Цель. Исследование конструкции органов местного самоуправления Российской Федерации и её партнёров по Евразийскому экономическому союзу (Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии) и соотношения влияния на организацию территориальной власти центральных органов управления и полномочий, реализуемых субъектами местной власти.
Процедуры и методы. Использован комплексный подход, позволивший объединить научные методы для исследования структуры органов местного самоуправления в национальных системах публичной власти евразийского региона; историко-сравнительный анализ стал основанием для выявления общего и особенного в организации публичной власти в каждом государстве – партнёре по ЕАЭС; структурный метод способствовал выявлению устойчивых связей внутри организации публичной власти, обеспечивающих сохранение её основных свойств и способствующих её эффективной организации. Критерием для отбора стран явилось членство указанных государств в ЕАЭС в контексте евразийской интеграции на постсоветском пространстве.
Результаты. Сформулированы предложения по решению основных проблем, способствующие выходу на качественно новый уровень организации местного самоуправления в государствах-членах ЕАЭС.
Теоретическая и/или практическая значимость. Изложены авторские позиции по вопросу организации и развития структуры органов публичной власти (государственной и муниципальной) и продолжения поиска оптимальной модели интегрированного взаимодействия с учётом организационных и исторических особенностей каждого из государства-члена ЕАЭС, имеющих общие исторические корни развития публичной власти. Изучены проблемы организации местного самоуправления в странах, которые проходят путь экономической интеграции и стремятся активизировать процессы сотрудничества на разных уровнях публичной власти.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10 18384/2949-513X-2023-3-33-45
Государства (Армения, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан и Россия), входящие в состав ЕАЭС, имеют общую историю в организации и деятельности органов местного самоуправления. Конструкция органов управления в советский период основывалась на принципе единства Советов как источника власти народа и не учитывала принципа разделения властей. Такой подход создавал трудности в реализации эффективного местного самоуправления и исключал их самостоятельность.
Список литературы
1. Аветисян А. В. Современное состояние системы местного самоуправления и актуальные проблемы его развития в Республике Армения // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1. С. 123-129.
2. Аветисян А. В. Пути развития местного самоуправления в Армении // Образование и право. 2020. № 2. С. 162-168.
3. Афанасьев А. А. Местное самоуправление и конституционная реформа - 2020 // Конституционное и муниципальное право. 2021. № 5. С. 65-68.
4. Багдасарян С. Д., Гришина Т. М. Исторические корни местного самоуправления в России // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2022. № 1. С. 89-97.
5. Багдасарян С. Д., Гришина Т. М. Взаимодействие органов государственной власти и органов местного самоуправления в странах ЕАЭС // Безопасность бизнеса. 2022. № 2. С. 16-21.
6. Баразгова Е. С. К истории местного самоуправления в России: эволюция отечественных теорий // Вопросы управления. 2017. № 5. С. 85-93.
7. Бекташев К. Д. Местные кенеши в политической системе Кыргызской Республики: дис. … канд. полит. наук. Бишкек, 2021. 173 с.
8. Василевич Г. А. Развитие местного самоуправления в Республике Беларусь в контексте требований Европейской Хартии местного самоуправления // Совершенствование механизма государственного управления в условиях правовой интеграции / под ред. Т. А. Червяковой. Минск, Белорусский государственный университет, 2018. С. 7-11.
9. Горбатюк Е. С. Основные теории местного самоуправления: аналитический обзор // Вестник СпбГУ. Серия 6. 2015. Вып. 1. С. 21-27.
10. Гришина Т. М. Самообложение населения в России: проблемы реализации и перспективы развития // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2019. № 2. С. 83-93.
11. Дильманбетова Э. Р., Романов В. А. Способы развития мотивации у государственных и муниципальных служащих // Вестник экспертного совета. 2022. № 1. С. 45-53.
12. Зевина О. Г., Ковалевский А. Э., Макаренко Б. И. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, пути совершенствования. М.: Экон-Информ, 2009. 524 с.
13. Иванова А. А., Обухова Н. И. Некоторые историко-правовые аспекты формирования модели взаимодействия государственных и муниципальных органов // Вестник Поволжского института управления. 2021. Т. 21. № 2. С. 20-31.
