В связи с ростом спроса на внутренний туризм в РФ возникает вопрос увеличения объектов туристской инфраструктуры, в том числе коллективных средств размещения. В статье исследован рынок труда в сфере гостеприимства и выявлено превышение спроса над предложением. В условиях кадрового голода в гостиничном бизнесе представляется сложным обеспечить профессиональными кадрами те рабочие места, которые планируется создать в связи со строительством новых объектов размещения в России. Автором предложены варианты развития профессиональных навыков работников гостиничных предприятий в создавшихся условиях, поскольку подготовка, обучение и развитие сотрудников напрямую влияет на результаты работы отелей. Для этого проанализированы результаты исследований российских и зарубежных ученых и выявлено, что инвестиции в обучение и развитие персонала способствуют росту доходов отелей. Также автором изучены мнения исследователей и руководителей гостиничных предприятий о том какие качества, навыки, знания и умения необходимы современному работнику сферы гостеприимства. Кроме того, проанализированы образовательный стандарт и учебные планы по направлению подготовки 43.03.03 «Гостиничное дело» 22 вузов РФ с целью выявления соответствия подготовки выпускников требованиям рынка.
Идентификаторы и классификаторы
В современных условиях (постпандемийный период, санкционное давление на российскую экономику, глобальная цифровизация и др.) в туризме и гостеприимстве происходят существенные изменения. Так по данным Федеральной службы государственной статистики в 2023 году число въездных туристских поездок иностранных граждан в Российскую Федерацию составило 8,21 миллиона, что почти в 3 раза меньше уровня 2019 года, когда было совершено 24,4 миллиона поездок.
Список литературы
1. К 2030 году в туротрасли РФ будут востребованы 400 тысяч новых сотрудников. URL: https://regnum.ru/ news/3835417 (дата обращения 28.06.2024).
2. Какие уникальные навыки требуются для менеджмента в сфере гостеприимства. URL: https://ecvdo. ru/states/kakie-unikalnye-navyki-trebuyutsya-dlyamenedzhmenta- v-sfere-gostepriimstva (дата обращения 28.06.2024).
3. Курмукова А. Гостиницы недосчитались горничных. URL: https://www.kommersant.ru/doc/6634283 (дата обращения 27.06.2024).
4. Морозов М. М. Инфраструктурное обеспечение цифровой экосистемы туристских и гостиничных услуг // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2023. №9 (2). С. 24–31.
5. Отельный бизнес в России: Февраль-2024. URL: https://hospitalityguide.ru/articles/trends/otelnyj-biznesv- rossii-fevral-2024/ (дата обращения 10.07.2024)
6. Официальный сайт службы федеральной статистики. URL: https://ecommons.gov.ru/statistics/turizm/ (дата обращения 10.07.2024)
7. Переверзев М. В. Подготовка кадров для гостиничного и туристического бизнеса в Российской Федерации: системный подход // Гуманитарные науки. Ялта: Крымский федеральный ун-т им. Вернадского. 2020. № 1 (49). С. 39–53.
8. Ennew C. T. The Service-Profit Chain. URL: https://ecommonsg/10.1002/9781118785317.weom090241 (дата обращения 03.07.2024).
9. Lakhani T. Cornell Hospitality Report Vol. 21, No. 9 (October 2021) https://ecommons.cornell.edu/server/api/ core/bitstreams/0cda1c66-48c5-4f71-bab3-00e0aba3f5ce/ content (дата обращения 03.07.2024).
10. Miric M., Slavkovic M. – Does training and development affect employee retention in the hotel industry? The mediator role of organizational commitment – Hotel and Tourism Management, 2023, Vol. 11, No. 1: 51–65.
11. Par C. 8 Key Skills to Develop If You Want to Work in Hospitality. URL: https://translated. turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.400f5d55-668a973ec7544805- 74722d776562/https/www.skillsyouneed.com/ rhubarb/hospitality-key-skills.html (дата обращения 08.07.2024).
