Статья посвящена анализу материалов диалектологических экспедиций 1946-1961 гг. при Казанском педагогическом университете, сохранившихся в фондах Государственного архива Республики Татарстан и Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета. В них содержатся записи устных рассказов жителей сельских районов ТАССР - потомков крестьян, принимавших участие в Бездненском волнении 1861 г. Являя собой продукт устной народной традиции, данные рассказы позволяют раскрыть ряд характерных особенностей исторического образа Бездненского конфликта среди потомков. Отдельный интерес представляют сведения, ретранслирующие образ «массового крестьянского движения», который был создан в советский период. Актуальность работы обусловлена необходимостью всестороннего изучения локальных нарративов о крестьянских волнениях на разных этапах развития социальной памяти. Целью работы является изучение записей устных рассказов жителей сельских районов ТАССР в контексте проблемы истории социальной памяти о Бездненском волнении 1861 г. Научная новизна работы определяется как постановкой проблемы, так и введением в научный оборот ранее не использованных источников по данной теме. Выводы работы могут быть использованы профессиональными историками для дальнейшего исследования особенностей сохранения и передачи памяти об аграрных беспорядках пореформенного периода.
Идентификаторы и классификаторы
Изучение социальной памяти о выступлениях российского крестьянства представляет очевидный интерес с точки зрения анализа восприятия критических моментов отечественной истории со стороны их современников и потомков.
Список литературы
1. Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. - М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 323 с.
Assman A. Dlinnaya ten proshlogo: memorialnaya kultura i istoricheskaya politika [The Long shadow of the past: memorial culture and historical politics]. Moscow, New Literary Review, 2014, 323 p.
2. Вульфсон Г. Н. Жаждали воли: (К 125-летию Бездненского восстания). - Казань: Таткнигоиздат, 1986. - 187 с.
Wolfson G. N. Zhazhdali voli: (K 125-letiyu Bezdnenskogo vosstaniya) [Longed for freedom: (To the 125th anniversary of the Abyss Uprising)]. Kazan, Tatar book publ., 1986, 187 p.
3. Игнатович И. И. Крестьянские волнения // Великая реформа: 19 февраля 1861-1911: русское общество и крестьянский вопрос в прошлом и настоящем. - М.: Т-во И. Д. Сытина, 1911. - Т. 3. - С. 41-65.
Ignatovich I. I. Krestianskiye volneniya [Peasant unrest]. IN: The Great Reform: February 19, 1861-1911: Russian society and the peasant question in the past and present]. Moscow, I. D. Sytin’s partnership publ., 1911, Vol. 3, pp. 41-65.
4. Линков Я. И. Очерки истории крестьянского движения в России в 1825-1861 годах. - М.: Учпедгиз, 1952. - 279 с.
Linkov Ya. I. Ocherki istorii krestianskogo dvizheniya v Rossii v 1825-1861 godakh [Essays on the history of the peasant movement in Russia in 1825-1861]. Moscow, Educational pedagogical publ., 1952, 279 p.
5. Найденов М. Е. Классовая борьба в пореформенной деревне. (1861-1963 гг.). - М.: Госполитиздат, 1955. - 328 с.
Naydenov M. E. Klassovaya borba v poreformennoy derevne. (1861-1963 gg.) [Class struggle in the post-reform village. (1861-1963)]. Moscow, State publishing house of political literature, 1955, 328 p.
6. Неболюбов В. Два сказа об Антоне Петрове (Сидорове) // Литературный Татарстан. - 1947. - Кн. 1. - С. 154-161.
Neboliubov V. Dva skaza ob Antone Petrove (Sidorove) [Two tales about Anton Petrov (Sidorov)]. IN: [Literary Tatarstan], 1947, book 1, pp. 154-161.
7. Павлова В. Народные сказы о Безднинском восстании 1861 года // Литературный Татарстан. - 1957. - Кн. 12. - С. 145-153.
Pavlova V. Narodnyye skazy o Bezdninskom vosstanii 1861 goda [Folk tales about the Bezdna unrest of 1861]. IN: [Literary Tatarstan], 1957, book 12, pp. 145-153.
8. Устюжанин Е. И. Крестьянское движение в Казанской губернии в период реформы 1861 года // Материалы по истории Татарии. - Казань: Татгосиздат, 1948. - № 1. - С. 414-487.
Ustyuzhanin E. I. Krestianskoye dvizheniye v Kazanskoy gubernii v period reformy 1861 goda [The peasant movement in the Kazan province during the reform of 1861]. IN: [Materials on the history of Tatarstan]. Kazan, Tatar book publ., 1948, no. 1, pp. 414-487.
9. Чужими голосами: память о крестьянских восстаниях эпохи Гражданской войны / Под ред. А. В. Кравченко, Н. А. Ломакина. - М.: Новое литературное обозрение, 2023. - 360 с.
Chuzhimi golosami: pamyat o krestianskikh vosstaniyakh epokhi Grazhdanskoy voyny [With other people’s voices: the memory of the peasant uprisings of the Civil War era. Edited by A. V. Kravchenko, N. A. Lomakin]. Moscow, New Literary Review publ., 2023, 360 p.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В настоящее время фонды Заинского Краеведческого музея располагают достаточным архивным материалом о воеводском правлении в пригороде Заинск последней четверти XVII - первой половины XVIII в. В процессе научного исследования «Наказной памяти (1675 г.) воеводе Тургеневу с назначением его воеводою в г. Заинск», «Акта (1676 г.) о приеме воеводой Тургеневым города Заинск», документов Заинской воеводской канцелярии удалось открыть много новых исторических фактов о деятельности воевод пригорода Заинск: М. Скорикова, С. Ф. Захарьина, И. Л. Тургенева, капитана Полежаева, прапорщика Заславского. Анализ деятельности воевод показал многообразие тех проблем, задач, которые им приходилось решать по «велению» всероссийских самодержцев: Алексея Михайловича, затем Федора III Алексеевича, Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны. Они несли ответственность за уплату пошлин и других «сборов», включая таможенные, составление списков населения пригорода, за разъяснение «обывателям» основных статей «Вексельного устава» 1729 г. и преимущества векселей перед наличными деньгами. Воеводы должны были участвовать в переселении отставных солдат и офицеров в Заинск и другие «Закамские пригороды», они лично отвечали за своевременное обеспечение их провиантом. В их обязанность входило также и содействие в закупке лошадей для артиллерии. С учетом «питейной монополии» на реализацию спиртных напитков со всех воевод требовали строго контролировать работу кружечного двора, винокуренных заводов. Кроме того, воеводы должны были лично участвовать в судебных разбирательствах (как по «доношениям» и «промемориям» официальных органов, так и по «челобитью» отставных солдат и офицеров, а также простых «обывателей») уголовных и гражданских дел, помогать в розыске, поимке и доставке к месту назначения лиц, обвиняемых в краже лошадей, имущества или денег. Им приходилось решать и судьбу отдельных семей по просьбе Конторы новокрещенских дел, разбирать «доношения» священнослужителей на недобросовестную работу церковных старост. Таким образом, воевода совместно с немногочисленным составом своей канцелярии решал множество задач, которые спустя многие десятилетия были возложены на отдельные структуры органов местной власти: полиция, суд, налоговая служба, финансовые органы, земства. Исходя из этого, огромное значение упомянутых выше архивных первоисточников в изучении истории статуса и развития органов местного самоуправления города (пригорода, пригородка) Заинск не подлежит сомнению.
В татарском обществе особой популярностью пользовались сочинения биографического характера. Помимо жизнеописания святых и их чудес, авторы стремились освещать жизнедеятельность выдающихся личностей, представителей науки, религиозных деятелей, поэтов, писателей. В начале ХХ в. стала достаточно актуальной женская тема. Женщины становятся главными героинями романов, также им посвящаются и научные работы. Одна из них - «Мәшһүр хатыннар» (Знаменитые женщины) Ризаэтдина Фахретдинова, изданная в Оренбурге в 1904 г. Книга была издана на арабской графике, а в 2023 г. вышло в свет новое издание, графика которого была адаптирована к современному татарскому языку. В ней представлены биографии женщин, которые внесли свой вклад в развитие и сохранение нации, отличаются образованностью, воспитанностью. Эти качества присущи не только представительницам высших слоев общества, многие из них добились признания благодаря своему упорному труду.
