Настоящая статья посвящена анализу места и роли института общественного контроля в Российской Федерации в системе форм социального протеста. В работе исследуются различные формы социального протеста, проведена и обоснована их авторская классификация. Автором исследуются различные точки зрения в научной и учебной литературе на место и роль общественного контроля в системе форм социального протеста. Проведен анализ международно-правовых основ правового регулирования конструктивных форм социального протеста, а также отношение российского законодательства к конструктивным и деструктивным формам социального протеста. В работе проведен анализ влияния института общественного контроля на различные формы социального протеста. В статье обоснована авторская точка зрения относительно того, что институт общественного контроля в России можно отнести к формам конструктивного социального протеста, но одновременно данный институт гражданского общества выступает как инструмент предупреждения и профилактики формирования и реализации в обществе деструктивных форм социального протеста. В работе формализованы и исследуются основные проблемы, препятствующие развитию института общественного контроля в Российской Федерации как конструктивной формы социального протеста, разработана и обоснована система мероприятий по разрешению указанных проблем, в том числе путем внесения изменений и дополнений как в Конституцию страны, так и действующее законодательство.
Идентификаторы и классификаторы
Анализу современных форм социального протеста как населения в целом, так и его отдельных категорий, а также прав на социальный протест, посвящена работы Е. Ю. Безруковой [1, с. 58‒ 62], Е. В. Бродовской [2, с. 195‒214], А. В. Воробьева [3, с. 61‒72], Д. В. Гончарова [4, с. 65‒81], В. В. Петухова [5, с. 86‒96], М. С. Степановой, [6, с. 306‒307], В. Ю. Титова [7, с. 77‒79], Н. Р. Шукуралиевой [8, с. 16‒29], а также многих иных авторов. Особый интерес представляют исследования С. Д. Гаврилова [9, с. 24‒34], С. А. Косинова [10, с. 11‒17], Р. Л. Метлицкого [11, с. 39‒47], затрагивающие проблематику использования института общественного контроля в качестве гарантии недопущения деструктивных социальных протестов в стране. В этой связи на наш взгляд, имеет определенную актуальность и научно-практическую значимость анализ вышеназванного института гражданского общества с позиции рассмотрения его в качестве формы социального протеста, чем и обусловлен выбор темы настоящего научного исследования.
Список литературы
1. Безрукова Е. Ю. Социально-политический протест в России или “почему люди не бунтуют” // Власть. 2020. Т. 28. № 2. С. 58-62. URL: https://www.jour.fnisc.ru/index.php/vlast/article/view/7135 (дата обращения: 01.01.2024). EDN: ROHQLT
2. Бродовская Е. В., Давыдова М. А., Лукушин В. А. Информационный поток протестной мобилизации в российском сегменте социальных медиа // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2023. Т. 19. № 2. С. 195-214. DOI: 10.21638/spbu23.2023.204 EDN: ORBKKH
3. Воробьев А. В. Легальные формы социально-политического протеста в Российской империи и Российской Федерации (сравнительно-правовой анализ) // Историко-правовые проблемы: новый ракурс. 2018. № 1. С. 61-72. URL: item.asp?id=34876938 (дата обращения: 01.01.2024). EDN: XMOUVN
4. Гончаров Д. В., Нечай В. В. Антикоррупционные протесты 2017: отражение в Твиттере // Полития: Анализ. Хроника. Прогноз (Журнал политической философии и социологии политики). 2018. № 1 (88). С. 65-81. item.asp?id=36415205 (дата обращения: 01.01.2024). EDN: VLVCNQ
5. Петухов В. В. Готовность россиян к отстаиванию своих социально-экономических прав в “новой кризисной реальности” // Социологические исследования. 2016. № 11 (391). С. 86-96. URL: https://www.socis.isras.ru/article/6437 (дата обращения: 01.01.2024). EDN: WZJRYH
6. Степанова М. С. К вопросу об электронном способе конструктивного протестного поведения // Евразийский юридический журнал. 2016. № 9 (100). С. 306-307. URL: item.asp?id=27316168 (дата обращения: 01.01.2024). EDN: WZTTIL
7. Титов В. Ю. Анализ нормативно-правового регулирования протестных настроений в концепциях отечественных юристов // Евразийский юридический журнал. 2022. № 5 (168). С. 77-79. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49173391 (дата обращения: 01.01.2024).
