Данное исследование посвящено оценке взаимосвязи устойчивости нормативной базы инноваций и инновационной активности в российских регионах. Рассматривались четыре элемента нормативной базы, в том числе наличие стратегии инновационного развития в регионе; наличие в схеме территориального планирования выделенных территорий приоритетного развития инновационной деятельности; наличие специализированного законодательного акта, определяющего основные принципы, направления и меры государственной поддержки инновационной деятельности в регионе; наличие специализированной программы или комплекса мер государственной поддержки развития инноваций. С учётом стратегического и комплексного характера современной инновационной политики для каждого из перечисленных элементов был рассчитан показатель устойчивости. Регрессионный анализ показал статистически значимую взаимосвязь части показателей устойчивости с затратами на инновационную деятельность организаций в регионе. Результаты исследования могут быть использованы при разработке и приоритизации направлений инновационной политики в регионах Российской Федерации. Принятие на субнациональном уровне рассмотренных в работе типов нормативно-правовых актов повысит устойчивость нормативной базы инновационной деятельности, что в соответствии с результатами расчётов может способствовать увеличению объёма инновационной продукции в регионе
Идентификаторы и классификаторы
Введение. Инновации играют ключевую роль в современном общественном развитии. Они способствуют увеличению производительности, сокращению издержек и укреплению рыночной конкурентоспособности предприятий. Ввиду этого обществу важно осознавать движущие силы, активизирующие инновационную деятельность. Одним из таковых является стимулирование со стороны государства, реализуемое, вчастности, через осуществление активной инновационной политики, в т. ч. на региональном уровне.
Важность дифференциации инновационной политики на региональном уровне отмечается во многих работах и, в целом, к настоящему моменту превалирует мнение, что не может существовать единой для всех регионов политики [20; 22; 24; 28]. Для Российской Федерации, включающей в себя множество разнообразных регионов, данный аспект обладает особой важностью. Вдобавок, инновационная деятельность является уникальным процессом, для которого очень важны перетоки знаний и пространственная связанность между экономическими агентами, а также агломерационные эффекты, что ещё больше усиливает значимость регионального разреза инновационной политики.
Список литературы
1. Голиченко О. Г. Государственная политика и провалы национальной инновационной системы // Вопросы экономики. 2017. № 2. С. 97-108. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-2-97-108 EDN: XWTVJF
2. Голова И., Суховей А. Методологические проблемы формирования дифференцированной стратегии инновационного развития регионов Российской Федерации // Региональная экономика: теория и практика. 2020. Т. 18. № 11. С. 2022-2048. DOI: 10.24891/re.18.11.2022 EDN: JJGOLW
3. Голова И. Экосистемный подход к управлению инновационными процессами в российских регионах // Экономика региона. 2021. Т. 17. № 4. С. 1346-1360. DOI: 10.17059/ekon.reg.2021-4-21 EDN: ORWUPJ
4. Земцов С., Баринова В. Смена парадигмы региональной инновационной политики в России: от выравнивания к “умной специализации” // Вопросы экономики. 2016. Т. 10. С. 65-81. DOI: 10.32609/0042-8736-2016-10-65-81 EDN: WQSXDR
5. Земцов С., Баринова В., Семенова Р. Государственная поддержка высоких технологий и инноваций в России // Инновации. 2019. № 3 (245). С. 33-44.
