Введение. Анализируется китайская концепция Тянься как теория политической философии на основе основных мыслей двух главных представителей-философов - Чжао Тинян (Zhao Tingyang) и Сюй Цзилинь (Xu Jilin). В качестве представителей «жестких» и «мягких» тяньсяистов Чжао и Сюй предлагают отличающиеся друг от друга решения существующих проблем, развивая древнее понятие.
Цель. Представление и анализ концепция Тянься в качестве философской доктрины с фокусом на ее логическом строе и понятийной системе.
Методы. Был применён герменевтический метод для рассмотрения философских концептов изучаемого философа и критики его теории. Научная новизна исследования. Изучаемая тема имеет тесную связь с современными реалиями, особенно в контексте того, что в российской науке современная китайская философия обсуждается достаточно редко. В процессе написания статьи использованы новейшие научные работы исследователей, что позволило получить более широкое представление с ориентиром на разные научные традиции.
Результаты. Проанализированы основные предположения двух философов. На основе анализа мы пришли к выводу о том, что система Тянься как переосмысление старой китайской концепции на фоне глобализации содержит немало неясностей и противоречий, которые требуют дальнейшей разработки. Как предлагает Чжао, его система Тянься как «политическая эпистемология» с миром как опорной политической единицей стремится к разрешению конфликтов путем политики «превращения врагов в друзей». Он утверждает, что «настоящая политика» должна не приводить к конфликтам и борьбе, а решать существующие проблемы, поэтому политическая теория необходима для создания порядка стабильности и сосуществования. Культуролог Сюй, в свою очередь, видит главную задачу в модернизации теории Тянься - устранении центризма и иерархичности старой системы Тянься и представляет свою версию под названием «нео-тяньсяизм». Он полагает, что данный современный вариант Тянься представляет собой некие универсальные и сверхнациональные ценности, на основе которых все участвующие стороны системы могут развивать взаимовыгодные дружественные отношения и добиваться стабильности. На основании герменевтического и компаративного анализа мы выявили, что основным положениям тяньсяизма, заключающимся в инклюзивности, вненациональности, равенстве и «дружбе», противоречат предположения и элементы из традиционного понимания Тянься, такие как ведущая роль самого Китая в создании этого порядка, универсальность китайских традиционных (которые, по сути, национальные) ценностей и «неправильность» западных политических теорий. Выявлены терминологические и понятийные неопределенности, которые могут характеризоваться как «внутренние конфликты » системы.
Идентификаторы и классификаторы
Зародившись на пересечении политологии и философии, политическая философия всегда стремится к созданию теории, направленной на понимание и улучшение политической действительности. К числу таких теорий относится и «Тянься» («Поднебесная») — древнекитайская концепция, опирающаяся на принципы инклюзивности и космополитизма. Как отмечает один из главных представителей этой концепции — Чжао Тинян (Zhao Tingyang) — цель данной системы заключается в обеспечении «совместимости всех народов и всех стран» [4]. В этом ключе результатом Тянься должны стать «великая гармония» всех народов и мирное сосуществование
Список литературы
1. Алексеева, Т. А. Политическая философия как практичное знание / Т. А. Алексеева // Полис. Политические исследования. - 2010. - № 1. - С. 54- 60. EDN: KXOTET
2. Грачиков, Е. Н. Китайская школа международных отношений: на пути к большим теориям / Е. Н. Грачиков. - М.: Аспект Пресс, 2021. - 304 с. EDN: GIYLRK
3. Нижников, С. А. Мораль и политика в контексте духовных и интеллектуальных традиций / С. А. Нижников. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 378 с. EDN: SDQRRN
4. Чжао Тинян. Современный взгляд на китайскую мечту / Чжао Тинян // Международные процессы. - 2015. - Т. 13, № 2(41). - С. 21-34. -. DOI: 10.17994/IT.2015.13.2.41.2 EDN: UCCVDB
5. Callahan, W. A. Chinese visions of world order: post-hegemonic or a new hegemony? / W. A. Callahan // International Studies Review. - 2008. - Т. 10, № 4. - P. 749-761. -. DOI: 10.1111/j.1468-2486.2008.00830.x
6. Chu, S. Whither Chinese IR? The Sinocentric subject and the paradox of Tianxia-ism / S. Chu // International Theory. - 2022. - № 14 (1). - P. 57-87. -. DOI: 10.1017/S1752971920000214 EDN: PSTSCZ
7. Godehardt, N. No end of history: a Chinese alternative concept of international order? / N. Godehardt. - Berlin, Stiftung Wissenschaft und Politik - Deutsches Institut für Internationale Politik und Sicherheit, 2016. - 24 p.
