Исследуется специфика утопизма Ф. Бэкона; идеи, изложенные в «Новой Атлантиде», соотносятся с идеологией технократизма, классическими образцами утопической мысли и мировоззрением христианского гуманизма. Содержание повести сопоставляется с другими сочинениями Бэкона, в которых также рассматриваются проблемы взаимоотношений власти и науки, научного и религиозного мировоззрения, проблемы социальных функций науки. Реконструируется этическая концепция, лежащая в основе бэконовских взглядов на миссию ученого и цели научно-технического прогресса, выявляется их специфика по отношению к христианскому гуманизму и материализму Т. Гоббса.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.25205/2541-7517-2023-21-1-90-104
Текст «Новой Атлантиды» не содержит описания бенсалемского политического строя. Это, впрочем, не мешало некоторым авторам делать самые разные предположения относительно его характеристик. Согласно им, на острове существует не то конституционная монархия, в которой король лишен реальной власти [Дмитриев, 2015, с. 27], не то платоновская аристократия в смеси с «английским абсолютизмом» [Субботин, 1974, с. 147], не то власть могущественных технократов из Коллегии шести дней творения [Гайденко, 2013. C. 157]. Все эти удивительные выводы не находят никакого подтверждения в тексте повести. Бэкон на протяжении всей своей творческой биографии придерживался вполне консервативных и традиционных для истеблишмента взглядов (См., напр.: [Bacon, 1765]). Доступные источники не дают решительно никаких указаний на то, что во время работы над «Новой Атлантидой» Бэкон отказался от своих прежних политических убеждений.
Список литературы
1. Бэкон Ф. Соч.: в 2 т. М.: Мысль, 1971. Т. 1; 1972. Т. 2.
2. Бэкон Ф. Новая Атлантида. Опыты и наставления нравственные и политические. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1954.
3. Гоббс Т. Соч.: В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т. 1; 1991. Т. 2.
4. Гайденко П. П. «Новая Атлантида» - бэконовский проект академии наук // Культурология. 2013. No 2(65). С. 154-158.
5. Дмитриев И. С. Хромой, обгоняющий бегуна (Instauratio Magna Scientiarum Ф. Бэкона как проект создания эффективной институализованной науки) //Социология науки и технологий. 2015. No 4. С. 9-33.
6. Мортон А. Л. От Мэлори до Элиота. М.: Мысль, 1970.
7. Ойзерман Т. И. Марксизм и утопизм. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
8. Сапрыкин Д. Л. «Научный орден» Фрэнсиса Бэкона: зарождение научного общества нового типа // Науковедение. 2000. No 3. С. 194-208.
9. Сокулер З. А. Проблема индукции как проблема религиозного и нравственного возрождения в учении Фр. Бэкона о методе // Вопр. филос. 2022. No 1. С. 89-99.
10. Субботин А. Л. Фрэнсис Бэкон. М.: Мысль, 1974.
11. Andreas U. S. Religion, Wissenschaft und Politik im Protestantischen Idealstaat: Johann Valentin Andreaes «Christianopolis» // Zeitschrift für Religions- und Geistesgeschichte. 1996. Vol. 48(2). p. 114-137
12. Bacon F. A Preparation for the Union of Laws // The Works of Francis Bacon. L.: A. Millar, 1765. Vol. 2.
13. Colclough, D. Ethics and politics in the New Atlantis. In: Price Bronwen. (ed) Francis Bacon’s the New Atlantis New Interdisciplinary Essays. Manchester: Manchester University Press, 2003.
14. French P. J. John Dee. The World Of The Elizabethan Magus. London: Routledge and K. Paul, 1972.
15. Held F. E. Andreae Johann Valentin and. Christianopolis : An Ideal State of the Seventeenth Century. Oxford: Oxford University Press, 1916.
16. James I. A Meditation Upon the 27. 28. 29. Verses of the XXVII Chapter of Saint Matthew. Or a Paterne for a Kings Inauguration: Written by the Kings Majestie. //King James VI and I: Political Writings. Cambridge, UK: Cambridge Univ. Press, 1994. P. 229-249.
