Рост туристского спроса по внутренним направлениям способствует развитию туристского предложения и обуславливает трансформации в процессах обслуживания. Цифровые сервисы способствуют расширению коммуникационных возможностей и доступа к сформированному предложению в сфере туризма, обладают определенными социальными и экономическими преимуществами электронных продаж и дают синергетический эффект для развития сферы туризма регионов и страны в целом. Перспективы цифровых сервисов в туризме связаны с дальнейшим внедрением сквозных технологий и совершенствованием процессов обслуживания туристов.
Идентификаторы и классификаторы
Туризм, как сфера экономической деятельности, подвергается действию политических, экономических и социальных вызовов, отражает современные тенденции и нацелен на перспективное развитие. В настоящих условиях туризм рассматривают точкой роста экономики России и ее регионов. В дополнение к существенному экономическому эффекту взаимосвязанных отраслей, развитие туризма позволяет повышать социальный и культурный уровень населения страны, так как организует отдых для восстановления сил, укрепления здоровья и во время путешествий позволяет находиться на природе, расширять знания, знакомиться с достопримечательностями территорий. По целевым показателям развития туризма в России число туристских поездок к 2035 году должно составлять 143,93 млн. чел. [1]. Для реализации поставленных задач ведется активная работа по выделенных направлениям (туриндустрия, гостеприимство, транспорт), а также по развитию инфраструктуры и сервиса.
Список литературы
1. Об утверждении Концепции федеральной целевой программы “Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)”. Распоряжение Правительства РФ от 05.05.2018 №872-р (ред. от 11.07.2019). [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/18eb24005fd062573c142fb7f98769137ce7d974/(дата обращения: 19.06.2024 г.).
2. Совещание с членами Правительства 4 июня 2024 года. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/74219 (дата обращения:22.06.2024 г.).
3. Megatrends shaping the future of tourism / Organization for Economic Cooperation and Development (OECD). [Электронный ресурс]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/urban-rural-and-regional-development/oecd-tourism-trends-and-policies (дата обращения: 22.06.2024 г.).
4. Исаев М. Г. Роль цифровых сервисов и технологий для повышения эффективности бизнеса в цифровой среде // Военно-экономический вестник. 2023. № 2. С. 32-34. EDN: OBNZWA
5. Управление устойчивым развитием индустрии туризма и гостеприимства в цифровой среде: монография / Карлова А. И., Плугарь Е. В., Полищук Е. А., Почупайло О. Е., Резникова О. С., Скоробогатова Т. Н., Стахно Н. Д., Цёхла С. Ю. / Симферополь, 2023. 248 с. EDN: PPUAFY
6. Мальгина М. А., Махотенко М. А. Правовое регулирование развития цифровых сервисов и цифрового правосознания в сфере налоговых служб // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2020. № 1. С. 359-365. EDN: LHUMPD
7. Europe Online Travel Market Size & Share Analysis - Growth Trends & Forecasts (2024 - 2029). Mordor Intelligence. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mordorintelligence.com/industry-reports/online-travel-market-in-europe (дата обращения 02.07.2024).
8. Рынок онлайн-торговли вырос почти на треть по итогам 2022 года. [Электронный ресурс]. URL: https://quokka.media/novosti/internet-torgovlya/rynok-onlajn-torgovli-vyros-na-tret-v-2022/(дата обращения 05.07.2024).
9. Индикаторы цифровой экономики: 2024: статистический сборник / В. Л. Абашкин, Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. М.: ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. 276 с.
10. Названы наиболее популярные у россиян онлайн-сервисы для покупки путешествий в 2022 году. [Электронный ресурс]. URL: https://ratanews.ru/news/general/nazvany-naibolee-populiarnye-u-rossiian-onlain-servisy-dlia-pokupki-putesestvii-v-2022-godu (дата обращения 07.07.2024).
11. Больше половины туристов хотят сами организовать путешествие. Исследование НАФИ. 27.06.2023. [Электронный ресурс]. URL: https://nafi.ru/analytics/bolshe-poloviny-rossiyskikh-turistov-khotyat-sami-organizovat-puteshestvie/(дата обращения 05.07.2024).
12. Полухина А. Н. Финансовые инновации в сфере туризма: цифровые сервисы и экосистемы // Инновационное развитие экономики. 2023. № 5 (77). С. 116-125. EDN: YTCSOZ
13. Танина А. В. Цифровые сервисы как направление цифровизации в туризме // В сборнике: Новеллы права, экономики и управления 2021. Сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции. Гатчина, 26-27 ноября 2021 года. Гатчина: Издательство: Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, 2022. С. 308-313. EDN: EJYCQC
14. Богомазова И. В., Климова Т. Б. Цифровые сервисы и туристская экосистема в развитии внутреннего туризма // Экономика. Информатика. 2022. Т. 49. № 4. С. 718-730. EDN: XFWWVF
15. Климова Т. Б., Богомазова И. В., Аноприева Е. В. Шеринг-экономика в индустрии туризма и гостеприимства: новые тренды и тенденции // Научные ведомости. Серия: Экономика. Информатика. 2019. Том 46, № 2. С. 238-247. EDN: ECLSRD
16. Тункевичус Э. О., Ребязина В. А. Многомерная модель формирования цифрового доверия пользователей цифровых сервисов: результаты эмпирического исследования // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2023. № 4. С. 165-200. EDN: TMBCYJ
17. Платформенная экономика в России: потенциал развития: аналитический доклад / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, А. В. Демьянова и др.; под ред. Л. М. Гохберга, Б. М. Глазкова, П. Б. Рудника, Г. И. Абдрахмановой. М: ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. 72 с. EDN: QTKUZF
18. Морозов М. А., Морозова Н. С. Концепция цифровой экосистемы индустрии туризма и гостеприимства // Современные проблемы сервиса и туризма. 2020. 4 (14). С. 27-36. EDN: ZZZFNO
Выпуск
Другие статьи выпуска
Рассмотрена прибрежная сухопутная территория, как составная часть береговой зоны - полоса шириной 2 км, простирающаяся вдоль линии моря вглубь суши. Произведено картирование антропогенных ландшафтов прибрежной сухопутной территории северо-западной части г. Севастополь. Выделено 22 вида объектов природопользования с типизацией: селитебные, промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные, дорожно-транспортные, водохозяйственные; коммунальные и природные слабопреобразованные ландшафты. Указаны также линейные объекты: водоохранная зона (ширина 500 метров); прибрежная зона (2 км); реки; главные дороги и железнодорожные пути. Все объекты природопользования прибрежной сухопутной зоны территории г. Севастополь типизированы на средопотребляющие и средообразующие. К средопотребляемым геосистемам отнесены: селитебные, промышленные, сельскохозяйственные, рекреационные, дорожно-транспортные, водохозяйственные, коммунальные, площадь которых составляет 90 % от площади рассматриваемой территории. Средообразующие геосистемы образуют: слабопреобразованные ландшафты, включая ООПТ, и парки. Их общая площадь - 10%. Разработанная карта экологической сети изучаемой территории показала, что площадь экологических центров достигает 2 %, а экологических коридоров - 25,5%. Предложены рекомендации по оптимизации соотношения средообразующих и средопотребляющих геосистем объекта исследования, направленные на сбалансированное развитие прибрежной сухопутной зоны г. Севастополь.
