В академической среде используется множество методик оценки мотива власти - коллективного и внутреннего (личностного). В то же время, всё меньше уделяется внимания вопросу самого феномена власти с эпистемологической и онтологической стороны. В статье рассмотрены различные подходы к анализу феномена власти, приводятся доказательства того, что власть, в первую очередь, имеет социальное основание, а мотив расширения власти является внутренним двигателем деятельности человека. С целью формирования чётких дефиниций, связанных со столь сложным феноменом, выявилась необходимость интегрировать представления о власти множества авторов. Однако из-за широты понятия власти, его сложно свести к одному простому определению. Читатель должен понимать неосуществимость полного охвата в рамках одной научной статьи всех аспектов, связанных с феноменом власти. Одной из целей, преследуемых в данной работе, является возрождение дискуссии об основаниях понятий власти и властных отношений.
Идентификаторы и классификаторы
- Префикс DOI
- 10.56654/ROPI-2024-3(12)-94-112
В свою очередь, Х. Арендт акцентирует внимание на понятии «политического». Политическим действием как составляющей политического процесса является аккумуляция и целенаправленная деятельность «объединённого социального субъекта» на макро- и мезо- уровнях по реализации своей воли на плоскости социальных потребностей. То есть, ориентация политических действий на социальную сферу жизни.
Список литературы
1. Адлер А. (1997), О нервическом характере. [The Neurotic Character]. СПб.: Фонд поддержки науки и образования «Унив. кн.» ; М.: АСТ. 385 с.
2. Аристотель (2018), Политика; [Politics]. М.: АСТ. 384 с.
3. Васильева В. П. (2006), Анализ психологического понимания власти. [Analysis of psychological understanding of power]. Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. №8 (63). C. 112-120.
4. Гоббс Т. (2018), Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. [Leviathan, or Matter, Form and Power of Church and Civil States.power of the state of church and civil]. Электронная библиотека «Гражданское общество». С. 182. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Gobbs_Leviafan.pdf
5. Грамши А. (1957-59), Избранные произведения: В 3 т. [Selected Works: In 3 vols.]. М.: Изд-во иностр. лит.
6. Гудин, Р. И., Клингеманн, Х.-Д., Шестопал, Е.Б.(1999), Политическая наука: новые направления. [Political Science: New directions]. М.: Вече. 652 с.
7. Десять писем Никколо Маккиавелли. [Ten letters of Niccolo Machiavelli]. (1997). пер. М. А. Юсима. Средние века, Вып. 60.
8. Кара-Мурза С. Г. (2008), Манипуляция сознанием. [Manipulation of consciousness]. - М.: Эксмо. 864 с.
9. Кожев А. (2007), Понятие власти; [The concept of power]. М.: Праксис. 181 с.
10. Локк Дж. (2023), Два трактата о правлении; [Two treatises of government]. Москва; Челябинск: Социум. 374 с.
11. Макиавелли Н. (2022), Государь. О военном искусстве [The Prince. The Art of War]. М.: Издательство АСТ. 416 с.
12. Милль Дж. С. (2023), Рассуждение о представительном правлении; [Considerations on representative government]. Москва; Челябинск: Социум. 291 с.
13. Миронова С. А. (2020), Макс Вебер: Политика как призвание и профессия. [Max Weber: Politics as a vocation and profession]. Форум молодых ученых. №2 (42). С. 210-213.
14. Ницше Ф. (2005), Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей; [The Will to Power. Experience of Revaluation of All Values]. М.: Культурная Революция. 880 с.
15. Ницше Ф. (2009) Полное собрание сочинений: в 13 томах. (т. 6) [Complete Works: in 13 volumes. (vol. 6)]. М.: Культурная эволюция. 408 с.
16. Романцова О. В. (2006), Субстанциональный анализ и функциональная характеристика феномена «Власть». [Substantional analysis and functional characterization of the phenomenon “Power”]. Вестник ЮУрГУ. Серия: Право. 2006. №13 (68). С. 151-152.
17. Соболев В. А. (2018), Значение Ф. М. Бурлацкого для становления и развития политической науки в России. [The importance of F. M. Burlatsky for the formation and development of political science in Russia]. Русская политология. №1 (6). С. 152-157.
