В статье рассматриваются теоретические основы педагогического моделирования, применяемого при исследовании проблем высшей школы. Отмечается, что метод моделирования является составляющей методологии научных исследований. Он позволяет определять приоритетные направления решения проблемы исследования через учет существенных факторов влияния и взаимосвязей между ними. Авторы приходят к выводу, что педагогическое моделирование позволяет спроектировать средства и цели развития и изменения педагогических процессов в высшей школе. Поэтому модель должна содержать методологические основы, методы, средства и способы измерения эффективности этих изменений, критерии оценки эффективности самой модели и конечный результат.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Образование
Создаваемая для педагогического исследования проблем высшей школы модель дает возможность спрогнозировать развитие изучаемого процесса или явления в виде сценария вероятного решения рассматриваемой в исследовании проблематики. Применяя методы наблюдения, эксперимента и другие в педагогических исследованиях по тематике высшей школы, зачастую не удается получить качественные результаты. Тем не менее исследования, опирающиеся на метод моделирования, свидетельствуют о действительной эффективности применения этого метода.
Список литературы
1. Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография / Н. М. Борытко. -Волгоград: Перемена, 2001. - 180 с. EDN: TVDNPX
2. Сластенин В. А. Педагогика / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - Москва: Школа-Пресс, 2000. - 512 с. EDN: RYVKKR
3. Философский энциклопедический словарь / гл. ред. Ф. Ильичев. - Москва: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.
4. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспирова. - Москва: Академия, 2005. - 176 с. EDN: QTWXFJ
5. Деркач А. А. Акмеологическая культура личности: содержание, закономерности, механизмы развития / А. А. Деркач, Е. В. Селезнева - Москва; Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 2006. - 238 с. EDN: QXRRAL
6. Галустян О. В. Понятия компетенции и компетентности в современной педагогике / О. В. Галустян, Л. А. Радченко, М. А. Плешаков, Г. С. Пальчикова // Гуманитарные науки. - 2019. - № 2(46). - С. 10-14.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное пособие / Г. К. Селевко. - Москва: Народное образование, 1998. - 256 с.
8. Galustyan O. V. Diagnostic activity of teachers at high school / O. V. Galustyan, V. F. Lazukin, A. S. Petelin, V. S. Ostapenko // Espacios. - 2018. - № 39(10). -P. 24. EDN: KBTNCL
9. Архангельский С. И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента / С. И. Архангельский, В. И. Михеев, С. А. Машников. - Москва: Знание, 1974. - 48 с.
10. Нечаев Н. Н. Моделирование как творчество: методологические и психологические основы формирования профессиональной проектной деятельности / Н. Н. Нечаев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 563. - С. 9-34. EDN: LJMJCB
11. Гайдар К. М. Модель “жизненного цикла” группового субъекта / К. М. Гайдар // Вестник научной сессии факультета философии и психологии / [отв. ред. Ю. А. Бубнов]. - Воронеж: ВГУ, 2012. - С. 173179. EDN: VPHSFN
12. Matviyevskaya E. G. Formation of information and communication competence of future teachers / E. G. Matviyevskaya, O. G. Tavstukha, O. V. Galustyan, P. A. Ignatov, D. V. Miroshnikova // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2019. - Vol. 14, № 19. - P. 65-76. DOI: 10.3991/ijet.v14i19.10990 EDN: ADYURG
13. Molodozhnikova N. M. Formation of professional orientation of high school students to medical profession by using ICT tools / N. M. Molodozhnikova, N. V. Biryukova, O. V. Galustyan, J. B. Lazareva, N. N. Stroiteleva // International Journal of Emerging Technologies in Learning. - 2020. - Vol. 15, № 1. - P. 231-239. DOI: 10.3991/ijet.v15i01.11423 EDN: OAZMNV
14. Комарова Э. П. Психолого-педагогические особенности развития интеллекта обучающегося в контексте компетентностной парадигмы / Э. П. Комарова // Вестник Воронежского государственного технического университета. - 2012. - Т. 8, № 10.2. - С.25-27. EDN: QCQTID
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье представлены результаты теоретического анализа вопроса применения работы с базами данных и обобщения их применения в преподавании дисциплин профессионально-педагогической направленности в вузе. Выявлены теоретические и методические основания применения работы с базами данных в преподавании дисциплин указанной направленности. Разработанные и апробированные алгоритмы работы с базами данных и практико-ориентированные задания могут быть применены в преподавании дисциплин «Педагогика», «Проектирование в образовательном процессе» и других дисциплин при обучении бакалавров и магистров по направлению «Педагогическое образование».
В статье актуальная проблема вытеснения ненормативной лексики из коммуникативного взаимодействия в молодежной среде рассматривается в контексте воспитания, основанного на глубоком понимании и студентами, и преподавателями ее пагубного влияния на сознание и мировоззрение личности. Рассматриваются особенности использования методов воспитания, направленных на решение тактических и стратегических задач вытеснения ненормативной лексики из коммуникативного взаимодействия студентов.