8. Шукуралиева Н. Р. Феномен “цветных революций” в постсоветских государствах // PolitBook. 2017. № 1. С. 16-29. URL: item.asp?id=29914963 (дата обращения: 01.01.2024). EDN: ZEQJAZ
9. Гаврилов С. Д., Панкратов С. А., Азизова Д. К. Условия и технологии минимизации протестной активности российской молодежи в контексте современного медиадискурса в цифровой среде // Конфликтология / nota bene. 2021. № 4. С. 24-34. DOI: 10.7256/2454-0617.2021.4.36896 EDN: UOVYVX
10. Косинов С. А. Контроль над публичной властью как необходимое условие для существования демократического государства // Проблемы законности. 2015. № 130. С. 11-17. URL: item.asp?id=25141898 (дата обращения: 01.01.2024). EDN: VEEROT
11. Метлицкий Р. Л. Общественный контроль за деятельностью органов публичной власти как гарантия конструктивности протестного поведения граждан // Вопросы российского и международного права. 2016. Т. 6. № 11 А. С. 39-47. URL: item.asp?id=28768694 (дата обращения: 01.01.2024). EDN: YFOEKH
12. Институт общественного контроля как гарантия реализации и защиты конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации / В. В. Гончаров, А. Д. Малютин, Л. А. Спектор, Е. Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 194-196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54030459 (дата обращения: 01.01.2024).
13. О необходимости формализации в российском законодательстве системы общественного контроля: конституционно-правовой анализ / В. В. Гончаров, М. А. Паркашян, Л. А. Спектор, Е. Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 5 (221). С. 186-188. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54030456 (дата обращения: 01.01.2024).
14. О необходимости организации системы мониторинга экономической эффективности деятельности субъектов общественного контроля в Российской Федерации / В. В. Гончаров, А. В. Чешин, О. В. Грищенко, В. Ю. Литвинова, Е. Г. Петренко // Право и государство: теория и практика. 2023. № 6 (222). С. 127-130. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54321802 (дата обращения: 01.01.2024).
15. Цифровые технологии как инструмент повышения экономической эффективности проводимых мероприятий общественного контроля в России / В. В. Гончаров, О. В. Грищенко, Е. Г. Петренко, Л. А. Спектор, А. В. Чешин // Право и государство: теория и практика. 2023. № 8 (224). С. 196-200. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54524939 (дата обращения: 01.01.2024).
16. Экономическая эффективность мероприятий общественного контроля в Российской Федерации как основной критерий оценки результатов деятельности его субъектов / В. В. Гончаров, О. В. Грищенко, Е. Г. Петренко, Л. А. Спектор, А. В. Чешин // Право и государство: теория и практика. 2023. № 7 (223). С. 199-202. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54414713 (дата обращения: 01.01.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Статья посвящена изучению документов фондов Канцелярии вятского губернатора и Вятского губернского правления Центрального государственного архива Кировской области как источников по истории евреев Вятской губернии во второй половине XIX - начале XX века. Она представляет собой первое исследование, в котором предпринята попытка обобщения опыта проживания в крае еврейского населения в сложный для межэтнических отношений период прошлого России и его документального представления. Автор делает вывод о том, что важная роль губернатора и губернского правления в управлении местными евреями способствовала накоплению в изучаемых фондах многочисленных и разнообразных материалов, которые иногда дополняют или дублируют друг друга. Исследование опирается на изучение законодательных актов, циркуляров Министерства внутренних дел, ведомостей и именных списков, журналов и постановлений общего присутствия губернского правления, рапортов уездных исправников, протоколов осмотра жилых помещений, дел о праве проживания. Проведенный комплексный анализ документов позволяет говорить об отражении в них таких аспектов, как постепенное формирование еврейского населения губернии, его количественный и профессиональный состав, правовое и конфессиональное положение, взаимоотношения с местной администрацией, государственной властью и жителями в разные годы. На территории Вятской губернии проживали военнослужащие, ссыльные и добровольные переселенцы, в число которых входили ремесленники, врачи, аптекари и др. Перемены в курсе государственной политики оказывали сильное влияние на положение евреев края, способствуя количественному росту или сокращению за счет выселения.
В статье рассматривается динамика социальной структуры марийского населения в Башкортостане. Формирование социально-профессионального состава населения в советское время происходило в условиях существования двух неантогонистических классов - рабочих и колхозников, а также прослойки служащих. В рамках идеологической концепции выстраивалось распределение населения по общественным группам, которое отражало профессиональный состав занятых по отраслям народного хозяйства. Целью статьи является раскрытие этносоциальной структуры марийского населения в Республике Башкортостан с 1979 по 2010 год. Особое внимание акцентировано на ее трансформацию в период становления и развития рыночной экономики. Основу исследования составляют сравнительно-исторический и ретроспективный методы. Источниковая база включает материалы Всесоюзных и Всероссийских переписей населения, а также статистические материалы, изученные в архивах Федеральной службы госстатистики по Республике Башкортостан. Установлено, что более половины марийского населения было занято в сельскохозяйственном производстве, занимаясь растениеводством и животноводством с учетом того, что больше половины марийцев проживало в сельской местности. Несмотря на сложившийся характер расселения, определенная ее часть также представлена в других отраслях экономики, в том числе связанных с новейшими технологическими процессами. Выявлено, что в сфере промышленности марийцы больше были заняты в металлургии и машиностроительной отрасли, что является косвенным доказательством ориентации марийцев на городскую жизнь и выбор профессий, связанных с городскими условиями. Установлено, что весьма высокой была доля марийцев в сфере образования, поскольку это связано с функционированием школ со значительным контингентом школьников практически в каждой марийской деревне. Среди занятого населения - людей преимущественно умственного труда - значительной долей марийцы были представлены в сфере планирования и учета. Таким образом, анализ этносоциальной структуры марийского населения в Башкортостане показывает, что заметная доля марийцев была представлена практически во всех отраслях экономики республики.
Оценка развития риторического образования, как и роль риторических школ, позволяющих развивать это направление на всех подконтрольных Римской империи территориях, - актуальное направление, развивающееся в зарубежной историографии, начиная с XIX века по настоящее время. Риторические школы на Востоке имели различного рода характерную популярность и свой набор поступающих студентов. Одной из сильных школ в плане обучения риторике являлась школа Либания в Антиохии. На популярность риторических школ, в частности антиохийской, оказывал влияние ряд факторов, одним из которых являлось расположение и поддержка ритора со стороны официальной власти. В статье отмечается зависимость роста популярности риторической школы и расположения, оказываемого императором Юлианом II главе школы Либанию. Рассматривается влияние религиозной политики императоров на развитие риторики в регионе в период Поздней Античности. В этом плане актуализируется переходный для риторической школы период при правлении императора Иовиана, и последующие годы воцарения Валента II. В частности, несмотря на разные мировоззрения императоров Юлиана и Валента, языческое и христианское, показана практически идентичная популярность риторической школы и в целом риторики. Наблюдается сокращение количества студентов из регионов, вызванное сменой императорской власти и сокращением влияния Либания при императорской канцелярии. Но при этом количество студентов, уроженцев Антиохии, оставалось прежним и не зависело от смены направленности религиозной политики Империи.
Автор в представленной статье анализирует региональные формы и особенности актуальной модели исторической политики в современной Испании в контекстах мемориальных культур автономных сообществ на примере опыта Каталонии. Целью исследования является анализ современной политики памяти Каталонии в начале 2020-х годов. Автор анализирует роль и место региональных интеллектуальных сообществ и политических элит как основных участников генезиса памяти и функционирования мемориальной культуры и коллективной исторической памяти в современных общественных, идеологических и политических дискурсах Испании на региональном уровне. Новизна исследования заключается в изучении актуального (современного) этапа в развитии исторической политики испанского социума на уровне Каталонии в контекстах объективного дефицита междисциплинарных исследований, сфокусированных на анализе мемориальных культур и исторических политик миноритарных групп и национализмов в странах Южной Европы, выполненных с привлечением оригинальных источников и достижений современной междисциплинарной историографии, сфокусированной на анализе исторической политики, мемориальных культур и исторических коллективных памятей. В статье показано, что 1) интеллектуальные сообщества Каталонии являются системными сегментами современного общества, которые вносит значительный вклад в развитие и трансформацию мемориальной культуры, 2) спектр мемориальных практик каталонских интеллектуалов ограничен преимущественно их участием в укреплении гражданской и этнической идентичности, 3) мемориальные практики Каталонии взаимосвязаны с развитием гражданского дискурса на региональном уровне и переосмыслением исторического опыта ХХ века через призму идеологии миноритарных национализмов. Предполагается, что участие региональных интеллектуалов в мемориальной политике актуализирует политическую, идеологическую и этническую гетерогенность общества.
Работа над повышением качества деятельности органов власти является важнейшей задачей для эффективного развития системы управления в стране. В 1920-е годы вышестоящие органы власти Коми автономной области взаимодействовали с низовыми в четырех формах, а именно телефонной, телеграфной, почтовой и «живой». Выезды на места инструкторов способствовали оперативному выявлению актуальных проблем в аппаратах управления и повышению качества работы местных властей.