18. Соловьев А. И. (1997), Власть в политическом измерении; [Power in the political dimension]. М.: Изд-во Моск. ун-та, С. 57-70. URL: https://istina.msu.ru/publications/article/15331478/?ysclid=lyn4r1m27u663170347
19. Теория государства и права (2002), [Theory of State and Law]. Корельский В.М., Перевалов В.Д. (Ред.). Изд. 2. 616 с.
20. Технология власти. Философско-политический анализ. Монография (1995), [Technology of power. Philosophical and political analysis. Monography]. Коллектив авторов. М. Институт философии РАН. 152 с. URL: https://gtmarket.ru/library/basis/4525
21. Трунов А. А. (2013), Томас Гоббс и его политическая теория. [Thomas Hobbes and his political theory]. Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история. №27. с. 16-27.
22. ФедоркинН.С.(2013),Методологическийпотенциалсравнительных исследований политических систем. [Methodological potential of comparative studies of political systems]. Пространство и Время. №3 (13). С. 36-43.
23. Федоровских А. А. (2015), Власть: аналитика понятия и феномена. [Power: analytics of the concept and phenomenon]. Вопросы управления. №3 (15). С. 23-32.
24. Хайдеггер М. (2022), Заметки I-V (Чёрные тетради, 1942-1948). [Notes I-V (Black Notebooks, 1942-1948)]. Москва: Институт имени Гайдара. 648 с.
25. Халипов В. Ф. (2005), Энциклопедия власти [Encyclopedia of power]. М.: Академический проект. 1054 с.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются причины кризиса доверия международным институтам: неспособность остановить кризисы и войны в современном мире, зависимость от США и проведение политика США как коллективной политики всех стран – участниц международных институтов, несправедливое распределение возможностей влияния стран на коллективные решения, работа с нелегитимными представителями разных стран, выборочная негативная маркировка отдельных стран и игнорирование фактора нарушения прав и свобод граждан в этих странах. Автор рассматривает кризис доверия международным институтам как возможность для России усилить и расширить свое влияние на формирование современного миропорядка путем создания новых и наращивания мощи уже имеющихся институтов, прежде всего, БРИКС. Основу статьи составил доклад, сделанный автором на международном симпозиуме «Соединенное Королевство – ЕС – Россия – Большой Ближний Восток» (февраль 2024 года, г. Братислава, Словакия).
Статья содержит анализ политико-правовых основ взаимодействия власти и оппозиции. По мнению автора, в настоящее время в Российской Федерации развиваются процессы осмысления путей развития демократии, укрепления парламентаризма, плюрализма идей, позиций, взглядов и мнений. Оппозиция рассматривается как необходимая составляющая политического процесса. Однако в актуальных условиях возникает проблема выстраивания взаимоотношений между властью и оппозицией, представленной физическими лицами, политическими партиями и некоммерческими организациями. Для развития конструктивной оппозиции необходимо наладить каналы взаимодействия власти и оппозиционных сил, определить способы взаимодействия власти и оппозиции, изучить влияние оппозиции на гражданское общество, принять меры законодательного характера для совместного конструктивного решения проблем, стоящих перед государством и обществом. В статье предлагаются практические рекомендации по совершенствованию коммуникации между властью и оппозиционными силами.
Статья содержит размышления автора над сущностью политической власти. Рассматриваются ее проявления в трех фазах: завоевание, реализация и удержание власти. Анализируется сложный вопрос сопряжения властвования (по сути, насилия) с совестью и моралью. Авторский подход отличается сочетанием научной парадигмы, основанной на позитивизме, и теологической парадигмы. По мнению автора, длительное время формировавшиеся моральные традиции с присущим людям моральным божественным императивом безусловно влияли на поведение представителей власти. Но по-настоящему совесть пришла к власти вместе с верой, когда отношение к людям стало отношением с Богом. В статье дается определение таким понятиям, как «власть», «совесть», «менталитет», «идеология». Утверждается, что сопряжение этих понятий в практике политического управления возможно, если власть учитывает ментальные поля народонаселения и имеет совесть – комплексное чувство опережающего переживания за возможные последствия (включая Божью кару) своих поступков.