12. Sohail M., Ahmad N., Iqbal N., Haider Z., Hamad N. The Impact of Employee Training on Job Satisfaction and Intention to Stay in the Hotel Industry. URL: https://www. academia.edu/77179555/The_Impact_of_Training_and_ Development_on_Employee_Job_Satisfaction_Loyalty_and_ Intent_to_Stay_in_the_Lodging_Industry (дата обращения 03.07.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
В путевом эссе об Авиле описываются историко-культурные и географические особенности этого древнего испанского города, внесенного в реестр всемирного наследия ЮНЕСКО. Метафора лестницы в небо образно передает роль Авилы в религиозно-духовной жизни Испании XVI века, связанную с деятельностью Терезы Авильской и Хуана де ла Крус. В прогулке по городу переплетаются детали современной городской жизни, образы прошлого, архитектурные памятники и образы истории искусства.
В статье описана полевая практика по географии, которая проводилась в 1989 году на территории Азербайджана, Туркмении, Казахстана. Также в ходе практики студенты поднялись по Волге от Астрахани до Калинина (Твери). Автор статьи являлся одним из руководителей учебного мероприятия. Анализируются особенности организации и проведения практики, которая проходила в особых, непростых природных и социально-экономических условиях. В хронологическом порядке описан маршрут и объекты, посещенные в ходе путешествия. Приведена схема маршрута. В некоторых случаях проводится сравнение ситуации на посещенных в 1989 году объектах и их современном состоянии. Работа написана в рамках проекта «История географического факультета ТвГУ». Текст излагается в жанре ностальгических воспоминаний, подкрепленных результатами использования сравнительно-описательного метода.
Экологический туризм — популярное направление, развивающееся в мире с 1980-х гг., однако, по сей день одним из проблемных вопросов остается разработка комплексного определения данного вида туризма и его принципов. В статье рассмотрены разные подходы к определению понятия «экологический туризм» в отечественной и зарубежной литературе, сделан вывод, что без экологического просвещения этот вид деятельности невозможен. Одной из форм экопросвещения является экскурсия в природной среде. Оптимальными территориями для организации экскурсий экопросветительской тематики являются ООПТ. Автор рассматривает потенциал пермских городских ООПТ для организации экопросвещения. Особое внимание уделено новому проекту благоустройства городских территорий «Зеленое кольцо» (2022), разработана экскурсионная программа по среднему участку ООПТ «Егошихинская долина». Программа экскурсии создана в сотрудничестве с МКУ «ГорЗеленСрой».
В настоящий момент в активном туризме прослеживается стабилизация численности самодеятельных туристов, уменьшение количества спортивно-туристских прохождений и туристов, их выполняющих. При этом продолжает расти количество спонтанных, коммерческих и, в особенности, скрытокоммерческих туристских прохождений и околотуристских мероприятий и численность их участников. Природные объекты туризма в большинстве своём были и остаются привлекательными объектами, ни коим образом не адаптированными для пребывания человека, со всем присущим каждому естественному ландшафту набором факторов опасности: высотные перепады, скользкие склоны, неблагоприятные условия для ориентирования, экологическая уязвимость и т. п. Для преобразования природного объекта туризма в туристский объект (фактически — адаптирования объекта для посещения массовым туристом) необходимо понимание его ландшафтной специфики, генезиса туристской привлекательности, выявление присущих ему факторов опасности и способов их минимизации или купирования. Требуются комплексные исследования каждого массово посещаемого природного объекта. При этом одна только механическая адаптация части природного ландшафта для посещения не делает его туристским объектом. Никакая инфраструктура не способна функционировать сама по себе — без обслуживания и восстановления.
В настоящее время в пределах Южного Урала активно развивается направление спортивного туризма, связанное с восхождениями на вершины высотой более 1000 м. Предложенный первоначально Б. В. Прохоровым список из 255 тысячников составлен с использованием устаревших данных и без четкого критерия отбора вершин. Настоящая статья представляет методологию поиска и отбора вершин с учетом доступных современных данных. Составлен алгоритм отбора, включающий поиск вершин-кандидатов на картах, определение их абсолютной высоты, родительской вершины и седловины с последующим расчетом относительной высоты. Существующие данные спутникового сканирования содержат информацию с занижением абсолютных высот вершин в силу недостаточного разрешения, поэтому приоритетными являлись данные с отечественных карт Госгисцентра и Генштаба. В качестве критерия самостоятельного тысячника по примеру списка Мунро в Шотландских горах предложено применять критерий превышения или относительной высоты. Установлено оптимальное численное значение критерия, которое учитывает рельеф Южного Урала и задачи спортивного туризма региона. Итоговый список тысячников содержит в себе 211 вершин. Проведена верификация этого списка с частью опубликованных данных, полученных с применением компьютерных вычислений со спутниковых данных. Дана дополнительная статистическая информация по рассмотренным параметрам, составлен фотокаталог, приведены ссылки на ресурсы с визуализацией полученных результатов. В дальнейшем при совершенствовании инструментов сканирования рельефа поверхности потребуется дополнительная проверка полученного списка тысячников Южного Урала. При сравнении списков тысячников в данных Б. В. Прохорова выявлено отсутствие ряда вершин с относительной высотой более 50 м.