В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров лингвистики к новой профессии технического писателя. Описывается опыт Воронежского государственного университета по реализации соответствующей подготовки, направленной на интеграцию знаний и компетенций в области лингвистики и современных компьютерных технологий. В процессе обучения студентов были выявлены трудности, связанные с отсутствием необходимых учебных пособий, а также с неопределенностью места научно-технического стиля в системе функциональных стилей литературного языка. Освоение новой профессии позволяет будущим лингвистам расширить знания о стилистических особенностях научно-технических текстов, а также предоставляет широкие возможности применения современных компьютерных технологий для создания текстов научно-технического стиля.
В статье приводятся результаты исследования эмоциональных особенностей студентов и преподавателей с различной латеральной организацией мозга. Сделан вывод о том, что имеются статистически подтвержденные различия между представителями разных профилей латеральной организации мозга по таким эмоциональным особенностям, как тревожность, острые негативные эмоциональные реакции, реактивность в отношении позитивных эмоций. Предложены рекомендации по учету выявленных эмоциональных особенностей в учебной деятельности студентов и педагогической деятельности преподавателей.
В статье раскрывается актуальность исследования социально-психологических проявлений оптимизма у студенческой молодежи приграничного региона. Приведены результаты эмпирического исследования социального и диспозиционного оптимизма, оптимизма и активности, образа будущего студентов заочной формы обучения, получающих педагогическое образование. Установлено, что для этой категории студентов характерны такие социально-психологические особенности, как преобладание позитивных ожиданий относительно будущего, психологический тип «Активные оптимисты».
В статье рассматривается актуальная проблема поиска новых форм обучения студентов вуза, продиктованная условиями информационного общества, требованиями к практико-ориентированной подготовке студентов и качеству образования в целом. Одним из таких условий автор определяет цифровую образовательную среду, выявляет ее возможности для процесса обучения и конкурентоспособности вуза в современных условиях. Автор представляет анализ опроса студентов, что позволяет сделать вывод об инновациях как факторе развития цифровой образовательной среды вуза, ее эффективности для самореализации всех участников образовательного процесса.
В статье раскрывается актуальность психологической работы, ориентированной на развитие субъектности студенческой группы. Проводится краткий анализ основных направлений такой работы: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психологическое консультирование, психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа. Обоснована необходимость системно-комплексного подхода в работе сотрудников психологических служб вузов по развитию субъектности студенческой группы.
Педагогическая деятельность уникальна по своей природе, так как нацелена на формирование новых личностей - новых членов российского общества. В связи с научно-техническим прогрессом и социальными переменами, происходящими в последние годы, педагогическая деятельность претерпела множество изменений, что поставило перед преподавателями высшей школы задачу соответствовать новым реалиям и предъявляемым требованиям. В статье рассмотрены понятие «педагогическая деятельность», ее цели и задачи, а также описаны результаты эмпирического исследования проблем педагогической деятельности в современных реалиях и возможные пути их преодоления.
Статья посвящена анализу современного состояния и перспектив вузовской подготовки кадров для туристской индустрии Российской Федерации и ее регионов. Выявлена специфика спроса и предложения на отраслевом рынке труда. Охарактеризованы особенности организации подготовки в вузах кадров для туриндустрии в современных условиях. Проанализирован опыт Воронежского государственного университета в подготовке высококвалифицированных специалистов для туристской сферы.
Качественное кадровое обеспечение среднего профессионального образования как никогда актуально, поскольку сегодня фактически не существует системы подготовки педагогов профессионального образования. Проблема поиска и обучения преподавателей и мастеров производственного обучения лежит на плечах руководства профессиональных образовательных организаций. Создание современной государственной системы подготовки педагогических кадров профессионального образования, в том числе в вузах, требует научного обоснования управленческих решений.
В статье представлены результаты аналитического обзора публикаций журнала «Вестник Воронежского государственного университета. Проблемы высшего образования» в 2023 году, авторами которых являются ректоры воронежских вузов. Контекст анализа - основные установки Года педагога и наставника. В качестве анализируемых позиций представлены: значение деятельности педагогов и наставников в системе высшего образования города и области, определение основных составляющих личностно-профессионального портрета преподавателя, содержание и направления его деятельности. Обращается внимание на четко обозначенные ключевые позиции, служащие основой для консолидации ректорского корпуса по отношению к миссии, роли и положению педагогов и наставников в системе высшего образования.
В статье обсуждаются перспективы совершенствования национальной системы высшего образования. Авторский подход состоит в комплексном анализе недавней истории развития российской высшей школы и путей ее динамического движения в горизонте ближайшего времени. Выявляются отдельные компоненты накопленного опыта, который может служить прочной основой для продвижения вперед, а также возможные противоречия и трудности, связанные с необходимостью трансформации высшего образования. Авторы предлагают определенные пути, способные оптимизировать развитие высшей школы, сбалансировать ее деятельность при внедрении тех или иных новаций.
Издательство
- Издательство
- ВГУ
- Регион
- Россия, Воронеж
- Почтовый адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- Юр. адрес
- 394018, Воронежская область, город Воронеж, Университетская пл., д. 1
- ФИО
- Ендовицкий Дмитрий Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- imo@interedu.vsu.ru
- Контактный телефон
- +7 (473) 2204133
- Сайт
- https://www.vsu.ru/