Социальные отношения представлены движением интересов и потребностей соответствующих групп, слоев населения, которые неизбежно вступают в противоречия, носящие характер диалектических. Их грамотная артикуляция является важной задачей власти, что составляет одну из ее сущностных характеристик. Целью статьи является вскрытие основных противоречий, лежащих в основе трех этапов властных отношений с точки зрения механизмов формирования внутренней политики и принятия соответствующих политических решений, в том числе - по стратегическому планированию и целеполаганию. Для достижения этой цели автор использует диалектический метод как один из способов мышления при рассмотрении и снятии противоречий. С помощью законов материалистической диалектики автор рассматривает с политико-философской точки зрения основные факторы, которые необходимо учитывать в административно-политической деятельности.
Стремление к власти представляет собой значимый объект научно-практического исследования в разных отраслях гуманитарного знания. В статье представлен обзор философских, психологических, политологических и социологических подходов относительно стремления к власти. Анализ стремления к власти обеспечивает понимание фундаментальных аспектов политической деятельности, механизмов формирования структур власти и их воздействия на общество. Через обзор терминологических и содержательных подходов к интерпретации власти на протяжении разных исторических периодов авторы предлагают к рассмотрению классификацию интересов к власти в сфере политико-правового управления. Авторы предлагают многоаспектный подход к анализу стремления к власти, что может открыть возможности для более глубокого понимания соотношения власти и человеческой природы, власти и социокультурных процессов, а также для разработки стратегий управления и развития, основанных на учете различных мотиваций и потребностей личности и общества.
Данная статья посвящена выявлению и характеристике вклада сербского интеллектуального деятеля Михайло Михайлова в философскую мысль Восточной Европы. Ключевой чертой его философских воззрений стал антропоцентризм, противостоящий обеим конкурирующим идеологиям периода Холодной войны, предлагающий вернуться к концепции всеединства, свойственной русской философской школе в лице В. Соловьева. Статья показывает, что, в условиях политического противоборства коммунистической и капиталистической систем, для философских мыслителей оставался путь неприсоединения к идеологическим альянсам и сохранения своей самобытности в эпоху постнационализма. Актуальность обращения к философии М. Михайлова обусловлена также современным антагонизмом крупных внешнеполитических сил в Восточной Европе (НАТО и Россия).
Статья содержит анализ истории взаимоотношений институтов власти и религии и раскрывает системные взаимосвязи этих сфер общественной жизни. Несмотря на существование формулы невмешательства в дела друг друга, власть и религия постоянно пытались и пытаются влиять друг на друга. Автор говорит о цикличности конкуренции и сотрудничества власти и религии на протяжении тысячелетий, о проникновении религии в ценностные ориентиры власти, ее идеологические основы, о роли религии в легитимизации власти, о значении религии в трудные периоды российской государственности. Описаны исторические периоды, когда десакрализация общественной и политической жизни сменялась религиозностью, и наоборот. По мнению автора, светская власть отвечает за внешнее благополучие людей, в то время как религия отвечает за внутренний, духовный мир человека. Автор вводит понятие державности как способности человека удерживать на своем участке духовного фронта приход зла, что является одним из факторов мира и общественного согласия. Именно державностью, служением, самоотдачей и ответственностью должны обладать представители современной российской политической элиты. Статья содержит анализ исторических и религиозных источников, многочисленных примеров из истории России и Европы, аргументирующих позицию автора.
Статья представляет собой вступительное слово главного редактора журнала “Россия: общество, политика, история” Комлевой Валентины Вячеславовны
Издательство
- Издательство
- ФМИ
- Регион
- Россия, Сыктывкар
- Почтовый адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Оплеснина, д. 4
- Юр. адрес
- 167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ГСП-2, ул. Коммунистическая, 24
- ФИО
- Сивков Виктор Николаевич (Директор)
- E-mail адрес
- svn@ipm.komisc.ru
- Контактный телефон
- +7 (821) 2391451