В статье рассматриваются особенности реализации политики Турции на Африканском континенте после завершения пандемии коронавируса. Особое внимание автор уделяет военной составляющей турецкой стратегии, а также наращиванию присутствия Анкары в Западной Африке и в районе Африканского рога.
Идентификаторы и классификаторы
Турцию уже давно сложно назвать новым игроком в Африке. За период правления Партии справедливости и развития (ПСР) во главе с Р. Т. Эрдоганом был совершен значительный «рывок» на африканском направлении, которое в настоящее время можно считать одним из приоритетных во внешней политике Анкары. Программа интенсификации взаимодействия с континентом предполагает всеобъемлющее наращивание связей в политической, экономической, военной, гуманитарной сферах за счет утверждения горизонтальных элитарных связей и вертикальных межотраслевых контактов, а также выделения значительных объемов гуманитарной помощи и реализации большого числа инфраструктурных, образовательных и культурных проектов.
Список литературы
-
Колесникова М. А. Военный аспект внешней политики Турции на африканском направлении // Проблемы национальной стратегии. № 1 (58). 2020. С. 26-36. EDN: DAKXUE
Kolesnikova M. The military aspect of Turkish foreign policy in the African direction // Problems of national strategy. No. 1 (58). 2020. Pp. 26-36 (in Russian). EDN: DAKXUE
-
Шарафутдинов Д. Р., Гузаеров Р. И. Беспилотная дипломатия Турции // Свободная мысль. № 4 (1688). 2021, c. 93-98.
Sharafutdinov D., Guzaerov R. Turkey’s drone diplomacy // Free thought. No. 4(1688). 2021. Pp. 93-98 (in Russian). -
Abdul K. Turkey and Djibouti sign military pacts to boost bilateral ties // Military Africa. 22.02.2024. URL:https://www.military.africa/2024/02/turkey-and-djiboutisign-military-pacts-to-boost-bilateral-ties/(accessed:01.03.2024).
-
Dedet J. Turkey’s arms industry takes off in Africa // The Africa Report. 17.10.2023. URL:https://www.theafricareport.com/325048/turkeys-arms-industry-takes-off-inafrica/(accessed:01.03.2024).
-
Dron A. Why African militaries now want to talk Turkey // Times Aerospace. 03.05.2023. URL:https://www.timesaerospace.aero/features/defence/why-africanmilitaries-now-want-to-talk-turkey(accessed:01.03.2024).
-
Maruf H. Turkish Base Key to Building Strong Somali Army // VOA News. 03.10.2017. URL:https://www.voanews.com/a/turkey-base-somalia-army/4054625.html(accessed:01.03.2024).
-
Sharma S. Turkey scrambles for Africa: Ankara eyes new empire in old backyard // Middle East Eye. 09.08.2017. URL:http://www.middleeasteye.net/news/turkey-scramble-africa-1794375465(accessed:01.03.2024).
-
Spyros S. Sofos. Navigating the Horn: Turkey’s Forays in East Africa // Peace and Conflict Resolution Evidence Platform. URL:https://eprints.lse.ac.uk/119753/1/Navigating_the_Horn.pdf(accessed:01.03.2024).
-
Tanchum M. The Niger Coup and Turkey’s Military Industrial Complex in Africa // Middle East Institute. 29.08.2023. URL:https://www.mei.edu/blog/niger-coup-andturkeys-military-industrial-complex-africa(accessed:01.03.2024).
-
Tanchum M. Turkey's Maghreb-West Africa Economic Architecture: Challenges and Opportunities for the European Union // SWP. 2023. URL:https://www.swp-berlin.org/publications/products/arbeitspapiere/CATS_Working_Paper_Nr_3_Michael_Tanchum_Turkeys_Maghreb_West_Africa_Economic_Architecture.pdf(accessed:01.03.2024).
Выпуск
Другие статьи выпуска
Непростые отношения между Анкарой и Афинами значительно активизировались в период правления в Турции Партии справедливости и развития. Был внедрен целый ряд инструментов развития сотрудничества от политического диалога на высшем уровне до расширения экономических связей. Тем не менее, к 2023 г. стороны подошли в атмосфере взаимной напряженности. Трагические происшествия в обеих странах в начале года вновь запустили «дипломатию катастроф» и процесс нормализации. Апофеозом стал визит в Грецию турецкого президента Р. Т. Эрдогана, что способствовало подписанию ряда соглашений о взаимодействии в различных сферах. Турецко-греческие отношения отличаются цикличностью: за эскалацией всегда следует попытка разрядки и формирования «подушки безопасности».
После установления стратегического партнерства между Японией и Турцией в 2013 г. двусторонние отношения получили новый импульс к развитию по разным направлениям. Несмотря нато, что сегодня существуют различные сдерживающие факторы, влияющие на отношения между двумя странами, тенденция к расширению японотурецкого сотрудничества является устойчивой, так как обе стороны стремятся к многовекторности своей внешней политики, и у Анкары и Токио во внешнеполитических курсах нет принципиальных противоречий, препятствующих партнерству.
Суть послания, которое излагал президент Турецкой Республики Р. Т. Эрдоган совместно с президентом Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Э. Татаром сводится к следующему: решением кипрского вопроса может быть лишь формула двух государств, опирающихся на равный суверенитет.
В данной статье автор рассматривает отношения Турции и Израиля в динамике с учетом существующих проблем в урегулировании палестино-израильского конфликта и на фоне открытия богатых месторождений в Восточном Средиземноморье. Отмечается, что в период правления Партии справедливости и развития турецко-израильские отношения представляются чередой кризисов и периодов восстановления отношений. Политические разногласия по большинству региональных вопросов сочетаются с плодотворным экономическим сотрудничеством между странами.
2023 г. стал юбилейным для Турецкой Республики, государству исполнилось 100 лет. На протяжении последних двух десятилетий страной неизменно правит Партия справедливости и развития (ПСР), которую возглавляет нынешний президент республики Реджеп Тайип Эрдоган. За период пребывания ПСР у власти в стране были проведены многочисленные реформы. В мае 2023 г. в Турции состоялись очередные президентские и парламентские выборы. Реджеп Тайип Эрдоган и возглавляемая им политическая коалиция «Народный альянс» снова одержали победу. Одним из важнейших политических итогов майских выборов стал фактический раскол оппозиции.
В статье делается вывод о многогранности внешней политики, которую проводит Анкара в связи с российско-украинским конфликтом. По мнению экспертов, использование украинского кризиса позволило Турции претендовать на статус международного игрока гораздо более высокого уровня, чем допускают ее фактические возможности. Несмотря на углубляющиеся российско-турецкие разногласия в связи с украинским кризисом, Турция продолжает сохранять равноудаленность от России и Запада. Закрытие в период специальной военной операции черноморских проливов показывает, по мнению российских политологов, субъектность и роль турецкого государства в региональном конфликте и в политике Черноморского региона, который сейчас относится к наиболее важным в мире. Следует сделать вывод, что все стороны конфликта на Украине ценят Турцию как «проливную» державу, с которой они могут могу иметь диалог.
В статье прослеживается взаимовлияние внешнеполитических установок Турции периода правления ПСР и наиболее важных задач, стоявших перед страной в области экономики. Как представляется, уровень этого взаимовлияния не оставался неизменным. Если первый период правления ПСР был отмечен высокой степенью ориентации на интересы экономики страны, в первую очередь развитие экспортных возможностей для анатолийского капитала, иначе - превращением Турции в «торгующее государство», то впоследствии усиление экономики страны стало восприниматься ее истеблишментом, и прежде всего президентом Р. Т. Эрдоганом, как возможность для более широкого внешнеполитического маневра и ослабления связей с западными партнерами на фоне так называемой неортодоксальной кредитно-денежной политики, предполагавшей замещение внешнего кредитования внутренним. Однако финансово-экономические трудности, с которыми столкнулась Турция, обусловили после выборов 2023 г. как возврат к классике кредитно-денежного регулирования, так и, по крайней мере, частичную нормализацию отношений с Западом, в том числе для восстановления интереса западных инвесторов к турецкому рынку.
В статье отмечается, что в XXI в. расширение географии внешнеторгового сотрудничества Турции имело важное значение, особенно в условиях многовекторности внешней политики. Демонстрируется, что наряду с традиционными партнерами, продолжающими играть важную роль, появлялись новые страны, организации и регионы. Обращается внимание на расширение масштабов применения политики географической диверсификации внешней торговли, а также на увеличивающуюся технологичность экспорта. Автором подробно изучены четыре плана экономического развития страны и выявлены их основные положения. Кроме того, даны подробный анализ и динамика доли стран и организаций во внешней торговле и сравнительная характеристика десятки стран, лидирующих в сотрудничестве с Турцией, за период с начала XXI в. до настоящего времени. Делаются выводы, что Турецкая Республика намерена и далее расширять долю имеющихся партнеров и наращивать число новых за счет увеличения рынков-целей и стран с высоким потенциалом сотрудничества.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru