В статье анализируются усиление роли общеевропейских политических партий и их фракций в Европарламенте, а также влияние представителей гражданского общества ЕС на формирование общеевропейского политического пространства. Рассмотрено отношение к этому процессу политической элиты ЕС. Отмечено, что Конференция о будущем Европы приняла ряд рекомендаций в поддержку принципа Spitzenkandidaten и введения транснациональных списков. Показано, что ряд членов Европейского совета, представляющих либеральные партии, заявил о необходимости скорейшего реформирования политической системы ЕС.
Идентификаторы и классификаторы
Объектом данного исследования является общеевропейское политическое пространство (ОЕПП), которое включает ключевые политические институты Европейского союза, представителей гражданского общества, в том числе СМИ. Предмет исследования – процесс усиления влияния общеевропейских политических партий (европартий) и представителей гражданского общества на формирование ОЕПП и европеизацию общественно-политической сферы Евросоюза за последние 15 лет. Основные цели исследования – выявление позиций ведущих европартий и их фракций в Европейском парламенте относительно перспектив укрепления ОЕПП, включая усиление роли и полномочий Европарламента, его взаимоотношений с другими политическими институтами ЕС (Евросовет и Еврокомиссия). Для получения эмпирических материалов, касающихся изучения этих позиций, автор использовал контент-анализ сайтов этих партий и их фракций
Список литературы
1. Hix S. The Political System of the European Union. London, Palgrave Macmillan, 2005. 475 p. DOI: 10.1007/978-1-349-27531-1
2. Бусыгина И., Филиппов М. Политическая система Европейского союза: какие изменения вносит Европейский договор? Аналитические записки Научно-координационного совета по международным исследованиям МГИМО (У) МИД России, 2009, март, вып. 2 (42). 22 с.
Busygina I., Filippov M. The Political System of the European Union: What Changes Does the European Treaty Make? Analytical Notes of the Scientific Coordinating Council for International Studies of MGIMO (U) of the Ministry of Foreign Affairs of Russia, 2009, March, iss. 2 (42). 22 p. (In Russ.) Available at: https://mgimo.ru/files/117797/az-42.pdf (accessed 20.11.2022).
3. Kosowska-Gąstoł B. Are the Europarties Real Political Parties? National Parties’ Involvement in Multi-Level Structures of European Political Parties. Historia i Polityka, 2017, vol. 20, no. 27, pp. 9-29. DOI: 10.12775/HiP.2017.009
4. Гуселетов Б.П. Общеевропейские партии в XXI веке: становление, развитие, перспективы. Москва, ИЕ РАН, 2022. 196 с. EDN: JMTRKQ
Guseletov B.P. Pan European Parties in XXI century: Formation, Development, Prospects. Moscow, IE RAS, 2022. 196 p. (In Russ.) Available at:. DOI: 10.15211/report22022-388 EDN: JMTRKQ
5. Westlake M. Possible Future European Union Party-Political Systems. Bruges Political Research Papers, 2017, October, no. 60. 41 p. Available at: https://www.coleurope.eu/sites/default/files/research-paper/wp60_westlake.pdf (accessed 20.11.2022).
6. Гуселетов Б.П. Новый состав Европарламента: прогнозы и результаты. Выборы в Европарламент 2019: национальные ответы на вызовы европейской интеграции. Квашнин Ю.Д., Кудрявцев А.К., Плевако Н.С., Швейцер В.Я., ред. Москва, ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019, cc. 26-29. EDN: TSUBVN
Guseletov B.P. The New Composition of the European Parliament: Forecasts and Results. European Parliament Elections 2019: National Responses to the Challenges of European Integration. Kvashnin Yu.D., Kudryavtsev A.K., Plevako N.S., Schweitzer V.Ya., eds. Moscow, IMEMO, IE RAS, 2019, pp. 26-29. (In Russ.). DOI: 10.20542/978-5-9535-0559-8 EDN: TSUBVN
7. Habermas J. Why Europe Needs a Constitution. New Left Review, 2001, no. 11, pp. 5-26. Available at: https://newleftreview.org/issues/ii11/articles/jurgen-habermas-why-europe-needs-a-constitution (accessed 20.11.2022).
8. De Vreese C.H. The EU as a Public Sphere. Living Reviews in European Governance, 2007, vol. 2, no. 3. 20 p. Available at: https://core.ac.uk/download/pdf/71735374.pdf (accessed 20.11.2022).
9. Brantner C., Dietrich A., Saurwein F. Europeanization of National Public Spheres: Empirical Evidence from Austria. Amsterdam. First European Communication Conference (ECREA). 2005. Available at: https://www.researchgate.net/publication/228423357_Europeanisation_of_National_Public_Spheres_Empirical_Evidence_from_Austria (accessed 20.11.2022).
10. Eriksen E.O. An Emerging European Public Sphere. European Journal of Social Theory, 2005, vol. 8, no. 3, pp. 341-363. DOI: 10.1177/1368431005054798 EDN: JRXLEP
11. Trenz H.-J. Media Coverage on European Governance: Exploring the European Public Sphere in National Quality Newspapers. European Journal of Communication, 2004, vol. 19, no. 3, pp. 291-319. DOI: 10.1177/0267323104045257 EDN: JRSAUF
12. Lehne S. The Emergence of a European Political Space. Istituto Affari Internazionali. 18.04.2019. Available at: https://www.iai.it/en/pubblicazioni/emergence-european-political-space (accessed 20.11.2022).
13. Имангалиев Р.Н., Рангулова Э.Т. Проблема принятия Конституции ЕС - новый вызов европейской интеграции. Ученые записки Казанского государственного университета. Гуманитарные науки, 2009, т. 151, кн. 1, сс. 206-216.
Imangaliev R.N., Rangulova E.T. The Problem of Adopting the EU Constitution is a New Challenge to European Integration. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2009, vol. 151, no. 1, pp. 206-216.(In Russ.) Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-prinyatiya-konstitutsii-es-novyy-vyzov-evropeyskoy-integratsii (accessed 20.11.2022). EDN: JXOFHL
14. Mérand F. Faire de la politique est une source de risque pour la Commission. Mais c’est devenu inévitable. La Fondation Robert Schuman. 12.07.2021. Available at: https://www.robert-schuman.eu/fr/entretiens-d-europe/0107-faire-de-la-politique-est-une-source-de-risque-pour-la-commission-mais-c-est-devenu-inevitable (accessed 20.11.2022).
15. Segesten A.D., Bossetta M. The Eurosceptic Europeanization of Public Spheres: Print and Social Media Reactions to the 2014 European Parliament Elections. Comparative European Politics, 2019, vol. 17, pp. 361-379. DOI: 10.1057/s41295-017-0099-5
16. Auel K., Neuhold C. ‘Europeanisation’ of National Parliaments: Experiences and Best-Practices. Study for the European Parliament’s Greens/EFA Group. Brussels, 2018. Available at: https://irihs.ihs.ac.at/id/eprint/4746/1/Study_Europeanisation_June-2018.pdf (accessed 20.11.2022).
17. Flockhart T. Europeanization or EU-ization? The Transfer of European Norms across Time and Space’. Journal of Common Market Studies, 2010, vol. 48, no. 4, pp. 787-810. DOI: 10.1111/j.1468-5965.2010.02074.x
18. Meijers M. The Euro-Crisis as a Catalyst of the Europeanization of Public Spheres? A Cross-Temporal Study of the Netherlands and Germany. LEQS Paper, 2013, no. 62. 40 p. Available at:. DOI: 10.2139/ssrn.2276845
19. Wincott D. The Idea of the European Social Model: Limits and Paradoxes of Europeanization. Featherstone K., Radaelli C., eds. The Politics of Europeanization. Oxford University Press, 2003, pp. 279-302. Available at:. DOI: 10.1093/0199252092.001.0001
20. Fox B. European Political Parties and Foundations: the ‘Tissue’ that Connects. 06.03.2020. Available at: https://www.euractiv.com/section/future-eu/linksdossier/european-political-parties-and-foundations-the-tissue-that-connects/ (accessed 20.11.2022).
21. Гуселетов Б.П. Становление института общеевропейских политических партий. Современная Европа, 2020, № 4, cc. 133-143. EDN: AUZDCB
Guseletov B.P. Establishment of the Institute of Pan-European Political Parties. Contemporary Europe, 2020, no. 4, pp. 133-143. Available at:. DOI: 10.15211/soveurope42020133143 EDN: AUZDCB
22. Genschel P., Jachtenfuchs M. From Market Integration to Core State Powers: The Eurozone Crisis, the Refugee Crisis and Integration Theory. Journal of Common Market Studies, 2018, vol. 56, no. 1, pp. 178-196. Available at:. DOI: 10.1111/jcms.12654
23. Usherwood S., Startin N. Euroscepticism as a Persistent Phenomenon. Journal of Common Market Studies, 2013, vol. 51, no. 1, pp. 1-16. DOI: 10.1111/j.1468-5965.2012.02297.x
24. Simmons K., Silver L., Jonson C., Wike R. Mapping the Political Space in Western Europe. Pew Research Center. 12.07.2018. Available at: https://www.pewresearch.org/GLOBAL/2018/07/12/MAPPING-THE-POLITICAL-SPACE-IN-WESTERN-EUROPE/ (accessed 20.11.2022).
25. Lefkofridi Z., Katsanidou A. A Step Closer to a Transnational Party System? Competition and Coherence in the 2009 and 2014 European Parliament. Journal of Common Market Studies, 2018, vol. 56, no. 6, pp. 1462-1482. DOI: 10.1111/jcms.12755
26. Hutter S., Kriesi H. Politicizing Europe in Times of Crisis. Journal of European Public Policy, 2019, vol. 26, no. 7, pp. 996-1017. DOI: 10.1201/9781003002215-3 EDN: RXLDRI
27. Russack S. Pathways for Citizens to Engage in EU Policymaking. CEPS Policy Insights, 2018, no. 14. 25 p. Available at: https://www.ceps.eu/wp-content/uploads/2018/11/PI2018_14_SR_2CU%20chapter%20on%20Pathways%20for%20Citizens%20to%20Engage%20in%20EU%20Policymaking.pdf (accessed 20.11.2022).
28. Потемкина О.Ю. Конференция о будущем Европы: итоги и перспективы. Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2022, no. 3 (27), cc. 7-13. EDN: BGRBWB
Potemkina O.Yu. Conference on the Future of Europe: Results and Perspectives. Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN, 2022, no. 3 (27), pp. 7-13. (In Russ.). DOI: 10.15211/vestnikieran32022713 EDN: BGRBWB
29. Raube K. From Dawn to Doom: the Institutionalization of the Spitzenkandidaten Process During European Elections and Its Final Negation. Kritzinger S., Plescia C., Raube K., Wilhelm J., Wouters J., eds. Assessing the 2019 European Parliament Elections. London, Routledge, 2020. 272 p. Available at:. DOI: 10.4324/9780367816926
30. Auel K., Tiemann G. Europeanising European Public Spheres. European Parliament. 2020. 150 p. DOI: 10.2861/795907
31. Гуселетов Б.П. Общеевропейское политическое пространство: от идеи к реальности. Мировая экономика и международные отношения, 2022, т. 66, no. 6, сс. 91-101. EDN: AQYZQI
Guseletov B.P. Pan-European Political Space: from Idea to Reality. World Economy and International Relations, 2022, vol. 66, no. 6, pp. 91-101. Available at:. DOI: 10.20542/0131-2227-2022-66-6-91-101 EDN: AQYZQI
32. Каринцев О.И. Выборы в Европарламент и проблемы реформирования ЕС. Выборы в Европарламент 2019: национальные ответы на вызовы европейской интеграции. Квашнин Ю.Д., Кудрявцев А.К., Плевако Н.С., Швейцер В.Я., ред. Москва, ИМЭМО РАН, ИЕ РАН, 2019, cc. 50-53.
Karintsev O.I. Elections to the European Parliament and the Problems of EU Reform. European Parliament Elections 2019: National Responses to the Challenges of European Integration. Kvashnin Yu.D., Kudryavtsev A.K., Plevako N.S., Schweitzer V.Ya., eds. Moscow, IMEMO, IE RAS, 2019, pp. 50-53. (In Russ.). DOI: 10.20542/978-5-9535-0559-8
33. Verger C. A Move Forwards Transnational Lists in 2024? Policy paper no. 279. Paris, The Jacques Delors Institute, 2022. 11 p. Available at: https://institutdelors.eu/en/publications/vers-des-listes-transnationales-en-2024/ (accessed 20.11.2022).
34. Van Parijs P. Transnational Lists in the European Parliament: Soon a Reality? The Brussels Times, 17.10.2022. Available at: https://www.brusselstimes.com/307268/transnational-lists-in-the-european-parliament-soon-a-reality (accessed 20.11.2022).
35. Johansson K.M., Raunio T. Shaping the EU’s Future? Europarties, European Parliament’s Political Groups and the Conference on the Future of Europe. Ahrens P. et al., eds. European Parliament’s Political Groups in Turbulent Times. Cham, Palgrave Studies in European Union Politics, 2022, pp. 173-197. Available at:. DOI: 10.1007/978-3-030-94012-6_8
36. Rodrigues M.-J., ed. Our European Future. Charting a Progressive Course in the World. London, Foundation for European Progressive Studies, London Publishing Partnership, 2021. 275 p.
37. Richard J.E. Transnational Lists the EU Council Must Deliver on the Will of EU Citizens. 03.05.2022. Available at: https://www.reneweuropegroup.eu/news/2022-05-03/transnational-lists-the-eu-council-must-deliver-on-the-will-of-eu-citizens (accessed 20.11.2022).
38. De Melo Ponce C. Renew Europe Leaders Pledge to Build the European Union of Tomorrow. 23.06.2022. Available at: https://www.reneweuropegroup.eu/news/2022-06-23/renew-europe-leaders-pledge-to-build-the-european-union-of-tomorrow (accessed 20.11.2022).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Для читателей, интересующихся современными циркумполярными трендами, есть две новости. Хорошая – исследованиям арктической проблематики уделяется все большее внимание в фундаментальной российской науке. При этом к сотрудничеству привлекаются коллеги из дружественных РФ государств, включая КНР. Вторая новость – не то, чтобы плохая, но несколько настораживающая: не все публикации последнего времени отличаются глубоким системным анализом, в целом характерным для академической школы РФ.
Для читателей, интересующихся современными циркумполярными трендами, есть две новости. Хорошая – исследованиям арктической проблематики уделяется все большее внимание в фундаментальной российской науке. При этом к сотрудничеству привлекаются коллеги из дружественных РФ государств, включая КНР. Вторая новость – не то, чтобы плохая, но несколько настораживающая: не все публикации последнего времени отличаются глубоким системным анализом, в целом характерным для академической школы РФ.
Редакция представляет краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного подведению итогов 2022 г. для России и мира. В дискуссии приняли участие генеральный директор РСМД А. В. Кортунов; директор ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД Ф. Г. Войтоловский; главный редактор журнала “Международная аналитика”, ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований (ИМИ) МГИМО МИД России С. М. Маркедонов; руководитель Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Э. Г. Соловьев; заместитель директора по научной работе, руководитель Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, профессор РАН А. В. Ломанов; научный сотрудник Центра комплексного китаеведения и региональных проектов, доцент кафедры востоковедения МГИМО МИД России А. А. Киреева; руководитель Группы Южной Азии и региона Индийского океана Центра азиатско-тихоокеанских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН А. В. Куприянов; руководитель Лаборатории “Центр ближневосточных исследований” ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД И. Д. Звягельская; программный директор РСМД И. Н. Тимофеев; директор института Латинской Америки РАН, член РСМД Д. В. Разумовский[1] и председатель Правления Союза “Африканская деловая инициатива” Н. Г. Цайзер. [1] Занимал пост врио директора ИЛА РАН с 2018 по 2023 г.
Редакция представляет краткий отчет о проведении научно-практического семинара совместной серии Российского совета по международным делам (РСМД), Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им Е. М. Примакова РАН и журнала “Мировая экономика и международные отношения”, посвященного экономическим аспектам развития евразийской интеграции. В дискуссии приняли участие заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН С. А. Афонцев, программный директор РСМД И. Н. Тимофеев, заместитель директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Е. В. Данилова, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ А. В. Данильцев, директор Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли (ИРИП ВАВТ) А. В. Точин, заведующая Сектором Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН Е. М. Кузьмина, ведущий научный сотрудник Сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е. М. Примакова РАН А. А. Мигранян и доцент Департамента международных отношений Факультета мировой экономики и международных отношений, заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ А. С. Королев.
В данном исследовании рассматривается вопрос о кадровом обеспечении перехода на новый технологический уровень медицинской отрасли в США. В работе показано, что на современном этапе в стране назрела необходимость кардинальных изменений в кадровой политике в медицинской сфере. Вызванные пандемией COVID-19 проблемы не только показали болевые точки национальной системы здравоохранения, но и открыли возможности на основе полученного опыта переосмыслить долгосрочное ви́дение решения кадровых проблем, непосредственно связанных с применением новейших технологий. На основе анализа данных статистики, социологических исследований автором выявлены новейшие тенденции, направленные на преодоление барьеров в сфере обучения, переподготовки персонала в условиях перехода к цифровой медицине. Перенапряжение, связанное с усилением нагрузки, усилило проблему профессионального “выгорания” врачей. Массовые протесты медиков потребовали выработки новых подходов к охране труда работников, занятых в медицинской сфере. Для решения столь важных социальных задач необходимо потратить немало времени и финансовых вложений, что возможно лишь благодаря совместным усилиям государства и всего сообщества в целом.
Несмотря на низкую долю утилизации образующихся в РФ отходов, некоторые их виды импортируются в страну для переработки, а другие вывозятся за рубеж. В статье анализируются особенности российских внешнеэкономических операций с отходами, определяются их причины. Показано, что сейчас основную роль играют не экологические, а текущие экономические интересы задействованных в таких операциях акторов. Рассматриваются возможности сокращения трансакционных издержек по трансграничному перемещению отходов, а также повышения эффективности обращения с ними.
В настоящее время идет внедрение принципов, стандартов и стимулов ответственного инвестирования в практику функционирования корпораций, инвесторов, финансовых рынков, а также институтов, обеспечивающих подтверждение достоверности корпоративной информации. Обобщена картина этого процесса, представлена информация о его участниках, их решениях и достижениях в области устойчивых финансов. Рост спроса на ответственные инвестиции актуализировал создание соответствующих стандартов, правил и стимулов. Статья охватывает четыре блока: о нормах и правилах ответственных инвестиций; о стандартизации раскрытия нефинансовой информации и проблемах обеспечения ее достоверности; о стилях ответственного инвестирования; об изменении денежно-кредитной политики в целях стимулирования ответственных инвестиций.
В статье рассматриваются взаимоотношения между ОАЭ и Южной Кореей в различных сферах, которые получили новый импульс к развитию во втором десятилетии нынешнего века под влиянием потребности арабского государства Залива решать поставленные им стратегические задачи в области экономики. Автор анализирует развитие политических контактов между двумя странами, которые были установлены в предшествовавший период, а затем были существенно активизированы. Был налажен также культурный обмен между этими странами, что создало необходимую основу для интенсификации сотрудничества в сфере экономики. В статье показан рост объема инвестиций, которые ОАЭ направляет на развитие производства возобновляемых источников энергии. Автор уделяет также внимание сотрудничеству между ОАЭ и Южной Кореей в сфере ядерной энергетики, которое стало показателем достигнутых этими странами успехов в установлении отношений стратегического партнерства.
В сентябре 2018 г. военно-политическое руководство ФРГ приняло решение начать реализацию масштабного пакета реформ бундесвера. Для этих целей в дополнение к “Концепции бундесвера” был утвержден специальный закрытый документ - “Профиль возможностей бундесвера”. Согласно последнему, к 2031 г. будет сформировано до 12 новых межвидовых системных бригад с целью повышения мобильности бундесвера и эффективности решения его ключевых задач. Осуществление реформ предполагается в три этапа: 2023, 2027 и 2031 гг. С учетом текущей военной-политической обстановки в Европе, именно реализация всех трех этапов в комплексе является главной задачей преобразований в вооруженных силах ФРГ.
Современные дискурсивные типологии политических партий пока не образуют единой матрицы, которая интегрировала бы все значимые элементы партийных дискурсов. Авторы статьи предлагают локализовать партийные проекты по четырем осям: экономическая и политическая повестки, широта дискурса (от “нишевости”[1] до “всеохватности”), интенсивность идентитаризма[2] (с указанием уровня лояльности). Широта дискурса определяется в результате анализа смысловых блоков партийных программ (экономика, безопасность/внутренние дела, внешняя политика, образование/культура, ценности/права). Матрица проиллюстрирована примером бельгийской партийной системы на основе экспертного шкалирования. [1] Подробнее о “нишевых” партиях см. далее. [2] Под идентитаризмом традиционно понимается политический дискурс, постулирующий лояльность (этно)культурной группе определенного уровня.
Рассматривается роль социально-экономических и культурно-религиозных факторов, влияющих на интеграцию выходцев из стран Африки и Латинской Америки в Испании. Проведенный анализ показал, что основной проблемой интеграции этих иммигрантов является ограничение их прав и свобод при поиске работы и жилья. Автор делает вывод о том, что ключевыми факторами, определяющими уровень дискриминации, выступают не столько культурно-религиозные и этнические особенности, сколько низкий социальный и трудовой статус иммигрантов.
В 2022-2023 гг. Китай вступает в новый этап своего развития, в котором вероятность масштабного социально-экономического кризиса очень высока. Негативная ситуация определяется совокупностью ряда кризис-содержащих факторов. Экономическое замедление, продолжающееся и обостряющееся американо-китайское соперничество, сверхцентрализация власти после 20 съезда КПК, а также обострение тайваньской проблемы - все составляющие вместе либо при одновременном наложении лишь двух или трех компонентов друг на друга могут спровоцировать чрезмерное ослабление Китая. Это в конечном итоге поставит под вопрос достижение Пекином своей “второй столетней цели” к 2049 г. - стать одной из ведущих мировых держав
Ключевой проблемой будущего может стать демографический взрыв в странах развивающегося мира. В статье в терминах S-кривой показана разнонаправленность тенденций роста численности населения Европы, Азии, Африки, которая содержит угрозу нового великого переселения народов. Рассмотрены ограничения на рост населения со стороны обеспечения продовольствием, пресной водой, энергией, а также в связи с потеплением климата, созданием и накоплением новых знаний и технологий. Предложены пути комплексного регулирования рождаемости и численности населения, обеспечивающие сближение демографических процессов развивающихся и развитых стран за счет повышения индекса человеческого развития и эффективной международной помощи отстающим государствам. На межгосударственном уровне предлагается разработать и реализовать Соглашение по контролю и регулированию роста численности населения.
В статье показано возникновение новой концепции развития общества, антагонистичной идее экономического роста. Рассматривается смена акцентов в политических программах наиболее популярных среди массового электората партий, которые также во все большей степени защищают снижающиеся темпы экономического роста. Смена ценностей оказывается дополнительным фактором, который в долгосрочной перспективе обусловливает замедление темпов экономического роста. Роль концепции устойчивого развития ESG (ecology, social, governance) оказывается отрицательной для дальнейшего прогресса. Снижение темпов экономического роста одновременно с активным продвижением задачи энергетического перехода способствуют образованию диспропорций в инвестиционно-финансовой сфере, в долгосрочной перспективе способных привести к надуванию финансовых пузырей.
Издательство
- Издательство
- ИМЭМО
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- Юр. адрес
- 117997, Москва, Профсоюзная ул., 23
- ФИО
- Войтоловский Федор Генрихович (И.о. директора)
- E-mail адрес
- imemoran@imemo.ru
- Контактный телефон
- +7 (499) 1205236
- Сайт
- http://www.imemo.ru