Биография и наследие Н. Ф. Катанова (1862-1922) и Н. М. Мартьянова (1844-1904) известны в российской науке и культуре, но продолжают вызывать огромный исследовательский и просветительский интерес специалистов и общественности. В 2024 г. отмечаются важные мемориальные даты: 180 лет со дня рождения, 150 лет - отъезда из Казани и приезда в Минусинск и 120 лет со дня смерти Н. М. Мартьянова. Также следует выделить знаменательную дату 130-летия приезда Н. Ф. Катанова в Казань. После завершения курсов провизоров в медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге (1865 г.) и Московском университете (1872 г.) Н. М. Мартьянов в 1873 г. оказался в Казани. Несмотря на отъезд в Минусинск в 1874 г., он оставил заметный след в научной жизни. Он был членом общества Русских естествоиспытателей при Императорском Казанском университете (образован в 1872 г.) и остался глубоко признательным Казанскому обществу естествоиспытателей. Сотрудничал с известным ботаником, профессором университета Н. Ф. Леваковским. В 1870-1890-х гг. в Казани были опубликованы его статьи. В 1894 г. выпускник восточного факультета Санкт-Петербургского университета и путешественник по Центральной Азии Н. Ф. Катанов связал свою судьбу с Казанским университетом и Казанью. Его эпистолярное наследие раскрывает феномен личности и наследие как одного из выдающихся основоположников современных национальных гуманитарных и тюркологических школ России ХХ-ХХI вв. Перспективным остается поиск и систематизация архивных документов и материалов, посвященных близким им обоим научным поискам и интересам, в частности взаимоотношениям и личной дружбе. Целью данной статьи является краткий обзор 28 опубликованных писем Н. Ф. Катанова на имя Н. М. Мартьянова (1886-1899 гг.) и публикация двух ранее не введенных в научный оборот писем (1902 г.) казанского профессора, найденных в фондах архива Минусинского регионального краеведческого музея им. Н. М. Мартьянова.
Статья посвящена семье первого татарского историка, мусульманского богослова Шигабутдина Марджани (1818-1889). Основное внимание уделено его внукам - Абдулгазизу, Нуху, Ильясу и Юнусу Багаутдиновым. Все они были представителями татарской молодежи, поколения 1890-х гг. Документы, извлеченные из фондов Государственного архива Республики Татарстан, раскрывают подробности частной жизни семьи Марджани и дают дополнительные сведения о периоде Первой мировой войны, революционных переменах и становлении советской системы образования. Кроме того, документы показывают образовательные и профессиональные ориентиры татарской молодежи, выходцев из семей мусульманского духовенства, в постреволюционные годы, иллюстрируют все трудности эпохи революционного хаоса в 1920-е гг. Статья систематизирует имеющиеся сведения о семье Марджани, включает уникальные данные о некоторых внуках Марджани, а также впервые публикуются их фотографии.
В статье приведен краткий обзор документов представителей шести поколений казанской ветви рода Лихачевых, сосредоточенных в нескольких хранилищах Казани: рукописном отделе Национального музея Республики Татарстан, Отделе рукописей и редких книг Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского Казанского федерального университета, Государственном архиве Республики Татарстан. Род Лихачевых вписал свои страницы в историю России. Все Лихачевы несли военную службу на благо отечества, отличились в сражениях Отечественной войны 1812-1814 гг. (Семен Федорович Лихачев), в военно-морской истории России (вице-адмирал Иван Федорович Лихачев). С именами Андрея Федоровича и его брата Ивана Федоровича Лихачевых связано становление и развитие музейного дела - их коллекции, в том числе уникальное собрание Болгарских древностей, легли в основание двух крупнейших музеев Татарстана - Национального музея и Государственного музея изобразительных искусств. Ученым-исследователем мирового уровня был Николай Петрович Лихачев, основатель ряда научно-вспомогательных исторических дисциплин, также «коллекционер сказочного размаха». Совокупность исторических документов казанских архивов позволяет составить более углубленное представление об одном из замечательных российских дворянских родов.