Цель: изучить важнейшие аспекты и практическое применение инструктирования низовых органов власти Коми автономной области в 1920-е годы. В статье используется литература и архивные источники, позволяющие изучить основы «живого» взаимодействия органов власти в регионе. В работе применены общенаучные методы исследования (анализ, сравнение, описание). Базовые принципы инструктирования волисполкомов и сельсоветов Коми автономной области изложены в документах и материалах органов управления. Властями из-за выявленной неудовлетворительной работы на местах признана необходимым организация регулярного инструктирования волостных исполкомов для ознакомления со всеми распоряжениями высших органов советской власти, а также для выявления недостатков и устранения возникающий вопросов. Инструкторы помогали устранять недочеты, составляли план работ, устраивали заседания, оформляли акты обследования с заключениями. Волисполкомам и сельсоветам необходимо было применять инструкторские указания вышестоящих органов как руководящий материал. В свою очередь сотрудникам волостных исполкомов следовало производить периодические инструктирования сельсоветов. Самым результативным способом взаимодействия вышестоящих организаций (областных и уездных органов, отдела внутреннего управления, областной рабоче-крестьянской инспекции, прокуратуры, налоговой, НКВД и др.) с низовыми органами власти (волисполкомы, сельсоветы) были признаны выезды на места.
В годы Великой Отечественной войны партийными и государственными органами повышенное внимание уделялось оповещению населения своевременной информацией о положении дел на фронте, в тылу и международной ситуации в мире. Особую роль приобрела агитационно-пропагандистская и идеологическая работа с населением с целью формирования патриотизма, высокой гражданственности, преданности Родине, ненависти врагу и самопожертвования. Поставленные задачи были возложены прежде всего на такие средства массовой информации, как радио и периодическая печать.
Цель: изучить содержание и формы деятельности Республиканского радиокомитета и периодической печати на территории БАССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945). Основными историческими источниками в процессе исследования являлись письменные материалы Национального архива Республики Башкортостан: докладные записки, справки, отчеты, информации о работе республиканского радиокомитета и редакций газет и журналов, стенограммы совещаний партийных и государственных органов. В процессе исследования выявлены проблемы и трудности в работе радио, газет и журналов, связанные прежде всего с условиями военного времени. Содержание и формы работы средств массовой информации претерпели существенные изменения. Предоставляемая информация подвергалась тщательной цензурной проверке, необходимой в условиях войны. Радио и печать выполняли информационную, идеологическую, агитационную и культурные функции.
Статья посвящена информационному воздействию в аспекте начального этапа ведения гибридной войны НАТО против Ливии. Описан начальный этап, основной целью которого была демонстрация мировому сообществу и населению Ливии неприятия и незаконности действий ливийского правительства и лично М. Каддафи, и следующий период информационной войны, происходящий на фоне начавшегося контрнаступления сил, верных ливийскому лидеру, в котором СМИ целенаправленно публиковали репортажи, переводящие внимание от фактов к сообщениям, вызывающим негативные эмоции. В статье разобраны системные действия антиливийской коалиции по работе в ливийских социальных сетях, через которые осуществлялись организация и координация протестов, а также формировалось общественное мнение в мире и среди граждан Ливии. Разобраны сфабрикованные материалы ведущих мировых СМИ о ложных расправах правительственных сил с оппозицией. Показаны системные действия по предотвращению появления в средствах массовой информации альтернативных мнений, свидетельствовавших о масштабных фальсификациях. Также разобрано разрушение информационной инфраструктуры Ливии и одновременно с этим развертывание на территории подконтрольной оппозиции своих СМИ, которые были полностью организованны и контролировались членами антиливийской коалиции. Подробно описаны новые формы манипуляции сознанием, посредством которых подавлялось критическое восприятие информации и создавались условия для некритического восприятия, что затрудняло возможность самостоятельного анализа и являлось целью увеличения управляемости событиями. Представлены выводы по итогу информационного воздействия антиливийской коалиции.
Издательство
- Издательство
- МарГУ
- Регион
- Россия, Йошкар-Ола
- Почтовый адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- Юр. адрес
- 424000, Республика Марий Эл, город Йошкар-Ола, пл. им Ленина, д.1
- ФИО
- Швецов Михаил Николаевич (Руководитель)
- E-mail адрес
- rector@marsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (836) 2688002
- Сайт
- https://marsu.ru