В статье рассматривается проблема художественного взаимодействия иностранных и российских гитаристов. Большую важность для обогащения репертуара русской семиструнной гитары в первой половине XIX века приобрели транскрипции гитарной музыки иностранных авторов, значительное число которых опирается на музыку Фернандо Сора - каталонского гитариста-виртуоза и композитора, работавшего несколько лет в России. Наибольшее количество подобных аранжировок сделал Андрей Сихра - выдающийся музыкант, основоположник гитарного искусства в России. В статье представлен подробный анализ транскрипции Сихры Вариаций на тему Сора C-dur, ориентированный на выявление творческих параллелей, оппозиций и сопоставлений между искусством этих двух представителей европейской и русской гитарных традиций.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.48201/22263330_2024_45_56
- eLIBRARY ID
- 64836454
Плеяда иностранных музыкантов, осевшая в столичных городах, обеспечивала возрастающий спрос городской аристократии на занятия музыкой, причём особенно популярными были занятия на гитаре. Гитара становится одним из самых модных музыкальных инструментов, музицированием на ней увлекаются все слои общества. Обучение на гитаре становится частью образования в Академии художеств [См.: 10. С. 32], Благородном пансионе при Главном педагогическом институте [См.: 10. С. 104]. Газеты того периода пестрят объявлениями о гитарных уроках, а издаваемая нотная литература для гитары соперничает по количеству с литературой для фортепиано.
Список литературы
1. Булгаков А. Я. Братья Булгаковы: В 3 т. Т. 2: Письма 1821-1826 гг. М.: Издательство Захаров, 2010. 393 с.
Bulgakov A. Ja. Brat’ja Bulgakovy [Bulgakov brothers]. In 3 Vol. Vol. 2: Letters 1821-1826. Moscow, Izdatel’stvo Zaharov, 2010, 393 p. (In Russ.).
2. Вольман Б. Л. Гитара в России. Л.: Музгиз, 1961. 192 с.
Volman B. L. Gitara v Rossii [Guitar in Russia]. Leningrad, Muzgiz, 1962, 192 p. (In Russ.).
3. Высотский М. Т. Полное собрание сочинений для семиструнной гитары. Кривой Рог: Издательский дом, 2005. 400 с.
Vysotskij M. T. Polnoe sobranie sochinenij dlja semistrunnoj gitary [Complete works for seven-string guitar]. Krivoj Rog, Izdatel’skij dom, 2005, 400 p. (In Russ.).
4. Гитарист. М.: Редакция и Контора. 1904. № 2. С. 1-3.
Gitarist [Guitarist]. Moscow, Redakcija i Kontora. 1904, no. 2, pp. 1-3. (In Russ.).
5. Зайцева Е. А. Souvenir de Russie: Фернандо Сор и Генрих Венявский - русские иностранцы // Вестник КемГУКИ. 2022. № 51. С. 148-155.
Zajceva E. A. Souvenir de Russie: Fernando Sor i Genrih Venjavskij - russkie inostrancy [Fernando Sor and Heinrich Wieniawski - Russian foreigners]. Vestnik KemGUKI, 2022, no. 51, pp.148-155. (In Russ.).
6. Классическая гитара в России и СССР: Библиографический музыкально-литературный словарь-справочник русских и советских деятелей гитары / Сост. М. Яблоков. Тюмень; Екатеринбург: Русская энциклопедия, 1992. 2211 с.
Klassicheskaya gitara v Rossii i SSSR [Classical guitar in Russia and the USSR]. Ed. M. S. Yablokov. Tyumen’; Ekaterinburg, Russkaya Ensiklopedia, 1992, 2211 p. (In Russ.).
7. Морков В. И. Полная школа для семиструнной гитары. М.: Юргенсон, 1862. 63 с.
Morkov V. I. Polnaja shkola dlja semistrunnoj gitary [Complete school for seven-string guitar]. Moscow, Jurgenson, 1863, 63 p. (In Russ.).
8. Музыка // Северная Пчела. 15 февраля. 1841. № 36. 4 с.
Muzyka [Music]. Severnaja Pchela. 15 February, 1841, no. 36, 4 p. (In Russ.).
9. Николаев А. А. Творчество Фернандо Сора в контексте российско-европейских культурных связей 20-х годов XIX века. Дис. … канд. искусствоведения. СПб: Российский институт истории искусств, 2022. 260 с. EDN: PTEKRL
Nikolaev A. A. Tvorchestvo Fernando Sora v kontekste rossijsko-evropejskih kul’turnyh svjazej 20-h godov XIX veka [The work of Fernando Sora in the context of Russian-European cultural relations of the 20s of the XIX century]. PhD thesis. Saint-Petersburg, Rossijskij institut istorii iskusstv, 2022, 260 p. (In Russ.).
10. Петровская И. Ф. Музыкальный Петербург: 1801-1917. Энциклопедический словарь-исследование. Т. 10: А-Л. СПб.: Композитор, 2009. 586 с.
