Рассматриваются актуальные вопросы цифровой трансформации системы налогового права с точки зрения ее структуры, количества элементов, а также выбора критериев структурирования. Автором обоснована практическая ценность деления налогового права на регулятивное и охранительное, особо актуальное в условиях цифровизации экономики, государства и общества. Указывается на тенденцию дальнейшего развития системы отрасли налогового права, не идентичной системе отрасли налогового законодательства. Делается вывод о теоретической и практической ценности применения категории налоговой обязанности как основы структурирования налогового права в цифровую эпоху.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.52468/2542-1514.2024.8(1).64-72
Цифровизация экономики и связанные с ней новеллы нормативно-правового регулирования являются дополнительным подтверждением такого вывода. Например, в современных условиях появляются такие группы норм, которые по своему содержанию являются налоговыми, однако их сложно однозначно идентифицировать с точки зрения принадлежности к тому или иному институту налогового права. Новые институты налогового права часто не вписываются в уже существующую структуру налогового права, в результате чего оно не всегда, как справедливо отмечал Р. В. Климовский, движется по пути образования стройной устойчивой системы, и представляет собой нагромождение элементов (институтов) со слабыми внутренними и внешними связями [20].
Список литературы
1. Цинделиани И. А. Совершенствование налогового контроля в условиях цифровизации / И. А. Цинделиани, Т. А. Гусева, А. В. Изотов // Правоприменение. - 2022. - Т. 6, № 1. - С. 77-87. - https://doi.org/10.52468/25421514.2022.6(1).77-87.
2. Hofmann P. Debate: Comment on J. Becker & J. Englisch, ‘Taxing Where Value Is Created: What’s “User Involvement” Got to Issue 2. Do with It? / P. Hofmann, N. Riedel // Intertax. - 2019. - Vol. 47, iss. 2. - P. 172-175.
3. Tsindeliani I. Transformation of the legal mechanism of taxation as a factor of influence on strategic planning of budgetary policy: Russia case study / I. Tsindeliani, A. Selyukov, V. Kikavets, T. Vershilo, E. Tregubova, O. Babayan, A. Badmaev, S. Shorin // Journal of Transnational Management. - 2021. - Vol. 26, no. 3. - P. 179-200. - https://doi.org/10.1080/15475778.2021.1989565.
4. Юков М. К. К вопросу о критериях выделения институтов в гражданском процессуальном праве / М. К. Юков // Проблемы действия и совершенствования советского гражданского процессуального законодательства : межвуз. сб. науч. тр. / гл. ред. К. И. Комиссаров. - Свердловск : СЮИ, 1982. - С. 51-59.
5. Теория государства и прав : учеб. / под ред. Ф. И. Долгих. - М. : Моск. финанс.-пром. ун-т «Синергия», 2015. - 236 с.
6. Тютин Д. В. Налоговое право : курс лекций / Д. В. Тютин. - 2020. - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
7. Демин А. В. Регулятивные и охранительные нормы налогового права: проблемные вопросы соотношения и взаимодействия / А. В. Демин // Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2010. - № 4 (10). - С. 95-101.
8. Тасалов К. А. Правовые проблемы российской концепции риск-ориентированного подхода в налоговой сфере / К. А. Тасалов // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 4. - С. 55-61. - https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.101.4.055-061.
9. Миляков Н. В. Налоговое право : учеб. / Н. В. Миляков. - М. : ИНФРА-М, 2008. - 383 с.
10. Ручкина Г. Ф. Налоговое право : учеб. / Г. Ф. Ручкина, М. Ю. Березин. - М. : Проспект, 2021. - 800 с.
11. Налоговое право : учеб. для бакалавров / под ред. И. А. Цинделиани. - М. : Проспект, 2016. - 528 с.
12. Соболев М. Н. Очерки финансовой науки (Общедоступные беседы) / М. Н. Соболев. - Харьков : Пролетарий, 1925. - 186 с.
13. Бельский К. С. Налоговая система и социальный контроль (политологический и криминологический аспекты) / К. С. Бельский // Государство и право. - 2000. - № 11. - С. 40-46.
14. Рябова Е. В. Налогообложение в контексте массовой роботизации и внедрения искусственного интеллекта / Е. В. Рябова // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). - 2021. - № 9 (85). - С. 105- 112. - https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.85.9.105-112.