Важным фактором формирования имперской политики России во второй половине XVIII столетия являлось знакомство Екатерины II со страной. Путешествия императрицы давали ей возможность утвердиться в правильности избранного пути, существенно корректировать различные направления деятельности правительства исходя из местных условий, расширяли ее представления о своеобразии социально-экономического развития и управления отдельных территорий российского государства. «Поход по Волге», посещение Казанского края в 1767 г. позволили центральной власти убедиться в стабильности региона с полиэтническим населением. Гражданский мир в «многонародном» Поволжье способствовал возникновению намерений у царицы улучшить жизнь этих народов. Плодотворное взаимодействие государыни с представителями провинциальных элит в ходе поездки оказалось одним из основных результатов ее политической деятельности и использовалось обеими сторонами для оперативного решения вопросов, которые касались данной губернии. Замечательный опыт коммуникации монарха с населением державы привел к важным качественным сдвигам в развитии отечественного законодательства по отношению к конфессиям, народностям, элитам, сословиям. Внутренняя бодрость, отсутствие желания опускать руки перед громадностью России, глубокая вера в исполнимость задуманного в немалой степени способствовали успехам Екатерины Великой.
Данная статья посвящена развитию полеводства в Ульяновской области во второй половине 1970-х - середине 1980-х гг. К текущему моменту времени, несмотря на сохраняющийся высокий интерес со стороны исследователей и активно ведущуюся в научной среде разработку проблематики, многие аспекты, касающиеся развития земледелия в Ульяновской области в период правления Л. И. Брежнева, так и остались без внимания. Автором на базе впервые введенных в научный оборот архивных материалов, из фондов Государственного архива Ульяновской области и Государственного архива Новейшей историй Ульяновской области, статистических материалов и периодической печати исследована деятельность партийных структур по осуществлению интенсификации земледелия в Ульяновской области; изучена динамика развития земледелия в 1976-1985 гг.; установлена хронология от возникновения предкризисных явлений в земледелии к масштабному кризису. В ходе работы автор приходит к выводу, что в Ульяновской области в исследуемый период отмечается существенное снижение темпов валового производства по целому ряду основных продуктов полеводства. Кризисные явления в отрасли приобретают масштабный характер к 1982 г., в связи с чем для выхода из ситуации власть принимает решение разработать и реализовать Продовольственную программу. Предпринимаемые партийными структурами комплекс мер позволил преломить на некоторое время, негативную тенденцию - в регионе вырос показатель урожайности, валового сбора и государственных закупок сельскохозяйственных культур, а в целом, по стране, продовольственная проблема оставалась не решенной.
Статья затрагивает проблему ликвидации еще сохранившихся к началу 1960-х гг. церквей в рамках проводимого в стране антирелигиозного курса. Обращено внимание на общие статистические данные, свидетельствующие о сокращении численности православных храмов в Татарской республике к моменту осуществления «хрущевской» антирелигиозной кампании. Приводится комментарий к документальным материалам, относящимся к факту сноса деревянной Михайло-Архангельской церкви, построенной в 1897 г. в селе Старая Тумба Алькеевского района ТАССР. На конкретном примере показана роль Совета по делам русской православной церкви при Совете Министров СССР по Татарской АССР - специально созданного органа, проводящего в жизнь антирелигиозный курс правительства. На основе приведенных документов раскрывается юридический механизм ликвидации недействующих церквей. Сделан вывод, что подобные действия, проводимые в период «хрущевской» борьбы с религией, приводили к уничтожению архитектурного наследия и способствовали духовному кризису общества.
