Все учтенные нами дуговые варганы золотоордынского Поволжья имеют корпус формы, которую ведущий специалист по европейским варганам Г. Коллтвейт охарактеризовал как «hairpin-shaped» (в форме шпильки для волос). Поволжские находки, вероятно, принадлежат к выделенному Г. Коллтвейтом типу Kuusisto, хотя не всегда мы располагаем их полными характеристиками для уверенной типологизации. Они датированы общими рамками 2-й пол. XIII - XIV в. (в одном случае XIV-XV вв.), а в двух случаях еще более узко - 2-й третью XIV в. К настоящему моменту уже ясно, что все самые ранние находки дуговых варганов происходят из Азии, где они датируются последними веками I-го тыс. н. э., и что именно инструменты в виде «шпильки» являются там самой древней формой дуговых варганов, которая продолжает существовать и во II-м тыс. н. э.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 902. Архелогия
Не находит подтверждения ставшая почти археологической легендой информация о «варгане XII в. из Друцка» (Назина, 1979, с. 34; рис. 15; Поветкин, 1997, с. 185) (рис. 3: 3), поскольку прямых указаний на то, что данный варган следует относить именно к этому времени, в работах автора раскопок Л. В. Алексеева нам выявить не удалось (Алексеев, 1966, с. 161; Алексеев, 1973), а в его статье 2002 г., напротив, указано, что этот инструмент происходит из верхних слоев детинца, которые автор датирует XIV–XV вв. (Алексеев, 2002, рис. 7: 5). Последняя датировка для друцкого варгана выглядит абсолютно убедительной, поскольку согласуется также и с позицией Г. Коллтвейта, по оценкам которого основной период распространения инструментов типа Billingsgate с основанием корпуса в форме «узкого овала» (narrow oval) приходится на XIV в. (Kolltveit, 2006, р. 57).
Список литературы
1. Алексеев Л.В. Полоцкая земля в IX-XIII вв. (Очерки истории Северной Белоруссии). М.: Наука, 1966. 296 с.
2. Алексеев Л.В. Старажытны Друцк // Помнiкi гiсторыii культуры Беларусi. 1973. № 3. С. 16-22.
3. Алексеев Л.В. Друцк в XII - XVI вв. (общие вопросы истории памятника) // Российская археология. 2002. № 2. С. 81-98.
4. Асташенкова Е.В., Пискарева Я.Е. Свидетельства контактов государства Бохай и Японии в раннем средневековье // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2016. № 1. С. 50-56. EDN: VUXAGJ
5. Варган // Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Советская энциклопедия, 1990. С. 95.
6. Варган // Большая Российская энциклопедия. Т. 4 / Отв. ред. С.Л. Кравец. М: Московские учебники и Картолитография, 2006. С. 599.
7. Вертков К.А., Благодатов Г.И., Язовицкая Э.Э. Атлас музыкальных инструментов народов СССР / Отв. ред. К.А. Вертков. М.: Музыка, 1975. 400 с.
8. Волков И.В., Лопан О.В., Ситдиков А.Г. Исследования на раскопе CXCIV в юго-восточной части Болгарского городища // Поволжская археология. 2023. № 2. С. 189-208. EDN: WKXXWF
9. Галайская Р. Варган у народов Советского союза (к вопросу об архаизмах в народном музыкальном инструментарии) // Проблемы музыкального фольклора народов СССР / Сост. и ред. И.И. Земцовский. М.: Музыка, 1973. С. 328-348.
10. Емельянова А.Ю. Находки варганов из Нижнебогатырского I поселения // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2019. № 2(7). С. 49-54.
11. Иванов А.Г., Голубкова А.Н. Древние варганы Прикамья // Вестник Удмуртского университета. 1997. № 8. С. 93-107.
12. Казаков Е.П. Древние язычковые музыкальные инструменты Прикамья и Приуралья // Советская этнография. 1977. № 1. С. 107-109.
13. Каменский А.Н. Варганы из раскопок в Новгороде // Новгород и Новгородская земля. История и археология. Материалы XXXII научной конференции, посвященной памяти Н.Н. Гринева. Вып. 32 / Отв. ред. Е.Н. Носов. Великий Новгород: Новгородский музей-заповедник, 2019. C. 176-184.
