Актуальность и цель. Коррекционные программы для детей и молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) часто направлены на научение социально-бытовым навыкам, и ценность эмоционального обмена нередко остается вне фокуса внимания педагогов. Вместе с тем переживаемые молодыми людьми с РАС депрессивные состояния зачастую объясняются отсутствием социальной мотивации. Представлена работа по оценке эффективности коммуникативного тренинга как безопасного пространства для эмоционального обмена.
Методы и методики. В основе тренинга лежит представление об общении как о сложном процессе взаимодействия, на динамику которого влияет опыт выстраивания отношений мать — дитя, ребенок — семья, ребенок — школа и т. п. Тренинг предусматривает проработку каждого из уровней взаимодействия. Его эффективность проверялась с помощью формирующего эксперимента, нацеленного на диагностику изменений в коммуникации у молодых людей с РАС. В экспериментальную выборку включили 25 человек c РАС в возрасте от 20-ти до 25-ти лет (M = 22,7; SD = 1,7) по 5 в каждой группе. В контрольной выборке были также 25 человек от 21-го до 25-ти лет (M = 23,3; SD = 1,43). Все участники мужского пола. Для первичного и контрольного срезов были разработаны единицы наблюдения: частота нарушения социальных норм, количество завершенных коммуникативных актов и частота проявлений социального стресса. Для статистической обработки применялись U-критерий Манна-Уитни и W-критерий Вилкоксона.
Результаты. С помощью W-критерия Вилкоксона доказана эффективность воздействия коммуникативного тренинга на экспериментальную группу: нарушение социальных норм (W = 325; p ≤ 0,01; d = 2,04), завершенные коммуникативные акты (W = 115; p ≤ 0,01; d = 0,89), социальный стресс (W = 244; p ≤ 0,01; d = 1,04). С помощью U-критерия Манна-Уитни доказаны существенные различия в показателях эффективности тренинга в контрольной и экспериментальной группах: нарушение социальных норм (U = 615; p ≤ 0,01; d = 3,24), завершенные коммуникативные акты (U = 184,5; p ≤ 0,01; d = 0,86), социальный стресс (U = 453,5; p ≤ 0,01; d = 0,93).
Выводы. Последовательная проработка переживаний на уровне мать — дитя, ребенок — семья, ребенок — школа и т. п. на коммуникативных тренингах показала себя как эффективный способ развития коммуникативных навыков у молодых людей с РАС. В перспективе необходимо проверить длительность эффекта после окончания тренинга, а также перенос полученных навыков на другие сферы жизни.
Идентификаторы и классификаторы
Социализация людей с расстройствами аутистического спектра (РАС) — важнейшая цель родителей и педагогов, занимающихся их воспитанием [11; 14]. Большинство исследований посвящены вопросам расстройств аутистического спектра у детей, однако исследования РАС у взрослых немногочисленны [12]. Среди основных подходов к коррекции и социальной адаптации детей и взрослых с РАС можно отметить эмоционально-уровневый подход, разработанный В. В. Лебединским, К. С. Лебединской, О. С. Никольской и др., также прикладной анализ поведения (ABA), система ранней помощи детям с РАС DIR/Floortime, программа ТЕАССН [2; 5; 9; 10].
Список литературы
1. Александров И.О., Максимова Н.Е. Типология исследований Д. Кэмпбелла: основания и возможности развития // Экспериментальный метод в структуре психологического знания: Сборник статей. Москва: Институт психологии РАН, 2012. С. 49—56. ISBN 978-5-9270-0248-1.
2. Андреева Г.М. Наследие А.Н. Леонтьева и современная психология социального познания // Мир психологии. 2003. № 2. С. 124—134.
3. Болдырева Т.И., Шапорова И.Е., Бугакова М.А. и др. Современные подходы к проблеме аутизма, его дифференциальной диагностике и коррекции // Наука и образование: отечественный и зарубежный опыт: Сборник трудов LI международной научно-практической конференции. Белгород: ГиК, 2022. С. 432—435. ISBN 978-5-6048799-4-8.
4. Варга А.Я., Черников А.В., Жуйкова Е. и др. Круглый стол, организованный журналом «Психология и психотерапия семьи»: Эклектика и интеграция в психотерапии // Психология и психотерапия семьи. 2021. № 2. С. 20—40.DOI:10.24412/2587-6783-2021-10017
5. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. Санкт-Петербург: Союз, 2000. 448 с. ISBN 5-87852-130-X.
6. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2001. 383 с. ISBN 5-8046-0173-3.
7. Лебединская К.С. Особенности психического развития детей с аутизмом первых двух лет жизни [Электронный ресурс] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2005. № 9. С. 32—42. URL: https://alldef.ru/ru/articles/ almanah-9/osobennosti-psihicheskogo-razvitija-detej-s (дата обращения: 24.09.2023).
8. Минакова А.Д. Программа Treatment and Education of Autistic and Related Communication Handicapped Children (TEACCH) как способ интеграции детей с аутизмом в общество // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: Сборник статей IX Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2017. С. 77—79. ISBN 978-5-906973-87-0.
9. Михирева Д.Е., Дмитриевских Л.С. Метод ABA-терапии в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 4. С. 41—43.
10. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: Пути помощи. Москва: Теревинф, 2007. 288 с. ISBN 978-5-901599-16-7.
11. Никольская О.С. Аутизм лечится общением // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4. С. 35—38. DOI:10.17759/autdd.2016140406
12. О ратификации Конвенции о правах инвалидов: Федеральный закон № 46-ФЗ [Электронный ресурс]. [Москва], 3 мая 2012. 1 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201205040005 (дата обращения: 24.09.2023).
13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: Приказ № 1598 [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки РФ. [Москва], 19 декабря 2014. 2 с. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001201502060025 (дата обращения: 24.09.2023).
14. Старикова О.В., Дворянинова В.В., Баландина О.В. Применение программы ранней помощи на основе Денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2022. Т. 20. № 1. С. 29—36. DOI:10.17759/autdd.2022200104
15. Суворова И.Ю. Коммуникативный тренинг для молодых людей с расстройствами аутистического спектра: учебно- методическое пособие. Москва: РУДН, 2019. 43 с. ISBN 978-5-209-08948-3.
16. Фокина Е.С., Саркисян А.А. Коммуникативные барьеры как фактор риска в межличностных отношениях // Ученые заметки ТОГУ. 2019. Т. 10. № 4. С. 92—96.
17. Alves F.J., De Carvalho E.A., Aguilar J. et al. Applied behavior analysis for the treatment of autism: A systematic review of assistive technologies // IEEE Access. 2020. Vol. 8. Pp. 118664—118672. DOI:10.1109/ACCESS.2020.3005296
18. Divya K.Y., Begum F., John S.E. et al. DIR/Floor Time in Engaging Autism: A Systematic Review // Iranian Journal ofNursing and Midwifery Research. 2023. Vol. 28. № 2. Pp. 132—138. DOI:10.4103/ijnmr.ijnmr_272_21
19. Fréchette L. Basic principles, Fundamental Concepts and Values in Bioenergetic Analysis // Clinical Journal for Bioenergetic Analysis. 2022. Vol. 32. № 1. Pp. 43—49. DOI:10.30820/0743-4804-2022-32-43
20. Gergen K.J. An Invitation to Social Construction: Co-creating the Future. 4th ed. Thousand Oaks: SAGE, 2022. 312 p. ISBN 978-1-52977778-9.
21. Gerson G. Fairbairn, Winnicott, and Guntrip on the social significance of schizoids // History of the Human Sciences. 2022. Vol. 35. № 3-4. Pp. 144—167. DOI:10.1177/09526951211008078
22. Greenspan S.I., Wieder S. Engaging autism: Using the Floortime approach to help children relate, communicate, and think. Cambridge: Da Capo, 2006. 448 p. ISBN 0-7382-1028-5.