Советская идеология и национальные школы были тесно связаны в советское время. Советская власть стремилась к созданию единой образовательной системы для всех народов СССР, которая была бы основана на принципах марксизма-ленинизма. В рамках этой политики, национальные школы, включая татарские, подвергались реформированию и стандартизации. Это предполагало внедрение общего учебно-методического плана и программы, а также использование русского языка как языка обучения. Однако, в то же время, национальные школы сохраняли право на преподавание национальных языков и культуры, что было важно для формирования национальной идентичности и сохранения национальных традиций. В данной статье анализируется учебная деятельность в татарских национальных школах в 1930-х гг., которая стремилась к усовершенствованию образовательного процесса, находящегося в запущенном состоянии после 1920-х гг. Исследование проводится на основе ключевых научных принципов, которые применяются для анализа социально-экономических, общественно-политических и культурных процессов. Эти принципы включают в себя объективность, историзм и системность, что дает возможность изучать исторические события в их историческом контексте и с учетом их взаимосвязей. В данной статье представлен анализ неопубликованных документов, из фондов Государственного архива Республики Татарстан. Научную новизну исследования представляют учебные планы сельских начальных школ, методические письма, отчеты, которые впервые вводятся в научный оборот и позволяют проникнуть в суть форм и методов обучения. Отдельное внимание уделяется образовательному процессу, изучению родного и русского языков, методам поддержки учителей, включая выпуск специальных методических рекомендаций. Анализируется деятельность Татнаркомпроса по проверке учебников и предлагаемые корректировки учебника русского языка для усиления его эффективности. Также были выявлены серьезные проблемы в образовательной системе, включая неполный охват обучающихся, отсев учеников, недостаток учебников и проблемы с питанием. Неправильный подход управленческого персонала и небрежное отношение к работе приводил к снижению общего качества образовательного процесса в указанный период времени.
В контексте современного этапа государственно-конфессиональных отношений, характеризующегося ростом общественного влияния религиозных институтов, вопрос истории развития религиозной политики российского государства требует тщательного изучения, где в свою очередь, научно значимым является период 1920-1930-х гг. Вопрос изучения антирелигиозной пропаганды в исследуемый период занимает умы многих историков, нередко, однако, оставляя за рамками исследований проблему борьбы с религиозным мировоззрением на страницах региональной периодической печати. В тоже время именно содержание публикаций позволяет оценить степень реализации антирелигиозной пропаганды на местах, определить политический курс региональных органов власти. Это обстоятельство позволяет считать данную публикацию актуальной, имеющей научную значимость и новизну. В публикацию включены тексты рукописей статей А. Дворцова, подготовленных к печати в газете «Пролетарский путь» в 1926-1928 гг., характеризующие тематическое содержание антирелигиозной пропаганды в конце 1920-х гг. и впервые введенные в научный оборот.
В статье освещаются формы участия татарского общества г. Чистополя и его депутации, представленной И. Камаловым, Г. Бадамшиным и Г. Исхаки, в петиционном движении 1905 г. Участие татарского общества в петиционной кампании мусульман не ограничилось составлением прошения о религиозно-духовных нуждах единоверцев и отправкой, покрыв командировочные расходы, депутации для передачи его в руки столичных сановников. Уполномоченные татар-мещан по собственной инициативе подали в Комитет министров политический меморандум - прошение о гражданских нуждах единоверцев, и пригласили членов депутаций, прибывших в Санкт-Петербург, на совещание в Чистополь, которое состоялось 20-22 мая 1905 г. Члены чистопольского татарского общества приняли участие в обустройстве прибывших высоких гостей и создании надлежащих условий для работы совещания. Резолюции Чистопольского совещания, которые были опубликованы в периодической печати, заявили российской общественности о консолидации мусульманских элит, которые начали выступать в качестве автономной политической силы на одной линии с русскими либералами.
Статья посвящена Фестивалю родословной «Эхо веков в истории семьи - Тарихта без эзлебез», который проводится Государственным комитетом Республики Татарстан по архивному делу с 2019 г. Целью Фестиваля является сохранение родословных традиций, укрепление семейных связей и преемственности поколений, а также привлечение внимания общественности к истории Республики Татарстан и своей семьи. В статье показаны примеры уникальных семейных историй и реликвий, представленных на Фестивале, а также представлены итоги Фестиваля 2024 г.
Издательство
- Издательство
- ГБУ ГА РТ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 422624, Республика Татарстан, Лаишевский р-н, с. Столбище, ул. Советская, д. 277
- Юр. адрес
- 422624, РЕСПУБЛИКА ТАТАРСТАН (ТАТАРСТАН), М.Р-Н ЛАИШЕВСКИЙ, С.П. СТОЛБИЩЕНСКОЕ, С СТОЛБИЩЕ, УЛ СОВЕТСКАЯ, ЗД. 277
- ФИО
- Горохов Сергей Николаевич (ДИРЕКТОР)
- E-mail адрес
- Sergey.Gorohov@tatar.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2214860