Статья посвящена актуальной проблеме, связанной с ростом числа детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), и необходимостью подготовки студентов - будущих специалистов-дефектологов для работы с детьми с нарушением слуха и зрения. В публикации представлено описание необходимых знаний и умений педагога-дефектолога исходя из профессионального стандарта, материал по организации обучения студентов-бакалавров при изучении дисциплины «Технические средства коррекции нарушений слуха и зрения». В статье дается описание модели подготовки будущих педагогов-дефектологов к работе с детьми с сенсорными нарушениями с учетом применения технических средств коррекции нарушений слуха и зрения. Представлен выбор методов обучения, а также формируемые компетенции студентов в результате освоения ими дисциплины. Рабочая программа курса предполагает реализацию компетентностного подхода, постановку перед каждым студентом индивидуальных задач и целей. Содержание курса предполагает раскрытие не только теоретических аспектов в изучении технических средств коррекции нарушений слуха и зрения, но и использование системы практических, тестовых заданий, представленных после изучения каждой темы в разработанном к курсу пособии. Стоит отметить, что содержание описанной программы подготовки будущих педагогов-дефектологов по использованию технических средств коррекции нарушений слуха и зрения в обучении лиц с ОВЗ может быть использовано не только при обучении на ступени бакалавриата, но и при проведении профессиональной переподготовки, курсов повышения квалификации, при планировании методической работы в образовательной организации, а также при планировании самообразования специалистами.
Идентификаторы и классификаторы
В последнее десятилетие наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Среди них, по данным О. Л. Беляевой, Е. Ю. Федоренко и других ученых, большое количество детей дошкольного возраста с сенсорными нарушениями: слабовидящих, слепых, слабослышащих и глухих [1, с. 10–12]. В связи с этим актуальным и востребованным становится вопрос подготовки студентов педагогических и дефектологических направлений к работе в инклюзивном образовательном пространстве для осуществления плодотворной профессиональной деятельности по обучению, воспитанию таких детей, в частности коррекции недостатков психического, физического и социального развития детей с нарушениями слуха и зрения. Необходимым условием для успешного включения обучающихся дошкольников, имеющих сенсорные нарушения, в систему образовательных отношений, является организация комплексной психолого-педагогической и медицинской помощи. Важная роль в коррекционно-образовательном процессе принадлежит учителю-дефектологу. Именно специалист дефектологического профиля должен владеть необходимыми компетенциями по обеспечению как качественного образования детей с ОВЗ, так и реализации принципов инклюзивного образования.
Список литературы
1. Беляева О. Л., Федоренко Е. Ю. О востребованности учителей-дефектологов для реализации задач инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] // Современные тенденции и исследования в системе образования детей с ОВЗ: материалы науч.-практ. конф. студентов, магистрантов и аспирантов / отв. ред. И. Ю. Жуковин. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. URL: chrome-extension://efaidnbmnnnibpcajpcglclefindmkaj/http://dou194.ru/personal/shirok /str.38_statja_shirokova_sovremennye-tendencii-i-1 pdf (дата обращения: 09.02.2024). EDN: VAOHXY
2. Об утверждении профессионального стандарта “Педагог-дефектолог”: Приказ Минтруда России от 13.03.2023 № 136н (Зарегистрировано в Минюсте России 14.04.2023 N 73027) // КонсультантПлюс. URL: https://www.eduprofrb.ru/uploads/documents/docs/prikaz-mintruda-rossii-ot-13032023-n-136n.pdf (дата обращения: 09.02.2024).