23. James M. A “True-Enough Self”: Winnicott, Object Relations Theory, and the Bases of Identity // Transitional Subjects: Critical Theory and Object Relations. New York: Columbia University Press, 2019. Pp. 159—182. ISBN 978-0-231- 54478-8. DOI:10.7312/alle18318-007
24. Muslim F., Irvan M. Effectiveness of the TEACCH Method to Improve the Executive Function Ability of Children with Autism Spectrum Disorder (ASD) // Proceedings of the International Conference on Education 2022 (ICE 2022). [Amsterdam]: Atlantis Press, 2023. Pp. 82—89. ISBN 978-2-38476-019-0. DOI:10.2991/978-2-38476-020-6_9
25. Mohammadpour-Yazdi A.R., Dabbagh H. The insecure skin‐ego: Conspiracy theories as a source of containment in a pandemic // International Journal of Applied Psychoanalytic Studies. 2023. Vol. 20. № 1. Pp. 17—29. DOI:10.1002/ aps.1760
26. Nogay H.S., Adeli H. Diagnostic of autism spectrum disorder based on structural brain MRI images using, grid search optimization, and convolutional neural networks // Biomedical Signal Processing and Control. 2023. Vol. 79. Pt. 2. Article № 104. p.234-237 DOI:10.1016/j.bspc.2022.104234
27. Proff I., Williams G.L., Quadt L.et al. Sensory processing in autism across exteroceptive and interoceptive domains // Psychology & Neuroscience. 2022. Vol. 15. № 2. Pp. 105—130. DOI:10.1037/pne0000262
28. Tustin F. Autism and childhood psychosis. New York: Routledge, 2018. 224 p. ISBN 978-0-429-91112-5.
29. Wang Z., Loh S.C., Tian J. et al. A meta-analysis of the effect of the Early Start Denver Model in children with autism spectrum disorder // International Journal of Developmental Disabilities. 2022. Vol. 68. № 5. Pp. 587—597. DOI:10.10 80/20473869.2020.1870419
30. Zeidan J., Fombonne E., Scorah J. et al. Global prevalence of autism: A systematic review update // Autism Research. 2022. Vol. 15. № 5. Pp. 778—790. DOI:10.1002/aur.2696
Выпуск
Другие статьи выпуска
Актуальность и цель. Люди с расстройствами аутистического спектра (РАС) плохо владеют интравербальными навыками, что особенно затрудняет у них коммуникацию, поскольку при дефиците навыков они выглядят не заинтересованными в общении. В группе подростков с РАС проведена работа по исследованию уровня развития интеллекта и адаптивных навыков с целью разработки комплексной программы развития интравербальных навыков для дальнейшей социализации и повышения самостоятельности. Работа проводилась в три этапа: диагностический, составление программы, развитие интравербальных навыков.
Методы и методики. В исследовании участвовали 9 подростков (3 девочки и 6 мальчиков) в возрасте 11—13-ти лет с диагностированными РАС. На диагностическом этапе оценивался уровень интеллектуального развития по детскому варианту Теста Векслера и Международной шкале продуктивности Leiter-3. Адаптивное функционирование оценивалось по шкале адаптивного поведения Вайнленд. При определении количества инициатив к общению использовался метод наблюдения с фиксацией данных в листах сбора информации. Программа групповых занятий, составленная на основе результатов диагностики участников, включала практики с доказанной эффективностью: методы визуальной поддержки, видеомоделирование, социальные истории.
Результаты. Исследования интеллектуального развития выявили различия уровня интеллекта у участников группы: 3 человека имеют уровень возрастной нормы, 4 — пограничный уровень, 2 — снижение интеллектуального уровня. При этом данные по шкале адаптивного поведения Вайнленд у всех 9 участников исследования ниже возрастной нормы (комплексный итоговый показатель не превысил 75 баллов), в первую очередь, за счет нарушений в сфере социализации. Это подтверждает наличие трудностей в коммуникации у подростков с РАС вне зависимости от уровня интеллектуального развития. Выявленные общие особенности и индивидуальные результаты участников были использованы для разработки комплексной программы групповых занятий по формированию интравербальных навыков у подростков. На проводившихся занятиях учитывались имеющиеся дефициты: трудности поддержания внимания при общении, понимания переносного значения слов, распознавания мимики и жестов, а также чрезмерная склонность к монологу.
Выводы. Полученные диагностические данные и результаты наблюдения за каждым участником исследования положены в основу пилотной комплексной программы групповых занятий, направленных на развитие интравербальных навыков. Планируется повторное тестирование для сравнения изменений по основным сферам жизнедеятельности у всех участников группы.
Актуальность и цель. В коррекционной работе с подростками с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на первый план выходит развитие самостоятельности. Определялись факторы, обуславливающие успешность формирования навыков саморегуляции и самостоятельности у подростков с ОВЗ на музыкальных занятиях группы предпрофессиональной ориентации и социализации в Центре лечебной педагогики (ЦЛП).