6. Albahari A. et al. The effect of science and technology parks on tenant firms: a literature review // The Journal of Technology Transfer. 2023. Vol. 48. No. 4. P. 1489-1531. DOI: 10.1007/s10961-022-09949-7 EDN: LWKXEI
7. Ansell C., Sørensen E., Torfing J. Public administration and politics meet turbulence: The search for robust governance responses // Public Administration. 2023. Vol. 101. No. 1. P. 3-22. DOI: 10.1111/padm.12874 EDN: RMQDKH
8. Aranguren M. J., Morgan K., Wilson J. R. The institutional challenges of dynamic regional innovation strategies // Regional Studies. 2023. Vol. 57. No. 1. P. 72-83. DOI: 10.1080/00343404.2022.2047917 EDN: TMMKGV
9. Asheim B. T. Smart specialisation, innovation policy and regional innovation systems: what about new path development in less innovative regions? // Innovation: The European Journal of Social Science Research. 2019. Vol. 32. No. 1. P. 8-25. DOI: 10.1080/13511610.2018.1491001
10. Asheim B., Herstad S. Regional innovation strategy for resilience and transformative industrial path development: Evolutionary theoretical perspectives on innovation policy // Eastern Journal of European Studies. 2021. Vol. 12. Special issue. P. 43-75. DOI: 10.47743/ejes-2021-SI03 EDN: JYTNDN
11. Capano G., Woo J. J. Resilience and robustness in policy design: a critical appraisal // Policy Sciences. 2017. Vol. 50. No. 3. P. 399-426. DOI: 10.1007/s11077-016-9273-x EDN: LMGPIZ
12. Capano G., Woo J. J. Designing policy robustness: outputs and processes // Policy and Society. 2018. Vol. 37. No. 4. P. 422-440. DOI: 10.1080/14494035.2018.1504494
13. Clement A. et al. Robustness, resilience: typology of definitions through a multidisciplinary structured analysis of the literature // European Journal of Industrial Engineering. 2021. Vol. 15. No. 4. P. 487-513. DOI: 10.1504/EJIE.2021.116128 EDN: ELLHAX
14. Dumont M. Assessing the policy mix of public support to business R&D // Research Policy. 2017. Vol. 46. No. 10. P. 1851-1862. DOI: 10.1016/j.respol.2017.09.001
15. Edler J., Fagerberg J. Innovation policy: what, why, and how // Oxford Review of Economic Policy. 2017. Vol. 33. No. 1. P. 2-23. DOI: 10.1093/oxrep/grx001
16. Galbraith B. et al. Putting policy into practice: an exploratory study of SME innovation support in a peripheral UK region // Entrepreneurship & Regional Development. 2017. Vol. 29. No. 7-8. С. 668-691. DOI: 10.1080/08985626.2017.1325939
17. Howlett M., Capano G., Ramesh M. Designing for robustness: surprise, agility and improvisation in policy design // Policy and Society. 2018. Vol. 37. No. 4. P. 405-421. DOI: 10.1080/14494035.2018.1504488
18. Kostić M., Květoň V. Does innovation support and maturity matter for firms’ performance in a moderately developed regional innovation system in Central Europe? // Innovation: The European Journal of Social Science Research. 2022. Vol. 35. No. 4. P. 622-649. DOI: 10.1080/13511610.2020.1752156 EDN: XJWJCS
19. Kutsenko E., Islankina E., Kindras A. Smart by Oneself? An Analysis of Russian Regional Innovation Strategies within the RIS3 Framework // Foresight and STI Governance. 2018. Vol. 12. No. 1. P. 25-45. DOI: 10.17323/2500-2597.2018.1.25.45 EDN: YTPMIP
20. Magro E., Wilson J. R. Policy-mix evaluation: Governance challenges from new place-based innovation policies // Research Policy. 2019. Vol. 48. No. 10. P. 103612. DOI: 10.1016/j.respol.2018.06.010
21. Martin B. R. R&D policy instruments: a critical review of what we do and don’t know // Industry and Innovation. 2016. Vol. 23. No. 2. P. 157-176. DOI: 10.1080/13662716.2016.1146125
22. McCann P., Ortega-Argiles R. Modern regional innovation policy // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2013. Vol. 6. No. 2. P. 187-216. DOI: 10.1093/cjres/rst007
23. Meissner D., Kergroach S. Innovation policy mix: mapping and measurement // The Journal of Technology Transfer. 2021. Vol. 46. No. 1. P. 197-222. DOI: 10.1007/s10961-019-09767-4 EDN: IQLMXR
24. Morisson A., Doussineau M. Regional innovation governance and place-based policies: design, implementation and implications // Regional Studies, Regional Science. 2019. Vol. 6. No. 1. P. 101-116. DOI: 10.1080/21681376.2019.1578257
25. Nair S., Howlett M. From robustness to resilience: avoiding policy traps in the long term // Sustainability Science. 2016. Vol. 11. No. 6. P. 909-917. DOI: 10.1007/s11625-016-0387-z EDN: PMAIAO
26. Ramírez-Alesón M., Fernández-Olmos M. Unravelling the effects of Science Parks on the innovation performance of NTBFs // The Journal of Technology Transfer. 2018. Vol. 43. No. 2. P. 482-505. DOI: 10.1007/s10961-017-9559-y EDN: DOIABH
27. Ranga M. Smart specialization as a strategy to develop early-stage regional innovation systems // European Planning Studies. 2018. Vol. 26. No. 11. P. 2125-2146. DOI: 10.1080/09654313.2018.1530149
