Одним из направлений работы с одаренными детьми в системе образования Российской Федерации является олимпиадно-конкурсное движение, которое сопровождается напряженным процессом подготовки, имеет специфику сопровождения. На каждом этапе одаренные дети сталкиваются с рядом трудностей, которые важно предотвращатьЦель - выявить трудности одаренных школьников - участников олимпиад и конкурсов в эмоциональной сфере и в содержательной подготовке к участию. Методология, методы и методики. В основе исследования лежит рефлексивно-компенсаторный подход. В качестве методов были использованы Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности (авторы Н. А. Курганский, Т. А. Немчин), Методика определения нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе «Прогноз» (автор Ю. А. Баранов), онлайн-опрос с использованием интернет-cервиса Yandex Forms. Выборка исследования: обучающиеся школ г. Костромы и Костромской области; воспитанники Центра выявления и поддержки одаренных детей Санкт-Петербурга «Академия таланта»; одаренные школьники - участники олимпиад РФ. Результаты. Полученные данные показали высокий уровень заинтересованности школьников в участии в олимпиадах и конкурсах. Опрос выявил значимый уровень эмоционального напряжения, тревожности и самокритичности большинства участников олимпиад и конкурсов. Помимо напряженного эмоционального фона отмечаются сложности в процессе содержательной подготовки к олимпиаде: недостаточное внимание специалистов из-за профессиональной загруженности, дефицит времени школьников, ситуативность подготовки без отсутствия системности и глубины. Научная новизна заключается в выявлении позитивных и негативных эмоциональных переживаний и трудностей формирования когнитивного, мотивационного и поведенческого компонентов готовности одаренных школьников к участию в олимпиадах и конкурсах. Практическая значимость. Выявленные сложности легли в основу разработки и реализации авторской системы подготовки школьников для участия в интеллектуальных соревнованиях.
Идентификаторы и классификаторы
Российская Федерация имеет большой опыт развития и воспитания одаренных детей. Активная работа с одаренными школьниками и реализацией их потенциала ведется в общеобразовательных организациях и организациях дополнительного образования. Мощное влияние на выявление и развитие одаренных детей оказывает олимпиадно-конкурсное движение. Предметные олимпиады в Российской Федерации, с одной стороны, нацелены на выявление и отбор талантливых детей, имеющих значительные потенциальные возможности для личностного развития, особенно в сфере когнитивных и творческих способностей. С другой стороны, олимпиады являются важным компонентом образовательной политики государства. Еще одним фактором значимости олимпиад выступает разработка и апробация новых типов исследовательских и творческих заданий. Олимпиады позволяют одаренным детям попробовать свои силы и реализовать свой потенциал, стимулируют развитие как предметных способностей, так и личностных качеств, способствуют саморазвитию участников конкурсных испытаний.
Список литературы
1. Богоявленская Д.Б., Пирлик Г.П. Ответ на необоснованность нового пути развития одаренности. Психологическая наука и образование. 2023;28(1):132-141. DOI: 10.17759/pse.2023280108 EDN: AEMKPK
2. Шадриков В.Д. К новой психологической теории способностей и одаренности. Психологический журнал. 2019;40(2):15-26. DOI: 10.31857/S020595920002981-5 EDN: VWWYPQ
3. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности. Вопросы психологии. 1989;6:29-33. Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1989/896/896029.html (дата обращения: 20.05.2025).
4. Савенков А.И. Представления о детской одаренности, как психическом явлении в современной образовательной практике. Современное дошкольное образование: теория и практика. 2019;6:30. Режим доступа: https://sdo-practice.ru/journalpril/aisavenkov-predstavleniya-o-detskoj-odaryonnosti-kak-psihicheskom-yavlenii-v-sovremennoj-obrazovatelnoj-praktike.html (дата обращения: 20.05.2025).