17. Morton, A. L. The English Utopia. London: Lawrence & Wishart, 1952.
18. Olson P. A. The Kingdom of Science: Literary Utopianism and British Education 1612-1870. Lincoln, Neb, Chesham: University of Nebraska Press; Combined Academic, 2003.
19. Paterson A. M. Francis Bacon and Socialized Science. Springfield, Ill: Thomas, 1973.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются проблема Геттиера и проблема ее интерпретаций в современной эпистемологии. Проводится разница между контпримерами, изложенными в статье Эдмунда Геттиера, и случаями в стиле Геттиера, между проблемой Геттиера и общей эпистемологичсекой проблемой, предположительно имеющей место во всех или многих случаях в стиле Геттиера. Утверждается, что в статье Геттиера присутствует лакуна, связанная с недостаточно определенным концептом обоснования, что не позволяет говорить о проблеме Геттиера без какой-либо явной или неявной интерпретации его взглядов на обоснование. Вместе с этим обозначается, что этот же концепт обоснования обладает строгими чертами (принцип дедуктивной замкнутости, нефактивный стандарт обоснования и интернализм), которые не позволяют давать проблеме Геттиера произвольные интерпретации, а поэтому можно говорить, что одни интерпретации более близки к тексту известной статьи.
Цель работы – реконструировать «внутреннее» содержание аргумента Э. Гетье как скептического аргумента против знания с точки зрения ответа на вопрос: «почему он мог бы быть прав, когда говорит то, что он говорит». Наша исходная гипотеза заключается в том, что Э. Гетье ничего не говорит про «случайность того, что в кармане у Смита 10 монет», но он употребляет слова «логическое следование» и «дедукция», которая обосновывает «истинность заключения» и на основании которой он приписывает Смиту «знание». Статья выходит в определенное время, Э. Гетье использует риторику необходимых и достаточных условий, в отношении обоснования специально приводится аналог принципа замыкания, примера именно два, – все это подталкивает к предположению, что «обоснование» у Э. Гетье, в том виде как он говорит о нем в постановочной части статьи, – это логическое отношение между суждениями, которые связаны между собой отношением логического следствия и соответствующим же образом закреплены в системе убеждений субъекта. Большая часть доказательных рассуждений на второй и третьей страницах – это иллюстрация того, почему подобная «логическая интерпретация» обоснования не работает. Вопреки большинству популярных точек зрения, Э. Гетье удалось показать лишь то, что выполнение формальных отношений между убеждениями не позволяет схватить «знание» в том виде, в каком он его определяет. В частности, такое прочтение дает возможность блокировать различные попытки предложить «четвертое условие». Оно должно отвечать поставленной задаче, – вернуть уверенность в том, что выполнение именно формальных отношений между убеждениями может схватить «знание». Однако в рамках парадигмы лингвистического поворота, в которой работает Э. Гетье, это невозможно, так как в ней, в общем случае, просто отсутствуют адекватные средства обсуждения содержательности вывода. В этом смысле «знание» по определению является нечетким понятием, которое возвращает нас к «классическим представлениям», в рамках которых убедительность аргумента предполагает не только правильность, но и достоверность, релевантность и полезность.
Статья посвящена ревизии обоснованности противопоставления понятий социальной интеграции как консенсуса и социальной дезинтеграции как конфликта. Методологической основой выступает переосмысление фоновых предположений влиятельных социально-философских теорий, предложенное Т. Дж. Бернардом. Показано, что наряду с конвенциально принятым пониманием социальной интеграции как общественных порядка и консолидации, а дезинтеграции – как конфликта и девиации, также в структуре социально-философской мысли существуют трактовки, в которых социальная интеграция характеризует идеальные, а не реальные общества и не имеет отношения к социальной практике, а также те, где социальная интеграция имманентно включает в себя дезинтеграционный процесс при условии, что одно не существует без другого.