15. Лютова О. И. Применение технологии блокчейн в налоговом администрировании / О. И. Лютова, И. Д. Фиалковская // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. - 2021. - Т. 25, № 3. - С. 693-710. - https://doi.org/10.22363/2313-2337-2021-25-3-693-710.
16. Цинделиани И. А. Система налогового права / И. А. Цинделиани // Государство и право. - 2013. - № 1. - С. 48-56.
17. Ершов В. В. Анализ интегративного правопонимания с общенаучных позиций / В. В. Ершов // Российское правосудие. - 2017. - № 5 (113). - С. 6-18.
18. Лазарев В. В. Интегративное восприятие права / В. В. Лазарев // Юридическая наука: история и современность. - 2017. - № 2. - С. 20-29.
19. Демин А. В. Налоговое право России : учеб. пособие / А. В. Демин. - Красноярск : РУМЦ ЮО, 2006. - 329 с.
20. Климовский Р. В. Системный подход и структура налогового права / Р. В. Климовский // Налоги и финансовое право. - 2012. - № 9. - С. 88-95.
21. Васильева Е. Г. Единый налоговый счет: новый этап цифровизации в системе налогового администрирования в Российской Федерации / Е. Г. Васильева // Безопасность бизнеса. - 2022. - № 2. - С. 27-34.
22. Мигачева Е. В. Правовое регулирование функционирования налоговой системы Российской Федерации в условиях цифровой экономики / Е. В. Мигачева // Безопасность бизнеса. - 2022. - № 3. - С. 37-43.
23. Красюков А. В. Единый налоговый платеж физического лица: понятие и правовая природа / А. В. Красюков // Налоги. - 2019. - № 3. - С. 8-10.
24. Лютова О. И. Операторы электронных площадок как субъекты налогового права / О. И. Лютова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. - 2020. - № 3 (42). - С. 224-232. - https://doi.org/10.17308/vsu.proc.law.2020.3/2988/
25. Лютова О. И. Операторы электронных площадок как участники налоговых отношений цифровой эпохи (на примере налога на профессиональный доход) / О. И. Лютова // Правоприменение. - 2020. - Т. 4, № 4. - С. 56-67. - https://doi.org/10.24147/2542-1514.2020.4(4).56-67.
Выпуск
Другие статьи выпуска
In 2022 the MGIMO University Publishing house has released the monograph authored by S. O. Shokhin and E. V. Kudryashova “The Legal Framework for strategic planning in contemporary Russia”. This review represents the book for the international audience. There is also a discussion of the monograph’s key points.
Среди интеллектуальных прав инвестициями следует признавать лишь исключительные и иные интеллектуальные права, имеющие имущественный характер и способные отчуждаться (предоставляться) другим лицам. Интеллектуальная собственность как таковая, представляющая собой различные виды нематериальных благ – результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, личные неимущественные права на них, а также в ряде случаев, прямо предусмотренных законом, некоторые имущественные интеллектуальные права, – в силу своей неотчуждаемости и непередаваемости не может выступать в качестве инвестиций. То же самое следует заключить в отношении объекта инвестиционной деятельности – имущества, в которое вкладывается инвестиция. Исходя из экономического содержания такого объекта, в статье утверждается, что интеллектуальными инвестициями необходимо признавать инвестиции в имущественные интеллектуальные права.
Спортивные правоотношения, как обладающие частноправовой юридической природой и предполагающие «горизонтальные» межсубъектные связи, по умолчанию не предполагают распространения на них гарантий, предусмотренных международными актами в сфере защиты прав человека в целях защиты личности в «вертикальном» взаимодействии с публичными субъектами. Однако названный доктринальный подход попрежнему вызывает сомнения со стороны субъектов спорта, предпринимающих попытки его опровержения через вовлечение в спортивные споры в качестве аргументов отдельных норм Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ) (полноценно ст. 6 и 8 прежде всего). Дополнительным стимулом к таким инициативам выступает расположение подавляющего числа международных и континентальных спортивных федераций, их юрисдикционных органов и самого Спортивного арбитражного суда (CAS) в национальных правопорядках, признающих применение ЕКПЧ. Перспективы аргументации при разрешении спортивных споров, построенной на требованиях буквального применения норм ЕКПЧ, рассматриваются в статье с опорой на правоприменительную практику CAS. В заключение делается вывод об использовании только отдельных смыслов ч. 1 ст. 6 ЕКПЧ в спортивном правосудии, тогда как остальные статьи ЕКПЧ обоснованно игнорируются в процессе правоприменительной практики юрисдикционных инстанций спортивных федераций и CAS.