14. Коваль В.Ю. Отчет о работах Ростиславльской археологической экспедиции в 2011 году // Архив ИА РАН. Р-1, № 29889, 29890.
15. Коваль В.Ю. Дворец золотоордынского времени в цитадели Ростиславля Рязанского: проблемы интерпретации // Русский средневековый город. Археология. Культура. К юбилею Алексея Владимировича Чернецова / Отв. ред. И.Ю. Стрикалов. М.: ИА РАН, 2022. С. 217-248. EDN: YSZTTF
16. Колчин Б.А. Коллекция музыкальных инструментов древнего Новгорода // Памятники культуры: Новые открытия: Письменность, искусство, археология 1978. Л: Наука, 1979. С. 174-187.
17. Колчин Б.А., Рыбина Е.А. Раскоп на ул. Кирова // Новгородский сборник. 50 лет раскопок Новгорода / Ред. Б.А. Колчин, В.Л. Янин. М.: Наука, 1982. С. 178-239.
18. Кузнецов Н.А. Есаульская курганная группа // Кузнецкая старина. Вып. 7 / Отв. ред. Ю.В. Ширин. Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 2005. С. 46-76.
19. Лапшин А.С., Мыськов Е.П. Исследования на Водянском городище в 2011-2012 гг. Волгоград: Перо, 2013. 216 c. EDN: YNIATJ
20. Лещенко Н.В., Прокопец С.Д. Средневековые музыкальные инструменты (по материалам памятников Приморья) // Россия и АТР. 2015. № 3. С. 222-235. EDN: UUYPCX
21. Недашковский Л.Ф., Шигапов М.Б., Аськеев И.В., Егорьков А.Н., Кочанова М.Д., Семыкин Ю.А., Спиридонова Е.А., Шаймуратова Д.Н. Материальная культура золотоордынских селищ центральной части Саратовского Поволжья: коллективная монография. М.: Наука, 2024. 239 с. EDN: NHSBQV
22. Моряхина К.В. Находки варганов из средневековых могильников Пермского Предуралья // Актуальная археология 5. Тезисы Международной научной конференции молодых ученых / Отв. ред. К.В. Конончук. СПб: ИИМК РАН; Невская типография, 2020. С. 333-336. EDN: ROWEOY
23. Назина И.Д. Белорусские народные музыкальные инструменты: Самозвучащие, ударные, духовые. Минск: Наука и техника, 1979. 144 с.
24. Никитина Т.Б., Михеева А.И. Аламнер: миф и реальность (Важнангерское (Мало-Сундырское) городище и его округа. Йошкар-Ола: МарНИИЯЛИ, 2006. 196 с.
25. Плетнёва Л.М. Верхнеобская культура // Народы и культуры Томско-Нарымского Приобья: Материалы к энциклопедии Томской области / Отв. ред. Э.И. Черняк. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. С. 41-43. EDN: XSPAOT
26. Поветкин В.И. Музыкальные инструменты // Древняя Русь. Быт и культура / Отв. ред. Б.А. Колчин, Т.И. Макарова. М.: Наука, 1997. С. 179-185.
27. Руденко К.А. Волжская Булгария в системе торговых путей средневековья (по материалам раскопок Речного (Остолоповского) селища в Алексеевском районе Татарстана) // Великий Волжский путь: история формирования и развития. Ч. II. Материалы Круглого стола “Великий Волжский путь и Волжская Булгария” и Международной научно-практической конференции “Великий Волжский путь”, Казань - Астрахань - Казань, 6-16 августа 2001 г. / Отв. ред. М.А. Усманов. Казань: Изд-во ИИ АН РТ, 2002. С. 31-52.
28. Руденко К.А. Стратиграфия Остолоповского селища XI-XII вв. в Алексеевском районе Татарстана // Археология Евразийских степей. 2017. № 1. С. 296-319. EDN: YLZJTN
29. Руденко К.А. К вопросу о датировке Остолоповского селища в Татарстане // Археология Евразийских степей. 2021. № 3. С. 65-79. EDN: DQEOKU
30. Рыбаков Б.А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж // По следам древних культур. Древняя Русь / Отв. ред. Г.Б. Федоров. М.: Гос. изд-во культурно-просветительной литературы, 1953. С. 75-120. EDN: WMMDIQ
31. Тадагава Л. О японских варганах тысячелетней давности // Хомус. 1996. № 1. С. 24-35.