3. Беляева О. Л. Разработка магистерских программ для подготовки специалистов к работе с детьми с нарушениями слуха, зрения, интеллекта // Образование обучающихся с сенсорными и бисенсорными нарушениями: теория и практика современности: материалы Всерос. науч.-практ. конф.студентов, магистрантов и аспирантов. Красноярск, 27 апреля 2020 г. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева [отв. ред. О. Л. Беляева, А. В. Жарова; ред. кол.]. Красноярск, 2020. С. 5-8. EDN: YLRSRE
4. Беляева О. Л., Брюховских Л. А. К вопросу о разработке и реализации магистерских программ по направлению специальное (дефектологическое) образование на современном этапе инклюзивного обучения детей с ОВЗ // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 2 (20). С. 45-49. EDN: YPUZSV
5. Кузеванова А. А. Подготовка будущего педагога к работе с детьми с ограниченными возмож-ностями здоровья в условиях малочисленной сельской школы // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2020. № 2. С. 26-36. EDN: VASAPG
6. Беляева О. Л., Брюховских Л. А., Воронова О. В., Проглядова Г. А. Современные подходы к изучению педагогического сопровождения слепоглухих детей с кохлеарными имплантами // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2019. № 2 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-izucheniyu-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya-slepogluhih-detey-s-kohlearnymi-implantami (дата обращения: 09.02.2024). EDN: HZAVKR
7. Кувшинова И. А., Воронкова А. Д., Прудников А. Д. Коррекционно-педагогическая работа с детьми с сенсорными нарушениями: учеб.-метод. пособие / под ред. И. А. Кувшиновой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. 74 с. EDN: BDDPWW
8. Кувшинова И. А., Мицан Е. Л., Разумова Е. М., Шулева Е. И. Современные технологии инклюзивного образования в высшей школе // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 6. С. 138-148. EDN: PZWSFM
9. Мицан Е. Л., Кувшинова И. А. Компетентностный подход к вопросу подготовки будущих педагогов к работе в инклюзивном образовательном пространстве // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования. Т. 10, № 2. 2019. С. 103-106. EDN: YWAXBD
10. Кувшинова И. А., Мицан Е. Л., Овсянникова Е. А., Долгушина Н. А. Современные аспекты сопровождения образовательного процесса в условиях высшего учебного заведения: монография. Магнитогорск: МГТУ им. Г. И. Носова, 2019. 101 с. EDN: TFZVWK
11. Кувшинова И. А., Пушкарева А. А., Санникова Л. Н. Научная деятельность в рамках магистерской программы “Коррекционно-педагогическое сопровождение специального и инклюзивного образования” // Современные достижения университетских научных школ: сб. докл. нац. науч. школы-конф. (25-26 ноября 2021 г., Магнитогорск) / ред. кол.: О. Н. Тулупов и др. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2021. Вып. 6. С. 232-237. EDN: NFVLUC
12. Bakholskaya N. A., Velikanova S. S., Soldatchenko A. L., Kharitonova S. V., Kuvshinova I. A., Chernykh O. P. Pedagogical reflection and the ways of its development among the students of pedagogical professions // Amazonia Investiga. 2018. Т. 7. № 17. P. 651-657. EDN: YSMZKP
13. Терентьева Н. П. Подготовка педагогов-психологов инклюзивного образования к осуществлению психолого-педагогического сопровождения детей с сенсорными нарушениями // Конференция: IX Международная научно-практическая конференция “Психологическое сопровождение образования: теория и практика” // АНО ВО “Межрегиональный открытый социальный институт”: сайт. 2020. URL: https://mosi.ru/en/conf/articles/podgotovka-pedagogov-psihologov-inklyuzivnogo-obrazovaniya-k-osushchestvleniyu (дата обращения: 09.02.2024).