Рассматривается характерный для оперативно-разыскной деятельности принцип конспирации и создаваемые для обеспечения его реализации правовые инструменты. Изучается востребованность и способы реализации нормы о запрете на разглашение данных, содержащихся в запросах органов, уполномоченных на осуществление такой деятельности. Приводятся эмпирические данные о знании сотрудниками органов, уполномоченных на осуществление оперативно-разыскных мероприятий, введенных изменений и порядка их применения. Предлагается авторское виденье реализации введенной нормы и механизмы привлечения к ответственности за ее нарушение. Делаются выводы о востребованности совершенствования правовых механизмов обеспечения тайности оперативно-разыскной деятельности и основные направления для дальнейшего изучения вскрытых проблем.
Анализируются изменения, произошедшие в транснациональной наркопреступности. Выделяются ее новые качества, усложнение внутренних механизмов, ориентация на сокрытие следов преступлений за счет использования информационно-телекоммуникационных технологий. Отмечается, что такие преступления чаще становятся высокотехнологичными. Предлагаются некоторые формы и процедуры международного сотрудничества в сфере противодействия наркопреступности. Подчеркивается необходимость взаимосвязи оперативно-розыскной и следственной деятельности в борьбе с незаконным сбытом наркотических средств. Предлагаются пути повышения эффективности расследования таких преступлений на основе использования современных информационных технологий. Обосновывается внесение дополнений в Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности».
Автор, анализируя научные подходы и актуальную нормативную базу, исследует правовую природу договора на выполнение опытно-конструкторской работы, сравнивая его по определенным критериям с договором подряда, договором на оказание услуг, договором поставки, делает предложения о возможности принципиальной переработки имеющихся подходов к определению правовой природы договора на выполнение опытно-конструкторской работы.
Допустимость более широкого применения компенсации морального вреда при нарушении семейных прав активно обсуждается в науке семейного права. Необходимо учитывать специфику семейных отношений в целом как глубоко личных и то, что ст. 8 Семейного кодекса РФ не ограничивает защиту семейных прав теми способами, которые указаны в нормах Семейного кодекса РФ, допуская применение иных способов. Расширяет возможности применение данного способа защиты Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. No 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», в соответствии с которым моральный вред, причиненный в связи с неуважением родственных и семейных связей, должен быть компенсирован. Рассмотрены условия применения такой меры ответственности, как компенсация морального вреда, в случае ограничения права на общение с ребенком отдельно проживающего родителя. Фиксируется, что необходимо учитывать действия самого потерпевшего по отношению к членам семьи с целью недопущения злоупотребления правом.
Заключение трудового договора – это сложный процесс, полимотивированный, поливариантый, многоступенчатый как с позиции содержания, так и с позиции способов осуществления субъективных прав его сторон. Механизм заключения трудового договора несовершенен, а процесс формирования его содержания настолько формален и упрощен, что не позволяет сторонам достичь реального компромисса по обязательным и/или дополнительным условиям данного договора. В статье выработаны предложения, направленные на совершенствование механизма осуществления работниками субъективного права на заключение трудового договора; выделены факторы, которые повлияли на процесс возникновения, эволюции воли работника на заключение трудового договора и деформировали ее.
Анализируются требования, предъявляемые к определениям суда первой инстанции в гражданском судопроизводстве, в сравнении с требованиями, предъявляемыми к решениям суда, на основе отечественного процессуального законодательства и научной литературы. Отмечается, что основными требованиями, которым должно отвечать определение суда, являются законность, обоснованность, мотивированность, исполнимость. Делается вывод о том, что, исходя из обозначенных требований, на данный момент законодательно не корректно определен перечень определений, которые должны быть обоснованными, мотивированными и подлежать апелляционному обжалованию отдельно от итогового судебного акта.
Рассмотрены существующие представления о понятии экономического основания налогов. Предложена и обоснована дефиниция понятия экономического основания налога как получения экономической выгоды, с которым налоговое законодательство связывает возникновение обязанности уплатить налог. Предложено понятие экономической выгоды и рассмотрены ее виды. Раскрыто содержание принципа экономического основания налога.