8. Giedrius, Č. The Collective Imagination and the Limitations for the Tianxia to Replace the Westphalian World Order / Č. Giedrius // Politologija. - Vol. 105, núm. 1. - 2022. - P. 133-157. -. DOI: 10.15388/Polit.2022.105.4 EDN: RWHZJI
9. Luttwak, E. N. The Rise of China vs. the Logic of Strategy / Edward N. Luttwak. - Harvard University Press, 2012. -. DOI: 10.4159/harvard.9780674067936
10. Margueliche, J. C. El sistema de Tianxia y el sueño chino como plataformas teóricas-discursivas para la construcción de legitimidad en la nueva ruta de la seda de China (The Tianxia system and the Chinese dream as discursivetheoretical platforms for the construction of legitimacy on China’s new Silk Road) /j. C. Margueliche. - Razón Crítica. - 2019. - № 7. - P. 25-52. -. DOI: 10.21789/25007807.1440
11. Puranen, M. Warring States and Harmonized Nations: Tianxia Theory as a World Political Argument / M. Puranen. - Jyväskylä: University of Jyväskylä. - 2020. - 205 p.
12. Xiao, Ouyang. ‘Tianxia’ and ‘Renlei mingyun gongtongti’: a revival of cosmopolitanism in a Chinese cultural disguise? / Ouyang Xiao // Journal of Global Ethics. - 2021. - Vol. 17, no. 1. - P. 1-10. -. DOI: 10.1080/17449626.2021.1967185 EDN: SZKFSM
13. Xu, Jilin. Jiaguo tianxia: xiandai zhongguode geren guojia yu shijie rentong [Семья, страна и тянься: идентификация индивида, страны и мира в современном Китае] / Jilin Xu. - Shanghai People’s Press, 2017. - 476 p.
14. Zhao, Tingyang. All under Heaven: The Tianxia System for a Possible World Order / Tingyang Zhao. - University of California Press, 2021. - 333 p. -. DOI: 10.1525/9780520974210
15. Yun, Tang. The State of the Field Report X: Contemporary Chinese Studies of Tianxia (All-Under-Heaven) / Tang Yun // Dao. - 2023. - № 22. - pp. 473-490. -. DOI: 10.1007/s11712-023-09896-6 EDN: ELORMV
16. Zhao, Tingyang. Huaishijie yanjiu: zuowei diyi zhexue de zhengzhi zhexue [Investigations of the Bad World: Political Philosophy as First Philosophy] / Tingyang Zhao. - People’s University of China Press, 2009. - 366 p.
17. Zhao, Tingyang. Tianxia Tixi: Shijie zhidu zhexue daolun [The Tianxia System: An Introduction to the Philosophy of World Institution] / Tingyang Zhao. - People’s University of China Press, 2011. - 288 p.
18. Zhao, Tingyang. Redefining A Philosophy for World Governance (Key Concepts in Chinese Thought and Culture) / Tingyang Zhao. - NY: Palgrave Pivot, 2019. - 107 p. -. DOI: 10.1007/978-981-13-5971-2
19. Zhao, Tingyang. Redefining the Concept of Politics via ‘tianxia’: The Problems, Conditions and Methodology / Tingyang Zhao // World Economics and Politics. - 2015. - № 6. - P. 4-22.