14. Иванов О. Б. Местное самоуправление после принятия поправок к Конституции Российской Федерации: перспективы развития, правовое регулирование // Власть. 2021. № 2. С. 118-122.
15. Кыдыралиев Ж. Б. Бюллетень науки и практики // Национальная академия наук Киргизской Республики. Бишкек. 2022. Т. 8. № 7. С. 432-436.
16. Ларичев А. А. Корпоративная модель местного самоуправления: генезис, опыт реализации на примере Канады и его применимость в российских условиях: дис. … д-ра юрид наук. М., 2018. 489 с.
17. Масилова М. Г., Лобов В. Е. Проблемы кадрового обеспечения органов местного самоуправления и пути их решения // Вестник ВГУЭС. 2019. № 4. С. 170-179.
18. Упоров И. В. Конституционные поправки 2020 и полномочия органов местного самоуправления в контексте функции охраны общественного порядка // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2021. № 3-1. С. 255-258.
19. Чертков А. Н. Государство и местное самоуправление в России: принцип единства публичной власти и проблемы разграничения её компетенции // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. 2020. № 2. С. 39-50.
20. Шимширт Н. Д. Правовые и организационно-экономические основы преобразований муниципальных образований // Проблемы управления в социальных системах. 2015. № 12. С. 182-198.
21. Ящук Т. Ф. Эволюция местного управления и самоуправления в России // Правоприменение. 2017. № 1. С. 92-100.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья-рецензия на публикацию: Международное гуманитарное право: учебник / под науч. ред. В. В. Алешина, А. Ю. Ястребовой.
Целью настоящего учебника является получение и закрепление знаний слушателями по теории международного гуманитарного права (МГП), а также их использование в правоприменительной деятельности и межгосударственных отношениях. Авторы приложили значительные усилия к тому, чтобы представить изучение МГП в расширенном контексте и выйти за рамки ограниченного понимания его предмета как совокупности правоотношений воюющих сторон.
Цель. Определить содержательные взаимосвязи права на биологическую безопасность и права на неприкосновенность личности, выявить актуальные проблемы теории правопонимания, провести оценку источников права, регулирующих отношения в сфере биологической безопасности.
Процедура и методы. В работе использованы общенаучные и специальные методы исследования, в их числе: сравнительно-правовой, диалектический, формально-логический и формально-юридический.
Результаты. Раскрыты содержание права на биологическую безопасность, его взаимосвязь с правом на биологическую неприкосновенность; отмечены принципы права, которые необходимо учитывать при развитии правового содержания биологической безопасности. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию конституционного права, создавая предпосылки для развития доктрины прав ново - го поколения в системе охраны здоровья, обеспечения населения безопасной окружающей средой.
Цель. Выявление и рассмотрение общих закономерностей и научное исследование проблем в деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации по осуществлению права (обязанности) законодательного признания права человека на доступ к информации как необходимого элемента конституционного механизма его реализации.
Процедура и методы. Поведён сравнительный анализ нормативных правовых актов, направленных на регулирование деятельности уполномоченных в субъекте Российской Федерации в сфере законодательных инициатив, на выявление критериев эффективности такой деятельности и проблем её осуществления на примере реализации обязанности правового признания права доступа человека к информации, при которой эффективность обеспечения исследуемого права анализируется в процессе двухстороннего взаимодействия уполномоченных по правам человека и законодательного (представительного) органа в субъекте Российской Федерации.
Результаты. Выявлено, что в субъектах Российской Федерации используется разносторонний подход к процессу нормативного закрепления, а также воплощения в практической деятельности конституционной обязанности уполномоченных в субъектах РФ, выраженной в признании права человека на доступ к информации, что может являться основанием в наличии некоторых проблем в конкретном воплощении и защите исследуемого права.
Теоретическая и/или практическая значимость. Учитывая обширный опыт уполномоченных в субъектах РФ в работе защиты прав и свобод человека, предложено рассмотреть и реализовать единый правовой механизм законодательных инициатив во всех регионах Российской Федерации. Представленный механизм обеспечит эффективную возможность омбудсмену напрямую (без посредников) инициировать законодательные предложения в представительном органе власти субъектов России по проблемным вопросам, касающимся прав и свобод человека, в т. ч. права доступа к открытой информации.