28. Tödtling F., Trippl M. One size fits all? Towards a Differentiated Regional Innovation Policy Approach // Research Policy. 2005. Vol. 34. No. 8. P. 1203-1219. DOI: 10.1016/j.respol.2005.01.018
29. Van der Steen M., Twist M. van. Strategies for robustness: Five perspectives on how policy design is done // Policy and Society. 2018. Vol. 37. No. 4. P. 491-513. DOI: 10.1080/14494035.2018.1520782
30. Van Oostrom M., Pedraza-Rodríguez J. A., Fernández-Esquinas M. Does the Location in a Science and Technology Park Influence University - Industry Relationships? Evidence From a Peripheral Region //International Journal of Knowledge Management. 2019. Vol. 15. No. 3. P. 66-82. DOI: 10.4018/IJKM.2019070104
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проектный подход в современном мире помогает решить множество управленческих задач на разных уровнях. Проектный менеджмент всё чаще используется в туристской отрасли. В статье представлены практики реализации проектного подхода в развитии туризма в российской Арктике. Авторами впервые анализируются туристские проекты в арктических регионах России на основе данных «Проектного офиса развития Арктики» о мерах финансовой поддержки организаций и частных лиц за период 2017-2024 гг. В исследовании представлен портрет грантополучателей проектов, обобщена практика проектной деятельности и выделены основные направления реализованных проектов. Показано, что по результатам проектов функционируют туристские маршруты, используется аудио-, видео и печатный материал, организуются различные мероприятия туристкой направленности. Значительную долю занимают исследовательские проекты, ставящие целью продвижение локальных территорий в сети Интернет, а также изучение возможностей и ограничений развития отдельных видов туризма в Арктической зоне Российской Федерации. Реализованные при поддержке «Проектного офиса развития Арктики» проекты способствуют повышению интереса к арктическому туризму, создавая дополнительные стимулы социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
Благодаря совершенствованию статистической базы в сфере туризма появляется возможность исследования особенностей распределения туристов по территории стран. В число ключевых факторов в географии туристских потоков входит соседское положение, в первую очередь влияющее на объём и структуру въездного турпотока в приграничных регионах. Целью исследования является оценка влияния соседского турпотока на распределение въездного туристского потока по штатам Бразилии в 2019 г. В работе используются статистический и картографический методы исследования. Исследование показало, что соседский турпоток составляет свыше половины въездного туристского потока в Бразилию. Главным поставщиком иностранных туристов в страну является Аргентина, которая в 2019 г. обеспечивала около трети въездного турпотока в Бразилию. В лидирующую тройку по доле соседского турпотока в структуре всего въездного турпотока входят штаты Риу-Гранди-ду-Сул, Мату-Гросу-ду-Сул и Акри, расположенные на южной и юго-восточной границах Бразилии с такими странами, как Уругвай, Аргентина, Парагвай, Боливия и Перу. Также высокая доля соседского турпотока выявлена в штатах на севере Бразилии, находящихся на границе с Французской Гвианой, Суринамом, Гайяной и Венесуэлой. Почти во всех этих штатах соседние страны находятся на первом или втором месте в структуре въездного турпотока. Третью позицию в структуре въездного турпотока приграничных штатов чаще всего занимают страны, являющиеся для этих штатов соседями второго порядка.
Температура воды регулирует многие физические, химические и биологические процессы в озерах, поэтому её оценка важна для понимания экологического состояния водоёма и его функционирования, а также для понимания последствий изменения климата. Актуальность исследования обусловлена получением наиболее точных долговременных пространственно однородных рядов данных о температуре поверхности воды. Целью работы является определение наиболее достоверных результатов при дистанционном определении температуры поверхности воды по данным спутниковых снимков. В исследовании проведён сравнительный анализ спутниковых снимков для оценки температуры воды крупного пресноводного озера. Для сравнения были использованы продукты MODIS версии 6.1 MOD11A1, Landsat 8 и Landsat 5, а также Sentinel-3 SLSTR L1B. Определена температура поверхности воды по снимкам MODIS, Landsat и Sentinel за период с 2000 по 2023 гг. с мая по сентябрь. Выполнена верификация измерений температуры по данным спутниковых снимков с наземными измерениями. Определены различия значений температур между дистанционными данными и натурными. Показано сравнение значений температуры между пикселями спутниковых снимков и пикселями, соответствующими расположению водного поста для гидрологических наблюдений. Выполнено сравнение статистики растровых слоёв - MODIS, Landsat 8 и Sentinel-3.