В статье рассматриваются дворянские усадьбы бывшей Саратовской губернии как часть культурноисторического наследия региона, вектора развития усадебного туризма. На основании собранного материала проведена бальная оценка сохранности загородных усадеб. Анализ локации старинных усадеб относительно их сохранности показал, что большая часть разрушена, утрачена, а сохранившиеся находятся под угрозой исчезновения, уцелевшие исторические объекты предлагается включить в туристический маршрут. Разработка специального усадебного маршрута должна способствовать возрождению как самих объектов, так и территорий, где они расположены. Возвращение к жизни запущенных памятников архитектуры, природы, изучение и сохранение этих объектов позволяет не только понять прошлое, но и использовать их потенциал для развития современного культурного и туристического пространства, увеличить туристический поток, а также положительный имидж региона.
Для туристов разных возрастов все большую популярность приобретает экстремальный туризм. Многие туристы предпочитают активный отдых и экстремальные виды спорта вместо традиционного отдыха на пляже. В России нет ни одного субъекта федерации, где не было бы возможности развивать те или иные виды экстремального туризма. Регионы, не обладающие большими водными объектами, горными вершинами и вулканами, пещерами, выходом к морю и т. д., имеют возможности развивать на своей территории некоторые виды экстремального туризма. К их числу относится и Республика Мордовия. Экстремальный туризм в республике находится в стадии становления. Получили определенное развитие лишь отдельные виды туризма. Вместе с тем имеются благоприятные предпосылки для развития водного, наземного, воздушного и горного видов экстремального туризма. В статье показаны возможности развития сапсерфингом, сплавами на байдарках, каноэ, катамаранах, катания на вейкборде, водных лыжах, гидроциклах и т. д. Однако есть ряд сдерживающих факторов – отсутствие соответствующей инфраструктуры, низкий уровень информированности населения о возможностях региона, необходимость проведения маркетинговых исследований и широкой рекламной кампании, дефицит квалифицированных инструкторов и др. Цель статьи — охарактеризовать возможности республики для развития экстремального туризма. Объектом исследования выступает Республика Мордовия.
Направление VIP-туризма включает в себя множество различных видов отдыха и имеет определенные особенности. В связи с отсутствием точного определения данного направления появляются разногласия в трактовках и разработке технологий оказания услуг для туристов с высоким уровнем дохода. Тем не менее, возникает необходимость подготовки профессионалов, обладающих навыками анализа туристских ресурсов и разработки VIP-туров. В данной статье представлено описание и оценка новой дисциплины «VIP-туризм в индустрии гостеприимства», реализованной на кафедре туризма ПГНИУ. Для составления программы нового курса были использованы материалы и наработки из личного опыта автора, подбирались темы с учетом популярных направлений и новых тенденций отдыха у россиян. Так как понятие VIP-туризма довольно условно и существует малое количество научных материалов по данной тематике, в ходе дисциплины большее внимание уделялось практической части. Изучались места отдыха VIP-туристов (острова, отели, рестораны) и критерии их выбора, особенности формирования и разработки VIP-туров. Большое внимание было уделено вызывающим наиболее сильные эмоции у VIP-туристов горнолыжному спорту и дайвингу. В связи с этим первостепенной задачей после окончания курса стала оценка ее полезности для слушателей. Мнение студентов, как будущих профессионалов в сфере туризма и сервиса, является важным критерием оценки качества нововведенной дисциплины и ее важности для дальнейшей работы.