Petrovskaja I. F. Muzykal’nyj Peterburg: 1801-1917. Jenciklopedicheskij slovar’-issledovanie [Musical Petersburg: 1801-1917. Encyclopedic dictionary-research]. V. 10: A-L. Saint-Petersburg, Kompozitor, 2009, 586 p. (In Russ.).
11. Российский национальный музей музыки. Ф. 316 (Сихра А. О.).
Rossijskij nacional’nyj muzej muzyki [Russian National Museum of Music]. Archival fund 316 (Sihra A. O.). (In Russ.).
12. Русанов В. А. Гитара и гитаристы. Исторические очерки. М.: А. В. Васильев и К, 1901. 66 с.
Rusanov V. A. Gitara i gitaristy. Istoricheskiye ocherki [Guitar and guitarists. Historical essays]. Moscow, Vasiliev and Со, 1901, 66 p. (In Russ.).
13. Сихра А. О. Полное собрание сочинений для семиструнной гитары. Кривой Рог: Издательский дом, 2006. 400 с.
Sihra A. O. Polnoe sobranie sochinenij dlja semistrunnoj gitary [Complete works for seven-string guitar]. Krivoj Rog, Izdatel’skij dom, 2006, 400 p. (In Russ.).
14. Соловьёв А. П. Школа для семиструнной гитары. Ч. 3. М.: Юргенсон, 1896. С. 60-68.
Solov’ev A. P. Shkola dlja semistrunnoj gitary [School for seven-string guitar]. V. 3. Moscow, Jurgenson, 1896, pp. 60-68. (In Russ.).
15. Стахович М. А. История семиструнной гитары. Кривой Рог: Издательский дом, 2004. 40 с.
Stakhovich M. A. Istoriya semistrunnoy gitary [History of the seven-string guitar]. Krivoy Rog, Izdatel’skij dom, 2004, 40 p. (In Russ.).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Алекпер Аскеров - азербайджанский исполнитель-виртуоз на духовых инструментах. В историю музыкальной культуры Азербайджана он вошёл как автор танцевальных мелодий и мугамных ренгов, создатель классической школы игры на балабане, а также реформатор таких духовых инструментов, как кларнет, балабан, тутек, зурна и ней, руководитель фольклорно-инструментального ансамбля «Дугях». Изучение творческой деятельности Алекпера Аскерова - актуальное направление музыкальной науки Азербайджана.
Явление фольклоризма глубоко органично для чувашского музыкального искусства. В статье рассматривается его сценическая форма, прослеживается история развития, выявляются актуальные проблемы современного состояния.
Статья посвящена рассмотрению Пятого концерта для фортепиано с оркестром выдающегося российского композитора и пианиста Антона Григорьевича Рубинштейна. В наши дни это произведение, сыгравшее значимую роль в эволюции жанра концерта в российской музыкальной культуре, практически пребывает в забвении. Между тем, оно оказало значительное воздействие на формирование композиторского стиля таких последователей Рубинштейна, как П. Чайковский, С. Рахманинов. Цель работы - рассмотреть образный и стилистический строй Пятого концерта (особенности его архитектоники, мелодизма, ритмической организации), проанализировать средства исполнительской выразительности, а также выявить причины, предопределившие недостаточную востребованность Концерта у пианистов прошлого и современности. Новизна работы заключается в том, что подобное комплексное рассмотрение Пятого концерта, имеющее теоретическую и практическую значимость, предлагается в музыкознании впервые.
В статье рассматриваются наиболее значительные методические труды ярких исполнителей-мандолинистов и педагогов середины XVIII века: Джованни Фучетти, Джованни Батиста Джервазио, Габриэле Леоне, Пьетро Дени, Мишеля Корретта. В фокусе внимания оказываются вопросы исполнения орнаментики, которые затрагивают все обозначенные авторы трактатов. Проведён анализ и сравнение методических рекомендаций каждого музыканта с целью выявления общих принципов исполнения тремоло, каденционных трелей, форшлагов и других видов орнаментации. Думается, эти сведения помогут современным мандолинистам в вопросах исполнения и интерпретации репертуара XVIII столетия.
В статье освещается творческая активность итальянских скрипачей в Англии, их роль в развитии местной профессиональной и любительской музыкальной культуры; рассматриваются их участие в концертной жизни и вклад в педагогическую деятельность.
Ранний трактат крупного французского учёного Марена Мерсенна «Quaestiones celeberrimae in Genesim» хранится в фондах нескольких библиотек. В статье сопоставляются некоторые экземпляры этого фолианта и рассматривается особенность казанской версии трактата.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- Юр. адрес
- Большая Красная ул., 38, Вахитовский район
- ФИО
- Дулат-Алеев Вадим Робертович (Руководитель)
- E-mail адрес
- priem@kazancons.ru
- Контактный телефон
- +7 (917) 2663011