В этнодемографической истории Казахстана и Средней Азии периоду между переписями населения 1939 и 1970 гг., и особенно с 1939 по 1959 гг., уделяется повышенное внимание, что связано со значительным миграционным потоком в этот регион, особенно в военное время и период освоения целины. Целью исследования является оценка изменения неоднородности структуры городского и сельского населения на метаэтническом уровне (с разбивкой населения на коренное и некоренное) по административно-территориальным единицам Казахстана и республик Средней Азии в межпереписные периоды с 1939 по 1959 гг. и с 1959 по 1970 гг. В качестве основных методов исследования выступают статистический и картографический. При этом используется методика, предложенная в процессе разработки концепции этноконтактных зон, суть которой заключается в оценке этнодемографической динамики с помощью выделения фаз и стадий развития этноконтактных зон. На протяжении всего периода исследования более высоким уровнем метаэтнической неоднородности характеризовались административно-территориальные единицы Казахстана, более низким - республик Средней Азии. Это касалось как городского, так и сельского населения. На большей части территории Казахстана метаэтническая неоднородность сельского населения была выше, чем городского. В республиках Средней Азии (кроме севера Киргизии) в большей мере неоднородными в метаэтническом плане были городское поселения. С 1939 по 1970 гг. Казахстан и Средняя Азия пережили перелом в этнодемографических процессах, связанный с переходом от роста удельного веса некоренного населения к увеличению доли коренных народов региона. При этом, если данный перелом на метаэтническом уровне в сельской местности обозначился уже в период с 1939 по 1959 гг., и полностью завершился к 1970 г., то в городских поселениях на большей части территории региона проявил себя только после 1959 г.
Конфессиональное пространство, выступающее в качестве одного из важнейших понятий географии религий, обладает определённой компонентной и территориальной структурой. Вместе с тем, конфессиональное пространство является динамической системой, т. е. изменяющейся со временем. Целью исследования является выявление основных трендов в динамике компонентной и территориальной структуры конфессионального пространства в современных границах Эстонии на протяжении XIX столетия. Для достижения данной цели используются статистический и картографический методы исследования. Новизна исследования связана с использованием применительно к Эстонии современных методик оценки изменений в территориальной структуре конфессионального пространства. Основным трендом динамики компонентной структуры конфессионального пространства Эстонии в течение XIX в. являлось увеличение доли православного населения благодаря переходу из лютеранства в православную религию части эстонских крестьян. Среди наиболее значимых изменений в территориальной структуре конфессионального пространства в современных границах Эстонии в XIX в. следует отметить значительный рост православного населения в уездах Лифляндской губернии, в особенности в её западной части - в Эзельском и Перновском уездах, и несколько меньший рост - в уездах Эстляндской губернии.
Финно-угорские народы России в течение длительного времени испытывают отрицательную демографическую динамику, что связано как с их высокой естественной убылью, так и с ассимиляцией со стороны славянских этносов. Целью исследования является выявление особенностей динамики контактной зоны между славянскими и финно-угорскими народами на северо-востоке европейской части России между переписями населения 2010 и 2021 гг. Применялись статистический и картографический методы, а также методики, разработанные в ходе реализации проекта по изучению этноконтактных зон. Исследование позволило выявить наличие почти единого пояса, образуемого контактной зоной между славянскими и финно-угорскими народами на северо-востоке Европейской России. Этот пояс протянулся от Северного Предуралья до Приволжской возвышенности, но имеет два разрыва, наиболее крупный из которых образует территория Чувашской Республики. Выявлено два господствующих типа динамики славяно-финно-угорской контактной зоны. Оба типа характеризуются увеличением доли славянских народов. Первый тип, где пока ещё сохраняется перевес финно-угорских народов над славянами, представлен преимущественно в финно-угорских республиках. Второй тип, где выше доля славян и идёт растворение контактной зоны, встречается как в самих республиках, так и за их пределами. Единичными являются районы, где наблюдался рост доли финно-угорского населения. По количеству таких районов лидировала Мордовия, ей заметно уступали республики Марий Эл и Коми, в Удмуртии был всего один такой район. Ключевые слова: этнодемография, этноконтактная зона, индекс этнической контактности, Предуралье, Урало-Поволжье, финно-угры, славяне.