Методы и методики. На основе индивидуального и средового подхода формировалась среда для развития и воспитания детей. Состояние каждого подростка оценивалось дважды в год. Использовались: включенное наблюдение за поведением и деятельностью, проводилось нейропсихологическое и логопедическое обследование. Результаты фиксировались в Карте динамического наблюдения на основе «Portage Guide to Early Education», включающей разделы: социальная ситуация, эмоциональный контакт, игровая деятельность, особенности поведения и взаимодействия, двигательные навыки, сенсорная сфера, речь и коммуникация, познавательные способности, навыки самообслуживания. Навыки самостоятельности оценивались по адаптированной шкале I. C. A. N. (навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, умение обращаться с деньгами, навыки общения с окружающими, использование средств связи, представления о времени, общие профессиональные навыки). Участники — 11 подростков (5 девочек, 6 мальчиков) 10—15-ти лет с различными нарушениями развития, посещавшие группу предпрофессиональной ориентации и социализации. Музыкальные занятия проводились еженедельно в групповом формате.
Результаты. После года посещения группы зафиксированы позитивные изменения у участников: повышение активности, самостоятельности, усиление самоконтроля и др. Выделен и подробно описан ряд факторов, обусловивших положительную динамику: обеспечение доступного способа коммуникации, индивидуальный подход к организации занятия, к формированию репертуара, продуманная организация взаимодействия между участниками, пространственно-временная организация среды, разнообразие музыкального и поведенческого репертуара.
Выводы. Музыкальные занятия, проводимые на основе индивидуального и средового подходов с использованием средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), позволяют включать подростков с нарушениями развития в процесс общей музыкальной деятельности и оказывают позитивное влияние на развитие возможностей регуляции поведения, рост активности и самостоятельности.
Актуальность и цель. Трудности адаптации и взаимодействия, пассивность в общении и другие черты, препятствующие социальной жизни, сохраняются у большинства взрослых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС). В рамках проекта «Клуб», созданного для свободного неформального общения людей с РАС в специально организованной среде, проводится длительное отслеживание катамнезов взрослых участников группы для определения их продвижения в социальной адаптации.
Методы и методики. Работа ведущих «Клуба» основана на эмоционально-смысловым подходе. За 20 лет существования клуба участвовали в проекте 22 человека с РАС; в настоящее время участникам от 16-ти до 38- ми лет. В еженедельных встречах в адаптированном безопасном пространстве организовано взаимодействие молодых людей с РАС со сверстниками в разных видах деятельности, общей беседе, при обмене новостями. Формат общения — очный и дистанционный. Динамика развития членов клуба отслеживается через фиксацию результатов наблюдения, бесед с ними и с их близкими, а также путем анализа рабочих видеозаписей разных лет. Функции специалистов, ведущих встречи: модерация беседы, контроль за выполнением правил и состоянием каждого участника, стимулирование их интереса и эмоциональной включенности в общение.
Результаты. Положительная динамика во взаимодействии участников группы выражается в усилении их доброжелательного внимания друг к другу и взаимной поддержки. При этом отмечается остающаяся в целом пассивность в общении, слабость спонтанного взаимодействия между членами группы.
Выводы. Психологическое развитие человека с РАС в благоприятных условиях возможно и во взрослых возрастных периодах. Для этого необходима специально организованная среда. Развивающий потенциал организованного неформального общения был бы существенно выше при условии начала этой работы в младшем школьном возрасте ребенка. Специфика деятельности ведущих «Клуба» связана с необходимостью слаженной работы, а также с дозированным обращением к собственным переживаниям и опыту в процессе неформального общения. Приведенные в статье примеры работы в клубе имеют практическое значение для специалистов, работающих с РАС.
Актуальность и цель. Диагностическое обследование лиц, имеющих психические нарушения и не использующих речь как основное средство коммуникации, тесно связано с оценкой возможностей их участия в опросе (коммуникативных, социальных, познавательных), в том числе их готовности к использованию средств альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК). Для оценки возможностей и формирования коммуникативной включенности респондентов проведена исследовательская работа по подбору средств АДК на этапе подготовки к диагностическому опросу, выявляющему степень их самостоятельности и нуждаемости в сопровождении.
