В статье, основанной на данных межрегионального социологического опроса студенческой молодежи, исследуется взаимосвязь между реализацией профессионально-образовательных планов при поступлении в вуз и текущим социальным самочувствием студентов. Путем ранжирования по индексу социального самочувствия выделены четыре группы молодежи. Было обнаружено, что с улучшением социального самочувствия растет доля респондентов, которые поступили в желаемый вуз и на желаемую специальность. Эти студенты более оптимистично настроены в отношении будущего трудоустройства: они чаще других ориентированы на свою специальность и не сомневаются, что найдут достойную работу. Среди студентов с плохим социальным самочувствием распространены опасения по поводу трудоустройства, возможной низкой оплаты труда и перспектив работать не по специальности.
Идентификаторы и классификаторы
В молодежной среде сохраняется социальная дифференциация по базовым аспектам качества жизни, возможностям социальной мобильности (доступности хороших рабочих мест, образования и т. д.). Как отмечает Л. А. Беляева, «для России актуальна в целом негативная тенденция укоренения и углубления социальной дифференциации молодежи по материальному положению и по обладанию образовательными и культурными ресурсами, необходимыми для старта и выстраивания жизненной траектории» [Беляева, 2022: 820].
Список литературы
1. Беляева Л.А. “Взрослая” молодежь в современном социальном пространстве России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2022. Т. 22. № 4. С. 812-827. DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-812-827 EDN: UYTEOF
Belyaeva L.A. (2022) ‘Adult’ youth in the contemporary social space of Russia.RUDN Journal of Sociology. Vol. 22. No. 4. P. 812-827. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-2272-2022-22-4-812-827 EDN: UYTEOF
2. Гафиатулина Н.Х., Сизова Н.М., Хубулури Е.И. Кризис социальной справедливости в российском обществе как фактор влияния на социальное самочувствие молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2024. № 8. С. 35-39. DOI: 10.24412/2220-2404-2024-8-29 EDN: BGOUKU
Gafiatulina N.Kh., Sizova N.M., Hubuluri E.I. (2024) Social justice crisis in Russian society as a factor influencing the social well-being of youth. Humanities, social-economic and social sciences. No. 8. P. 35-39. (In Russ.). DOI: 10.24412/2220-2404-2024-8-29 EDN: BGOUKU
3. Кошарная Г.Б., Корж Н.В. Социальное самочувствие студенческой молодежи (региональный аспект) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2020. Т. 20. № 4. С. 905-918. DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-905-918 EDN: AHTWAK
Kosharnaya G.B., Korzh N.V. (2020) Social well-being of the student youth (regional aspect).RUDN Journal of Sociology. 2020. Vol. 20. No. 4. P. 905-918. (In Russ.). DOI: 10.22363/2313-2272-2020-20-4-905-918 EDN: AHTWAK
4. Курышова Л.Н. Федосеева М.В. Факторы социального самочувствия населения региона // Огарев-Online. 2020. № 9 (146). С. 10. EDN: OJPRLV
Kurishova L.N., Fedoseeva M.V. (2020) Factors of social well-being of the population of the region. Ogarev-online. No. 4. P. 10.
5. Малиновский С. С., Шибанова Е. Ю. Причины и факторы завершения экспансии высшего образования в России // Социологический журнал. 2022. Т. 28. № 3. С. 8-37. DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9149 EDN: AQUFFI
Malinovskiy S.S., Shibanova E.Yu. (2022) The reasons and drivers behind Higher Education ceasing to expand in Russia. Sociological Journal. Vol. 28. No. 3. P. 8-37. (In Russ.). DOI: 10.19181/socjour.2022.28.3.9149 EDN: AQUFFI
6. Овсянникова О.А., Федорова М.А., Федоров М.Г. К вопросу об успешности процесса обучения в вузе // Ученые записки Орловского государственного университета. 2021. № 4(93). С. 230-234.
Ovsyannikova O.A., Fedorova M.A., Fedorov M.G. (2021) On the question of the success of the learning process at the university. Scientific notes of Orel State University. No. 4. P. 230-234. (In Russ.).