32. Федоров Г.Б. Славяне Поднестровья // По следам древних культур. Древняя Русь / Отв. ред. Г.Б. Федоров. М.: Гос. изд-во культурно-просветительной литературы, 1953. С. 121-156.
33. Федоров Г.Б. Итоги трехлетних работ в Молдавии в области славяно-русской археологии // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. Вып. 56 / Отв. ред. А.Д. Удальцов. М.: Изд-во АН СССР, 1954. С. 8-23.
34. Федоров Г.Б. Найдены поселения тиверцев - племени, за которым многие века был закреплен эпитет “загадочное” // Наука и жизнь. 1963. № 9. С. 90-94.
35. Шавкунов Э.В. Некоторые аспекты культурогенеза чжурчжэней в свете новейших археологических исследований // Новые материалы по средневековой археологии Дальнего Востока СССР / Отв. ред. Э.В. Шавкунов. Владивосток: ДВО АН СССР, 1989. С. 5-11.
36. Шавкунов Э.В. Культура чжурчжэней-удигэ XII-XIII вв. и проблема происхождения тунгусских народов Дальнего Востока. М.: Наука, 1991. 283 с.
37. Шавкунов В.Э. Памятники смольнинской культуры Приморья (по материалам раскопок городищ Смольнинское и Шайга-Редут) // Азиатско-Тихоокеанский регион: Археология. Этнография. История. Вып. 4. / Науч. ред. проф. О.В. Дьякова. Владивосток: ИИАЭ ДВО РАН, 2015. 164 с.
38. Шейкин Ю.И. История музыкальной культуры народов Сибири: сравнительно-историческое исследование. М.: Восточная литература, 2002. 728 с. EDN: PKANLF
39. Энговатова А.В., Коваль В.Ю. Отчет об охранных археологических раскопках на Мякининском комплексе памятников в Красногорском районе Московской области в 2004 году // Архив ИА РАН. Р-1, № 26185, 26186.
40. Яковлев В.И. Традиционные музыкальные инструменты Волго-Уралья: Историко-этнографическое исследование. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2001. 320 с. EDN: TYZKMT
41. Яковлев В.И. Музыкальные инструменты Национального музея Республики Татарстан. Каталог. Казань: Заман, 2007. 192 с. EDN: VOSSSF
42. Kolltveit G. Jew’s Harps in European Archaeology / British Archaeological Reports.International Series. 1500. Oxford: Archaeopress, 2006. 264 p.: ill., maps.
43. Tadagawa L. Iron jew’s harps excavated in Japan // Языки и культура хомуса народов Евразии: речевые и музыкальные коммуникации [Электронный ресурс]: / Редкол. Прокопьева А.К., и др. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2021. С. 218-222. EDN: DEMBTE
44. Wright M. The Search for the Origins of the Jew’s Harp // The silk road. Vol. 2. Num. 2 (December 2004). P. 49-55.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются металлические зеркала, обнаруженные в Волжской Болгарии и Болгарской области Золотой Орды. Находятся они в фондах музеев Татарстана и личных коллекциях. Изучено 778 экземпляров металлических зеркал. Часть из них сохранилась полностью, часть артефактов - в виде фрагментов. Все они изготовлены из сплава цветных металлов. Автор в исследовании опирался на разработанную Г. А. Федоровым-Давыдовым классификацию средневековых металлических зеркал с дополнениями, основанную на сюжетах изображений на зеркалах. Отделы, в которые объединены зеркала по этому принципу, обозначены буквами русского алфавита. Систематизация этих артефактов показала, что зеркала, где имеются изображения двух рыб, тюльпанов и так называемых «мудрецов», использовались населением рассматриваемого региона чаще всего. У всех этих изделий различные культурные истоки. Это Китай, Дальний Восток, Иран. Тем не менее данные сюжеты органично включились в ментальное болгарское пространство. Автор утверждает, что широкое, феноменальное распространение их в эпоху Золотой Орды не связано с мусульманской традицией. Основу их составило традиционное использование металлических зеркал кочевниками, которые находились на территории Волжской Болгарии в домонгольское время и составляли существенную часть населения Болгарской области в эпоху Золотой Орды. Также очень небольшая вероятность, что металлические зеркала, за исключением тиражирования небольшого количества популярных типов, изготавливались в Болгаре. Основная их часть импортировалась, включая фрагменты зеркал.