Научная новизна работы заключается в рассмотрении ранее не подлежавших исследованию вопросов антикоррупционной профилактики в сфере публичных закупок. Определено место антикоррупционной профилактики в системе предупреждения коррупционной преступности в сфере публичных закупок, обосновывается необходимость развития антикоррупционной профилактики в данной сфере, а также охарактеризованы ее основные направления. Автор определяет антикоррупционную профилактику в сфере публичных закупок как систему мер непринудительного характера, направленных на формирование условий, стимулирующих антикоррупционное поведение субъектов публичных закупок. В работе выявлены и охарактеризованы пять основных направлений антикоррупционной профилактики в сфере публичных закупок: антикоррупционная открытость, антикоррупционный общественный контроль, антикоррупционное просвещение, антикоррупционная экспертиза и антикоррупционное поощрение. Данные направления реализуются на трех уровнях: общем, групповом и индивидуальном. По результатам исследования автор приходит к выводу, что в целях оптимизации системы предупреждения коррупционной преступности в сфере публичных закупок целесообразно развивать каждое названное направление антикоррупционной профилактики. Развитие изложенного в статье подхода поможет обеспечить системность в анализе и реформировании антикоррупционной профилактики в сфере публичных закупок.
Значительное влияние цифровых технологий на сферу здравоохранения предопределило необходимость формирования комплексной системы правового регулирования отношений, связанных с созданием и применением технологий искусственного интеллекта, в том числе сквозь призму профессиональной этики, поскольку использование этических принципов в медицине традиционно имеет большое значение для медицинского сообщества. Предложенные этические принципы создания и применения технологий искусственного интеллекта могут быть использованы в процессе совершенствования законодательства в условиях цифровой трансформации системы здравоохранения.
Исследуется правовое реагирование на последствия поведения личности в виртуальном пространстве. Делаются выводы об особенностях данного реагирования с точки зрения результатов правоприменения. Особое внимание уделяется такой характеристике виртуального пространства, как возможность использования его свойств для реализации интереса пользователя, а также рассмотрению виртуального пространства через призму юридической конструкции и цифрового суверенитета. Отмечается, что на национальном уровне в настоящее время отсутствует какая-либо универсальная модель механизма правового реагирования на последствия поведения личности в виртуальном пространстве, а также что данная проблема имеет многоаспектный характер и обусловлена уровнем правосознания пользователей Сети.
Рассматривается влияние цифровизации на идеологическую функцию государства, приводятся вероятные угрозы, которые этот процесс может нести. Изложены основные аспекты, в которых прослеживается влияние цифровизации на реализацию государством идеологической функции, описана угроза построения цифрового тоталитаризма. Сделан вывод, что государство, реализуя свою идеологическую функцию, направленную на формирование ценностных ориентиров, единства в обществе и повышение легитимности самого государства, в современных условиях приобрело значительные возможности по информационному влиянию на индивидов. В качестве обратной стороны этого процесса выделяется угроза построения тоталитарного государства с единственно разрешенной идеологией и множеством инструментов, в том числе цифровых, для ее распространения и охраны. Разделы 1, 4, 5 подготовлены А. Э. Евстратовым, разделы 2, 3 – Ж. А. Шугулбаевым. Во всем остальном авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации.
Обосновано выделение 1920-х гг. как особого периода в отечественной юридической науке. Отмечена дискретность и преемственность в изучении проблем федерализма. В советских условиях федеративная тематика имела особую актуальность по причине практической значимости. Разработка теории советского федерализма велась одновременно с утверждением советского федеративного государства. Выделены основные исследовательские направления: теория федерализма; буржуазный и социалистический типы федераций; особенности советской федерации; анализ и обобщение практики советского федеративного строительства. Основной вопрос заключался в определении юридической природы РСФСР и СССР. Важным являлся вывод о последовательной эволюции советской федерации. Отдельно указаны дискуссионные вопросы.
Издательство
- Издательство
- ОМГУ ИМ. Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
- Регион
- Россия, Омск
- Почтовый адрес
- 644077, Омская обл, г Омск, Советский округ, пр-кт Мира, д 55А
- Юр. адрес
- 644077, Омская обл, г Омск, Советский округ, пр-кт Мира, д 55А
- ФИО
- Замятин Сергей Владимирович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______