Статья: Запоминаемость и когнитивные ошибки узнавания граффити в городской среде: результаты полевого эксперимента (2025)

Читать онлайн

Авторы вандальных изменений городской среды стремятся сделать их заметными для наибольшего числа наблюдателей для привлечения внимания к своим высказываниям. При этом с позиции «невольного наблюдателя» недостаточно очевидна заметность несанкционированных граффити как элементов городской среды и их когнитивное воздействие. Цель исследования — изучение восприятия граффити в форме рисунков и вандально нанесенных текстов с позиции их считывания и запоминания «невольными наблюдателями» в естественных условиях городской среды при совершении прогулки по маршруту. Участникам полевого эксперимента (29 человек в возрасте от 14 до 59 лет) было предложено пройти по пешему маршруту в центре города Екатеринбурга. Фиксация направления взгляда участников исследования осуществлялась мобильным айтрекером (очки). После прохождения маршрута респонденты выбирали в анкете несанкционированные граффити (рисунки и тексты), встречавшиеся им на маршруте, среди представленных альтернатив. Установлено, что наиболее часто узнают встречавшиеся на маршруте несанкционированные граффити представители возрастной группы от 18 до 29 лет, при этом нет различий по полу в узнавании среди респондентов. Выявлен приоритет в узнавании рисунков (по сравнению с текстами граффити). Лучше узнаются знакомые и понятные граффити, а также граффити на нехарактерные (в частности, религиозные) темы. Когнитивные ошибки (например, ошибка атрибуции воспоминаний) связаны с широким распространением типичных граффити в городской среде.

Ключевые фразы: вандально нанесенные тексты, ГРАФФИТИ, запоминание, когнитивные ошибки
Автор (ы): Кружкова Ольга Владимировна
Журнал: НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Языкознание
УДК
811.161.1. Русский язык См. также пример, приведенный в классе 81'282.2
Префикс DOI
10.24224/2227-1295-2025-14-2-163-180
Для цитирования:
КРУЖКОВА О. В. ЗАПОМИНАЕМОСТЬ И КОГНИТИВНЫЕ ОШИБКИ УЗНАВАНИЯ ГРАФФИТИ В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ ПОЛЕВОГО ЭКСПЕРИМЕНТА // НАУЧНЫЙ ДИАЛОГ. 2025. ТОМ 14, № 2
Текстовый фрагмент статьи