7. Попов А.В. Влияние прекаризации на уровень жизни и положение российской молодежи в сфере занятости // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2023. Т. 16. № 6. С. 236-251. DOI: 10.15838/esc.2023.6.90.14 EDN: KCXWYK
Popov A.V. (2023) The impact of precarization on the standard of living and the employment situation of Russian youth. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. No. 4. P. 236-251. (In Russ.). DOI: 10.15838/esc.2023.6.90.14 EDN: KCXWYK
8. Смирнов В.А. Социальное самочувствие российской молодежи в условиях специальной военной операции // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2024. № 77. С. 241-250. DOI: 10.17223/1998863X/77/20 EDN: BQKUTR
Smirnov V.A. (2024) Social well-being of Russian youth in the conditions of the special military operation. Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. No. 77. P. 241-250. (In Russ.). DOI: 10.17223/1998863X/77/20 EDN: BQKUTR
9. Шаповалова И.С., Валиева И.Н. Протестный потенциал регионального студенчества в России: социальные предпосылки // Интеграция образования. 2022. Т. 26. № 2(107). С. 345-362. DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202.345-362 EDN: VWPPZY
Shapovalova I.S., Valieva I.N. (2022) Protest Potential of Regional Students in Russia: Social Prerequisites.Integration of Education. Vol. 26. No. 2. P. 345-362. (In Russ.). DOI: 10.15507/1991-9468.107.026.202202.345-362 EDN: VWPPZY
Выпуск
Другие статьи выпуска
В последнее десятилетие наблюдается тенденция роста судебной нагрузки, что негативно отражается на качестве правосудия. Необходимость принятия мер для ее снижения подталкивает к поиску новых подходов и инструментов. Данная проблема является предметом научных дискуссий на протяжении длительного времени. Статья посвящена рассмотрению увеличения размера государственной пошлины как одного из способов регулирования нагрузки на судебную систему. Анализируются предполагаемые последствия такого шага. Особое внимание уделяется тому, как предлагаемый механизм может повлиять на доступность правосудия для различных категорий граждан, а также на оптимизацию работы судебных органов. Предлагаются альтернативные меры, которые помогут уменьшить нагрузку на суды без ущерба для их финансовой стабильности. Автор резюмирует, что решение проблемы высокой нагрузки на суды требует комплексного подхода. Только в совокупности предлагаемые механизмы и инструменты позволят сократить количество обращений в суды, снизить нагрузку на судебную систему. Кроме того, необходимо активно поддерживать и развивать альтернативные процедуры разрешения споров. Эти процедуры должны стать доступными и привлекательными для широкого круга лиц. Более того, они могут стать основой для создания новых механизмов, способствующих повышению эффективности работы судов.
В статье рассматривается применение учебной аналитики (Learning Analytics, LA) в образовательном процессе. Она широко используется, позволяет оптимизировать процесс обучения, оперативно оценивать качество материалов и преподавания, учитывать результаты и достижения обучающегося, прогнозировать его успеваемость. Среди этических проблем, возникающих при использовании образовательной аналитики, наиболее часто дискуссии возникают вокруг конфиденциальности, прозрачности, навешивания ярлыков, права собственности на данные, алгоритмической справедливости и обязанность вуза упреждающе взаимодействовать с обучающимися при наличии академической неуспеваемости. Каждая из них акцентирует автономию обучающегося, его активную и осознанную вовлеченность в процесс контроля своего обучения для самостоятельного принятия решений. Есть примеры вузовских кодексов использования учебной аналитики, что свидетельствует о необходимости введения нормативной практики использования новых образовательных инструментов.
На основе использования прогностического подхода авторами проанализированы проблемы и ключевые направления развития дополнительного профессионального образования (ДПО) как наиболее гибкой и чувствительной к изменениям на рынке труда системы, нацеленной на удовлетворение требований приоритетных отраслей экономики. Очерчены возможные сценарии и перспективы развития ДПО, исходя из стратегических задач, стоящих перед современным российским обществом, среди которых наиболее значимыми являются совершенствование цифровых технологий, осмысление их влияния на изменение подходов к обучению различных целевых аудиторий и формирование образов будущего.
В статье рассматриваются особенности культурно-досуговой деятельности NEET-молодежи. На основе анализа данных социологического исследования «Мониторинг наркоситуации в Республике Мордовия» (2022 г., n = 95) и материалов биографических интервью с представителями незанятой молодежи показано, что содержательная наполненность их досуговых практик ориентирована преимущественно на развлекательные формы досуга. Отмечено, что чем выше уровень образования, тем более высокий уровень потребления в сфере досуга демонстрирует молодежь статуса NEET. При этом «оторванность» от сфер занятости и образования и избыток свободного времени трансформирует содержание досуговых практик, что в ряде случаев приводит к развитию девиантных форм поведения.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- ВГУЮ (РПА МИНЮСТА РОССИИ)
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- Юр. адрес
- 117638, город Москва, Азовская ул., д.2 к.1
- ФИО
- Александрова Ольга Ивановна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rpa@rpa-mjust.ru
- Контактный телефон
- +_ (___) _______
- Сайт
- https://rpa-mu.ru/