На фоне многочисленных работ, посвящённых демографическим проблемам Эстонии, Латвии и Литвы, несколько меньшее внимание обращается на этнодемо-графические процессы в этих странах, особенно их территориальную специфику. Целью исследования является выявление территориальных различий в изменении этнической структуры населения государств Прибалтики в межпереписные периоды с 1989 до 2021 гг. В статье используются статистический и картографический методы исследования, а также несколько методик, предложенных в ходе разработки концепции этноконтактных зон. Наиболее динамичный рост доли титульных этносов Эстонии, Латвии и Литвы, вызванный миграционным оттоком нетитульного населения, наблюдался в первом постсоветском десятилетии. Тогда большая часть территории Прибалтики испытывала растворение этноконтактных зон в пользу титульных народов. В первом десятилетии XXI в., по причине активизации оттока из государств Прибалтики представителей титульных этносов, обозначилось несколько районов с ростом доли нетитульного населения. Так, в эстонском уезде Ида-Вирумаа продолжилось начатое в советское время растворение этноконтактной зоны в пользу русского населения. Также выросла доля нетитульного населения в ряде районов, формально уже достигнувших статуса моноэтничности. Во втором десятилетии XXI в. таких районов стало ещё больше, особенно в Эстонии, которая в этот период переживала миграционный приток не только представителей титульного этноса, но и нетитульного населения. В активизации этноконтактных зон в странах Прибалтики участвовали финны, русские, украинцы, поляки и др. народы.
Для Российской Федерации многонациональность является основополагающей характеристикой, требующей учёта в том числе при решении вопросов пространственного развития. Необходимый в данном контексте этногеографический фокус исследований особо значим для Северного Кавказа и в целом Юга России. Цель статьи - идентификация присущих современному Югу России (Южный и Северо-Кавказский федеральные округа) особенностей трансформации этнической структуры населения и локализации основных, численно превалирующих этносов. Информационной базой стали данные Всесоюзной (1989 г.) и Всероссийских переписей населения (2002, 2010 и 2020 гг.), проанализированные и обобщённые как в разрезе 15 субъектов Федерации, так и на уровне отдельных муниципальных образований (332 единицы). Выявленные ситуации и тренды предопределили постановку вопроса о присущей южнороссийскому макрорегиону полимасштабной и многоаспектной этногеографической дихотомии, понимаемой как одномоментное проявление: 1) характерного для постсоветского периода роста численности русских и сокращения их доли в населении; 2) общей полиэтничности Юга России и его преимущественной моноэтничности на региональном и местном уровнях; 3) обособлении территориального массива расселения русских и фрагментированного иноэтнического ареала; 4) этнической «титульности» регионов и наличия в их составе иноэтнических муниципальных образований; 5) сочетанием пространственных структур с «национальной определённостью» и множественных пространств полиэтнизации; 6) формированием и воспроизводством порождённых урбанизацией этносистем «село-город» в рамках не только моноэтничных, но и полиэтничных регионов.
География Балтийского региона - достаточно сложный объект исследования. С одной стороны, территория региона и акватория более чем исследованы. С другой стороны, именно здесь динамика экономических и политических процессов настолько велика, что расхождение между физическими условиями и динамикой экономического / политического наполнения пространства очевидно. Говоря о географии Балтийского региона, мы фактически суммируем всё: от геологии до идеологии (как отмечал классик отечественной экономической географии Н. Н. Баранский). Это является методически верным, однако разные «географии» (физическая, экономическая, политическая и историческая) обладают различной динамикой изменения, которые и делают необходимость комплексного подхода очевидной. Балтийский регион переживает трудности новой идентификации именно как политическое пространство, но его физико-географическое изначалие неизменно. При формальной неизменности политических границ реальное содержание развития за их пределами меняется. Перед нами разворачивается начало пересмотра границ, но этот процесс пока сопровождается их формальным укреплением. С нашей точки зрения, цикличность политического развития Балтийского региона очевидна. Нет оснований предполагать то, что текущий период деструкции единого пространства необратим.
Издательство
- Издательство
- ПсковГУ
- Регион
- Россия, Псков
- Почтовый адрес
- 180000, Псков, площадь Ленина, дом 2.
- Юр. адрес
- 180000, Псковская обл, г Псков, пл Ленина, д 2
- ФИО
- Ильина Наталья Анатольевна (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@pskgu.ru
- Контактный телефон
- +7 (811) 2201699
- Сайт
- https://pskgu.ru/