На материале рассказа Бунина 1909 года «Пустыня дьявола» автор исследует, каким может быть литературное путешествие в литературе модернизма. Небольшой рассказ-травелог о путешествии из Иерусалима по библейским местам показывает своеобразие категории субъектности в путешествии и позволяет ввести понятие «ментального» путешествия. Так как места, по которым проходит герой, имеют массивные культурные наслоения, данный рассказ для своего анализа требует методов культурой географии. Места географические (существующие на момент путешествия Бунина и по большей части сохранившиеся сейчас как географические объекты), места культурно-исторические (связанные с евангельской историей) приобретают характер мест литературных, таким образом, мы можем проследить, как реальный пейзаж отражается в литературном произведении. Анализ выполнен согласно методике географического исследования литературных путешествий, выявлены черты травелога в рассказе Бунина, а также черты модернизма, обусловившие специфику путешествия. Выявлена и комментируется антитеза рассказа «христианство – язычество», описан феномен трансцендентности пространства у Бунина, что служит доказательством принадлежности рассказа к направлению «модернизм». В рамках исследования составлена карта путешествия, позволяющая проанализировать особенности художественного пространства рассказа и показать преломление реальной географической местности в литературном произведении.
В статье раскрывается и концептуализируется история взаимоотношений человека с растением как частью ландшафта — в социокультурном, научном, философском и литературном планах. Идея субъектности растений, принципиально отличной от человеческой личности, формируется в трудах философов 1960-х – 2020-х гг. (Владимир Бибихин, Мэтью Холл, Майкл Мардер). В мировой художественной литературе мы также наблюдаем сюжеты, когда растения превращаются из объектов деятельности человека в самостоятельных субъектов. В статье на наиболее ярких примерах в прозе XX века рассматриваются различные модусы субъектности, присваиваемые авторами растениям, становящимся тем самым активными (или особо значимыми) персонажами их произведений. Важно, что сюжеты мировой литературы соотносятся с инвариантными религиозными и (или) фольклорными представлениями об отдельных растениях, которые приобретают функцию «центра мира», «портала», «защитника», «дарителя», «антагониста» и др. Анализ всех этих феноменов позволяет автору ввести, в качестве дисциплинарных терминов, такие понятия как «фитопоэтика» и «фитософия», а также неологизм «растительный поворот» (англ. phytopoetics; phytosophy; vegetal turn).
В тексте проведён обзор методологических подходов к выявлению географического образа города. Проанализировано соотношение понятий «географический образ», «имидж» и «бренд» региона или города. Актуализирована проблема несоответствии географического образа территории реальности в пространственном или в смысловом (семантическом) аспектах. Рассмотрена проблема сложности проявления географического образа на примере городов, объединяемых мировой рекой — Волгой. С одной стороны, они должны обнаруживать генетическое и морфологическое родство, с другой, — проявлять самобытность в соответствии со своим географическим положением и историческими особенностями. Последовательная и логичная последовательность репрезентации географических образов городов и отдельных локальных брендов имеет высокую значимость для теплоходных маршрутов по реке и для экскурсий в пределах городов, лежащих на ней. Соотнесено реальное и декларируемое содержание географических образов на примерах городов Среднего и Нижнего Поволжья, выдвинуты предположения по потенциалу узнаваемости тех или иных образов. Исследование показало, что географические образы поволжских городов имеют сложную таксономию: они являются и частью образа Волги, и многокомпонентными образованиями на локальном уровне. При сопоставлении географического образа и реального пространства были выделены проблемы несоразмерности, неполноты и несоответствия образа месту.
За двадцать лет работы кафедры туризма Пермского университета* оформилось основное исследовательское направление коллектива – «география туризма», появились и научные результаты, которые подхвачены специалистами туристско-рекреационной сферы страны и претворились в практическом развитии отрасли. В статье выделены основные научные темы кафедры, такие как, маршрутные и сервисные аспекты туризма, активный туризм и развитие окраин, туристские кластеры и дестинации, рекреационный потенциал и туристское районирование, туристская географии и журналистика, туристское проектирование и рекреационный девелопмент, формула места и концептуальная география, теоретические основы географии туризма.
Издательство
- Издательство
- ПГНИУ
- Регион
- Россия, Пермь
- Почтовый адрес
- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15
- Юр. адрес
- 614068, Пермский край, г. Пермь, ул. Букирева, 15
- ФИО
- Германов Игорь Анатольевич (И.о. ректора)
- E-mail адрес
- rector@psu.ru
- Контактный телефон
- +7 (342) 2396326
- Сайт
- http://www.psu.ru