14. Мазитова Э. Р., Кувшинова И. А. Технические средства коррекции нарушений слуха и зрения: учеб.-метод. пособие / под ред. И. А. Кувшиновой. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2023. 48 с. EDN: KWPKFT
15. Кувшинова И. А., Галимзянова Т. Н. Особенности педагогической практики в условиях инклюзивного образования // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования: тезисы докл. 77-й Междунар. науч.-техн. конф. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2019. Т. 2. С. 316. EDN: GMBUFI
16. Гнедова С. Б., Михайлова И. В., Седунова А. С. Ресурсы профессионального развития учителей инклюзивного образования в контексте проблемы самоактуализации // Теория и практика общественного развития. 2014. № 6. С. 58-60. EDN: SDYAHR
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена проблеме уральской идентичности, традиционно исследуемой в этнографии, лингвистике, истории, психологии, филологии, наряду с вопросами «русский архетип», «русский характер», «русская / славянская душа». Автор анализирует интерпретации понятия «уральская идентичность» на материале преимущественно прозаических произведений ХIХ-XXI вв. об Урале и людях уральского склада в произведениях Д. Н. Мамина-Сибиряка, литературе 2010-2020-х гг., романе-хронике В. Катаева «Время, вперёд!» (1932/1933), мемуарах американского рабочего Дж. Скотта о Магнитострое (записи 1941 г.), документально-публицистическом издании Л. Лузина «Поколение-62» (2010). Анализ интерпретаций уральской идентичности проводится в аспекте соотнесения образа России с образами людей, предметами, картинами, связанными с Уралом. Новизна исследования заключается в анализе смыслов в интерпретациях уральской идентичности в отечественной литературе ХХ-XXI вв. и анализе интерпретаций русского характера в беллетристической, документально-публицистической прозе XXI в. Методология статьи складывалась из сочетания историко-сравнительного, биографического и типологического методов исследования в литературоведении. Вопрос уральской идентичности потребовал обращения к методам смежных гуманитарных наук и результатам исследований стереотипов поведения, традиций, ментальности россиян, проводившихся на рубеже ХХ-XXI вв. отечественными психологами (Психологический институт РАН), применявшими теоретические аспекты изучения сознания больших групп населения и собственно психологические методы.
Цель статьи - выделить некоторые особенности стилистического анализа текста на примере англоязычного художественного произведения. Исследование опирается на следующие методы: анализ, логическое сопоставление, семантико-стилистический анализ. Для достижения обозначенной цели выполняется ряд задач. Во-первых, рассматривается лингвистика текста как отрасль языкознания. Во-вторых, уточняется понятие текста как коммуникативной системы, в основе создания, восприятия, интерпретации и понимания которой лежит процесс общения. В-третьих, констатируется тот факт, что текст может быть объектом комплексного филологического анализа, одним из этапов которого является рассмотрение разнообразных авторских средств художественной выразительности. Это позволяет выделить стилистический анализ текста в самостоятельную поэтапную процедуру: определение темы произведения, его функционального стиля, формы коммуникации, эмоционального тона и композиции произведения; обзор наиболее важных выразительных средств и стилистических приемов, встречающихся в тексте; выделение главной идеи текста; краткие выводы об использовании средств художественной выразительности; выражение своего личного отношения к произведению. Ключевым этапом стилистического анализа текста, который определяет практическую значимость статьи, выступает детальное изучение авторских средств художественной выразительности, что рассматривается на примере фрагмента произведения современного английского писателя Т. Парсонса «Мужчина и мальчик». Делается вывод, свидетельствующий о теоретической и практической значимости проводимого исследования: стилистический анализ английского художественного текста должен демонстрировать знание основных понятий и терминов данной отрасли лингвистики, умение определять различные выразительные средства и стилистические приемы, оценивать их роль в передаче основного содержания повествования. Наиболее ценным в такой интерпретации представляется новизна осуществляемого в статье исследования: единицы аутентичного языкового материала рассматриваются не изолированно, а в определенном текстовом произведении, речевом потоке. Это свидетельствует о прикладном значении полученных результатов: стилистический анализ англоязычного текста способствует развитию коммуникативной компетенции, лингвистических знаний и профессионально значимых коммуникативных навыков.
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме трудовой миграции женщин в условиях экономического кризиса в Кыргызстане в 1991-2021 гг. Цель исследования заключается в анализе основных параметров для описания трудовой миграции женщин Кыргызстана за указанный период. Предметом являются условия, тенденции и закономерности трудовой миграции женщин Кыргызстана с 1991 по 2021 гг. В соответствии с поставленной целью в статье решаются задачи изучения трудовой миграции женщин в условиях экономической и социально-политической трансформации Кыргызстана. Сокращение предоставляемых социальных услуг, безработица, бедность, насилие над женщинами усилили миграцию в регионах, значительную часть которой составило переселение женщин. В поисках лучшего будущего для себя и для своих семей женщины выбирали миграцию в качестве новой стратегии выживания. Многие женщины-мигрантки из-за безысходности вынуждены были принимать условия труда и жизни, нарушающие их основные права, некоторые из них становились жертвами работорговли. Для стран Центральной Азии, в том числе и для Кыргызстана, транснациональная работорговля женщинами стала относительно новым явлением. Поскольку торговля людьми носит нелегальный характер, выявить точное количество жертв работорговли является проблемой. Практическую помощь жертвам торговли людьми оказывают только неправительственные и международные организации, так как из-за отсутствия финансирования государственные учреждения не могут оказывать нужную помощь. Автор приходит к выводу, что, несмотря на принимаемые меры, проблема торговли людьми продолжает обостряться, так как она до сих пор не получила необходимого резонанса в других странах мира. Практической значимостью исследования являются основные результаты и выводы, которые будут способствовать более глубокому представлению об особенностях женской трудовой миграции Кыргызстана в период трансформации общества, а также решению проблемных вопросов в данном направлении.
