В статье проведен анализ трансформации внешнеторговой политики Республики Корея в условиях роста глобальной турбулентности и появления новых вызовов. Установлено, что на внешнюю торговлю Республики Корея оказывают растущее влияние, наряду с традиционными (экспортоориентированная экономика, высокая значимость чеболей и государственного регулирования внешнеэкономической сферы) и новые факторы, такие как рост напряженности в глобальной торговой системе вследствие торговых войн, особенно санкций, к которым присоединилась Республика Корея, растущий регионализм, рост протекционизма и сокращение значимости либеральных принципов международной торговли, соответствующих принципам ВТО, цифровизация, экологизация и социализация, включая инклюзивность, международной торговли. Выявлено, что в этих условиях внешнеторговая политика Республики Корея постепенно трансформируется для обеспечения, с одной стороны, поддержания внешней торговли, ее динамики и сбалансированности, а с другой стороны, для смягчения имеющихся глобальных вызовов, количество и негативное воздействие которых на национальную экономику Республики Корея и ее внешнеэкономическую сферу устойчиво растет. Все это требует от Республики Корея усовершенствовать модель развития внешней торговли для обеспечения долгосрочного устойчивого развития. Такая работа уже ведется. Автор приходит к выводу о том, что развитие системы преференциальной торговли, более широкое применение цифровых возможностей, улучшение таможенно-тарифного и законодательного регулирования внешней торговли имеет место. Однако важно более широко учитывать экологические и инклюзивные аспекты внешнеторгового регулирования как элемента внешнеторговой политики для обеспечения ее более значительной устойчивости в средне- и долгосрочной перспективе.
Идентификаторы и классификаторы
Республика Корея традиционно уделяет большое внимание внешнеторговой политике, базой для которой в РК является прежде всего государственное регулирование, т. е. активная роль центрального правительства – экономическая, административная и законодательная. В случае возникновения внешних угроз и других вызовов непосредственная государственная деятельность служат одним из инструментов регулирования неблагоприятной ситуации. Например, когда был принят единый фиксированный обменный курс в 1961 г., разница в ценах между товарами, произведенными в стране, и импортом, ограниченным квотами, заметно выросла. Поэтому в июле 1961 г. был принят Временный специальный таможенный закон, который ограничивал импортеров, обладавших эксклюзивным лицензионным правом на импорт товаров по квотам, в получении сверхприбыли. Впоследствии после девальвации корейской воны в 1964 г. вступил в силу Закон о временном тарифе (Temporary Special Tariff Law), который позволял сократить разницу между ценами на импортные товары и товары, произведенные в стране, через взимание дополнительных пошлин [16].
Список литературы
1. Андреева Е. Л., Глухих П. Л., Красных С. С. Оценка влияния процессов цифровизации на развитие технологического экспорта регионов России // Экономика региона. 2020. Т. 16. № 2. С. 612-624. DOI: 10.17059/2020-2-21 EDN: NNHFJX
2. Андрианов В. Д. Основные направления устойчивого развития и инклюзивного роста экономики Республики Корея / В сборнике: Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. ежегодник: материалы пятой международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 15-33.
3. Глинская М. В., Полежаев М. А. Особенности управления внешнеэкономической деятельностью компаний России в условиях экономической турбулентности // Экономика и управление: проблемы, решения. 2023. Т. 3. № 1 (133). С. 86-92. DOI: 10.36871/ek.up.p.r.2023.01.03.010 EDN: KCXONP
4. Костенко А. Н., Поплавский С. П., Борисова Е. В. Современные геополитические процессы и тенденции мирового развития // Вестник ученых-международников. 2024. № 1 (27). С. 34-46. EDN: OKAXUU
5. Костюнина Г. М. Регионализм в современной мировой экономике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2020. Т. 20. № 2. С. 303-317. EDN: DDKRKX
6. Латышов А. В. Внешняя торговля Республики Корея: современные процессы, проблемы и возможные направления их преодоления // Горизонты экономики. 2023. № 5 (78). С. 181-185. EDN: EXAPXY
7. Мальцев А. А., Чичилимов С. В. Особенности формирования системы протекционизма в условиях шестой инновационной волны // Международная торговля и торговая политика. 2023. Том 9. № 3 (35). С. 19-35. DOI: 10.21686/2410-7395-2023-3-19-35 EDN: EKHOBS
8. Подоба З. С., Титова А. М. Чеболь как основа экспортноориентированной экономики Республики Корея // Азия и Африка сегодня. 2018. №3. С. 33-40. EDN: YSEKOW
9. Русакович В. И. Внешняя торговля России после вступления в ВТО: возможзности и ограничения // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2014. № 6. С. 409-416.
10. Смирнов Е. Н. Международная торговля в условиях новых стрессов в развитии глобальной экономики // Международная торговля и торговая политика. 2023. Том 9. № 1 (33). С. 153-175. DOI: 10.21686/2410-7395-2023-1-153-175 EDN: YAOXFP
11. Соглашение о присоединении к ГАТТ/ВТО от 01.01.1995 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kita.org/treaties.
12. Угрюмова А. А., Полынев А. О., Родионова И. А. Сравнительный анализ противодействия санкционному давлению в мировой экономике // Международная торговля и торговая политика. 2023. Том 9. № 3 (35). С. 74-89. DOI: 10.21686/2410-7395-2023-3-5-18 EDN: GMGOTE
13. Шкваря Л. В. Трансформация внешней торговли России и роль стран Азии // Россия и Азия. 2022. № 8 (22). С. 6-16. EDN: MWKRBZ
14. Article 5 (Restrictions on Trade and other Special Measures), Foreign Trade Act, Act No. 16422, Apr. 30, 2019. Korea Legislation Research Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://elaw.klri.re.kr.
15. Chang S., Choe W. Trade law and regulation in Korea, 2011. P. 13. 10.4337/9781849809573. DOI: 10.4337/9781849809573.ISBN ISBN: 978-1-84720-922-1
16. Frank Ch.R.Jr., Kwang Suk Kim, Westphal L.E. Two Liberalization Episodes and Their Short-Term Consequences, 1961 to 1966. Foreign Trade Regimes and Economic Development: South Korea. NBER, 1975. Pp. 42-55.
17. Kim H., Yoon S.-M. The Effects of Korean Trade-Related Laws on East Asian Developing Countries: Focusing on Sustainable Development Is-sues during the COVID-19 Outbreak // Journal of International Trade & Commerce. 2020. Vol. 16. No 6. Pp. 247-258.
18. Korea Customs e-Clearance System UNI-PASS. [Электронный ресурс]. URL: https://www.customs.go.kr/common/nttFileDownload.do?fileKey=41c0de6b6060128a3036d76ab3e3722b.
19. Organization Chart. Korean Customs Service. [Электронный ресурс]. URL: https://www.customs.go.kr/english/cm/cntnts/cntntsView.do?mi=8007&cntntsId=2699.
20. Section 2 Adjustment of Tariff Rates, Customs Act (Act No. 17758, Dec. 29, 2020). Korea Legislation Research Institute. [Электронный ресурс]. URL: https://elaw.klri.re.kr.
21. Schott J. J., Jung E., Cimino-Isaacs C. An Assessment of the Korea-China Free Trade Agreement // Policy Brief, 2015, Number PB15-24. 15 p.
22. Shadikhodjaev S., SuhJeongmeen J., Suh Min Sung, Lee K. Green Growth and WTO Rules: Harmonization from Korea’s Perspective // SSRN Electronic Journal. 2013. Vol. 3. No. 25. Рр. 1-5. DOI: 10.2139/ssrn.2320961
23. Trade Policy Review, Report by the Government. World Trade Organization. WT/TPR/G/19. 28 August 1996.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проведен пространственный анализ размещения санаторно-курортных организаций и обосновано функционирование 8 дестинаций в Алтайском крае. Сделана их характеристика и определены используемые лечебные и туристские ресурсы, а также ключевые санаторно-курортные организации. На основе анализа показателей сделана сравнительная характеристика дестинаций. Наибольшие показатели по численности размещенных лиц санаториях позволило определить «Большую Белокуриху» как ключевую дестинацию в регионе. Составлена схема организационно-функциональной структуры регионального санаторно-курортного комплекса Алтайского края. Выявлена его центральная составляющая включающая 3 уровня (санаторий, локальный санаторно-курортный центр, дестинация) и его элементы: управляющие структуры, общественные организации, обеспечивающие предприятия; сопутствующие туристские социально-культурные организации.
В статье рассмотрены особенности развития музейной сети и музейного туризма на территории субъектов Южного федерального округа. Сохраняются резкие диспропорции между регионами по показателям числа и плотности музейных учреждений. Лидерами по числу музейных учреждений на Юге России являются Краснодарский край, Ростовская область и Республика Крым, по концентрации имиджевых музеев - Республика Крым, Ростовская область и город Севастополь. Актуальными проблемами развития музейного туризма на Юге России являются расширение тематического разнообразия музеев; реконструкция музейных объектов; ускорение темпов внедрения инновационных технологий; активное продвижение услуг музейного туризма в информационном пространстве.
В статье дана оценка климатического потенциала побережья Азовского моря в контексте рекреационных возможностей. Анализируется продолжительность солнечного сияния, температура воздуха, скорость ветра, относительная влажность воздуха, продолжительность безморозного периода и купального сезона, что позволило оценить уровень комфорта климатических условий для отдыха. Результаты анализа климатических данных во многом определяют выбор наиболее благоприятного времени для организации рекреации. Дана оценка климатического потенциала побережье Азовского моря с выделением районов с наиболее благоприятными, менее благоприятными и относительно благоприятными условиями для отдыха и туризма.
В статье рассматривается роль БРИКС в современных международных отношениях. Основное внимание уделяется значимости этой организации в укреплении сотрудничества между её участниками и координации их позиций по ключевым глобальным вопросам. Анализируются различные формы взаимодействия в рамках БРИКС, включая регулярные саммиты, встречи представителей Министерств иностранных дел и министров финансов.
В работе представлен анализ современного состояния сотрудничества Российской Федерации и Исламской Республики Иран в сфере природного газа, занимающих соответственно второе и третье места в мире по объему их производства. Тема актуальна в связи как с важностью газовой отрасли для экономики обеих стран и наличием близких характеристик отрасли, так и с учетом подсанкционности отрасли и необходимости в этой связи поиска новых механизмов и инструментов повышения ее эффективности как катализатора общеэкономического развития. Цель статьи - анализ газовой отрасли Российской Федерации и Исламской Республики Иран, а также обоснование необходимости и возможности взаимовыгодного взаимодействия стран в сфере развития национальных газовых производственных и транспортных систем и мировой торговли природным и сжиженным газом. Автором проанализированы особенности развития газовой отрасли каждой страны и влияние на этот процесс ужесточающихся западных экономических, включая финансовые, а также технических, санкций. Автором показано, что, несмотря на западные санкции и в целом усложняющуюся глобальную ситуацию, внешняя торговля Исламской Республики Иран и Российской Федерации природным газом сохраняет свое важное значение для обеих национальных экономик и для мира, стабилизируя глобальную газовую торговлю и в целом мировую и региональную хозяйственные системы. Однако перед каждым из государств стоят непростые задачи с точки зрения развития газовой сферы и активизации двустороннего сотрудничества в данном сегменте. Автором обосновано, что взаимовыгодное сотрудничество России и Ирана в нефтегазовой сфере обеспечит обеим странам экономические и политические выгоды, от чего, также, выиграют третьи страны (потребители). Анализ осуществлен на основе международной статистической базы, прежде всего ВР.
Рассмотрены особенности особых экономических зон (ОЭЗ) как одного из новых импульсов укрепления сотрудничества России и Китая с целью реализации инноваций. Проанализировано формирование российских и китайских ОЭЗ, а также определены цели и последствия их создания. Обозначены сферы сотрудничества, представляющие наибольший взаимный интерес для стран, в том числе в рамках ОЭЗ. Также рассмотрены российско-китайские инвестиционные проекты в ОЭЗ, в результате разработаны предложения перспектив их развития.
Для успешного понимания процессов многополярности необходимо учитывать не только экономические особенности и современную политическую повестку, но и в первую очередь географический фактор, как подоплеку всех современных геополитических процессов. С учетом этого, мы предлагаем представить процесс многополярности как в ретроспективе, так и современных тенденциях, как проявление регионализации. Целью нашего исследования является определение понятия «многополярность» непосредственно как географического явления. Для этого мы будем опираться на две наиболее географические концепции: регионализм и цивилизационный подход.
Издательство
- Издательство
- КФУ
- Регион
- Россия, Симферополь
- Почтовый адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- Юр. адрес
- 295007, Республика Крым, г. Симферополь, проспект Академика Вернадского, 4
- ФИО
- Курьянов Владимир Олегович (Исполняющий обязанности ректора)
- E-mail адрес
- v.kuryanov@cfuv.ru
- Контактный телефон
- +7 (978) 9876086
- Сайт
- https://cfuv.ru