5. Черемошкина Л.В. О структуре одаренности и закономерностях ее проявления. Преподаватель XXI век. 2014;2:341-347. EDN: SZWMIJ
6. Черемошкина Л.В., Осинина Т.Н. Мнемические способности в период перехода от подросткового к юношескому возрасту (по материалам лонгитюдного исследования). Психологический журнал. 2020;4(16):35-47. DOI: 10.31857/S020595920011082-6
7. Gierczyk M., Pfeiffer S.I. The impact of school environment on talent development: a retrospective view of gifted british and polish college students. Journal of Advanced Academics. 2021;32(4):567- 592. DOI: 10.1177/1932202X211034909 EDN: ENFCMV
8. Sternberg R.J. A new model of giftedness for transformational active concerned citizenship and ethical leadership. Gifted Education International. 2024;40(2):166-195. DOI: 10.1177/02614294241246497 EDN: GXLOKV
9. VanTassel-Baska J. Whither thou goest, gifted education? Gifted Child Today. 2024;47(2):151-155. DOI: 10.1177/10762175231222307 EDN: ZMAIGR
10. Kang D.Y. Past, present, and future of gifted science education in Korea: a historical perspective. Asia-Paci c Science Education. 2019;5(12). DOI: 10.1186/s41029-019-0045-8
11. Zhang S. Gifted education in China. Cogent Education. 2017;4(1). DOI: 10.1080/2331186X.2017.1364881
12. Hoffman M. Japan is hard on gifted children. Japan Today. September 14, 2022. Accessed May 20, 2025. https://japantoday.com/category/features/kuchikomi/japan-is-hard-on-gifted-children.
13. Сеничева Н.Н., Соколова Д.В. Участие в конкурсах и олимпиадах как форма развития одаренности обучающихся. Вопросы территориального развития. 2015;9(29). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchastie-v-konkursah-i-olimpiadah-kak-forma-razvitiya-odarennosti-obuchayuschihsya (дата обращения: 07.08.2025). EDN: UZETXN
14. Абдусамедов Г.А. Традиции олимпиадного движения школьников в России. Вестник Московского государственного областного университета. Серия История и политические науки. 2014;3:166-170. Режим доступа: item.asp?id=21691403 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: SGRMTH
15. Юртаева Т.В. Олимпиадное движение как форма работы с одаренными детьми. Русский язык и литература: актуальные проблемы теории и практики преподавания. Сборник материалов VI Всероссийской научно-методической конференции; 2021. Коломна; 2021:187-191. Режим доступа: item.asp?id=48050996 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: YDTENZ
16. Гулов А.П. Генезис олимпиадного движения в России. Ценности и смыслы. 2023;3(85):42-60. DOI: 10.24412/2071-6427-2023-3-42-60 EDN: MDJUMW
17. Вдовина Т.О., Карасев С.А. Всероссийская олимпиада школьников как показатель эффективности работы с одаренными учащимися. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2018;1(13):83. Режим доступа: item.asp?id=32711746 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: YUGLKR
18. Банзаракцаева Е.В. Из опыта подготовки и проведения олимпиады по истории Отечества в вузе культуры. Вестник Восточно-Сибирского государственного института культуры. 2022;2(22):164-170. DOI: 10.31443/2541-8874-2022-2-22-151-156
19. Артемьева Л.Н., Яковлева Ю.В. Методологические основы психолого-педагогической олимпиады школьников. Педагогическое образование. 2022;3(8):146-151. Режим доступа: item.asp?id=49620687 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: TYRHDY
20. Афанасьева Т.П., Елисеева И.А., Немова Н.В. Всероссийская олимпиада школьников: современное состояние и перспективы развития. М.: АПКиППРО; 2006. 122 с. Режим доступа: item.asp?id=25972124 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: VWJBAL
21. Berk S. Designing for the future of education requires design education. Art Education. 2016;69(6):16-20. DOI: 10.1080/00043125.2016.1224844
22. Xiong B. Mathematical Olympiad in China (2021-2022): Problems and Solutions (Mathematical Olympiad Series). East China Normal University Press and World Scienti c Publishing Co. Pte. Ltd.; 2022. 432 p. Accessed May 20, 2025. https://www.amazon.com/Mathematical-Olympiad-China-2021-2022-Solutions-ebook/dp/B0D1KD6NJQ.
23. Ленева Е.А. Особенности подготовки одаренных школьников Оренбургской области к региональному этапу Всероссийской олимпиады школьников по биологии. Наука и образование: актуальные проблемы естествознания и экономики: сборник статей по материалам пятой международной научно-практической конференции; 24 марта 2023 г.; Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет; 2023:66-71. Режим доступа: item.asp?id=50738110 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: JIFNYX
24. Рябова С.В., Искужина Н.Г. Проблема повышения эффективности подготовки одаренных школьников к Всероссийской олимпиаде по искусству (МХК) на примере республики Башкортостан. Педагогический журнал Башкортостана. 2021;2(92):45-61. DOI: 10.21510/1817-3292-2021-92-2-45-61 EDN: EPIZOW
25. Черненко С.Е., Романенко К.Р. “Обречены на успех”: продвигающая сила школы, роль семьи и неравенство на пути олимпиадников в университет. Вопросы образования. 2022;3:213-238. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-3-213-238
26. Муравьев С.Е., Скрытный В.И. Олимпиады школьников. Высшее образование в России. 2017;6:126-130. Режим доступа: item.asp?id=29381647 (дата обращения: 20.05.2025). EDN: YSYXTL
27. Ambrose D. Interdisciplinary insights that reveal contextual in uences on the development of giftedness and talent. Education Sciences. 2023;13(7):690. DOI: 10.3390/educsci13070690 EDN: JIUFUI
28. Piske F., Stoltz T., Guérios E., de Camargo D., Vestena C., de Freitas S., et al. The importance of teacher training for development of gifted students’ creativity: contributions of Vygotsky. Creative Education. 2017;8:131-141. DOI: 10.4236/ce.2017.81011
29. Cross T.L. The psychological well-being of students with gifts and talents: from amelioration to education. Gifted Child Today. 2024;47(2):146-150. DOI: 10.1177/10762175231223766 EDN: IJJKCJ
30. Бойцова О.Ю., Носов Д.М., Тороп В.В. Справедливость неравенства, или кто и как побеждает на олимпиаде по обществознанию. Вопросы образования. 2019;2:199-225. DOI: 10.17323/1814-9545-2019-2-199-225
31. Parr J., Stevens T. Challenges of equity and discrimination in the education of gifted children. Quality education, encyclopedia of the UN sustainable development. Goals. 2020:67-78. DOI: 10.1007/978-3-319-69902-8_21-1
32. Bol T., Witschge J. van de Werfhorst H.G.V., Dronkers J. Curricular tracking and central examinations: counterbalancing the impact of social background on student achievement in 36 countries. Social Forces. 2014;92(4):1545-1572. DOI: 10.1093/sf/sou003
33. Ladewig A., Köller O., Neumann K. Persisting in physics and the physics olympiad - impact of gender identi cation and sense of belonging on expectancy-value outcomes. European Journal of Psychology Education. 2022;38(7):1-20. DOI: 10.1007/s10212-022-00600-5 EDN: BWFLOB
34. Simeon-Fayomi B.C., Cheatan B.S., Oludeyi O.S. Soft skills for young adults: circuit in the formal, non-formal and informal models. Issues and Ideas in Education. 2018;6(1):99-112. DOI: 10.15415/iie.2018.61006
35. Fleer M. A cultural-historical critique of how engineering knowledge is constructed through research in play-based settings: what counts as evidence and what is invisible? Research in Science Education. 2022;52(2):1355-1373. DOI: 10.1007/s11165-021-10012-y EDN: MRFGMY
36. Fabio R.A., Croce A., Calabrese C. Critical thinking in ethical and neutral settings in gifted children and non-gifted children. Children. 2023;10(1):74. DOI: 10.3390/children10010074 EDN: LEMOCE
37. Bildiren A., Kirişçi N., Kavruk S.Z., Yıldırım Y., Bıkmaz-Bilgen Ö., Dildeğmez B. İlkokul dönemi üstün yetenekli çocuklar için aday bildirim ölçeği (İDABÖ) geliştirme çalışması. Ankara Üniversitesi Eğitim Bilimleri Fakültesi Özel Eğitim Dergisi, Erken Görünüm. 2024;25(3):297-311. DOI: 10.21565/ozelegitimdergisi.1359061
38. Печеркина А.А., Борисов Г.И., Тарасов Д.А. Эмоциональное благополучие школьников: роль личностных черт и академической успешности. Образование и наука. 2025;27(2):135-158. DOI: 10.17853/1994-5639-2025-2-135-158 EDN: UAYRVY
Выпуск
Другие статьи выпуска
Введение. В последние годы отмечается увеличение уровня эмоциональной напряженности и социальной тревожности среди студенческой молодежи, в том числе в Российской Федерации, что обусловливает необходимость изучения механизмов восприятия угроз и формирования субъективных представлений о личной безопасности в студенческой среде. Цель. Исследование направлено на раскрытие содержания и установление факторов субъективно воспринимаемой личной безопасности студентов российских вузов. Методология, методы и методики. Эмпирическую базу исследования составили собранные в рамках смешанной методологии последовательного типа (qual-QUANT) качественные (12 интервью, целевой отбор) и количественные (n = 415, квотный отбор) данные на выборке студентов трех российских вузов. Результаты. В большей степени студенты опасаются прямых угроз жизни и физическому здоровью, затем - угроз ментальному благополучию, и меньше всего их волнуют отложенные угрозы, связанные с воздействием внешнесредовых (экологических) факторов риска на здоровье. Подтверждено наличие гендерного разрыва в субъективном восприятии угроз жизни и здоровью. Для изучаемой группы характерен высокий уровень субъективно оцениваемой защищенности от внешних угроз, восприятие своей жизни как стабильной и предсказуемой. Кластерный анализ позволил выделить три группы студентов по критерию субъективной личной безопасности: ощущающие себя в безопасности (39 %); ощущающие себя в небезопасности (16 %); ощущающие себя в неопределенном состоянии (45 %). Обнаружено, что студенческая молодежь воспринимает непредсказуемые и слабо контролируемые события наиболее угрожающими их жизни и здоровью, но ответственность за обеспечение безопасности возлагает чаще на себя, а не на социальные институты и государство. Научная новизна. Исследование ставит под сомнение тезис о доминировании алармистских настроений среди российской молодежи и интенсивном распространении страхов за собственную безопасность. Теоретическая концептуализация субъективного восприятия безопасности расширяет подходы и формирует основу для дальнейших исследований. Практическая значимость. Исследование предоставляет данные для совершенствования программ в сфере здоровья и адаптации уязвимых групп к рискогенной среде.
Введение. Психическое здоровье является одним из основных факторов, определяющих качество жизни, благополучие, социальное и профессиональное удовлетворение. Исследования показывают, что выгорание влияет не только на академическую успеваемость, но и на общую жизнь и будущую карьеру учащихся старшей школы. Цель. В исследовании изучались уровень выгорания среди старших подростков в Марокко и вызывающие его причины с использованием опросника Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS). Методология и методы исследования. Опросник Maslach Burnout Inventory-Student Survey (MBI-SS) был переведен на арабский язык с сохранением культурной релевантности. В исследовании использован критерий сферичности Бартлета, исследовательский факторный анализ (EFA) и подтверждающий факторный анализ (CFA). В исследовании приняли добровольное участие 1116 учащихся государственных средних школ из региона Кенитра (Марокко) со средним возрастом 17,15 года (SD = 1,328), из них 59,1 % девочек. Результаты показывают, что 47 % марокканских студентов проявляют академические эмоции, а студенты мужского пола могут развивать более циничные и неадекватные своим академическим способностям взгляды. Студенты третьего курса испытывают более высокий уровень эмоционального истощения по сравнению со студентами первого курса, в то время как студенты второго курса демонстрируют более низкий показатель (p < 0,001). Студенты с низким доходом семьи и из городских районов более подвержены академическому выгоранию. Студенты, изучающие технические дисциплины, показали более высокие результаты по эмоциональному истощению и цинизму (13 % - юноши, 20 % - девушки), чем студенты, изучающие литературу (5 % и 13 % соответственно). Научная новизна заключается в использовании MI-SS. Текущее исследование усиливает влияние сопутствующих факторов, таких как пол, уровень образования, доход семьи, заболевание и путь обучения, на компоненты выгорания в Марокко. Практическая значимость. Лица, принимающие решения в сфере образования в Марокко, могут использовать связь между социально-демографическими факторами и выгоранием в школе для снижения выгорания среди студентов, что приведет к улучшению успеваемости.
Введение. Проблематика психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности является одним из наиболее актуальных направлений исследований в условиях трансформации геополитических процессов в современном обществе. Цель статьи заключается в разработке структуры психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности на ступени высшего образования и определении приоритетных направлений ее формирования на основе анализа личностного потенциала студентов, обучающихся на образовательных программах по направлению «Государственное и муниципальное управление». Методология, методы и методики. Структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности была разработана на основе сопоставления требований к результатам ФГОС высшего образования по направлению 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» с ключевыми положениями концепции личностного потенциала Д. А. Леонтьева и полисистемного подхода субъектной самореализации С. И. Кудинова. Эмпирическое исследование было проведено на базе трех филиалов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ посредством применения диагностической методики «Тест суждений самореализации личности» С. И. Кудинова. В опросе принимали участие 211 студентов 1 и 4 курсов. Результаты и научная новизна. Разработанная структура психологической готовности будущих госслужащих к профессиональной деятельности обеспечивает методологический каркас для диагностики ресурсов и рисков формирования психологической готовности на ступени получения высшего образования. Среди ресурсных на 1 курсе установлены ценностно-целевой, динамический и эмоциональный компоненты (27,3-40,9 % ответов в сегменте высоких значений). На 4 курсе - прогностический, когнитивный, организационный и ценностно-целевой компоненты (22,2-33,3 % ответов в сегменте высоких значений). Среди рисков для всех участников исследования выявлены эгоцентрическая мотивация и наличие личностных барьеров (до 21 % ответов с высокими значениями по каждой шкале). Практическая значимость. Полученные результаты исследования могут быть применены при проектировании психологических условий подготовки будущих госслужащих на ступени высшего образования, в том числе посредством персональной маршрутизации психологического сопровождения профессионально-личностного развития.
Стремительное развитие цифровых технологий трансформирует образовательную среду, создавая новые вызовы для коммуникации между участниками образовательного процесса. Онлайн-коммьюнити университетов становятся центральными площадками для академического взаимодействия, где сетевая коммуникативная культура и цифровой этикет играют определяющую роль в эффективности обучения и профессионального развития студентов. Цель - анализ влияния сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета на эффективность обучения и профессиональное развитие студентов. Методология, методы и методики. Использованы материалы базы данных Web of Science за период 1975-2025 гг. На основе критериев включения были отобраны и проанализированы 5 ключевых исследований, авторы которых аффилированы с университетами США, Тайваня, Швеции, Испании и Новой Зеландии. Результаты. Показана эволюция от базовых принципов сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета до сложной мультимодальной коммуникации с использованием инструментов искусственного интеллекта. Исследование демонстрирует, что эффективная онлайн-коммуникация существенно влияет на образовательные результаты через три ключевых механизма: 1) структурированные рамки цифрового взаимодействия, 2) сбалансированную интеграцию традиционных и инновационных форм коммуникации, 3) развитие профессиональных цифровых компетенций. Научная новизна. Результаты исследования подтверждают значимость сетевой коммуникативной культуры и цифрового этикета как ключевого фактора, определяющего качество образовательного процесса в условиях онлайн-коммьюнити и траекторию профессионального становления студентов в цифровую эпоху. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы при составлении регламентирующих документов цифрового взаимодействия для академических онлайн-сообществ вуза.
Мультимодальная учебная аналитика (MMLA) - новое направление исследований в образовании, интерес к которому растет во всем мире. Актуальность такой аналитики заключается в возможности более комплексного и точного понимания процессов обучения за счет интеграции различных типов данных, таких как цифровые, физические, физиологические, психологические, психометрические и экологические (данные окружающей среды). Цель - выйти за рамки описательного анализа текущих практик и перейти к структурному пониманию сущностей и взаимосвязей, формирующих исследовательское поле; уточнить границы MMLA как научного направления с целью выявления скрытых областей потенциального применения. Особое внимание уделяется коллаборативной аналитике, перспективному направлению изучения данных о совместной деятельности. Методология, методы и методики. В качестве основного метода применяется библиометрический анализ. Для онтологического осмысления поля использован метод веерных матриц. Результаты и научная новизна. Анализ полученных библиометрических данных позволил проследить основные вехи развития мультимодальной учебной аналитики с момента ее появления до настоящего времени. Определены основные исследовательские группы, содержание их исследований и используемые источники данных. Выделены основные исследовательские темы и проанализирована их динамика. Обнаружен сдвиг исследовательского интереса: от анализа индивидуальных траекторий к анализу групповой динамики в контексте совместного обучения. Изучены возможности применения MMLA для анализа коллективных форм учебной деятельности, таких как совместное решение задач, групповая работа или проектное обучение. Онтологическое осмысление поля MMLA позволило выделить существующие пространства и подходы и предположить те, которые могут появиться в будущем. Практическая значимость. Результаты могут быть использованы для проектирования учебных сред, в том числе ориентированных на формирование навыков коммуникации, сотрудничества и работы в команде, а также междисциплинарных контекстах.
Пересмотр существующих таксономий учебных целей обусловлен увеличением объема информации, ее обновлением и необходимостью гибко использовать ее в учебной и профессиональной деятельности. Целью исследования является дополнение таксономии учебных целей, которое предполагает их интеграцию в соответствии с современными требованиями к результатам обучения: ориентации человека на непрерывное личностное и профессиональное развитие, владению навыками межличностного общения и взаимодействия с цифровой средой и искусственным интеллектом. Методология, методы и методики. Исследование опирается на ключевые методологические принципы: междисциплинарность, соответствие, антропологизм, личностно-ориентированный подход, а также на идеи Л. С. Выготского (культурно-историческая концепция) и С. Л. Рубинштейна (единство сознания и деятельности). Основными инструментами стали анализ научной литературы и теоретическое моделирование. Результаты и научная новизна. Классическая таксономия учебных целей Б. Блума была дополнена категориями «представление» и «отношение» и в итоговом варианте содержит восемь уровней: представление, знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценка, отношение. Категория «представление» является промежуточной между элементарными познавательными процессам и высшими психологическими функциями и может быть развернуто в знание при необходимой доработке, которую функционально обеспечивает механизм антиципации. Категория «отношение» является интегральной: сочетание ее компонентов обеспечивает развитие метакогнитивных навыков обучающегося, включение этических аспектов в процесс получения и применения знаний и умений. Практическая значимость. Дополненная таксономия учебных целей может послужить основанием для корректировки образовательных результатов учебных программ, разработке методических материалов и конкретных заданий в области профессионального образования.
Издательство
- Издательство
- РГППУ
- Регион
- Россия, Екатеринбург
- Почтовый адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- Юр. адрес
- 620143, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11
- ФИО
- Дубицкий Валерий Васильевич (ИСПОЛНЯЮЩИЙ ОБЯЗАННОСТИ РЕКТОРА)
- E-mail адрес
- mail@rsvpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (343) 3384447
- Сайт
- https://rsvpu.ru/