Целью настоящей работы является анализ взаимодействия между Российской Федерацией и Республикой Казахстан в энергетическом секторе. В качестве предмета исследования автор выделяет российско-казахстанские отношения в 2014-2024 гг. Сотрудничество в энергетическом секторе является одним из важнейших элементов в евразийской интеграции, стратегически важной для России и Казахстана. Одновременно Казахстан стремится диверсифицировать свой энергетический экспорт. Это соответствует казахстанскому варианту многовекторной внешней политики, в рамках которой Казахстан стремится сохранять взаимовыгодные отношения с ведущими региональными (Россия, КНР) и внерегиональными государствами и наднациональными объединениями (США, ЕС, Турция). В рамках исследования российских и казахстанских официальных источников, посвященных энергетическому сектору обоих государств, применяется конкретно-исторический и историко-сравнительный методы и case study. Автор исследования обращается к теории «среднего государства», мир-системному анализу и компаративистике для понимания роли энергетического фактора в российско-казахстанских отношениях и роли экспорта энергоносителей в казахстанской внешней политике. Благодаря теории «среднего государства» можно определить особенности казахстанского внешнеполитического поведения, включая и направления казахстанского экспорта энергоресурсов - важнейшей статьи экспорта для страны. Показано, что Казахстан будет стремиться увеличить долю поставок энергоресурсов в страны-члены ЕС в свете отказа европейских стран от импорта российских энергоносителей. В то же время подчеркивается, что Казахстан займет небольшую долю в поставках энергоносителей на европейский рынок, сохраняя принцип многовекторности во внешней политике. Дальнейшее взаимодействие в энергетическом секторе между Россией и Казахстаном будет развиваться в зависимости от формирования энергетического союза России, Казахстана, Узбекистана и стремления Казахстана диверсифицировать свой энергетический экспорт, включая в Китай.
В публикации исследуются архивные источники, послужившие основой для подготовки многотомного издания по истории одного из ведущих вузов страны МГТУ им. Г. И. Носова. Актуальность исследования вызвана необходимостью усилить патриотическое воспитание молодежи, уважение к традициям предшествующих поколений. История высшего учебного заведения дает благодатный материал для работы со студентами. Только используя весь арсенал воспитательного воздействия в учебной, научной и внеучебной работе можно добиться положительных результатов в формировании личности. Анализ архивных источников по истории МГТУ позволяет увидеть смыслы деятельности администрации и всего коллектива в повышении престижа университета, не только среди других вузов, но через выпускников - среди предприятий и организаций. Источниковедческий анализ источников помогает определить многообразие материалов для исследований, позволя-ющих наиболее полно отразить как качество документов, так и достоверность, и новизну содержания. Научная новизна обеспечивается тем, что архивные документы впервые вводятся в научный оборот, а также отсутствуют подобные работы источниковедческого анализа по истории МГТУ. Цель исследования - раскрыть значимость архивного документа в культурном ландшафте при изучении истории МГТУ. Объектом изучения являются архивные источники по истории МГТУ, а предметом - качественные характеристики, особенности документов, их содержательная часть. Итоги изучения архивных источников по истории университета свидетельствуют, что в основном документы соответствуют критериям для проведения аналитико-синтетической работы, применения как общенаучных, так и специальных методов исследования. Эти источники в основном обладают полнотой, достоверностью, новизной. Практические результаты проведенного исследования открывают возможности для междисциплинарного изучения отдельных аспектов деятельности вуза.
Современные технологии за последнее десятилетие стали неотъемлемой частью образовательного процесса. Все классы школ оснащаются компьютерами, а на занятиях по иностранному языку нельзя обойтись без проектора - так реализуется принцип наглядности преподаваемого материала. Вместе с видео- и аудиоматериалами в процесс обучения иностранному языку внедряются новые интерактивные методы, позволяющие увеличить качество усвоения преподаваемого материала. Викторины, дискуссии и видеоигры становятся помощниками современного учителя в процессе обучения иностранному языку. Однако возникает проблема перенасыщения учащихся интерактивными методами: если раньше это был действенный способ быстро вовлечь обучающегося в урок, то сейчас подобные методы не являются чем-то новым и необычным. Учитель тратит много времени в стремлении разнообразить урок, следуя современным тенденциям интерактивности, откладывая в сторону иные общепринятые методики обучения языку. В данном исследовании объектом выступает процесс обучения иностранному языку учащихся старшей школы. Предмет данного исследования - интерактивный компонент урока иностранного языка на старшем этапе обучения. В качестве проблемы исследования была рассмотрена необходимость в качественном и корректном применении интерактивных методов обучения на уроке иностранного языка. Акцентируется внимание на важности понимания индивидуально-психологических особенностей учащихся старшего звена школы. На основе данных были сформулированы рекомендации учителю по формированию поурочного планирования, способствующего более качественному усвоению нового материала и концентрации внимания учащихся на всех этапах занятия. Особое внимание в статье уделяется наиболее эффективным методам преподавания на занятиях по обучению иностранному языку.
Профессиональная деятельность рабочих нефтегазовой отрасли характеризуется наличием негативных факторов природного и техногенного характера, обусловленных рискогенностью объекта нефтегазового производства. Предупреждение, нейтрализация и минимизация ситуаций производственного риска требует высокой квалификации персонала, в том числе рабочих. В этой связи возрастает роль образовательных организаций, реализующих подготовку к трудовой деятельности в рискогенных условиях, направленную на формирование готовности обучающихся к преодолению производственных рисков. В современных психолого-педагогических исследованиях однозначного понимания сущности данного феномена нет. Цель статьи состоит в характеристике сущности готовности будущих рабочих к преодолению производственных рисков нефтегазовой отрасли. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблеме профессиональной готовности будущих рабочих авторы данной статьи считают, что формирования готовности к преодолению производственных рисков нефтегазовой отрасли выступает ключевой задачей современной профессиональной подготовки, а сам вид этой готовности является неотъемлемым компонентом профессиональной готовности обучающихся. Сущность и содержание данного феномена обусловлены особенностями профессиональной деятельности. Уточнена рискологическая специфика трудовой деятельности рабочих на опасных производственных объектах нефтегазовой отрасли за счет указания на преодоление производственных рисков, предполагающее их идентификацию, оценку, предупреждение, нейтрализацию и минимизацию. Охарактеризована сущность готовности будущих рабочих к преодолению производственных рисков нефтегазовой отрасли как интегративное качество личности, проявляющееся в идентификации вредных и опасных производственных факторов, оценке вероятности рискового события; воплощенное в целесообразном выборе действий по предупреждению, нейтрализации и минимизации риска; обеспеченное самоконтролем безопасности профессиональной деятельности. Теоретическая значимость статьи состоит в классификации производственных рисков нефтегазовой отрасли: технические, технологические, экологические, валеологические. Практическую значимость статьи составляет карта оценки производственных рисков нефтегазовой отрасли будущими рабочими, способствующая результативному формированию исследуемого качества в профессиональной подготовке в колледже.
Издательство
- Издательство
- ФГБОУ ВО МГТУ имени Г.И. Носова
- Регион
- Россия, Магнитогорск
- Почтовый адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- Юр. адрес
- 455000, Челябинская область, город Магнитогорск, пр-кт Ленина, д.38
- ФИО
- Терентьев Дмитрий Вячеславович (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (351) 2688594
- Сайт
- https://magtu.ru