Работа выполнена с использованием элементов баскетбола, которым занимаются по рабочей программе студенты вузов гражданской авиации. Они достаточно хорошо физически подготовлены, имеют технические навыки, адекватные этой игре, соответствующую спортивную мотивацию. Баскетбол как вид спорта - совершенно специфический, отличный от большинства других вид деятельности. А по ряду признаков он близок к спорту высших достижений. Спортивная деятельность баскетболиста связана с достаточно интенсивными и физическими и психическими напряжениями; ему присуща борьба за достижение в соревновании, причем преследуется цель не столько участия в борьбе, каким является соревнование, сколько победа в этой борьбе. И победа достигается путем интенсивного преодоления активных противодействий группы людей, мотивированных на победу (соперников), во взаимодействии с группой других людей, также мотивированных на победу (партнеров). Такое положение объективно вынуждает специалистов физического воспитания в вузе искать пути всестороннего повышения спортивно-технической подготовленности студентов-баскетболистов. Цель работы: изучение и внедрение в практику высшей школы систему оценки спортивно-технической подготовленности студентов во время учебных занятий по баскетболу в вузах гражданской авиации, также использование метода круговой тренировки для повышения уровня их подготовленности. Организация и методы исследования. К исследованиям привлекались две группы студентов первого курса обучения Московского государственного технического университета гражданской авиации (МГТУ ГА). Последовательность обучения технической и тактической составляющей игры в баскетбол строилась на основе рабочей программы по виду спорта.
Идентификаторы и классификаторы
Введение. «В новых Государственных образовательных стандартах (ФГОС) важная роль отводится физической культуре. Именно она способствует повышению сопротивляемости организма будущих специалистов гражданской авиации к воздействию различных негативных факторов окружающей среды, обеспечивая необходимую энергетическую базу для поддержания их профессиональной работоспособности» [15]. При обучении в высшей школе студенты, особенно на начальном периоде обучения, оказываются на новом этапе своего жизненного пути и вынуждены приспосабливаться к совершенно другим условиям жизни. «Подростковый возраст является наиболее уязвимым для воздействия социальной среды» [5]. Известно, что двигательная активность способствует быстрой адаптации. «По силе оздоровительного потенциала физическая культура является одним из самых значительных и эффективных феноменов социального бытия» [3]. Однако, стандартные рабочие программы не способствуют полноценному раскрытию потенциала студентов. Зачастую, на занятиях много времени уделяется подготовки стандартных нормативов [1, 9].
Список литературы
1. Бушма Т. В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т. В. Бушма, Е. Г. Зуйкова, Л. М. Волкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 7(173). С. 27-31. EDN: HRTXLK
2. Волкова Л. М. Самостоятельные занятия физическими упражнениями и самоконтроль студентов авиационных вузов / Л. М. Волкова, А. А. Голубев, В. В. Евсеев. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, 2018. 53 с. EDN: OUTCRC
3. Волкова Л. М., Евсеев В. В. Формирование социального здоровья студентов через потенциал физической культуры // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 10(176). С. 65-69. EDN: NOEIFZ
4. Взаимосвязь перфекционизма и стратегий преодоления стресса у баскетболистов / Л. Н. Рогалева, Ю. А. Дубинкина, Р. А. Вичужанин, Т. В. Мартынова // Теория и практика физической культуры. 2022. № 1. С. 49-50. DOI: 10.24412/0040-3601-2022-1-49-50 EDN: YELFWH
5. Влияние спорта на развитие жизнестойкости подростков / Л. Н. Рогалева, В. С. Штоколок, Е. А. Шурманов, Ю. А. Дубинкина // Актуальные вопросы спортивной психологии и педагогики. 2022. Т. 2, № 1. С. 60-72. DOI: 10.15826/spp.2022.1.22 EDN: JEARDF
6. Дударева И. М. Метод круговой тренировки на занятиях по баскетболу / И. М. Дударева, В. А. Колошкина, Т. А. Шелешкова // Физическая культура и спорт в современном социуме: Материалы II Международной научно-практической конференции, Витебск, 16 мая 2024 года. Витебск: Витебская государственная академия ветеринарной медицины, 2024. С. 127-128. EDN: FSXIYH
7. Зайцева Г. А., Буслаков А. П. Круговая тренировка на занятиях по баскетболу со студентами-первокурсниками // Физическая культура, спорт и здоровье. 2015. № 26. С. 32-34. EDN: VUYTCX
8. Куманцова Е. С. Влияние занятий кроссфитом на уровень физической подготовленности студентов / Е. С. Куманцова, Н. Г. Пряникова, Е. В. Коробова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 4(182). С. 250-254. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4 EDN: YZAPCZ
9. Повышение качества учебного процесса по физической культуре на основе обучения технике двигательных действий / В. А. Кудинова, В. Ю. Карпов, А. С. Болдов, Н. Н. Маринина // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 61-63. EDN: RJJLVT
10. Пягай Л. П. Использование метода круговой тренировки в физическом воспитании студентов (на примере физкультурно-спортивного модуля по баскетболу) / Л. П. Пягай // Каталог научных и инновационных разработок ФГБОУ ВО Омский ГАУ: серия “Иностранный язык. Физическая культура и спорт”: Сборник статей. Омск: Омский государственный аграрный университет имени П. А. Столыпина, 2022. С. 103-105. EDN: JZTWKM
11. Родионова И. А. Фитнес-подготовка студентов гуманитарных институтов // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: Материалы научно-практической конференции с международным участием, Москва, 21 февраля 2013 года / Московский городской педагогический университет, Педагогический институт физической культуры и спорта. Москва: Московский городской педагогический университет, 2013. С. 259-261. EDN: UFPFZJ
12. Спортивная психология: Учебник / В. А. Родионов, А. В. Родионов, В. Г. Сивицкий [и др.]. 1-е изд. Москва: Общество с ограниченной ответственностью “Издательство ЮРАЙТ”, 2014. 368 с.
13. Солодовник Е. М. Использование метода круговой тренировки для развития основных физических качеств студентов на занятиях по баскетболу // E-Scio. 2019. № 11(38). С. 424-429. EDN: BLWXFK
14. Шалупин В. И. Критерии проверки и оценки физической подготовленности военнослужащих различных категорий: специальность 13.00.04 “Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры”: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Санкт-Петербург, 2002. 176 с. EDN: YUPNPL
15. Шалупин В. И. Мотивационные факторы самостоятельных занятий физической культурой студентов / В. И. Шалупин, Д. В. Морщинина, В. В. Карпушин // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2013. № 191. С. 125-128. EDN: QCSFWL
16. Юркина Н. В. Методика круговой тренировки студентов, занимающихся баскетболом в условиях ВУЗа // Социально-гуманитарные науки и глобальные проблемы современности: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 4-х частях, Белгород, 31 мая 2018 года / Под общей редакцией Е. П. Ткачевой. Том Часть I. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью “Агентство перспективных научных исследований”, 2018. С. 156-159. EDN: XSDJJJ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Цель исследования заключалась в изучении путей повышения уровня произвольной саморегуляции студентов-спортсменов. В исследовании приняли участие 50 студентов-спортсменов от 19-24 лет, разряды которых варьируются от кандидатов в мастера спорта до мастеров спорта. Для изучения уровня развития саморегуляции студентов-спортсменов был использован тест-опросник «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова). Выявлено, что уровень произвольной регуляции у студентов-спортсменов находится на среднем уровне. На основе анализа литературы рассмотрены современные пути развития произвольной саморегуляции, которые могут быть включены в планирование психологической подготовки студентов-спортсменов.
Статья посвящена всестороннему исследованию влияния занятий тхэквондо ВТФ на координационные способности подростков в возрасте 12-14 лет. Тхэквондо становится все более популярным видом спорта среди молодежи, и это исследование направлено на понимание его роли в физическом развитии подростков. Особое внимание уделяется спецификам тренировочного процесса, включая выбор упражнений и методик, которые способствуют улучшению координации. В ходе исследования было проведено тестирование, позволяющие оценить различные аспекты координации, такие как статическое и динамическое равновесие, а также скорость реакции. Участниками исследования стали подростки, активно занимающиеся тхэквондо, что позволило получить ценные данные о влиянии данного вида спорта на их физические способности. В статье также представлена разработанная специализированная методика оценки и развития координационных навыков, а также практические рекомендации для тренеров, которые помогут оптимизировать тренировочный процесс и повысить эффективность занятий. Результаты эксперимента могут стать основой для дальнейших исследований в области спортивной педагогики и физического воспитания, а также для разработки новых программ обучения в тхэквондо.
Для эффективного поиска и отбора перспективных спортсменов не в полной мере используются нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне (ГТО)» (ВФСК ГТО), недостаточна их синхронизация с нормативами общей физической подготовки в федеральных стандартах спортивной подготовки (ФССП). Цель исследования - проанализировать согласованность нормативных требований ВФСК ГТО и ФССП по виду спорта «бокс». В исследовании анализировались действующие нормативные документы по рассматриваемой проблеме: государственные требования Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне «ГТО» и федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «бокс». В результате анализа тестов общей физической подготовки для зачисления и перевода спортсменов мужского пола на следующий этап спортивной подготовки в федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «бокс» выявлено их соответствие с тестами ВФСК ГТО ступеней, соответствующих возрастным границам этапов спортивной подготовки. Требования к уровню общей физической подготовленности спортсменов-боксеров постепенно усложняются и на этапе начальной подготовки соответствуют уровню бронзового знака отличия ГТО, на учебно-тренировочном этапе - уровню серебряного знака ГТО и на этапах совершенствования спортивного мастерства и высшего спортивного мастерства - уровню золотого знака ГТО.
В данной статье представлены результаты исследования взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и ментальными навыками спортсменов. В эксперименте приняли участие 24 спортсмена игровых видов спорта. Методология исследования включала применение опросника ментальных навыков спортсмена (MTS), теста эмоционального интеллекта Н. Холла и теста на эмоциональную прочность. Результаты показали статистически значимую положительную корреляцию между уровнем эмоционального интеллекта и развитием ментальных навыков (r = 0.68). Спортсмены с высоким уровнем эмоциональной прочности демонстрировали более высокие показатели ментальных навыков. Исследование подчеркивает важность комплексного развития эмоциональной сферы атлетов для повышения их спортивного мастерства и открывает перспективы для разработки новых методик психологической подготовки в спорте.
В статье приводится общий статистический анализ результатов анонимного опроса 107 респондентов из числа студентов в возрасте 18-30 лет очного и заочного обучения института физической культуры, спорта и здоровья РГППУ. Опросник состоял из 42 вопросов, косвенно указывающих на состояние психологического и физического здоровья студенческой молодежи. Выявлены взаимосвязи между собой показателей деструктивных ощущений, положительных эмоций, двигательной активности, личных привязанностей (фармакологические средства, алкоголь, курение) и гигиенических факторов (питание, сон, баня и т. д.), заболеваемости. На основании полученных данных опроса и их интерпретации планируется разработка программы по обучению студентов сохранять свое психофизическое здоровье в процессе образовательной и трудовой дальнейшей жизнедеятельности с формированием стойкого убеждения в необходимости ведения здорового образа жизни.
Оценка качества жизни посредством валидированных опросников является современным и действенным инструментом для выявления психолого-педагогических проблем. Цель исследования состояла в анализе качества жизни подростков, обучающихся в средней общеобразовательной школе.
Материалы и методы: Исследование проведено с помощью опросника PEDsQLTM4.0 (Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0) среди 139 обучающихся 15-17-летнего возраста (68 девушек - 48,9 %; 71 юноша - 51,1 %) и их семей. Проанализированы детские и родительские версии опросников. Статистический анализ данных проведен методами непараметрической статистики.
Результаты: Среди школьников отмечен высокий уровень по шкале социального функционирования и низкие показатели по шкале эмоционального функционирования, что указывает на неблагополучие в эмоционально-волевой сфере подростков. Анализ родительских анкет отметил низкое количество баллов по шкале «Жизнь в школе», свидетельствующее о беспокойстве родителей адаптацией подростков к учебным нагрузкам. Оценка корреляции детских и родительских версий с помощью метода ранговой корреляции Спирмена показала статистически значимые различия по шкалам физического и эмоционального функционирования (p<0,01) и по шкале «Жизнь в школе» (p=0,012). Выявлены гендерные различия в оценке физического и эмоционального функционирования с более высоким уровнем среди юношей (p<0,001). Парное сравнение возрастных групп (15, 16 и 17 лет) по детским версиям посредством критерия Манна-Уитни не выявило статистически значимых различий.
Заключение. Анализ качества жизни школьников является ценным способом диагностики неблагополучия в различных видах функционирования. Оценка качества жизни подростков, обучающихся в общеобразовательном учреждении, обозначила ряд проблем для последующей индивидуальной психолого-педагогической коррекции.
Статья рассматривает вопросы норм поведения футбольных болельщиков, опираясь на проблему того, что болельщицкая субкультура со своей системой ценностей зачастую вступает в конфликт с общественными нормами. В работе изучаются статьи различных ученых, рассуждающих о нормах поведения болельщиков с философской, социологической и экономических точек зрения. Приводятся различные подходы и аргументы, которые создают концептуальную основу для проведения будущих исследований и разработок практических стратегий взаимодействия с фанатами и болельщиками.
Издательство
- Издательство
- УрФУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- Юр. адрес
- 620002, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Мира, д. 19
- ФИО
- Кокшаров Виктор Анатольевич (Ректор)
- E-mail адрес
- rector@urfu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3754507
- Сайт
- https://urfu.ru/ru