20. Zhao, T. Rethinking Empire from a Chinese Concept ‘All-under-Heaven’(Tianxia) / T. Zhao // Social Identities. - 2006. - № 12 (1). - P. 29-41. -. DOI: 10.1080/13504630600555559
21. Zhao, S. Rethinking the Chinese world order: The imperial cycle and the rise of China / S. Zhao // Journal of Contemporary China. - 2015. - № 24 (96). - P. 961-982. -. DOI: 10.1080/10670564.2015.1030913
22. Zhang, F. The tianxia system: world order in a Chinese utopia / F. Zhang //Global Asia. - 2010. - № 4 (4). - P. 108-112.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлен обзор и ключевые положения I Всероссийской научно-практической конференции «Мониторинг. Образование. Безопасность: особенности организации профилактики террористических и экстремистских проявлений в образовательной и молодежной среде в контексте региональных миграционных процессов», состоявшейся 28 февраля 2024 года на базе Челябинского государственного университета при поддержке аппарата Антитеррористической комиссии Челябинской области.
Введение. В статье анализируется проблема обоснования морали в революционной деятельности на примере статей Л. Д. Троцкого. Актуальность статьи связана с рассмотрением в ней этических идей, во многом общих для марксистской и вообще лево-радикальной философии. Кроме того, рассматриваемые нами работы Л. Д. Троцкого, по политическим причинам, вошли в свободный научный оборот сравнительно недавно, к настоящему моменту не получив достаточного объема разносторонних академических комментариев, прежде всего философских.
Цель исследования - проанализировать позицию Л. Д. Троцкого относительно использования насилия как средства достижения политических целей, выявить основные аргументы и принципы, лежащие в основе его подхода к этой проблеме, а также оценить его влияние на политическую мысль и практику. В результате анализа авторы стремятся представить читателям более глубокое понимание проблемных этических аспектов использования насилия в политике через призму идей и взглядов Льва Троцкого.
Методы. В исследовании применялись исторический и герменевтический методы. Первый позволяет исследовать контекст времени, в котором развивались этические взгляды Л. Д. Троцкого, а второй - выявить в его текстах основные принципы и идеи, характерные для революционного радикализма. Кроме того, использовались общенаучные методы: анализ, синтез, сравнение и обобщение, позволяющие упорядочить материал, выявить закономерности и сделать выводы на основе сравнения этических взглядов Л. Д. Троцкого с различными этическими системами, выделяя в этих взглядах их сильные и слабые стороны. Научная новизна исследования. Авторы акцентируют внимание на проблемности обоснования морали в статьях Л. Д. Троцкого, прежде всего, таких как «Терроризм и коммунизм» (1920) и «Их мораль и наша» (1938, написанной в изгнании). При этом анализируются западные исследования по данной теме, а также полемика, развернувшаяся у Троцкого с Бертраном Расселом. Отмечается, в опоре на высказывания Ф. М. Достоевского, что построение справедливого общества невозможно при помощи аморальных средств, так как цель способна трансформироваться в зависимости от методов ее достижения. Вскрывается проблемность понятия совести и возможные варианты ее неадекватного толкования: (1) когда происходит подмена ею морально-метафизического идеала (И. Кант, Л. Толстой), или (2) она вовсе объявляется «химерой», отождествляясь с эгоистическими устремлениями, необходимостью захвата и удержания власти, прикрывающимися какими-либо идеалами. Указывается, что вторая позиция характерна для Л. Троцкого, пытавшегося «морально» оправдать тотальное революционное насилие.
Результаты. Авторы приходят к выводу, что позиция Троцкого представляет по своей сути крайне утилитаристский и революционный вариант макиавеллизма, когда в угоду якобы благой цели оказывается возможным осуществлять массовые репрессии, приносить в жертву не только человека, но и целые народы. Оказалось, что заклятые политические противники, Сталин и Троцкий, схожим образом оценивали роль насилия в политике. Вместе с тем запущенный маховик насилия не остановить так просто, погубил он и самого Троцкого. Тем не менее то, что Троцкий обратился к данной теме, говорит о важности решения моральных проблем, связанных с революционной практикой.
Введение. Проблема «женского вопроса в искусстве» является актуальной сегодня. «Гендерное искусство» или «женское искусство» - один из трендов современных арт-выставок. Благодаря арт-феминизму на сегодняшний день женщины-художники в полной мере могут проявить свой талант, что вызывает большой интерес к их творчеству со стороны мирового художественного сообщества.
Цель: выявить специфические стилистические черты, характерные для «женской субъективности» и феминистских практик в искусстве второй половины ХХ века.
Методы: использовались историографический метод и структурный метод, лежащие в основе современного искусствоведения. Также мы используем герменевтический метод, поскольку выявляем скрытые смыслы работ женщин-художников. Научная новизна заключается в том, что мы выявляем и описываем специфические новые стилистические черты, характерны для творчества женщин-художников второй половины ХХ века, которые не описывались ранее.
Результаты. Нами был проведен философско- культурологический сбор и анализ фактов из жизни женщин-художников: Берты Моризо, Ханны Хёх, Фриды Кало, Элис Нил, Луизы Буржуа, Сары Лукас, были выявлены общие черты, характерные для их творчества. Также нами проведен философско-культурологический анализ арт-феминизма как феномена современного искусства.
Выводы. Среди стилистических черт, объединяющих творчество женщин-художников второй половины ХХ века нами выделены следующие: обращение к чисто женским рукодельным техникам («искусство волокна»); предмет искусства - внутренний мир чувств и переживаний самой художницы, искусство часто рассматривается как своеобразная арт-терапия, способ пережить перенесенные травмы; у женщины-художника больше эмпатии к модели, к ее ментальному состоянию, чем у мужчин- художников; для женщин-художников характерно переосмысление отношения к телу, изображение тела неэстетизированным, ненормативным, неприукрашенным, ирония по отношению к телу; для женщинхудожников искусство часто становится способом борьбы за свои права, гендерное и расовое равенство.
В эстетической теории выделяются разные подходы к пониманию чувственного и логического. Автор согласен с теорией И. Канта, что чувственное восприятие субъективно и воображению даётся возможность придумывать вымышленных персонажей, которых не существует в реальной жизни. Цифровые технологии позволяют оживить и ввести в художественный спектакль таких персонажей. Такой процесс становится возможным с помощью компьютерных алгоритмов, которые используются при создании арт-практик. Существует множество противоречивых публикаций, где отсутствует понимание технологического процесса поставленной задачи, например, о том, что можно написать программу, которая по картинкам «обучит машину эстетике». Поэтому автор статьи обращается к трем технологическим решениям (виртуальная реальность, дополненная реальность, ИИ основанный на данных) и рассматривает на примере существующих программ и приложений, как происходит процесс взаимодействия компьютерных алгоритмов художественного творчества с воображением и мастерством постановщиков сценического искусства (спектакль, опера, хореография). Данный вопрос автор решает в рамках алгоритмической эстетики, которая рассматривает процесс коммуникации, но в отличие от теории медиа, рассматривает процесс обмена информации в двоичном коде. Алгоритмы, по которым работают написанные программы, не создают «кодовый дух», а позволяют создавать инструменты художественного творчества и развивать мастерство талантливых людей.
Введение. Обеспечивая стабильность и высокий уровень темпов социальноэкономического развития страны и роста качества жизни граждан, органы власти действуют в условиях ограниченности ресурсов. Это требует повышения эффективности управления и качественно сформулированных показателей оценки эффективности деятельности органов власти. Одной из причин затруднения формулирования индикаторов является отождествление государственного и муниципального управления.
Цель. Отделить эффективность муниципального управления от эффективности государственного управления.
Методы. В рамках исследования на основе метода интерпретации и системного подхода применялся анализ: научных публикаций, нормативных правовых актов, статистических данных. Научная новизна исследования. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления.