Методы и методики. В исследовании участвовали 50 респондентов в возрасте от 17-ти до 58-ми лет с интеллектуальными нарушениями, расстройствами аутистического и шизофренического спектров, проживающие в психоневрологических интернатах (ПНИ). Их психическое состояние и специфика нарушений речи различаются. Для решения задач исследования выбран метод кейсов. Помимо средств АДК и наглядности, использовались направленное наблюдение, обучающая игровая ситуация, выполнение практических заданий. Результаты фиксировались как описания случаев.
Результаты. Подобраны вспомогательные материалы, необходимые для успешного проведения подготовительного этапа опроса: предметы, изображения, символы. Сформулированы задачи подготовительного этапа: объяснение целей опроса, получение согласия, определение доступных способов коммуникации, обеспечение коммуникативной поддержки, обучение использованию коммуникативных символов. Выявлено, что благодаря индивидуальному дифференцированному подходу метод кейсов эффективен при решении задач подготовительного этапа опроса и обеспечения непосредственного участия респондентов в обследовании.
Выводы. Непосредственное участие в диагностическом опросе респондентов с психическими расстройствами, не использующих речь как основное средство коммуникации, может быть обеспечено с помощью организации подготовительного этапа опроса. В ходе этого этапа были подобраны оптимальные для каждого респондента средства АДК и наглядности, использованы дополнительные возможности обучения новым средствам АДК. В итоге подготовлены рекомендации для ПНИ по их дальнейшей работе с респондентами — участниками опроса, успешность применения которых необходимо проверить.
Актуальность и цель. Диагностика аутистических расстройств во взрослом возрасте имеет неоспоримое значение ввиду возможной стертости проявлений их мягких вариантов в детстве. У вовремя не диагностированных взрослых имеется целый ряд особенностей неясного генеза, затрудняющих их функционирование в социуме. В амбулаторной психиатрической практике появился новый феномен: взрослые люди, проведя самодиагностику, обращаются за подтверждением наличия у них диагноза синдрома Аспергера (СА). Исследовались клинические и психологические аспекты самодиагностики СА взрослыми пациентами.
Методы и методики. Использовались: клиническая беседа, полуструктурированное интервью, качественный контент-анализ высказываний и интернет-отзывов о враче; методы: экспериментально-психологический (методика «Исключение предметов») и статистический — точный критерий Фишера. Обследован 21 пациент (10 мужчин и 11 женщин).
Результаты. Диагноз СА был подтвержден у меньшинства обращавшихся (4 чел., 19,1%). У остальных пациентов были диагностированы: шизотипическое расстройство (ШтР) (8 чел., 38,1%) и личностные расстройства. Выявлены различия в представленности жалоб и особенностей психического статуса между группой СА и группами ШтР, шизоидного расстройства личности (ШРЛ) и личностных расстройств. Некоторые симптомы аутизма аггравировались пациентами. Обсуждаются возможные психологические защиты, способствующие самодиагностике СА. Выявлена роль семантического критерия в диагностических предпочтениях пациентов и значение широкого и нередко искаженного освещения СА средствами массовой информации в противовес другим расстройствам.
Выводы. Самодиагностика СА в ряде случаев оказалась эффективной. Тем не менее, наиболее представленным среди обращавшихся был диагноз ШтР. Характерными для СА оказались субкататонические расстройства. Широко представленные в интернет-ресурсах проблемы людей с СА выступали в качестве характерных жалоб у пациентов с ШРЛ, ШтР и нарциссического личностного расстройства (НРЛ), тогда как в группе СА они были представлены в меньшей степени. Заинтересованность в диагнозе СА объяснялась чаще всего проблемами самооценки и мифами о психических расстройствах, не полностью соответствующими действительности. В самодиагностике СА существенную роль играло предпочтение диагноза по семантическому принципу. В дальнейшем предполагается продолжить исследование на большем числе наблюдений.
Издательство
- Издательство
- МГППУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- Юр. адрес
- 127051, Россия, Центральный федеральный округ, Москва, улица Сретенка, дом 29
- ФИО
- Марголис Аркадий Аронович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- margolisaa@mgppu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6329202
- Сайт
- https://mgppu.ru/