ISSN 1998-1775
Язык: ru

Статья: Измерение и моделирование эффекта сплочения в русскоязычных социальных медиа после начала СВО: анализ социальных мотиваций (2025)

Читать онлайн

Настоящее исследование посвящено изучению и измерению эффектов сплочения в условиях политического кризиса. Традиционно процесс социальной солидаризации определялся либо как сплочение всего общества в период экзогенного шока, либо как межгрупповое сплочение изначально близких сообществ. Мы предполагаем, что эти типы сплочения взаимосвязаны между собой и обладают общими трендами развития в докризисный и посткризисный периоды. Важной составляющей исследования является предложенный подход к измерению групповой консолидации через сетевые характеристики. На основе данных более чем из 1000 политических Telegram-каналов, с использованием методов машинного обучения и сетевого анализа была исследована динамика групповой консолидации в период за четыре недели до специальной военной операции (СВО) и четыре недели после в трех сетях: основанной на ссылках между политическими каналами, а также построенных на основе социальных мотиваций гнева и веры в успех. Для оценки эффекта сплочения использованы ключевые индикаторы разбиения на сообщества – модулярность и количество сообществ. Выявлено, что сеть, основанная на ссылках (базовый сценарий), отображает краткосрочный эффект общегруппового сплочения, но в долгосрочном периоде эффект групповой консолидации нивелируется. В сети, построенной для гневной социальной мотивации, после начала СВО сообщества, наоборот, становятся более структурированными, что говорит о сплочении только изначально близких каналов. Мотивация веры в успех не проявляется перед началом кризиса и влияет на социальную солидаризацию в долгосрочной перспективе. Полученные результаты позволяют более глубоко понять механизмы формирования социальных сообществ в условиях политической нестабильности и их сетевую структуру. Исследование вносит вклад в понимание того, как цифровые платформы формируют политическое поведение.

Ключевые фразы: эффект сплочения, rally round the flag, TELEGRAM, модулярность, социальные мотивации, сетевой анализ
Автор (ы): Синицина Арина Викторовна
Журнал: Политическая наука

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

УДК
32. Политика
Префикс DOI
10.31249/poln/2025.01.09
Для цитирования:
СИНИЦИНА А. В. ИЗМЕРЕНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ ЭФФЕКТА СПЛОЧЕНИЯ В РУССКОЯЗЫЧНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА ПОСЛЕ НАЧАЛА СВО: АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ МОТИВАЦИЙ // ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА. 2025. №1
Текстовый фрагмент статьи