Современные международные отношения характеризуются усилением межгосударственного соперничества, которое особенно ярко проявляется на уровне региональных подсистем. Наглядным примером может служить регион Латино-Карибской Америки (ЛКА), который становится ареной противостояния (в том числе идеологического) между США, традиционно считающими его сферой своего влияния, и КНР, активно наращивающей сотрудничество со странами ЛКА в различных областях. Цель настоящей статьи заключается в выявлении и оценке роли идеологической составляющей в политике администрации Дж. Байдена в отношении стран ЛКА на фоне нарастания американо-китайского соперничества в данном регионе. В первом разделе статьи определяется место ЛКА во внешнеполитической стратегии текущей администрации в контексте риторики демократов о борьбе «свободного мира» с представляющими для него угрозу авторитарными режимами, в частности с КНР. Во втором разделе проанализированы основные формы и направления политики КНР по укреплению своего присутствия в ЛКА. Автор отмечает, что американское руководство оценивает эту деятельность КНР крайне негативно, как подрывающую основы лидерства США в регионе. Как результат в настоящий момент можно наблюдать складывание нового межпартийного консенсуса о необходимости принятия неотложных мер по противодействию растущему влиянию Китая. В третьем разделе рассматриваются ключевые инициативы администрации Дж. Байдена, призванные укрепить позиции США в странах ЛКА. При этом автор заключает, что предпринятые 46-м президентом США шаги на латиноамериканском направлении имеют ярко выраженный идеологизированный характер. Они фактически вынуждают страны ЛКА четко занять чью-то сторону в американо-китайском противостоянии, что в свою очередь приводит к дальнейшей поляризации региона в духе новой холодной войны.
Идентификаторы и классификаторы
- УДК
- 32. Политика
- Префикс DOI
- 10.48015/2076-7404-2024-16-1-202-229
Зарубежные исследователи помимо общей характеристики курса администрации Дж. Байдена в отношении Латинской Америки4 [Ruvalcaba, 2021; Carbone, 2021] много внимания уделяют проблемам американо-китайского соперничества, в том числе рассматривая его через призму логики «новой холодной войны»5 [Ayuso, 2021; Castro Alegria, 2023; Morgenfeld, 2021; Milani, 2023; Prevost, 2024; Xing, Vadell, 2024].
Список литературы
1. Боровский Ю.В., Мартынов Б.Ф. Две Америки в современных международных отношениях (1991-2023 гг.). М.: Аспект-Пресс, 2023.
2. Давыдов А.А. Близкие не союзники: политика США по отношению к Мексике при администрации Дж. Байдена // Iberoamérica. 2023. № 4. С. 148-171. https://doi.org/10.37656/s20768400-2023-4-08.
3. Евсеенко А.С. Инициативы США на латиноамериканском направлении: проблемы и перспективы // США и Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. С. 83-89. https://doi.org/10.31857/S268667300015578-5.
4. Каткова Е.Ю., Еремин А.А. Отношения КНР с регионом Латинской Америки и Карибского бассейна на современном этапе // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17. № 2. С. 164-188. https://doi.org/10.17323/1996-7845-2022-02-07.
5. Кодзоев М.А-М. Администрация Дж. Байдена и страны Центральной Америки и Карибского бассейна // Свободная мысль. 2021. № 6. С. 27-40.
6. Кодзоев М.А-М. Латиноамериканская политика администрации Дж. Байдена: первые шаги // США и Канада: экономика, политика, культура. 2021. № 7. С. 63-69. https://doi.org/10.31857/S268667300015574-1.
7. Кодзоев М.А-М. Результаты антикубинской политики Д. Трампа и перспективы американо-кубинских отношений в период администрации Дж. Байдена // Ибероамериканские тетради. 2020. Т. 8. № 4 (30). С. 39-53. https://doi.org/10.46272/2409-3416-2020-8-4-39-53.
8. Кочегуров Д.А. Миграционная политика США в контексте кризиса на границе с Мексикой // Россия и Америка в XXI веке. 2022. № S1. https://doi.org/10.18254/S207054760018171-5.
9. Манухин А.А. Мексика и США: есть ли новые решения старых проблем? // Латинская Америка. 2018. № 4. С. 52-66.
10. Манухин А.А. Особенности политики администрации Дональда Трампа в Латинской Америке // Россия и Америка в XXI веке. 2019. № S1. С. 14. https://doi.org/10.18254/S207054760005322-1.
11. Пшеничников И.Б. Политика США в Латинской Америке при президенте Дж. Байдене // Проблемы национальной стратегии. 2021. № 3 (66). С. 160-178. https://doi.org/10.52311/2079-3359_2021_3_160.
12. Розенталь Д.М. Леворадикальные режимы Латинской Америки во внешней политике Джо Байдена // Россия и Америка в XXI веке. 2022. № S1. https://doi.org/10.18254/S207054760023922-1.
13. Розенталь Д.М. США и левые режимы в Латинской Америке: подход администрации Д. Трампа // Ибероамериканские тетради. 2019. № 3 (25). С. 46-49. https://doi.org/10.46272/2409-3416-2019-3-46-49.
14. Сударев В.П. Латиноамериканская политика США при Дж. Байдене. Произошла ли перезагрузка? // Свободная мысль. 2022. № 3 (1693). С. 103-114.
15. Сударев В.П. Латинская Америка в геополитическом треугольнике США - Китай - Европейский союз. М.: МГИМО-Университет, 2019.
16. Сударев В.П., Кудеярова Н.Ю., Манухин А.А. и др. Трансформация региональной модели международных отношений в Западном полушарии. Екатеринбург: Издательские решения, 2022.
17. Хейфец Л.С., Коновалова К.А. Латинская Америка в сотрудничестве Юг-Юг на фоне противоречий глобализации // Мировая экономика и международные отношения. 2021. Т. 65. № 4. С. 21-29. https://doi.org/10.20542/0131-2227-2021-65-4-21-29.
18. Хлопов О.А. Современная политика США в странах Латинской Америки и Карибского бассейна // Латинская Америка. 2022. № 12. С. 47-63. https://doi.org/10.31857/S0044748X0023420-1.
19. Цветкова Н.А., Гришанина Т.А. «Цифровая сила» в странах Латинской Америки: хэштеги и дипфейки как политические инструменты // Латинская Америка. 2023. № 3. С. 21-33. https://doi.org/10.31857/S0044748X0024414-4.
20. Ayuso A. La agenda exterior de Biden y sus implicaciones para la Unión Europea y América Latina // Relaciones Internacionales. 2021. Vol. 30. No. 60. P. 265-278. https://doi.org/10.24215/23142766e134.
21. Carbone V.L. La administración Biden y América Latina: ¿Puede hablarse de una nueva relación con la región? // Huellas de Estados Unidos. 2021. No. 20. P. 110-120.
22. Castro Alegría R.F. ¿Todos los caminos conducen a Pekín? La política de Joe Biden hacia América Latina y el Caribe // Documentos de trabajo. 2023. No. 80. P. 1-27. https://doi.org/10.33960/issn-e.1885-9119.DT80.
23. Haibin N. Building development partnership: Engagement between China and Latin America // China Currents. 2020. Vol. 19. No. 1. P. 1-9.
24. Heiss M.A. The evolution of the imperial idea and U.S. national identity // Diplomatic History. 2002. Vol. 26. No. 4. P. 511-540. https://doi.org/10.1111/1467-7709.00324.
25. Klinger J.M. A brief history of outer space cooperation between Latin America and China // Journal of Latin American Geography. 2018. Vol. 17. No. 2. P. 46-83. https://doi.org/10.1353/lag.2018.0022.
26. Krivolapov O.O., Stepanova N.V. La cooperacion de EE.UU. con paises de America Latina en el ambito de seguridad antes y despues de la llegada de Joseph Biden al poder // Iberoamerica. 2021. No. 4. P. 58-79. https://doi.org/10.37656/s20768400-2021-4-03.
27. Milani L.P. U.S. hegemony in Latin America during the age of challenges: The perception of threats by the U.S. Southern Command // Latin American Perspectives. 2023. Vol. 50. No. 5. P. 221-237. https://doi.org/10.1177/0094582X221140418.
28. Morgenfeld L.A. Biden, América Latina y las mutaciones geopolíticas // Estados Unidos: miradas críticas desde Nuestra América. 2021. No. 5. P. 9-16.
29. Prevost G. The Biden administration and the rise of China: Implications for U.S. policy in Latin America // China-US rivalry and regional reordering in Latin America and the Caribbean / Ed. by L. Xing, J. Vadell. London: Routledge, 2024. P. 73-87.
30. Ruvalcaba D.M. La política exterior de Joseph Biden hacia América Latina: Un análisis prospectivo al inicio del nuevo gobierno // Izquierdas. 2021. No. 50. P. 1-26.
31. Schwartzman K.C. Mexico’s fate amid U.S.-China competition // Class, Race and Corporate Power. 2021. Vol. 9. No. 1. P. 1-45. https://doi.org/10.25148/CRCP.9.1.009648.
32. Sexton J. The Monroe Doctrine in an age of global history // Diplomatic History. 2023. Vol. 47. No. 5. P. 845-870. https://doi.org/10.1093/dh/dhad043.
33. Sokólshchik L.M. América Latina en la política exterior de EE.UU. durante la administración de Joe Biden // Iberoamérica. 2023. No. 1. P. 53-77. https://doi.org/10.37656/s20768400-2023-1-03.
34. U.S. foreign policy and the other / Ed. by M.P. Cullinane, D. Ryan. New York: Berghahn books, 2015.
35. Xing L., Vadell J. China-US rivalry and regional reordering in Latin America and the Caribbean. London: Routledge, 2024.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В центре внимания данной рецензии находится новая монография О. М. Александрии и А. Г. Савельева «Контроль над ядерными вооружениями в российско-американских стратегических отношениях (2010 — начало 2020-х гг.)», увидевшая свет в 2024 г. Рецензент отмечает научную новизну предлагаемого исследования, обусловленную стремлением авторов вписать вопросы контроля над ядерными вооружениями в отношениях между США и Российской Федерацией в более широкий исторический, международно-политический и военно-технологический контекст. Подробно рассмотрены содержание трех глав работы и ключевые авторские выводы и наблюдения по таким дискуссионным вопросам, как причины, обусловившие стагнацию стратегического диалога в настоящий момент, роль третьих стран с точки зрения перспектив возобновления переговоров о контроле над ядерными вооружениями и проблема учета фактора новых вооружений. Рецензент соглашается с заключением авторов, что в ближайшей перспективе наиболее вероятным видится вариант ограниченной модернизации положений Договора по СНВ 2010 г. при сохранении установленных им лимитов и режима верификации. Возможностей для качественного развития и углубления диалога о контроле над ядерными вооружениями и его адаптации к новым стратегическим реалиями пока не наблюдается. В то же время рецензент отмечает, что определенным недостатком данной работы следует признать отсутствие в ней подробного анализа динамики изменения российско-американского стратегического ядерного баланса в рассматриваемый период. Между тем в этой области произошли существенные изменения, которые будут иметь решающее значение для российско-американского стратегического диалога, когда (если) он возобновится. Данное замечание нисколько не принижает достоинств представленного исследования, а лишь указывает на возможности дальнейшего его развития и углубления. Как таковая данная монография представляется исключительно актуальной и, безусловно, будет интересна как специалистам, так и всем интересующимся проблематикой международной безопасности, контроля над вооружениями и российско-американских отношений.
Несмотря на то что в этом году НАТО отмечает свой 75-летний юбилей, споры вокруг сущности и природы Североатлантического альянса, его роли в международных отношениях вообще и архитектуре европейской безопасности в частности не утихают до сих пор. Особенную актуальность эти дискуссии приобретают сейчас, когда система международных отношений вступила в период глобальной трансформации. Проблема осмысления феномена НАТО дополнительно осложняется тем обстоятельством, что на протяжении долгой истории альянса его организационные и идентитарные аспекты также неоднократно подвергались достаточно серьезным изменениям. Для того чтобы приблизиться к пониманию логики и динамики этих изменений, в данной статье предпринимается попытка выявить и проанализировать ключевые особенности политики партнерства НАТО в постбиполярную эпоху в контексте гибкой системы партнерских связей «коллективного Запада». Автор приходит к выводу, что после окончания холодной войны Североатлантический альянс столкнулся с серьезным кризисом идентичности и взял курс на радикальное расширение своего функционала, в том числе в рамках политики партнерства, за счет включения в него вопросов посткризисного регулирования, гуманитарной и гендерной безопасности, публичной дипломатии, изменения климата и т. д. Всё это свидетельствовало, на первый взгляд, об уверенной и последовательной трансформации НАТО из традиционного военно-политического объединения в «сообщество безопасности». Однако конфликт на Украине и глубокий раскол между Россией и Западом, которые во многом были спровоцированы именно специфическими установками политики партнерства и расширения НАТО, вновь вывели на первый план в процессах формирования коллективной идентичности блока традиционную бинарную логику «свой» — «чужой» и позиционирование себя в качестве прежде всего военного альянса.
Одна из важнейших проблем, с которой столкнулась Россия после холодной войны при отстаивании своих национальных интересов, была связана с ее стремлением найти свое место в европейском порядке в условиях доминирования коллективного Запада и его институтов. Североатлантический альянс (Организация Североатлантического договора, НАТО) не только не был распущен после завершения миссии, ради которой он был создан, но и стал принимать на себя новые задачи ради удержания европейских союзников в орбите США. Среди механизмов, которые использует Вашингтон в этих целях, особую роль сразу после распада биполярной системы в Европе стал играть процесс постоянного расширения НАТО, в первую очередь за счет бывших союзников СССР по Организации Варшавского договора. В настоящей статье автор ставит двойную цель: выявить логику эволюции политики НАТО по расширению на восток и оценить ее последствия для самого альянса, а также проследить изменения в официальной позиции российской стороны в контексте реализации этой политики. В первом разделе статьи выделяются основные этапы расширения НАТО в постбиполярный период. Отмечается, что западные страны, рассматривая принцип «открытых дверей» как продолжение политики сдерживания в новых геополитических условиях и получая по мере его реализации конкретные военно-политические дивиденды, в определенный момент осознали невозможность быстрого принятия государств постсоветского пространства в НАТО и переключили внимание на регион Северной Европы. Во втором разделе анализируется реакция России на маневрирование альянса. Подчеркивается, что постепенно обеспокоенность российского руководства возможной маргинализацией страны в евро-атлантических институтах сменилась политикой силового противодействия принципу «открытых дверей», по мере того как альянс выходил за рамки зоны своей традиционной ответственности. В заключение автор приходит к выводу, что расширение НАТО оказало неоднозначное влияние и на систему европейской безопасности, и на сам альянс. С одной стороны, оно дало США новые возможности для проекции мощи и закрепления статуса гегемона в Европе. С другой стороны, целесообразность и эффективность такой политики на современном этапе ставятся под сомнение коллективным Западом, столкнувшимся с рядом серьезных вызовов как в Европейском регионе, так и за его пределами. В условиях этой неопределенности, по мнению автора, НАТО будет постепенно отказываться от принципа «отрытых дверей» в пользу более гибких форматов военно-политического взаимодействия со странами, не являющимися членами блока.
После окончания холодной войны в академической и экспертной среде развернулась широкая дискуссия относительно целесообразности сохранения военно-политических альянсов ввиду снижения интенсивности вооруженных конфликтов и минимизации вероятности возникновения крупных межгосударственных войн. Эти рассуждения, однако, столкнулись с новой постбиполярной международной реальностью, в которой стали активно формироваться новые союзы и коалиции, а старые объединения были подвергнуты реформированию и/или расширили членский состав. На практике государства не только продолжили рассматривать союзничество как важный инструмент внешней политики, но и стали активно разрабатывать новые формы союзов и коалиций. В этой связи цель настоящей статьи — выявление и оценка тенденций эволюции союзничества в период 1990–2010-х годов. Во-первых, авторы обращают особое внимание на снижение интереса ведущих держав к формализации союзнических отношений, которая всё больше воспринимается ими как излишнее обременение при стабильной конвергенции интересов. При этом исследователи отмечают, что ведущие державы в постбиполярный период придерживались разных подходов к союзничеству и коалиционному строительству: в то время как США укрепили трансатлантическое ядро (НАТО) в американоцентричной сети альянсов, опираясь при этом на более гибкие малосторонние форматы в других регионах мира, Россия, Индия и Китай в целом не стремились к расширению союзничества, а гарантии коллективной безопасности предоставляли избирательно. Вместе с тем указанные игроки, по мнению авторов, были едины в использовании асимметричных союзов в качестве не только инструментов сдерживания потенциальных противников, но и механизмов контроля над младшими партнерами в условиях борьбы за сферы влияния. Во-вторых, магистральной тенденцией в развитии союзничества является так называемое ритуальное союзничество, когда военно-политические обязательства включаются в повестку дня региональных интеграционных группировок скорее как дополнение к субстантивным вопросам сотрудничества. Наконец, в 1990–2010-х годах расширился спектр практических форматов союзничества: от традиционных приоритетов поддержания территориальной обороны фокус сместился в сторону проведения экспедиционных операций в составе коалиций, которые помимо собственно государств-партнеров включают и негосударственные патронажные сети. В заключение авторы отмечают, что крупные державы продолжат полагаться на комбинированные формы союзничества, при этом всё большее стратегическое значение будет приобретать борьба за лояльность последователей на фоне усиливающегося межгосударственного соперничества.
В условиях стремительной деградации и разрушения архитектуры международной безопасности, восходящей своими корнями еще к временам холодной войны, новое звучание приобретают проблемы контроля над вооружениями в целом и распространения ядерного оружия в частности. Возрастает потребность в поиске новых многосторонних форматов межгосударственного взаимодействия в этой области, которые позволили бы адаптировать существующие модели контроля над вооружениями к реалиям формирующегося полицентричного мирового порядка. Решение этой задачи в свою очередь требует тщательного осмысления исторического опыта взаимоотношений стран — участниц военно-политических блоков в годы холодной войны. В данной статье подробно рассмотрены три кейса, связанных с дискуссиями между союзниками по НАТО по вопросам запрещения испытаний ядерного оружия, подготовки Договора о нераспространении ядерного оружия и, наконец, переговоров о взаимном сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе. Показано, что во всех трех случаях решающий голос в выработке решений по проблемам контроля над вооружениями в конечном счете принадлежал США, но позиции их союзников по НАТО существенным образом влияли как на ход переговорного процесса, так и на содержание соглашений. В целом, по мнению автора, наиболее поучительным уроком дискуссий периода 1963–1975 гг. является то, что они показывают, чем оборачивается незнание уроков прошлого: игнорирование опыта переговоров межвоенного периода не позволило тогда реализовать все возможности многостороннего межблокового диалога по контролю над вооружениями. Сейчас этот урок становится актуальным как никогда.
Издательство
- Издательство
- МГУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- Юр. адрес
- оссийская Федерация, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1
- ФИО
- Садовничий Виктор Антонович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@rector.msu.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 9391000
- Сайт
- https://msu.ru/