: 20.06.2024).
17. Feldhendler D. Playback Theatre a method for intercultural dialogue // Scenario. 2007. Vol. 1. № 2. P. 46-55.
18. Forysiewicz B. Forum Theatre in the prevention of exclusion from a peer group in the school space // Journal of Education, Culture and Society. 2020. Vol. 11. № 2. P. 335-342. DOI: 10.15503/jecs2020.2.335.342 EDN: YBWOSH
19. Fryt J., Szczygieł M. Predictors of positive and negative risk-taking in adolescents and young adults: similarities and differences // Europe’s Journal of Psychology. 2021. Vol. 17. № 1. P. 17-30. DOI: 10.5964/ejop.2169 EDN: TXISJJ
20. Galisova L., Sondorova D. Forum theatre as a means of risk youth resocialization [Электронный ресурс] // Journal of interdisciplinary research. 2007. Vol. 9. № 2. P. 42-46. URL: https://www.magnanimitas.cz/ADALTA/0902/papers/A_galisova.pdf (дата обращения: 20.06.2024).
21. Greenwood J. Adolescents - risk & responsibility: working with drama, but not with drama alone [Электронный ресурс] // Theater Mit Mir Conference. Rostock. 2009. 10 p. URL: https://www.researchgate.net/publication/265989542 (дата обращения: 19.06.2024).
22. Jordaan O., Coetzee M.H. Storying worlds: using playback theatre to explore the interplay between personal and dominant discourses amongst adolescents // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2017. Vol. 22. № 4. P. 537-552. DOI: 10.1080/13569783.2017.1359085
23. Kabakci O.F. Prediction of risky behaviors in adolescents: Effect of character strengths and being virtuous // European Journal of Educational Research. 2019. Vol. 8. № 2. P. 501-513. DOI: 10.12973/eu-jer.8.2.501
24. Kander L.H. The impact of the Shakespearean theatre reproduction experience on the development of adolescent self-esteem, positive risk taking and pro-social peer bonding [Электронный ресурс]: doctor philosophy dissertation. Detroit, 2009. 260 p. URL: https://www.academia.edu/1897213 (дата обращения: 20.06.2024).
25. Kidd R. Popular theatre and nonformal education in the Third World: five strands of experience // International Review of Education. 1985. Vol. 30. № 3. P. 265-287. DOI: 10.1007/BF00597905
26. Kruczek T., Zagelbaum A. Increasing adolescent awareness of at risk behaviors via psychoeducational drama // The Arts in Psychotherapy. 2004. Vol 31. № 1. P. 1-10. DOI: 10.1016/j.aip.2003.11.004
27. Lewandowska K., Węziak-Białowolska D. The impact of theatre on social competencies: a meta-analytic evaluation // Arts & Health. 2023. Vol. 15. № 3. P. 306-337. DOI: 10.1080/17533015.2022.2130947 EDN: UFLZXB
28. Lyngstad M., Baraldsnes D., Gjærum R.G. Process drama in anti-bullying intervention: a study of adolescents’ attitudes and initiatives // Research in Drama Education: The Journal of Applied Theatre and Performance. 2021. Vol. 27. № 1. P. 524-538. DOI: 10.1080/13569783.2021.2011715 EDN: HMOFGU
29. McDonald D.A., Williams L.R., Carter R. A reduction of risk behaviors through teen interactive theater education (TITE) // The Journal of Extension. 2011. Vol. 49. № 1. P. 1-5. DOI: 10.34068/joe.49.01.16
30. Novak G.M. Applied drama and forum theater in the classroom: an arts-based research in social integration // Hungarian Educational Research Journal. 2019. Vol. 9. № 3. P. 569-573. DOI: 10.1556/063.9.2019.3.47
31. Promoting Positive Adolescent Health Behaviors and Outcomes: Thriving in the 21st Century / Eds. N.F. Kahn, R. Graham. Washington (DC): National Academies Press, 2019. 181 p. DOI: 10.17226/25552
32. Ramdath K. The use of forum theatre as therapy with at-risk immigrant and refugee youth: [Электронный ресурс]: A thesis submitted to the faculty of graduate studies in partial fulfilment of the requirements for the degree of master of social work. Calgary, 2016. 197 p. URL: https://prism.ucalgary.ca/server/api/core/bitstreams/22ba296f-0aa4-45dd-b662-a6d6da5b05a0/content (дата обращения: 20.06.2024).
