Цель. Анализ и оценка состояния отечественной системы корпоративной подготовки управленческого персонала, и разработка предложений по её развитию.
Процедура и методы. Используются методы системного и сравнительного анализа, а также экспертные оценки и работа с источниками.
Результаты. Рассмотрены отечественная и зарубежные системы корпоративной подготовки управленческих кадров и проведён их сравнительный анализ. Исследованы правовое регулирование, универсальные и специфические принципы, а также формы и способы подготовки. Выявлены недостатки действующей отечественной корпоративной системы, которые состоят в недостаточной реализации принципов маржинальности и индивидуального подхода к подготовке, неполном использовании всей совокупности апробированных форм и способов обучения, а также неточной компетентностной ориентации подготовки управленцев. По результатам исследования сформулированы предложения о мерах по развитию системы корпоративной подготовки управленческого персонала и её адаптации к условиям рыночной среды.
Теоретическая и/или практическая значимость. Предложения авторов могут быть использованы крупным и средним бизнесом при организации собственных систем подготовки управленческого персонала.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.18384/2949-5024-2025-1-78-89
Приоритет отдаётся краткосрочным курсам (37% в общем портфеле обучения), а наибольшей популярностью пользуются программы по развитию навыков soft skills, управлению проектами и бизнесом, а также Data Science с преобладанием гибридных форм обучения и онлайн-занятий. Главным трендом корпоративного образования является рациональный подход, предусматривающий быструю разработку актуального образовательного контента, соответствующего запросам рынка.
Список литературы
1. Ананченкова П. И. Корпоративное обучение сотрудников в компаниях Европейского Союза: можно ли говорить о формировании европейской модели корпоративного университета? // Проблемы экономики и юридической практики. 2023. Т. 19. № 4. С. 197-201.
2. Зубова Р. А., Грибкова О. В. Педагогические принципы организации образовательного процесса // Педагогический научный журнал. 2023. Т. 6. № 3. С. 117-121.
3. Каралкина М. В. Профессиональное образование в России: структура, подходы и перспективы развития // Актуальные исследования. 2024. № 33 (215). С. 31-33.
4. Когут В. Г., Лукин В. Н., Мусиенко Т. В. Корпоративные университеты: приоритеты управления, решения, перспективы. Часть 1 // Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России. 2024. № 1. С. 88-103. https://doi.org/10.61260/2218-130X-2024-1-88-103
5. Кутернин М. И. Конкуренция и сотрудничество на рынке товаров с насыщаемым спросом // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 1. № 2 (134). С. 5-11. https://doi.org/10.36871/ek.up.p.r.2023.02.01.001
6. Марусинина Е. Ю., Асланян А. А. О современных моделях подготовки управленческих кадров // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 6: Университетское образование. 2015. № 1 (16). С. 28-31.
7. Некипелова И. М., Некипелов Э. Ш. Человеческий капитал личности: vital, soft, hard, meta и mental skills // Социально-экономическое управление: теория и практика. 2022. Т. 18. № 1. С. 60-75. https://doi.org/10.22213/2618-9763-2022-1-60-75
8. Семенихин В. В., Крупнов Ю. А. Внедрение инновационной системы подготовки управленческих кадров торговой организации // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2023. № 7 (73). С. 134-141. https://doi.org/10.47581/2023/IE-07/Semenixin-Krupnov-01
9. Семенихин В. В., Крупнов Ю. А. Внутрифирменная практика подготовки кадров управления торговой организацией // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2024. № 2 (76). С. 74-81.
10. Соловьев Д. П., Илюхина Л. А. Обучение и развитие персонала. Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019. 204 с.
11. Тищенко О. Э., Филинов-Чернышев Н. Б. Стратегические группы на рынке бизнес-образования: предпосылки формирования и подходы к классификации // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2021. № 3. С. 106-129.
12. Трегубова Т. М., Айнутдинова И. Н., Айнутдинова К. А. Использование мультимодальных форм смешанного обучения в образовательных программах вузов // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 4 (127). С. 66-74. https://doi.org/10.20323/1813-145X-2022-4-127-66-74
13. Фролова И. А., Беляева Т. К., Королева О. П. Корпоративное образование в России: история и современные тенденции развития // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 65-3. С. 265-267.
14. Musielak L. Corporate Universities - Strategic Organizational Learning: preprint [Электронный ресурс]. URL: https://www.researchgate.net/publication/339004075_Corporate_Universities_-_Strategic_Organizational_Learning (дата обращения: 24.11.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель. Целью работы является анализ взаимодействия субъектов технологического развития в высокотехнологичном секторе экономики и разработка модели, которая бы структурировала данный процесс.
Процедура и методы. Исследование опирается на анализ отечественной и зарубежной научной литературы, посвящённой вопросам особенностей развития высокотехнологичного сектора экономики. Методологической основой работы стали системный и аналитический подходы. Системный подход позволяет рассматривать взаимодействие субъектов как сложную систему с множеством взаимосвязей, где каждая группа участников играет свою уникальную роль. Аналитический подход включает выделение и классификацию ключевых субъектов, изучение их целей и функций, а также анализ специфических форм их взаимодействия. Для разработки модели взаимодействия использован метод структурного анализа, позволяющий систематизировать и визуализировать сложные взаимосвязи между участниками инновационного процесса.