Рассматривается применение нейронных систем для анализа градостроительных технологий золотоордынского города Укека на основе строительных материалов - кирпича и керамических водопроводных труб. Показаны основные подходы, алгоритмы и методы обработки данных, включая методы геоинформационных систем (ГИС), алгоритмы кластеризации и оптимизации, а также различные типы нейронных сетей (свёрточные, рекуррентные и глубокие). Исследование базировалось на анализе исторических и археологических материалов Увекского городища. Выявлены сложные паттерны и ассоциации между археологическими, историческими и геологическими данными разных лет. Программные средства включали свёрточные нейронные сети для анализа изображений, рекуррентные для анализа временных последовательностей и глубокие нейронные сети для сложных задач классификации, моделирования и верификации. В результате анализа выявлены ключевые аспекты строительства и инфраструктуры Укека, такие как локализация мест добычи сырья, количество строительных площадок, объём произведённого кирпича, водопроводных линий и территориальное разграничение городской территории на основе цифровой модели рельефа (ЦМР). Рассмотрена хронология оползней и их влияние на развитие города. Результаты исследований подтверждает эффективность смешанных и разноуровневых нейронных сетей для анализа археологических данных, связанных с особенностями средневековых технологий, процессом концентрации производительных сил и средств производства.
Статья посвящена последним исследованиям памятников эпохи Улуса Джучи на территории Западного Казахстана. Исследование памятников развитого и позднего Средневековья проводилось по трем основным направлениям: обработка и анализ имеющихся материалов, полученных в результате исследований по территории области со второй половины XIX века по нынешнее время, проведение разведочных мероприятий по выявлению наиболее перспективных районов расположения золотоордынских памятников и рекогносцировочные раскопки. Обследование по Уило-Кобдинскому локальному микрорайону было связано с исследованием крупного некрополя и поселения Коптам, окрестностей культового мавзолея Абат Байтак. Расположенный на берегу Каргалинского водохранилища мавзолей Кызылтам также в позднем Средневековье был маркером центра крупной кочевой группы. На памятниках Улуса Джучи отчетливо прослеживаются этапы постепенной исламизации населения, когда погребальный обряд проходит «стандартизацию», а в комплектах инвентаря наблюдается распространение общей моды, так называемого «имперского» стиля. По погребальным памятникам прослеживается принудительная переселенческая политика монгольских ханов, присутствуют объекты, связанные с южносибирским населением.
В данной работе речь пойдет об одном редком типе находок на золотоордынских городищах. Это амулеты с «магическим квадратом» на одной стороне и арабографической надписью на другой. «Магический квадрат», изображенный на этом типе амулетов, является квадратом третьего порядка и отражает суфийские магические представления и способы общения со сверхъестественными силами методом числовой и буквенной шифровки. Вторая сторона амулетов содержит надписи, очевидно связанные с квадратом на обороте. На двух амулетах представлены две различные надписи, для каждой из которых предложены варианты перевода. Судя по их содержанию, они представляли собой охранительные молитвы-дуа. Наиболее вероятно, что данные находки на городищах связаны с распространением суфизма в городах Золотой Орды.