33. Reagan T.J. Building empathic connections: Playback Theatre with adolescents // Drama Therapy Review. 2020. Vol. 6. № 2. P. 221-238. DOI: 10.1386/dtr_00029_1 EDN: ZRGKFH
34. Reagan T.J. Keeping the peace: playback theatre with adolescents [Электронный ресурс]: Doctoral dissertation: doctor philosophy dissertation. Lesley, 2015. 250 p. URL: https://digitalcommons.lesley.edu/expressive_dissertations/16/ (дата обращения: 20.06.2024).
35. Reser S. Exploring best practices of teaching theatre for social change to youth [Электронный ресурс]: A thesis submitted in partial fulfillment of the requirements for the degree of Master of Fine Arts. Florida, 2022. 104 p. URL: https://stars.library.ucf.edu/etd2020/1275 (дата обращения: 20.06.2024).
36. Say something, do something: evaluating a forum theater production to activate youth violence prevention strategies in schools / K.L. Gilbert, E.A. Baker, K. Bain, J. Flood, J. Wolbers // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2024. Vol. 21. № 1. Article ID 39. 13 p. DOI: 10.3390/ijerph21010039 EDN: EJSYAM
37. Simsek C., Kucuk L., Yildirim E.A. Psychodrama practices in adolescents // Journal of Academic Research in Nursing. 2019. Vol. 5. № 3. P. 241-248. DOI: 10.5222/jaren.2019.48030
38. Theater of the Oppressed and bullying: nursing performance in school adolescent health / L.C.S. Alencastro, J.L. Silva, A.V. Komatsu, F.B.S. Bernardino, F.C.M. Mello, M.A.I. Silva // Revista Brasileira de Enfermagem. 2020. Vol. 73. № 1. Article ID e20170910. 7 p. DOI: 10.1590/0034-7167-2017-0910 EDN: PDAGJQ
39. Understanding adolescent health risk behaviour and socioeconomic position: A grounded theory study of UK young adults / L. Tinner, D. Caldwell, M. Hickman, R. Campbell // Sociology of Health & Illness. 2021. Vol. 43. № 2. P. 528-544. DOI: 10.1111/1467-9566.13240 EDN: ANWDQN
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор ряда современных зарубежных исследований имплицитного понимания неверных мнений (implicit false beliefs) у детей раннего возраста при типичном развитии, нарушениях слуха, расстройствах аутистического спектра, а также у приматов. Проанализированы результаты исследований, выполненных с использованием разных методологических парадигм оценки раннего развития модели психического: «нарушение ожиданий» (violation of expectations) и «предвосхищающий взгляд» (anticipatory looking). Представлены результаты исследований поиска биологических основ истоков социального познания с применением ближней инфракрасной спектрометрии (functional near-infrared spectroscopy), а также результаты исследований взаимосвязи возможных предикторов модели психического (понимания целенаправленности действий другого, совместного внимания, имплицитного понимания неверных мнений) и успешности социального познания в дошкольном возрасте при типичном развитии. Описываются теоретические представления о двух системах модели психического: минимальной и собственно модели психического. Обозначены ближайшие перспективы будущих исследований, позволяющие разрешить существующие кризисы репликации и не допустить новых.
В статье представлен опыт изучения интернализированных расстройств у детей и подростков исследователями западных и восточных стран: США, Канады, Великобритании, Германии, Польши, Китая и др. Это позволило представить более обширную географию стран, которые в своей психиатрической практике и психологической науке применяют диагностическую парадигму, опираясь на трансдиагностическую модель классификации психических расстройств. Автором предпринята попытка рассмотреть различные подходы к изучению вопросов, связанных с интернализированными расстройствами зарубежными исследователями. В статье представлены понятие «интернализированные расстройства», его противопоставление понятию «экстернализированные расстройства». Особое внимание уделено симптомам, диагностике, интервенции интернализированных расстройств именно в детском и подростковом возрасте. Представлены данные об эпидемиологии и этиологии интернализированных расстройств у детей и подростков. Проведен анализ превалентности интернализированных расстройств среди детей и подростков, который варьируется в зависимости от возрастной группы, пола и региона проживания. Описываются некоторые исследования, касающиеся коморбидности интернализированных расстройств у детей и подростков. Материалы статьи позволяют получить более полное представление о сути феномена «интернализированные расстройства» и его ключевых характеристиках. Данные, представленные в статье, могут быть использованы для разработки эффективных подходов к стратегиям диагностики интернализированных расстройств и эффективных способов вмешательств в детском и подростковом возрасте в отечественной науке и практике.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - широко распространенное расстройство развития, характеризующееся невнимательностью, импульсивностью и гиперактивностью. В то время как традиционные методы диагностики основаны на клинических интервью, тестах и поведенческих наблюдениях, методы машинного обучения (МО) дают возможность упростить процесс диагностики СДВГ и сделать его более точным. В данном обзоре предпринята попытка изучить опубликованную за последние несколько лет литературу, описывающую результаты применения алгоритмов машинного обучения к физиологическим и нейроанатомическим данным: снимкам и записям магнитно-резонансной томографии (МРТ), функциональной МРТ (фМРТ), инфракрасной спектроскопии (fNIRS), электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), электрокардиограммы (ЭКГ), движений глаз и физической активности, а также параметров зрачков для выявления диагностических биомаркеров СДВГ. Модели глубокого обучения и алгоритм опорных векторов (SVM) демонстрируют наиболее перспективные результаты для выявления СДВГ, как у детей, так и у взрослых. Однако, несмотря на то, что с помощью методов машинного обучения исследователям удается достичь высокого уровня специфичности и чувствительности при решении задачи диагностики СДВГ, их использование в клинической практике требует предварительной работы для проверки результатов на больших выборках.
В статье рассматривается феномен измерительной инвариантности психодиагностических инструментов. Проверка инвариантности помогает оценить, насколько измеряемый конструкт имеет сопоставимое значение для разных групп или точек измерения. Такая проверка требуется, чтобы убедиться, что сравнение этих групп или измерений между собой является адекватным. В статье приведен обзор современных и классических публикаций зарубежных исследователей, демонстрирующих различные содержательные и методологические аспекты проверки инвариантности. Особое внимание уделено имеющимся данным о проверке инвариантности для тестов когнитивных и языковых способностей, а также о значении инвариантности для оценки индивидуальных и межгрупповых различий. В завершение обсуждаются актуальные подходы к оценке инвариантности в рамках моделирования структурными уравнениями и современной теории тестирования. Данная работа может стать первым шагом для знакомства с понятием измерительной инвариантности и будет полезна для всех читателей, заинтересованных в улучшении качества измерительных инструментов для получения более надежных выводов о психологических феноменах.
Долгое время считалось, что владение несколькими языками способствует более эффективному развитию исполнительных функций. Данное положение эмпирически подтверждалось в исследованиях, где билингвы противопоставлялись монолингвам в заданиях на ингибиторный контроль, когнитивную гибкость, рабочую память, внимание. Однако опубликованные в последние годы систематические обзоры и мета-анализы ставят под сомнение существование подобного «билингвального преимущества». Предполагается, что источником неоднородности результатов могут являться не полученные данные, а, скорее, концептуальные методологические парадигмы, используемые научными группами при проведении исследований. Цель данного обзора заключается в анализе современных зарубежных работ на предмет актуальных подходов к операционализации билингвального опыта и исполнительных функций. В обзоре также критически рассматриваются теории «билингвального преимущества» и особенности инструментов оценки исполнительных функций. Основной вывод состоит в необходимости более тщательно разрабатывать дизайны будущих исследований с учетом индивидуальных особенностей билингвов, а также специфики заданий на оценку исполнительных функций. Также возникает необходимость в новых фальсифицируемых теориях, которые предлагали бы априорно проверяемые гипотезы. В заключение описываются ключе
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/