В статье рассматриваются бюджетные меры обеспечения экономической безопасности России в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных государств. Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках разработки, закрепления и применения бюджетных мер обеспечения экономической безопасности. Предметом исследования выступили положения нормативных правовых актов (включая бюджетное законодательство), документы стратегического планирования, а также отдельные проекты, подходы и концепции обеспечения экономической безопасности бюджетными мерами. Автор анализирует дуалистическую природу влияния бюджетных мер на экономическую безопасность, проявляющуюся через прямое и опосредованное воздействие. Особое внимание уделяется систематизации и классификации ординарных (общих) и экстраординарных (антикризисных) бюджетных мер. В статье исследуются бюджетные меры стратегического планирования, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные механизмы, а также специальные бюджетные меры, применяемые в кризисных ситуациях. Методологическую основу исследования составляют общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение) и специальные научные методы: формально-юридический анализ, системный анализ права и анализ правоприменительной практики. Научная новизна исследования заключается в теоретико-методологическом осмыслении и систематизации бюджетных мер обеспечения экономической безопасности в условиях беспрецедентного санкционного давления. В работе сформулировано авторское определение бюджетных мер обеспечения экономической безопасности как комплекса взаимосвязанных бюджетно-правовых и организационных механизмов, реализуемых в рамках бюджетной системы для защиты национальных экономических интересов. Разработана оригинальная классификация бюджетных мер по механизму воздействия (прямые и косвенные), характеру применения (ординарные и экстраординарные) и содержанию (стратегические, стабилизационные, социально-экономические, стимулирующие и межбюджетные - для ординарных; институциональные механизмы антикризисного регулирования; специальные формы целевого финансирования; специальные меры поддержки населения и бизнеса; специальные механизмы макроэкономической стабилизации - для экстраординарных). Выявлена специфика антикризисных бюджетных мер в условиях санкций.
Идентификаторы и классификаторы
Актуальность выбранной для исследования темы обусловлена, прежде всего, масштабными антироссийскими санкциями, введенными со стороны недружественных стран. Наибольшего масштаба санкционное давление достигло в 2022 г., когда целый ряд отечественных отраслей и секторов оказался под воздействием жестких ограничительных мер. Президент России В. В. Путин на Пленарном заседании съезда РСПП 18 марта 2025 г. отметил наличие 28 595 санкций, которые были введены недружественными странами в отношении российских компаний и граждан [28]. Кроме того, большое количество международных компаний, домицилированных в недружественных юрисдикциях, прекратило предпринимательскую деятельность в России и/или с российскими бизнес-партнерами.
Список литературы
1. Абалкин Л.И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12. С. 4-13.
2. Адаменко А.А., Храмченко А.А., Тютюникова В.А., Гвозденко С.П. Роль бюджетной системы в обеспечении экономической безопасности // Вестник Академии знаний. 2024. № 2 (61). С. 475-479.
3. Антонов Д.Г. Отсутствие системности норм бюджетного законодательства, регулирующих предоставление субсидий и бюджетных инвестиций: налоговые последствия // Финансовое право. 2019. № 1. С. 33-38.
4. Бобкова Л.Л. Трансформация форм бюджетного финансирования как средство реализации государством антикризисных мер // Публично-правовое обозрение. 2023. № 1. С. 43-47.
5. Богачева О.В., Фокина Т.В. Антикризисное бюджетное регулирование - опыт стран ОЭСР // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2014. № 41(227). С. 21-28.
6. Болдырев О.Ю. Стратегическое управление социально-экономическим развитием: конституционно-правовые аспекты // Конституционное и муниципальное право. 2024. № 4. С. 21-29. DOI: 10.18572/1812-3767-2024-4-21-29
7. Бондарева А.А. Бюджетные инвестиции и субсидии хозяйственным обществам // Отечественная юриспруденция. 2019. № 3(35). С. 55-57.
8. Бугаева Т.Н. Бюджетно-финансовая безопасность как основа устойчивого развития региона // Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. 2019. № 2(47). С. 41-48.
9. Бюджет России: развитие и обеспечение экономической безопасности / Под ред. В.К. Сенчагова. М.: ИНФРА-М, 2025. 384 с.
10. Вертакова Ю.В., Феоктистова Т.В. Реализация антикризисных мер для населения и бизнеса в условиях пандемии коронавируса COVID-19 // Экономика и управление. 2020. Т. 26. № 5. С. 444-454. DOI: 10.35854/1998-1627-2020-5-444-454
11. Долматова Н.Г. Финансово-правовые средства обеспечения бюджетной безопасности как вида финансовой безопасности государства // Финансы и управление. 2016. № 2. С. 103-110. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=19122. DOI: 10.7256/2409-7802.2016.2.19122
12. Кабашкин В.А., Рыжова В.Н. Механизмы обеспечения бюджетных обязательств при реализации программы типовых проектов государственно-частного партнерства // Финансы и кредит. 2010. № 47 (431). С. 29-35.
13. Караваева И.В. Теория экономической безопасности суверенного государства в российской академической науке - к 300-летию РАН // Экономическая безопасность. 2024. Т. 7. № 4. С. 745-770. DOI: 10.18334/ecsec.7.4.120960
14. Караваева И.В., Быковская Ю.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Колпакова И.А. Оценка прогнозно-экономических показателей Российской Федерации в период частичной мобилизации // Экономика, предпринимательство и право. 2022. № 10. С. 2655-2676. DOI: 10.18334/epp.12.10.116423
15. Караваева И.В., Казанцев С.В., Лев М.Ю., Коломиец А.Г., Быковская Ю.В., Шафранская А.М. Федеральный бюджет Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024-2025 гг. в условиях частично мобилизационной экономики // Экономическая безопасность. 2023. № 1. С. 11-50. DOI: 10.18334/ecsec.6.1.117468
16. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономика в условиях санкций и частичной экономической мобилизации через призму экономической безопасности // Экономическая безопасность. 2024. № 8. С. 2121-2152. DOI: 10.18334/ecsec.7.8.121598
17. Кафиятуллина Ю.Н., Харчилава Г.П. Обеспечение экономической безопасности страны в новых геополитических реалиях // Вестник университета. 2023. № 7. С. 155-161. DOI: 10.26425/1816-4277-2023-7-155-161
18. Кузнецова Н.Р. Межбюджетные трансферты как инструмент регулирования социально-экономического развития регионов // Путеводитель предпринимателя. 2018. № 40. С. 181-189.
19. Курепина Н.Л., Зеркаль Е.Е. Механизмы обеспечения экономической безопасности в системе бюджетно-налоговых отношений // Экономическая безопасность. 2023. № 1. С. 263-276. DOI: 10.18334/ecsec.6.1.116712
20. Ленчук Е.Б. Современные инструменты инвестиционной поддержки проектов в области импортозамещения // ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2015. № 3. С. 25-37.
21. Медведева М.Б., Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Торгово-экономические санкции в отношении России и их совместимость с правом ВТО: сценарии обеспечения экономической безопасности государства // Экономическая безопасность. 2023. № 4. С. 1561-1590. DOI: 10.18334/ecsec.6.4.119262
22. Меликян Л.А. Формирование бюджетной стратегии как фактора обеспечения финансово-бюджетной безопасности муниципального образования // Научное обеспечение устойчивого развития агропромышленного комплекса горных и предгорных территорий. Владикавказ: Горский государственный аграрный университет, 2023. С. 98-100.
23. Михеева М.В. Особенности бюджетной безопасности Российской Федерации на современном этапе // Современная наука. 2021. № 5. С. 66-69. DOI: 10.53039/2079-4401.2021.7.5.014
24. Налоговые реформы. Теория и практика / Под ред. И.А. Майбурова, Ю.Б. Иванова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. 463 с.
25. Петрова Г.В., Ступаков В.И. Финансово-правовые аспекты обеспечения защиты политического, экономического, финансового суверенитета государства в поправках к Конституции Российской Федерации, вступивших в силу с 4 июля 2020 года // Пробелы в российском законодательстве. 2020. № 6. С. 74-81.
26. Пономарев А.И., Павленко Е.В. Анализ угроз экономической безопасности в налогово-бюджетной сфере в российской федерации // Аллея науки. 2020. № 5(44). С. 87-91.
27. Сокол М.К. Направления реализации бюджетной политики в контексте мер обеспечения экономической безопасности государства // Научные труды КубГТУ. 2018. № 6. С. 929-943.
28. Тысячи санкций и 4,9% роста: какие данные привел Путин на съезде РСПП [Электронный ресурс] // Звезда. 18.03.2025. URL: https://tvzvezda.ru/news/20253182112-vAO5J.html (дата обращения: 08.04.2025).
29. Багратуни К.Ю., Зундэ В.В., Терещенко О.В. и др. Управление ФНБ в системе обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Экономическое развитие России. 2024. № 11. С. 147-151.
30. Цвилий-Букланова А.А. Налоговый контроль в системе обеспечения налоговой безопасности государства: дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2011. 248 с.
31. Чекунов А.С. Теоретико-методологические основы формирования эффективной системы стимулирования национальных производителей в условиях глобализации. Ростов-на-Дону: ИП Беспамятнов С.В., 2022. 494 с.
32. Чернышева Г.Н., Савич Ю.А. Бюджетная безопасность в системе мер по обеспечению национальной обороны РФ // Современная экономика: проблемы и решения. 2023. № 11(167). С. 130-141. DOI: 10.17308/meps/2078-9017/2023/11/130-141
33. Fiscal Implications of the Global Economic and Financial Crisis. IMF Staff Position Note, June 9, 2009, SPN/09/13.
Выпуск
Другие статьи выпуска
Объектом проведенного исследования являются общественные отношения, связанные с практикой привлечения к уголовной ответственности организаторов, руководителей и участников преступных сообществ (преступных организаций); предметом - решения судов апелляционной инстанции по уголовным делам о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ. Статья посвящена проблеме реализации норм уголовного законодательства, направленных на борьбу с распространением организованной преступности, которая сосредоточена в первую очередь в рассматриваемых преступных формированиях и представляет повышенную общественную опасность, являясь основой преступного мира. Особое внимание автором уделяется вопросам дифференциации как самих преступных формирований, так и преступной деятельности лиц, являющихся их организаторами, руководителями (в том числе структурных подразделений) и участниками. При проведении исследования использованы статистический и аналитический методы: изучены решения апелляционных судов по уголовным делам по ст. 210 УК РФ за период с 1 января 2019 г. по 31 мая 2024 г., собраны и проанализированы статистические данные, рассмотрены категории преступлений, совершаемых в совокупности со ст. 210 УК РФ. По результатам изучения решений судов апелляционной инстанции выявлены общие тенденции, определены основные проблемы правоприменения. Цель исследования - с помощью анализа статистических данных выявить проблемные вопросы, возникающие в практике применения ст. 210 УК РФ и предложить пути их разрешения - реализована. Новизна заключается в полном статистическом исследовании всех опубликованных в открытом доступе решений судов общей юрисдикции, а также некоторых военных судов, выявлении проблем правоприменения и формировании выводов и предложений по совершенствованию законодательства, направленного на борьбу с организованной преступностью, действующей в рамках организованных преступных формирований. В частности, определены составы преступлений, по совокупности с которыми применение ст. 210 УК РФ наиболее неоднозначно. Результатом исследования является разработка практических предложений и рекомендаций, призванных исключить многие вопросы и неясности при привлечении лиц к уголовной ответственности по ст. 210 УК РФ. Одним из основных предложений является разделение преступных сообществ и преступных организаций на различные составы преступлений на основе субъекта и специфики преступной деятельности.
Данная статья посвящена анализу правового регулирования предоставления природных ресурсов в пользование в Российской Федерации и связанным с данным институтом вопросам регистрации сведений в государственных реестрах, а также некоторых других смежных областях. Целью исследования является рассмотрение изменений в природоресурсном законодательстве, выразившихся в переходе от лицензионного подхода на цивилистические начала в природопользовании, и их отражение в смежном законодательстве, а также в правоприменении. Задачами исследования являются: анализ изменений в правовом регулировании лицензирования пользования недрами, водными объектами, объектами животного мира и лесными ресурсами; выявление проблем, возникающих в правоприменительной практике в связи с изменениями в природоресурсном законодательстве и смежном законодательстве, в частности, в налоговом законодательстве и при ведении ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Методологической основой исследования являются общенаучные методы анализа и синтеза, формально-юридический метод, сравнительно-правовой метод. Для исследования были проанализированы общедоступные данные из Единого государственного реестра юридических лиц и сравнительный анализ их с данными из Государственного реестра участков недр, предоставленных в пользование, и лицензий на пользование недрами. В результате исследования выявлены изменения в правовом регулировании пользования различными видами природных ресурсов в последние десятилетия, в частности, замена лицензий на договоры и разрешения в отношении водных объектов, объектов животного мира и лесных ресурсов. Эти изменения повлияли и на принятие соответствующих поправок в законодательство о лицензировании отдельных видов деятельности и ряд других законов. Указанные изменения повлияли на проблемы в правоприменении, связанные с несоответствиями в Налоговом кодексе РФ в части водного налога и ошибками при внесении сведений о лицензиях государственными органами в единый государственный реестр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; установлено, что данные в ЕГРЮЛ и ЕГРИП не соответствуют действующим лицензиям и актуальному нормативному регулированию. Сделан вывод о наличии коллизий и несоответствий в правоприменении в области лицензирования природопользования, требующих устранения.
Статья посвящена анализу участия специалиста в исследовании электронных доказательств на стадии судебного разбирательства по уголовным делам. Целью работы является определение роли специалиста как субъекта, обладающего специальными знаниями, и выявление направлений его деятельности, способствующих обеспечению полноты и достоверности исследования электронной информации на судебных стадиях уголовного судопроизводства. Предметом данной работы является правовой статус и практические аспекты участия специалиста в исследовании электронных доказательств в уголовном процессе. Объектом исследования выступают уголовно-процессуальные правоотношения, возникающие в связи с участием специалиста при исследовании электронных доказательств на стадии судебного разбирательства. В рамках исследования проводится анализ действующего уголовно-процессуального законодательства, а также формулируются предложения, направленные на совершенствование правового регулирования. При подготовке статьи использовались общенаучный диалектический метод познания, формально-юридический метод для анализа норм уголовно-процессуального законодательства об участии специалиста в уголовном судопроизводстве, а также доказательствах и доказывании. Логические методы (индукция, дедукция, анализ и синтез) применялись для обобщения научных рекомендаций и правоприменительной практики по теме работы. Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе процессуального статуса специалиста как лица, оказывающего содействие суду и сторонам во время исследования электронных доказательств. В статье рассмотрены функции специалиста, которые прямо предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, раскрыты особенности их реализации в контексте работы с электронной информацией. Основным выводом проведённого исследования является выявление новых форм участия специалиста, которые обусловлены спецификой электронных доказательств и не получили нормативного закрепления, но являются перспективными с точки зрения развития уголовного процесса в условиях цифровизации. К их числу относятся копирование и фиксация свойств скопированных электронных данных, выявление признаков их фальсификации («дипфейков»), а также устранение технических неполадок, препятствующих надлежащему исследованию в судебном заседании электронных доказательств. Предлагаемые функции специалиста могут позволить сократить риски утраты или искажения электронных доказательств, обеспечить соблюдение процессуальных прав участников на представление и исследование доказательств. Реализация данных форм участия специалиста возможна посредством внесения поправок в ст. 58 УПК РФ, направленных на расширение перечня его процессуальных функций.
В статье рассматривается содержание криминалистической характеристики хищения бюджетных средств, предназначенных для реализации национального проекта «Демография», ответственность за совершение которых предусмотрена ст. ст. 159-159.6, 285, 286, 290, 293 УК РФ. Актуальность темы статьи обусловлена высокой общественной опасностью хищений бюджетных средств, выделяемых государством на реализацию национального проекта «Демография». Несмотря на предпринимаемые меры по противодействию данным преступлениям, их количество остается значительным, а размер ущерба исчисляется миллиардами рублей. Это свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования методики расследования хищений бюджетных средств, основу таких методик составляет криминалистическая характеристика преступлений, которая определяет направления для выработки рекомендаций по сбору, проверке и оценке доказательств по расследуемому делу. Для исследования проведен анализ следственно - судебной практики, изучены типичные схемы хищений, базой для этого послужили 216 уголовных дела по фактам хищения бюджетных средств, предназначенных для реализации национального проекта «Демография», которые были рассмотрены судами в регионах России с 2021 г по 2024 г. В ходе исследования использовался метод анализа судебной практики, ее описания и обобщения, благодаря всеобщему диалектическому методу обобщены факты хищения бюджетных средств при реализации национального проекта “Демография”, с использованием системно-структурного метода материал в статье изложен последовательно от анализа к выводам и дачи рекомендаций. Научная новизна исследования определяется изучением криминалистической характеристики, характерной для хищения бюджетных средств, предназначенных для реализации национального проекта «Демография». В результате изучения судебно-следственной практики следует, что в современных условиях способы совершения хищений бюджетных средств, предназначенных для реализации национальных проектов, достаточно разнообразны. Наиболее распространенными способами хищения бюджетных средств является предоставление в государственные (муниципальные) органы подложных документов для получения пособий (субсидий), а также при исполнении государственных (муниципальных) контрактов, путем предоставления недостоверных сведений о выполненных работах. В настоящее время требуется повышение качества раскрытия и расследования хищений бюджетных средств, предназначенных для реализации национального проекта «Демография», в целях определения причины их совершения, для последующего предотвращения.
Актуальность исследования принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства обусловлена его ключевой ролью в обеспечении стабильности правовых систем и легитимности государственного управления. Противоречия между, с одной стороны, принципом поддержания доверия к действиям властей, требующего правовой определенности и стабильности, и гибкостью государственного управления - с другой стороны - подчеркивают необходимость системного анализа механизмов реализации анализируемого принципа. Цель работы - выявление теоретических и практических аспектов применения защиты правомерных (законных) ожиданий как элемента принципа поддержания доверия к действиям властей в контексте сравнительного правоведения, а также определение его места в российской правовой системе через синтез зарубежного опыта и национальных правоприменительных тенденций. Методологическая основа включает сравнительно-правовой анализ зарубежных доктрин и российской практики, историко-правовой метод реконструкции эволюции принципа и формально-юридический анализ нормативных актов и решений Конституционного Суда РФ. Научная новизна исследования заключается в системном рассмотрении взаимодействия законных ожиданий с институтами процессуальной справедливости и правовой определенности в различных юрисдикциях, синтезе зарубежных концепций (например, немецкого принципа защиты доверия, французской юридической безопасности, англо-американских законных ожиданий) с российскими правоприменительными подходами. В работе предпринята попытка классификации оснований возникновения правомерных (законных) ожиданий (индивидуальные заверения, устоявшаяся практика, нормативные акты). Результаты исследования выявили различия в интерпретации доктрины в правовых системах: процессуальная защита в Великобритании, компенсационная модель во Франции, конституционный принцип доверия в Германии, приоритет общественных интересов в Канаде и Австралии. Российский принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства включает в себя разграничение «законных» и «правомерных» ожиданий, и реализуется через законотворческий и правоприменительный аспекты. Критический анализ выявил противоречия и проблемы практической реализации анализируемого принципа, позволив сформулировать тенденции дальнейшего его развития: унификация критериев оценки ожиданий, включая чёткое определение оснований их возникновения, критериев законности и механизмов защиты. Практическая значимость работы связана с возможностью использования её выводов для совершенствования законодательства и судебной практики, включая разработку критериев баланса между защитой правовых ожиданий и гибкостью государственного управления.
Статья посвящена исследованию терминальной стадии динамики материального правоотношения - особого периода между выражением одной из сторон воли на прекращение правоотношения и его фактическим юридическим прекращением. Автор, принимая во внимание сложившиеся в науке подходы к понятию динамики правоотношения, исходит из того, что данный этап обладает самостоятельным значением, как с точки зрения юридического содержания, так и с точки зрения правовых последствий. В рамках исследования рассматриваются случаи, в которых прекращение правоотношения происходит в результате сложного юридического состава, включая волеизъявление стороны, действия суда и поведение контрагента. Актуальность темы обусловлена отсутствием единообразного подхода к определению момента прекращения правоотношения и неопределённостью правового статуса действий сторон на терминальной стадии. Использованы диалектический, формально-юридический, системный и сравнительно-правовой методы. Применяется метод правового моделирования и анализ судебной практики. Научная новизна исследования заключается в том, что введено понятие терминальной стадии правоотношения как самостоятельного этапа его динамики. Обосновано, что прекращение правоотношения может иметь сложную внутреннюю структуру и быть ретроспективным по своим последствиям. Предложена классификация терминальных стадий по формам прекращения, основаниям и характеру правового эффекта. Основные выводы, сделанные по результатам исследования: 1) При внеюрисдикционной форме терминальной стадии выбор того, будет ли правоотношение прекращено перспективно или ретроспективно, зависит от соглашения сторон. 2) При юрисдикционной форме терминальной стадии ретроспективное прекращение правоотношений возможно лишь в случаях, когда обращение в юрисдикционный орган связано с наличием спора о праве, а не является обязательным в силу закона. При определении момента прекращения должно приниматься во внимание, когда наступили иные обстоятельства, необходимые для прекращения правоотношения, и когда воля на такое прекращение была доведена до сведения контрагента, а также продолжилось ли осуществление регулятивного правоотношения. 3) «Исцеление» правоотношения на терминальной стадии - прекращение охранительного правоотношения и сохранение регулятивного - возможно по воле обеих сторон или по инициативе лица, заявившего о таком прекращении (например, путем отказа от иска). Устранение нарушений, повлекших переход на терминальную стадию, такого «исцеления» не влечет.
Предметом статьи является правовой статус «обществ по ускорению трансфера технологий (ОУТТ)» - изобретенного во Франции механизма государственно-научного партнерства, посредством которого два или большее число университетов, научно-исследовательских институтов и т. п. при участии и финансовой поддержке органов публичной власти коллективно превращают результаты своего научного творчества в новые технологии и инновационную продукцию, поступающие на рынок. После анализа во введении ключевых терминов и понятий рассмотрены история возникновения ОУТТ, система источников, закрепляющих их правовой статус, принципы и порядок функционирования. В заключении дана оценка эффективности механизма ОУТТ и, на этой основе, высказано практическое предложение о возможности и целесообразности использования аналогичного механизма в России. Использовались философские и общенаучные методы познания в сочетании со специальной методологией современной юриспруденции и других общественных наук (индукция и дедукция, анализ и синтез; историко-правовой, сравнительно-правовой методы; эмпирический анализ, метод обработки экономико-статистической информации и др.). Статья представляет собой первое в России комплексное юридическое исследование ОУТТ на фоне мирового опыта правового регулирования трансфера технологий из научного сектора в бизнес-среду. Продемонстрированы важность, сложность и неоднозначность феномена трансфера технологий, включая его юридическое понимание в источниках разных правовых систем. Применительно к французской правовой системе определено соотношение понятия «трансфер технологий» с более широкой юридической категорией «валоризация» (научных исследований и их результатов). Установлено, что во Франции - стране, которую сближает с Россией широкое использование этатистских (предполагающих активную роль государства) подходов как в научной, так и в экономической сферах, изобретение ОУТТ являлось результатом стремления французских властей перевести мероприятия по трансферу технологий на коллективные начала, но с использованием не командно-административных (приказных) рычагов, а финансового стимулирования (государственные гранты на создание и поддержку деятельности ОУТТ). Выявлены основополагающие источники и принципы, согласно которым функционируют ОУТТ, их достижения и проблемные аспекты. В практическом плане высказано предложение о внедрении коллективных механизмов трансфера технологий наука-бизнес в России, сначала в порядке правового эксперимента.
В работе представлен теоретико-правовой анализ определения профилактики незаконной миграции. Автором работы отмечено, что в настоящее время существует как научная, так и правовая неопределённость в понимании названного термина. Актуальность темы подтверждается еще тем, что в современный этап развития административного права имеются основания для выделения миграционного права в самостоятельную отрасль права. В свою очередь профилактику незаконной миграции возможно рассматривать в качестве института названной отрасли. Изучение различных работ монографического уровня показало, что учеными акцентируется внимание на исследование профилактики незаконной миграции в контексте криминологии. Вместе с тем, каких-либо актуальных и комплексных работ, посвященных «осязанию» названного термина, не имеется. Отсутствие унифицированного толкования профилактики незаконной миграции отрицательно сказывается на планирование и реализацию комплексных мероприятий в миграционной сфере. При написании работы автором использовались как общенаучные, так и специально-научные методы. Основной методологический инструментарий исследования выстроен на диалектическом методе познания, который позволил раскрыть понятие профилактики незаконной миграции. По результату проведенного исследования автором работы делается ряд выводов. В частности, установлено, что проблема определения профилактики незаконной миграции детерминирована рядом обстоятельств: а) отсутствие легального понимания данного термина; б) наличие спора о выделении обозначенного термина в качестве института миграционного права; в) различным подходом законодателя, правоприменителя, так и научного сообщества к определению терминов, связанных с профилактикой деятельностью; г) отсутствием систематизированного миграционного законодательства. Обобщение законодательных подходов к профилактике правонарушений и преступлений, отыскание семантического значения, а также аккумулирование некоторые докторальных подходов к определению исследуемого термина позволил разработать его авторское понимание. Так, профилактика незаконной миграции - это совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих незаконному перемещению через границу и присутствие на территории государства мигрантов.
Предметом исследования настоящей статьи является анализ критерия неисполненности (не исполнен или частично исполнен) как специального предела пересмотра судебных актов. Автор описывает историю возникновения и развития критерия неисполненности в практике Конституционного Суда РФ и законодательстве, приводит критику критерия, имеющуюся в литературе, его трансформацию в критерий прямого указания на возможность пересмотра судебного акта, а также ставит вопросы о будущем критерия неисполненности в системе пересмотра судебных актов при условии ее модернизации. Дополнительно на основании признака специальности критерия неисполненности автор выдвигает гипотезу об особой правовой природе ряда новых обстоятельств (признание нормы/ее истолкования неконституционной, определение или изменение практики применения нормы, отмена нормативного акта в порядке административного нормоконтроля). В работе использованы такие методы исследования как исторический, системный, аксиологический, формально-юридический, функциональный, социологический методы, анализ, синтез, моделирование. В литературе критерий неисполненности как специальный предел пересмотра обсуждается нечасто. Большая часть работ посвящена периоду до 2020 года. Автор приходит к выводу о том, что несмотря на тот факт, что в настоящее время критерий неисполненности формально практически исключен из правоприменения, полностью отказываться от него преждевременно. При систематизации законодательства о пересмотре судебных актов данный критерий может быть учтен (при его надлежащей доработке). Автор выдвигает гипотезу о том, что правовая природа обстоятельств, к которым может быть применен критерий неисполненности, выбивается из концепции новых обстоятельств и свидетельствует о необходимости выделения их в отдельную группу оснований для пересмотра судебных актов. При этом, учитывая тот факт, что в правовой действительности существует еще целый ряд ситуаций, к которым инструментарий пересмотра по вновь открывшимся и новым обстоятельствам применяется постольку, поскольку процессуальное законодательство не располагает иным инструментом для пересмотра самим судом своего акта, предлагается модернизировать наполнение процессуальных кодексов в этой части. Результаты работы могут быть использованы для развития процессуального законодательства и формирования более цельного взгляда на систему пересмотра судебных актов (внеинституциональных и институциональных стадий), а равно в учебном процессе при изучении соответствующих дисциплин.
Издательство
- Издательство
- НБ-МЕДИА
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- Юр. адрес
- 115114, г Москва, Даниловский р-н, Павелецкая наб, д 6А, кв 211
- ФИО
- Даниленко Василий Иванович (ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______