В середине I тыс. до н. э. фиксируется значительное увлажнение степей по сравнению с предшествующим сухим и более холодным периодом. Биопродуктивность степных и лесостепных территорий в это время стала очень высокой, что привело к значительному росту населения Минусинских котловин и стимулировало заселение тагарцами обширных лесостепных пространств Южной Сибири. Расширение на север области тагарского расселения привело к завершению изолированной, «тепличной» инкубации раннетагарских традиций, динамика трансформации которых (погребальных в том числе) в значительной степени детерминировалась как внешними факторами, так и внутренними процессами развития тагарского общества. Значительную роль в этом сыграли иные по сравнению с Минусинской котловиной геоморфологические условия новых для тагарской культуры территорий в лесостепи, а также кризис перенаселения. Кардинальное изменение погребального обряда: распространение коллективных могил - склепов, содержащих порой от нескольких десятков и до сотен захороненных в несколько слоев. Это были квадратные в плане большие погребальные камеры со срубами в несколько венцов и бревенчатым, в несколько накатов, перекрытием. Во многих поздних комплексах рост могил с кремацией. Решающее значение в процессе культурогенеза населения степей и лесостепей Южной Сибири в эпоху железа должно отводиться миграционным процессам - движущему фактору культурогенеза сменяющих друг друга социумов начиная с эпохи палеометалла Минусинских котловин.
Предметом данной статьи является уникальная для болгарских земель золотая монета, обнаруженная при раскопках крепости Кокалянски Урвич недалеко от Софии. Она была отчеканена по приказу индийского султана Мухаммада бин Туглука, правившего в Дели между 1325 и 1351 годами. На одной стороне начертаны панегирики аббасидскому халифу Аль-Хакиму II в Каире, номинальному лидеру всех мусульман мира в то время. Монета имеет высокий карат и необычно большой для наших стран вес - 11,05 г. Золотые монеты этого правителя называются динарами, танками или мухрами и считаются основным средством платежа. Монета из Урвича, по-видимому, является самой западной находкой известной на сегодняшний день золотой индийской монеты. Эти памятники проникают главным образом через государство Золотая Орда, с которым Болгария была связана на протяжении десятилетий в ХІІІ в. Интересно подсчитать стоимость золотого индийского динара делийского султана Мухаммада бин Туглука на тогдашнем болгарском рынке. По золотому содержанию его можно было обменять более чем на шесть современных византийских иперпирей, что составляет около 120-130 серебряных аспри с первых двух чеканок царя Ивана Александра Асена. Находка показывает экономические связи Второго Болгарского царства со странами Азии в ХІІІ-ХІV вв.
Исследование предпринято с целью реконструкции караванных путей через степи Центральной Евразии, связывавших в древности и средневековье Центральную Азию с лесными и лесостепными районами Зауралья и Западной Сибири. Восстановление маршрутов караванных путей возможна при синтезе археологических, письменных, картографических источников, данных топонимики, географии. При этом необходимо учитывать два постоянных фактора: «естественные коридоры» через крупные природные препятствия и особенности вьючных животных, которые использовались для перевозки грузов. Исходной базой для этих реконструкций могут служить картографические материалы XVIII - начала XX в. Результатом работы стало восстановление маршрутов основных караванных путей через степи Центральной Евразии, которые могли использоваться в древности и средневековье.
Данная статья разделена на две части и рассматривает пазырыкскую культуру с точки зрения китайских исследователей. Первая часть включает в себя перевод и публикацию работ на иностранном языке, которые можно разделить на два этапа: под руководством правительства (период 1950-1980 гг.) и спонтанный перевод, сделанный китайскими научными сотрудниками в XXI веке. Вторая часть описывает непосредственно исследования китайских ученых по пазырыкской культуре. Китайские ученые проделали большую работу, но тем не менее остаются некоторые проблемы. Самая заметная из них заключается в том, что китайские ученые не вполне понимают пазырыкскую культуру. Причина кроется в том, что китайские исследователи недостаточно осведомлены о научных работах советских и российских ученых. Чтобы понять направление будущих изысканий, нам следует проанализировать процесс исследования пазырыкской культуры в Китае.
Издательство
- Издательство
- Академия наук РТ
- Регион
- Россия, Казань
- Почтовый адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- Юр. адрес
- 420111, г. Казань, ул. Баумана, д. 20
- ФИО
- Салахов Мякзюм Халимулович (Руководитель)
- E-mail адрес
- anrt@rambler.ru
- Контактный телефон
- +7 (843) 2924034
- Сайт
- https:/www.antat.ru/