Понятие интерпассивности играет важную роль в понимании взаимодействия современного человека и медиа, этим объясняется рост его использования в последние два десятилетия. Однако популяризация ведет к трансформации понимания данной концепции или смешения ее с другими. По нашему мнению, важно сохранить оригинальное значение данной проблематики. Анализ основных элементов концепции у Р. Пфаллера и С. Жижека демонстрирует эвристическую ценность подобного «консерватизма», ограничивающего смещение тематических акцентов. Влияние других понятий (аутентичности и отчуждения) ведет к упрощению проблематики интерпассивности, поскольку в таком случае это понятие больше не обращает наше внимание на те аспекты, которые плохо различимы в оптике гуманистического дискурса и социальной критики. Напротив, сохранение оригинальной интерпретации позволяет включить в рассмотрение целого ряда проблем отношений человека с современными медиа, вопросы удовольствия, бессознательных фантазмов и верований.
На основе выделяемых в научных и философских публикациях 2019–2022 гг. проблем, рисков и ограничений применения искусственного интеллекта (ИИ) авторами статьи разработаны конкретные рекомендации по проведению экспертизы систем ИИ в медицине. Предлагается осуществлять этическую экспертизу проектов в области ИИ для медицинских целей по аналогии с экспертизой проектов экспериментальной деятельности в биомедицине; проводить этическую экспертизу систем ИИ на этапе подготовки к их разработке с последующим мониторированием проведения испытания созданной системы; ориентироваться при проведении экспертизы систем ИИ для медицинских целей на биоэтические принципы.
В статье содержится краткий анализ современного состояния полемики о двух видах знания – «знания-как» и «знания-что» и обсуждается возможность редукции знания первого вида ко второму. Выделены две перспективные антиредукционистские стратегии. В первой используется понятие «эпистемической удачи» для демонстрации того, что эпистемические характеристики этих двух видов знания различаются. Вторая стратегия основана на трактовке М. Дэвиттом природы лингвистического знания, которая в случае ее принятия лишает сторонников эпистемического редукционизма претензий на универсальность своей позиции.
Предлагается критика феноменологической интерпретации квантового байесианизма (кьюбизма), в частности, позиции М. Битболь и Л. де Ля Тремблей, которая удаляет из кьюбизма остатки научного реализма и принимает радикально феноменологическую точку зрения первого лица. Показано, что феноменологический взгляд на квантовую механику не может объяснить познание квантовой реальности и поведение реальных квантовых систем, так как последней реальностью для феноменологии являются автономные феномены, которые на самом деле не существуют. Предлагаемый нами контекстуальный квантовый реализм (ККР) не переворачивает, как это делают упомянутые авторы, а отвергает традиционное отношение между опытом и реальностью. Переинтерпретируя кьюбизм, наш ККР удаляет из него остатки феноменологии, но так, чтобы не впасть в другую крайность – метафизический реализм.
Рассматриваются основные этапы становления «Сибирского философского журнала». Показано, как журнал неразрывно связан с историей философского факультета НГУ. Дана оценка роли академика Ю. Л. Ершова в становлении профессионального философского образования в Новосибирском государственном университете. Отмечены летние философские школы НГУ и Сибирский философский семинар как факторы, формировавшие философское сообщество Сибири. Сегодня журнал выступает в качестве организатора взаимодействия внутри профессионального сообщества и представляет лицо университета в медиапространстве российской философии. Автор считает, что за двадцать лет журнал заслужил авторитет и стал заметным явлением в жизни философского сообщества не только Сибири, но и всей страны.
Издательство
- Издательство
- НГУ
- Регион
- Россия, Новосибирск
- Почтовый адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- Юр. адрес
- 630090, Новосибирская область, г. Новосибирск, ул. Пирогова, д. 1.
- ФИО
- Федорук Михаил Петрович (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@nsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (383) 3634000
- Сайт
- https://www.nsu.ru/