В период турбулентности и неопределенности, санкционных войн, которые сейчас наблюдаются в мире, становится актуальным производить оценку социально-экономической ситуации в различных странах. Стандарты жизни населения четко отражают состояние экономики этих стран, а потребительские расходы являются хорошим индикатором уровня жизни населения. Размер и структура расходов граждан на потребление отражают их приоритеты в анализируемом периоде. Новая Зеландия наряду с другими странами Запада вводит санкции против России. В связи с чем, вызывает интерес состояние экономики этой страны, а также стандарты жизни человека в ней. В настоящей статье проведен анализ потребительских расходов граждан Новой Зеландии в 2019 и 2023 гг. с целью определения уровня жизни населения и влияния на него различных факторов. В результате проведенной оценки выявлено, что произошло небольшое воздействие пандемии короноавируса на структуру расходов жителей Новой Зеландии. Установлено влияние урбанизации на потребительские расходы жителей страны. В урбанизированных районах расходы на потребление выше, чем в сельской местности, что связано с более высоким уровнем жизни, а также более высокими потребностями и более высокими ценами, чем на аналогичные товары, услуги в малозаселенных районах. Также выявлено, что в домохозяйствах, состоящих из одного человека и из пяти и более человек, уровень жизни несколько ниже, чем в домохозяйствах средних размеров. Это связано с тем, что малые домохозяйства преимущественно состоят из пенсионеров, а в крупных домохозяйствах большую долю занимают дети.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Республика Крым обеспечивает 57% производства всех устриц и мидий в России и тем фактом, что продукция аквакультуры является важнейшей частью рациона человека. В условиях санкционных ограничений особенно важно является развития отечественного рынка. Целью работы является выявление потребностей потребителей и перспектив развития рынка с помощью SWOT-анализа. Представлены результаты маркетинговых исследований потребительского спроса на аквакультурную продукцию. С использованием метода CAWI на платформах Anketolog. ru и Google форм приведены результаты обработки 258 валидных анкет жителей Республики Крым и г. Севастополя. Важнейшим фактором выбора для потребителя является цена. Респонденты предпочитают покупать местную продукцию, но она недостаточно представлена в торговых сетях. Зафиксирован низкий уровень потребительской осведомленности относительно аквакультурной продукции. Наиболее конкурентоспособными товарами в данном сегменте рынка являются мидии и креветки, а устрицы пользуются более низким спросом. Основная часть аквакультурной продукции реализуется через супермаркеты. Зачастую производители не справляются с удовлетворением спроса из-за зависимости от импорта маточного материала. Выявлены возможности и угрозы развития регионального рынка. К основным преимуществам развития данной отрасли хозяйства в регионе относится огромный потенциал Черного и Азовского моря, а к недостатку - недостаточно развитая инфраструктурная база для переработки аквакультурной продукции в части заморозки, упаковки и логистики и слабое маркетинговое продвижение. Предложены маркетинговые механизмы, такие как экомаркировка и брендинг, для повышения доверия потребителей. Обосновано формирование эффективных каналов сбыта для местной автохтонной продукции, которые включают прямой маркетинг через фермерские ярмарки и сотрудничество с ресторанами, что может увеличить конкурентные преимущества крымских производителей и стимулировать сбыт.
Сопоставление размещения городов и конфигурации транспортной сети выявило особенности опорного каркаса расселения Центрального Черноземья и определило его характерные черты: стихийный характер урбанизации, отсутствие единого замысла создания оптимальной территориальной структуры и, как следствие, недостаточное развитие опорного каркаса. Обозначены ключевые для региона сочетания городов и связывающих их транспортных магистралей, определены проблемные участки, нуждающиеся в дальнейшем развитии для создания оптимальной структуры расселения.
В статье рассматриваются особенности развития и использования трудового потенциала Воронежской области за постсоветское время и влияние его на устойчивость экономики региона. Были показаны основные теоретические аспекты устойчивости социально-экономических систем и влияние трудового потенциала на развитие региона. В статье раскрыты факторы, тенденции и особенности развития трудового потенциала, сделаны прогнозы численности населения региона в трудоспособном возрасте до 2074 г. Анализ использования трудовых ресурсов региона показывают значительный дисбаланс между отраслями и секторами экономики. В целом, трудовой потенциал Воронежской области при оптимальном переформатировании занятости способен даже при значительном снижении численности трудоспособного населения обеспечить социально-экономические потребности региона
В статье рассматриваются основные пространственно-временные особенности демографических процессов среди сельского населения нерекреационных территорий Республики Крым: динамика численности населения, рождаемость, смертность, половозрастной состав, продолжительность жизни, брачность и состав семьи. Территориальная неоднородность и отличия сельской и городской местности Республики Крым в зависимости от показателей воспроизводства - один из оснонвых вопросов данного исследования.
В статье даётся краткая характеристика особенностей миграционных процессов населения в сельской местности Крыма на разных исторических этапах его развития, анализируется развитие современных миграционных процессов в Республике Крым. Характеризуются количественные характеристики сельских миграций за период с 2015 по 2023 гг. и их география.
В статье дана оценка федеральному проекту «Формирование комфортной городско среды» для развития малых городов и сельских территорий Республики Крым. Рассмотрены и проанализированы виды общественных пространств на территории полуострова. Дан порайонный анализ общественных пространств, подлежащих благоустройству в рамках федерального проекта.