Результаты. Представлены ключевые субъекты, их цели и функции в процессе технологического развития, рассмотрены возможные формы их сотрудничества. Представлена модель взаимодействия субъектов регионального технологического развития, которая имеет ряд особенностей характерных для высокотехнологичного сектора экономики: а) бизнес в высокотехнологичном секторе целесообразно рассматривать как межфирменные взаимодействия гибридного характера с преимущественно сетевым взаимодействием; б) ключевую роль играет платформенное взаимодействие, при котором субъекты взаимодействуют на основе единой технологической платформы; в) значительное внимание уделяется стартапам, финансируемым венчурными фондами как перспективным участникам инновационного процесса; г) важным элементом является сотрудничество бизнеса с научно-образовательными центрами мирового уровня, которые способствуют научным исследованиям и разработкам; д) государственные корпорации выступают лидерами технологического развития, обеспечивая продвижение ключевых направлений технологического развития.
Теоретическая и/или практическая значимость. Разработанная модель взаимодействия субъектов позволяет структурировать процессы технологического развития. Она служит основой для дальнейших исследований и практических рекомендаций по разработке механизмов технологического развития в рамках управленческого и стейкхолдерского подходов.
Цель. Прогнозирование показателя инвестиций в основной капитал по виду добычи полезных ископаемых Хабаровского края. Процедура и методы. Для прогноза экономического развития существует множество различных методик, в данной работе выбран метод Хольта-Винтерса. На примере Хабаровского края выполнено прогнозирование показателя инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Добыча полезных ископаемых» [4]. Результаты. По итогам анализа инвестиционной политики Хабаровского края, выполненного прогноза показателя инвестиций в основной капитал по добыче полезных ископаемых (ДПИ), выявлены проблемы, влияющие на развитие инвестиционной привлекательности края. Теоретическая и/или практическая значимость. Практическая значимость заключается в возможности подготовки и разработки предложений, развития методических рекомендаций в исследованиях, которые впоследствии могут быть использованы для оценки инвестиционных проектов.
Цель. Целью данной работы является оценка влияния и проблем развития национальной экономики под действием структурно-институциональных кризисов в рамках применяемых регулятором комплекса антикризисных мер.
Процедура и методы. Авторы проанализировали научные труды и статистические показатели Банка России и выяснили, что каждый экономический кризис способствует созданию новых инструментов по борьбе с ним, что в дальнейшем позволяет подойти к следующему экономическому кризису в большей степени подготовленным. В исследовании приведены методы сравнительного анализа, обобщения и интерпретации результатов.
Результаты. В данной работе был проведён анализ причин и последствий для экономики четырёх крупнейших финансовых кризисов в России за последние двадцать лет: 2008 г., 2014 г., 2020 г. и 2022 г. Рассматриваемые в научном труде кризисы имеют одну схожесть – все они были спровоцированы серьезными событиями, произошедшими в мире в тот период (санкции, пандемия и др.).
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты показывают, что Правительство вместе с ЦБ РФ в периоды кризисов активно работали над введением антикризисных мер, что позволило не только эффективно преодолеть кризисы, но и впоследствии показать экономический рост.
Цель. Количественная оценка проинфляционных эффектов, возникающих ввиду волатильности сырьевых рынков.
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали статистический и сравнительный виды анализа. Проведён анализ сырьевого рынка металлов и его влияния на конечную продукцию последующих технологических переделов цепочки создания стоимости в США и России.
Результаты. Получены количественные оценки временных лагов реакции следующих переделов на волатильность рынка металлов и размера влияния стоимости сырья на показатели инфляции продукции следующих переделов.
Теоретическая и/или практическая значимость заключается в количественном понимании механизмов отражения внешних шоков сырьевых рынков в экономике, что позволяет лучше учитывать их при прогнозировании своей деятельности предприятиями и другими экономическими агентами и, как следствие, снизить время реакции на внешний шок и неизбежный рост издержек в этот период.
Цель. Актуализация проблематики повышения ценности научного знания.
Процедура и методы. Проведён анализ академических источников и государственных программных документов Королевства Нидерландов, систематизирована и обобщена информация о механизмах, моделях и результатах валоризации научного знания как элемента научно-технической политики.
Результаты. В работе раскрыт генезис понятия «валоризация», механизмы повышения ценности научного знания в сфере общественно-гуманитарных наук, обобщены подходы к пониманию феномена валоризации научного знания в академической сфере, проведён анализ опыты валоризации научного знания в Королевстве Нидерландов.
Теоретическая и/или практическая значимость. В исследовании предложены актуальные инструменты оценки ценности научного знания и обозначены современные модели осуществления валоризации на региональном уровне.
Цель. Определить категорию природно-хозяйственного комплекса как модели организации хозяйства в системе понятий региональной экономики и обосновать достижение комплексной региональной сбалансированности в рамках его устойчивого развития. Процедура и методы. Проведён анализ взглядов ведущих отечественных исследователей на ключевые категории в области региональной экономики, применены методы систематизации и синтеза. Результаты. В исследовании проведена систематизация ключевых понятий региональной экономики (территории, экономического пространства, региона) и выявлена связь природно-хозяйственного комплекса как теоретической модели организации регионального хозяйства с данными категориями. Проведённый анализ также показал необходимость достижения состояния комплексной региональной сбалансированности для устойчивого развития территории. Теоретическая и/или практическая значимость. Предложены авторские определения понятий экономического пространства и региона. Сформулировано и детализировано понятие комплексной региональной сбалансированности. Обосновано соответствие теоретической модели организации регионального хозяйства как природно-хозяйственного комплекса положениям Концепции устойчивого развития. Доказана необходимость достижения состояния комплексной региональной сбалансированности в ходе устойчивого развития региона.
Издательство
- Издательство
- Просвет
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- Юр. адрес
- 141014, Московская область, г.Мытищи, ул.Веры Волошиной, д.24
- ФИО
- Кокоева Ирина Александровна (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- info@guppros.ru
- Контактный телефон
- +7 (849) 5780094
- Сайт
- https://guppros.ru/