Результаты. Рассмотрены работы российских и зарубежных ученых для выявления подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления. Изучены отечественные и иностранные методики оценки эффективности. Проведен анализ нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих оценку эффективности органов государственной власти и местного самоуправления с целью сравнения показателей оценки эффективности. Предложена концепция нового метода оценки эффективности муниципального управления путем составления универсального перечня показателей.
Выводы. Одним из двух подходов к оценке эффективности государственного и муниципального управления является обобщающий - оценка эффективности муниципального управления проводится аналогично оценке эффективности государственного управления. Второй подход - разграничивающий - оценка эффективности муниципального управления отличается от оценки эффективности государственного управления, при этом учитывается невозможность полной автономии. Существует ряд общих недостатков в методиках оценки эффективности деятельности органов власти: действующие показатели не позволяют однозначно оценить результат деятельности органов власти; показатели оценки эффективности муниципального управления носят частный характер.
Введение. В статье анализируется проблема памяти о Великой Отечественной войне в повести «Карьер» белорусского писателя Василя Быкова. Память о войне, как демонстрируют авторы статьи, обладает особыми качествами и характеристиками для тех, кто в ней участвовал, для тех, кто действительно хочет помнить войну и реально её помнит.
Цель. В работе показано, как возможно на основе материала повести В. Быкова «Карьер» истолковать феномен памяти в мифологическом и религиозном модусах.
Методы. В статье используется феноменологический метод А. Августина и М. Хайдеггера, выводящий к экзистенциальным временным рядам «внутреннего человека », а также метод креативной герменевтики, позволяющий за художественным полотном текста В. Быкова проследить устойчивые смысловые структуры. Научная новизна исследования. Мифологический аспект памяти возвращает героев в точку и событие «начала», в котором произошло формирование целостной само осознающей личности, в онтологическое событие, конституирующее фундамент идентификации человека. Таким событием является событие трагическое, экзистенциальное. Это событие остаётся в памяти актуальным, не преходящим, не исчезнувшим и, определяет характеристики субъекта-памяти всю жизнь. Этот аспект памяти противостоит «историческому времени », согласно которому прошлое в памяти уже ушло; следует жить и думать сегодняшним-настоящим и будущим. Религиозный аспект памяти повести в истолковании авторов статьи заключён в том значении памяти, которое она имеет в деле преодоления власти времени. Опираясь на аналитику Августина, предложенную им в «Исповеди», авторы сближают логику исследования памяти В. Быковым в этой повести и рассуждения епископа Гиппонского.
Результаты. Память наделяет события прошлого живыми качествами настоящего времени и, тем самым, память как «память о жертве-выкупе», с одной стороны, постоянно призывает верующего христианина думать о смерти, а с другой стороны - она же является инструментом победы над ней. В деле спасения религиозный человек должен помнить себя, свои поступки/проступки, своих близких, жертву тех и Того, кто выкупил своей смертью эту жизнь и жизнь вообще. В массовой культуре, в нерелигиозном мировосприятии, в историческом отношении к жизни такое отношение к памяти отрицается и вызывает непонимание. Отсюда - отношение к памяти о войне в творчестве В. Быкова кажется устаревшим, архаическим и неактуальным, с чем авторы данной статьи не соглашаются.
Выводы. Авторы статьи делают вывод о том, что позиция писателя фронтовика В. Быкова в отношении памяти о войне является позицией «парадоксального свидетельства » и эта позиция позволяет автору действительно максимально достоверно и психологически точно описывать из «мира неживого» ту область мёртвого, ужасного, нечеловеческого, которые война создаёт и производит. И, оказывается, что помнить об этом и думать про это необходимо, чтобы быть подлинно живым.
Статистика статьи
Статистика просмотров за 2025 год.
Издательство
- Издательство
- РАНХиГС
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- Юр. адрес
- 119571, город Москва, пр-кт Вернадского, д. 82 стр. 1
- ФИО
- Комиссаров Алексей Геннадиевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (499) 9569832