Статья посвящена трансформации функций малых исторических городов Севастопольского регион: Балаклавы и Инкермана. Отмечено замещение милитарного характера хозяйства этих населенных пунктов, присущего советскому периоду их исторического существования, на преимущественно рекреационный. В этом преобразовании важное место занимают природные и социокультурные ресурсы означенных населённых пунктов. Все они с разной степенью глубины могут быть использованы для формирования устойчивого имиджа Балаклавы и Инкермана как возрождаемых туристических центров. Предложен авторский вариант использования рекреационных ресурсов малых исторических городов Севастопольского региона в создании новых туристско-экскурсионных маршрутов.
Десять лет назад к искусственному интеллекту относились как к курьезу. Вычислительная мощность американских компьютеров была мала и не раскрывала его возможности полностью. Понимание его фундаментальности требовало избыточности критической массы в философском плане. В Китае искусственный интеллект получил толчок развития после 2016 года, года Alpha GO за несколько часов научилась играть в Го и сделалась непобедимой. Квинтэссенцией китайского стратегического мышления стал американский компьютер, что добавило немало амбиций китайским политикам. Так как для США не было достойного конкурента, то развитие искусственного интеллекта замедлилось. Новым импульсом к развитию цифрового разума для американских политиков послужила статья Генри Киссинджера, в которой он сделал вывод о необходимости разработки национального подхода к этому феномену. Развитие технологий виртуального разума - это важнейший рубеж не только для экономического процветания, но и для военного доминирования. Израильско-палестинский конфликт в октябре 2023 года - это первая война, которую возглавил искусственный интеллект. США, Китай и Россия, активно инвестируют в научные исследования в этой области, считая нейросети не инновацией, а стратегической необходимостью. Поэтому сегодня уже нет сомнений в том, что искусственный интеллект сыграет ведущую роль в формировании нового мирового порядка и распределения власти между странами. В статье рассматриваются значение «искусственного интеллекта» и ключевые геополитические риски, связанные с ним. Также подчеркивается важность согласования экономических и военных целей и этических принципов для того, чтобы достичь реальной геополитической устойчивости. Обсуждаются возможности глобального сотрудничества, для того, чтобы направить гигантскую силу цифрового разума не на уничтожение человечества, а не его процветание. Представлены также некоторые рекомендации по использованию искусственного интеллекта с соответствие с принципами правового государства.
В современном мире все чаще фиксируется отход от идей и практики западноцентричной глобализации, особенно в развивающихся регионах, стремящихся обрести реальную возможность обеспечить эффективное социально-экономическое развитие. Сегодня значительно актуализщируется научная задача комплексного переосмысления современной практики и теории экономической глобализации как несущей негативные для большинства стран мира триггеры и жестко ограничивающие возможность для стран с развивающимися рынками устойчивого и долгосрпочного развития, что противоречит принятым ЦУР. Цель статьи - дать авторскую классификацию современных проблем и вызовов глобализации, сформулировать основополагающие потребности мировой экономики и международных экономических отношений на этапе постглобализации как формирующейся новой модели мироустройства с принципиально иными качественными характеристиками, предполагающими отсутствие недостатков предыдущей модели. Автором представлена все более отчетливо формирующаяся многополюсность как характеристика постглобализации. Автор обосновывает точку зрения о стремлении стран мира к экономической эффективности, прагматичности и других базовых принципах международных экономических отношений и отходе от идей политического решения международных вопросов. Автор также обращает внимание в статье на рост интеграционных региональных процессов, особенно в развивающихся странах, также высказывая и развивая гипотезу о полицентричной направленности деятельности региональных интеграционных блоков.