Цель. Рассмотреть и проанализировать некоторые методики и практики деятельности по розыску и задержанию лиц, совершивших преступления. Предложить некоторые направления совершенствования методики розыска лиц, подлежащих выдаче и скрывающихся в отдалённых и труднодоступных местностях, в т. ч. в зарубежных странах.
Процедура и методы. Проведён анализ сообщений и аналитических справок как российских, так и зарубежных СМИ о лицах, скрывающихся в отдалённых и труднодоступных местностях. Изучены карты местности некоторых зарубежных стран.
Результаты. С учётом стремительного развития общественных отношений и технологий предлагаются новые подходы к поиску лиц, скрывающихся от правосудия в отдалённых и труднодоступных местностях. Определены признаки, по которым можно установить, что на определённой территории проживает лицо, в отношении которого необходимо установить цель и мотивы пребывания, произвести идентификацию личности. Поскольку лица, совершившие преступления, заранее изучают местность, в которой они будут скрываться и обустраивать свой быт, в статье также рассматриваются некоторые географические особенности зарубежных государств, которые могут затруднить розыск преступника. Выдвигается тезис о том, что преступник избирает местность для собственного проживания в зависимости от уровня финансового благосостояния, наличия устоявшихся контактов и социальных связей. Теоретическая и/или практическая значимость. Представлены теоретические положения, предопределяющие необходимость дальнейшего изучения проблематики поиска лиц, подлежащих выдаче и скрывающихся в труднодоступных и удалённых местах. Анализ местности на предмет возможности скрываться в труднодоступных и удалённых местах может быть полезен для правоохранительных органов в процессе розыска преступников и сотрудничества с компетентными органами зарубежных стран в сфере выдачи.
Цель. На основе разрозненных норм права, различных доктринальных подходов и судебной практики определить возможности отнесения животных к числу источников повышенной опасности.
Процедура и методы. На основе методов системного анализа и сравнения разрозненных норм частного и публичного права, различных доктринальных подходов и судебной практики определена возможность отнесения животных к числу источников повышенной опасности. Результаты. Обосновано в качестве необходимых и достаточных для квалификации источника повышенной опасности применение характеристик вредоносности и подконтрольности человеку. Теоретическая и/или практическая значимость. Рекомендовано включить животных в примерный перечень источников повышенной опасности в ст. 1079 ГК, обеспечивать баланс между соблюдением указаний закона и их конкретизацией правоприменителем.
Цель. Анализ влияния рыночных механизмов на правовое регулирование собственности в современных социалистических государствах Юго-Восточной Азии (на примере Китая, Вьетнама и Северной Кореи).
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали метод сравнительного правоведения и формально-юридический. Путём сопоставления проведён анализ содержания действующих конституций Китая, Вьетнама и Северной Кореи, гражданского законодательства о формах собственности, собственности на землю, частной собственности (Китай, Вьетнам), личной собственности (Северная Корея), законодательства о предпринимательской деятельности граждан и организаций.
Результаты. Доказано, что экономики современных социалистических стран Юго-Восточной Азии активно развиваются, успешно сочетая плановые и рыночные механизмы (в значительной степени в Китае и Вьетнаме, в меньшей степени в Северной Корее), действующее законодательство закрепляет различные формы собственности, характерные для классического социализма, в Китае и Вьетнаме – частную собственность, право собственности отечественных и иностранных граждан и организаций, право наследования, свершение разнообразных сделок с имуществом. Отсутствие частной собственности на землю следует приветствовать, поскольку такой подход максимально обеспечивает суверенитет современных социалистических государств, защиту (минимизацию) от внешнего влияния, хотя в определённой степени может сдерживать иностранные инвестиции в экономику.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сделан сравнительно-правовой анализ правового регулирования собственности в отдельных современных социалистических странах, экономика которых успешно сочетает плановые и рыночные начала. Данный подход позволяет определить устойчивое развитие экономики, существенное снижение уровня бедности населения. Полученные результаты могут быть использованы в процессе разнопланового сотрудничества России с Китаем, Вьетнамом и Северной Кореей.
Цель. Актуализация проблемы неоднозначного судебного толкования норм гражданского законодательства, неизбежным следствием которого является существование диаметрально противоположных решений, основанных на применении одних и тех же положений Гражданского кодекса РФ.
Процедура и методы. Проведён краткий анализ состояния современной судебной практики, определяющей позиции судов относительно толкования норм ГК РФ об аренде. Методология исследования основана прежде всего на диалектическом и системном подходах, применяемых при анализе современного состояния практики судебного толкования норм гражданского законодательства об аренде.
Результаты. Сделан вывод о том, что проблема единого понимания закона на текущий момент не решена удовлетворительным образом. Отсутствие единства судебной практики по отдельным вопросам применения норм ГК РФ об аренде требует более активной научной разработки такой категории, как «правовая природа договора», и принятия мер высшими судебными инстанциями по обеспечению единого понимания и применения норм ГК РФ об аренде.
Теоретическая и/или практическая значимость. Актуализирована научная дискуссия как в части, касающейся совершенствования юридической техники, определяющей ясность правовых норм, так и в части, касающейся системности судебного толкования положений ГК РФ. Сформирована аргументационная база, основанная, прежде всего, на эмпирическом материале, необходимая для целей конкретного правоприменения.
Цель. Анализ экологических угроз, оказывающих негативное воздействие на реализацию прав ребёнка. Выявить проблемы, возникающие в ходе реализации права детей на благоприятную окружающую среду, исходя из анализа конституционно-правовых положений и норм, закреплённых в российском законодательстве, а также в международном праве, касающемся прав детей, доктрины экологического права в национальном и международном праве. Процедура и методы. С помощью сравнительно-правового метода проведён анализ прав детей на благоприятную окружающую среду в национальном и международном праве. Были также использованы логический и формально-юридический методы научного познания.
Результаты. В ходе исследования рассмотрены некоторые ключевые проблемы, оказывающие неблагоприятное воздействие на реализацию обозначенного права. Право на благоприятную окружающую среду детьми как субъектами права в России и других государствах реализуется в зависимости от начала правосубъектности. Выявлено, что в Российской Федерации правосубъектность начинает действовать после рождения ребёнка, в других государствах этот процесс варьируется от момента зачатия до момента рождения. Сделан вывод, что в современных государствах акцент поставлен в большей степени на то, что дети являются наиболее уязвимыми от возникающих угроз и вызовов.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию экологического права, в законодательное усовершенствование норм в ходе реализации права детей на благоприятную окружающую среду.
Цель. Определение основных инструментов формирования экологической культуры у населения России и зависимости процесса развития экологической культуры от роста правосознания. Процедура и методы. Проведён анализ содержания экологической и правовой культуры, а также правосознания, их взаимосвязи и влияния. Основными исследовательскими методами являлись: метод междисциплинарного анализа российской и зарубежной научной литературы, обобщения, систематизации, аналогии, а также метод правового моделирования.
Результаты. Показано, что экологическая культура включает элементы: духовно-нравственные ценности, высокий уровень знаний права и экологических проблем и готовность реализовать свои знания на практике. Правовая культура – это эмоциональное восприятие права, готовность сознательно действовать в соответствии с правовыми предписаниями, участвовать в правовой жизни, повышать собственное правосознание. Таким образом, показателем правовой культуры выступает уровень правосознания, который, в свою очередь, напрямую влияет на формирование экологической культуры. Развитие правосознания, с одной стороны, обеспечивает большее доверие общества к проектам и программам, реализуемым органами власти, к правоприменительной практике должностных лиц. С другой стороны, граждане более ответственно относятся к окружающей среде, с большей готовностью соблюдают природоохранное законодательство и проявляют активность в защите окружающей среды. Теоретическая и/или практическая значимость. Выявлен важный инструментарий реализации конституционной нормы о воспитании экологической культуры жителей РФ, что должно стать основой при разработке государственной политики в рассматриваемой области, наряду с включением в образовательные стандарты предметов (модулей) экологической направленности.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/