В статье, на основе анализа данных официальной статистики, представлена товарная и географическая структура внешней торговли товарами государств-членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Выделены основные товарные группы, составляющие ядро взаимной торговли, и обоснована необходимость диверсификации товарной структуры экспорта и импорта. Показано, что в настоящий момент географическая структура внешней торговли государств-членов ЕАЭС имеет внешне-ориентированный характер, с акцентом на сотрудничество с дружественными странами-партнерами, такими как Китай, Египет, Таджикистан, Турция, Индия, Узбекистан, Бразилия и Монголия. Отмечен тренд на углубление взаимной торговли между государствами-членами ЕАЭС. Сделан вывод о том, что развитие внешней торговли государств-членов ЕАЭС направлено на создание более интегрированного, конкурентоспособного и диверсифицированного экономического пространства. Авторами обозначены приоритеты во внешней торговле товарами государств-членов ЕАЭС, которые включают как внутренние меры по гармонизации и улучшению инфраструктуры, так и внешние инициативы по расширению торговых связей и поддержке экспортеров. Показано, что для достижения этих целей необходимы скоординированные усилия на национальном и наднациональном уровнях, а также адаптация к глобальным экономическим изменениям и вызовам.
Актуальность темы вызвана необходимостью более глубокого понимания процессов в социально-экономической сфере, которые проходят сегодня в Китае, оказывая влияние не только на данную страну, но и на всю мировую экономику. Китай остается важным элементом системы мирового хозяйства на протяжении длительного периода. Подчеркивается, что эволюция развития экономики Китая осуществляется во многом как на основе объективных глобальных и национальных процессов, в том числе и наличия объективных факторов производства, так и государственной политики и регулирования в соответствии с поставленными Правительством целями, задачами и стратегией развития страны. В статье произведена этапизация социально-экономического развития Китая с 1949 г. по настоящее время. Показана взаимосвязь и взаимозависимость данных этапов между собой.
На развитие мировой автомобильной промышленности растущее влияние оказывает мировой рынок энергетики и его основная тенденция - развитие источников возобновляемой энергии (ВИЭ). Этот сегмент глобального рынка получил сегодня значительное развитие, перспективы его дальнейшей эволюции, как показано в статье, очень многообещающие, а зачастую и решающие. Они базируются на невозможности обеспечить устойчивый рост на основе ограниченных невозобновляемых источников энергии, с одной стороны, и необходимости такого роста с точки зрения целей устойчивого развития (ЦУР). Автор высказывает точку зрения о том, что данная ситуация может значительно ускорить в будущем уже начавшуюся трансформацию структуры и характера автомобильного транспорта, как легкового, так и грузового. Это следует принимать во внимание при формировании и реализации государственной стратегии развития не только энергетики, но и автомобильной промышленности в различных странах мира, в том числе - в Российской Федерации для обеспечения в перспективе национальной безопасности и конкурентоспособности автопрома на мировом и национальном рынках, а также повысить степень отечественной технологической безопасности. В статье автор исследует перспективы развития возобновляемых источников энергии как фактора, оказывающего все более заметное воздействие на мировую автомобильную промышленность.
В статье представлена авторская попытка выявить и систематизировать основные причины, которые вызывают необходимость развития процессов цифровизации в Африке в XXI в. как актуальной тенденции не только глобального, но и континентального уровня, сохраняющей, однако, в себе многочисленные противоречия и новые вызовы. С помощью экономической цифровизации страны Африки стремятся найти возможности активизировать социально-экономическое развитие и укрепить свой потенциал. Объектом исследования стала африканская экономика и ее особенности; предметом - процессы, вызывающие необходимость применения цифровых решений. Исследование базируется на применении статистического метода для определения результатов развития Африки в экономическом и социальном аспектах; метода классификации, позволившего представить вызовы и угрозы, с которыми сталкивается «черный» континент в XXI в., анализа и синтеза, которые позволили автору обосновать пути решения этих проблем на основе цифровизации. Период исследования охватывает 2000-2023 гг., в отдельных случаях он расширен в целях более объективного анализа, или охватывает 2022 год в силу отсутствия достоверных данных за более поздний период. Еще одним ограничением остается выбор макроэкономических показателей для иллюстрации экономического роста - это ВВП и его отраслевая структура, экспорт и импорт, а также количество населения. Автор приходит к выводу о том, что процессы цифровизации для африканских государств, на наш взгляд, сегодня и в перспективе могут рассматриваться как путь к ускоренному и комплексному прогрессу отдельных экономик и континента в целом, и ее необходимость неоспорима. В рамках проведенного исследования автор опирался на статистические данные конференции ООН по торговле и развитию как признанный во всем мире достоверный источник, дающий возможность научного сопоставления.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru