В статье анализируются исторические контакты, которые были установлены Россией с арабскими монархиями Залива в различные периоды прошлого: в имперское и советское время, как основы для развития отношений с этой группой государств после распада СССР и создания Российской Федерации. Автор исследует особенности и цели российской политики в отношении арабских стран Залива в период существования Российской империи. В статье рассматриваются все те немногочисленные контакты, которые были установлены между сторонами в тот период. Автор обращает особое внимание на стратегическую ситуацию, складывавшуюся в регионе Залива в тот период. Рассматривая советский этап развития отношений с указанной группой стран, исследователь акцентирует внимание, прежде всего, на контактах с саудовским королевством. В статье рассматривается эволюция отношений между государством, созданным Ибн Саудом и советской державой, анализируются их достижения, а также причины замораживания отношений. Автор обращается к опыту взаимодействия Советского Союза с еще одной арабской монархией Залива — Кувейта.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- История
Контакты между Россией и арабскими странами, расположенными в регионе Залива, которые в настоящее время являются членами единой региональной организации — Совет сотрудничества арабских государств Залива (ССАГЗ) не достигли высокого уровня, несмотря на их активизацию в XXI в. Хотя отношения с ОАЭ, Саудовской Аравией и, в какой-то степени, Катаром и Кувейтом приобрели устойчивый характер и по некоторым направлениям демонстрируют быстрый рост, их динамика по-прежнему во многом зависит от влияния глобальной и региональной ситуации.
Список литературы
1. Бодаревский Г. Л. Кувейт в международных отношениях (конец XIX - начало XX века). М.: Вече, 2009.
2. Брутенц К. Тридцать лет на Старой площади. М., 1998.
3. Международные проблемы Азии 80-х годов. М., 1983.
4. Мелкумян Е. С. Новейшая история Кувейта. М.: АСПЕКТ ПРЕСС. 2011. EDN: RWTBRX
5. Наумкин В. В. Несостоявшееся партнерство. Советская дипломатия в Саудовской Аравии между двумя мировыми войнами. М.: ИВ РАН, 2018. EDN: VJPZYH
6. Программные документы коммунистических партий Востока. М., 1934.
7. Архив внешней политики Российской Федерации. Фонд 697. Фонд референтура по Кувейту.
8. Российский государственный архив социально-политической истории. КПСС. Фонд 17.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассказывается удивительная история феноменального успеха в Южной Африке в конце XIX — начале XX в. выходца из Российской империи Сэмми (Самуила) Маркса, от торговца вразнос до мультимиллионера и «некоронованного короля» Трансвааля, заложившего вместе со своим родственником Исааком Льюисом основы многих отраслей южноафриканской индустриальной экономики и сыгравшего важную роль в мирном завершении англо-бурской войны 1899–1902 гг.
В 2022 г. совокупность внешних и внутренних факторов привела к обострению обстановки вокруг Корейского полуострова. Ведущие страны мира в основном преодолели пандемию коронавируса, однако последствия ее воздействия на глобальную экономику усугубили противоречия в политике ведущих мировых держав. После смены администраций в Южной Корее и США их военно-политический союз укрепился и, следовательно, общий курс в отношении КНДР вновь приобрел конфронтационный характер. Северокорейское руководство фактически прекратило действие моратория на запуски баллистических ракет и в начале года объявило о смене стратегии в отношениях с Вашингтоном, а также об укреплении своей обороноспособности. Все эти события происходили на фоне серьезнейшего за последние десятилетия обострения международных отношений и начала открытого противостояния России и ряда стран Запада после начала Москвой СВО на Украине. Изменения в мировой обстановке вообще и вокруг Корейского полуострова в частности требуют корректировки внешнеполитической линии России в отношениях с корейскими государствами.
В статье анализируется значение Лозаннской конференции 1922–1923 гг., в результате работы которой были установлены дипломатические отношения между Японией и Турцией. Процесс установления дипломатических отношений между двумя странами занял продолжительный период времени — с 1875 г., когда Япония официально заявила о намерении подписать договор о дружбе с Османской империей, до 1925 г., когда в обеих странах были открыты посольства. Для Японии участие в Лозаннской мирной конференции 1922–1923 гг. явилось важным шагом для обретения статуса «мировой державы». Несмотря на то что работа конференции и принятые на ней решения нашли отражение в многочисленных исследованиях и публикациях, в них практически не упоминалась, в частности, позиция Японии. В статье подробно рассматривается участие японской делегации в работе конференции.
В статье рассматриваются особенности и перспективы развития японской энергетической стратегии в настоящее время. Основное внимание уделяется ядерной энергетике, а также альтернативным источникам получения энергии: углю, нефти и сжиженному природному газу. Рассматривается и «зелёная энергетика» — возобновляемые источники энергии. Ранее сотрудничество России и Японии в энергетической области было приоритетным, но в условиях ухудшения российско-японских отношений темпы развития сотрудничества замедлились.
Демократизация японского общества после Второй мировой войны открыла путь для представителей различных политических сил Японии, которые вышли на политическую арену и стали бороться за внимание и поддержку избирателей. Со временем политические партии и политики стали использовать в своей борьбе особые политические технологии. В их задачу входит организовывать конкретные избирательные кампании с привлечением средств массовой информации, Интернета, социальных сетей, социологических опросов, а также прорабатывать тактику и стратегию конкретных действий на весь период выборов. Таким образом, политические и избирательные технологии являются важной частью политического процесса в Японии, и в частности находят свое активное применение в политической конкуренции японских политиков.
Автор исследует влияние усиливающегося японского оборонного потенциала на внешнюю и оборонную политику Японии. Обстановка в области безопасности вокруг Японии становится все более серьезной, о чем свидетельствует наращивание Китаем своего военного потенциала в морском и воздушном пространствах. Правительство Японии предпринимает различные усилия в области своей политики безопасности, которые включают в себя: создание Совета национальной безопасности, принятие Стратегии национальной безопасности и Руководящих принципов Программы национальной обороны. Эти усилия предпринимаются на основе убеждения, что Япония как «активный участник мира», должна более деятельно содействовать миру и стабильности в регионе и международном сообществе, координируя действия с другими странами, включая своего союзника США. Япония и США продолжают укреплять свои возможности сдерживания и реагирования в соответствии с Руководящими принципами и законодательством в области мира и безопасности. Благодаря таким усилиям Япония и США расширяют и укрепляют сотрудничество в широком спектре областей, включая противоракетную оборону, киберпространство, космическое пространство и безопасность на море. Япония прилагает усилия для создания желательной для нее обстановки региональной безопасности путем укрепления японо-американского альянса и сочетания двустороннего и многостороннего сотрудничества в области безопасности на различных уровнях. Япония проводит консультации на уровне министров иностранных дел и обороны, или «2+2», военно-политические диалоги и т. д., а также укрепляет отношения сотрудничества. Правительство премьер-министра Японии Кисида усилило давление на японское общество, требуя увеличить расходы на оборону и играть более активную дипломатическую роль в противодействии растущему влиянию Китая.
В статье исследуются армяно-азербайджанские отношения в период после военного конфликта 2020 г., последствия которого выявили противоречивые аспекты во взаимоотношениях этих стран как друг с другом, так и с основным региональным игроком — Россией. На современном этапе правительства этих стран решительно настроены на претворение в жизнь своих стратегических планов и надеются на содействие России и других международных партнеров как стимула для их успешной реализации. Анализ внешнеполитической жизни Армении выявляет некоторые противоречивые аспекты в деятельности национального правительства в разрешении карабахской проблемы в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).
Статья посвящена одной из актуальных тем в новейшей истории Пакистана — анализу причин досрочной отставки в апреле 2022 г. премьер-министра Имран Хана в связи с вотумом недоверия большинства парламентариев. К их числу следует отнести: отказ вести переговоры с оппозицией (2018–2022 гг.), экономический кризис, просчеты во внешней политике, разногласия с военным истеблишментом, противоречия в возглавляемой им партии Техрик-и-Инсаф.
Особое внимание в статье уделяется методам укрепления во власти членов клана Шарифов после вступления в должность премьер-министра Шехбаза Шарифа. Для отмены принятых в прошлые годы судебных решений в делах о коррупции оказывалось давление на судебную систему с целью официального участия семьи экс-премьер-министра Наваз Шарифа в парламентских выборах 2023 г
В рамках восстановления и стабилизации национальных экономик от последствий пандемии COVID-19 нефтеэкспортирующие страны — члены Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — восстанавливают основные параметры экономического роста и диверсификации хозяйства в новых условиях 2021–2022 гг., также отличающихся нестабильными характеристиками состояния мировой экономики. В данном материале экономические проблемы стран ССАГПЗ рассматриваются по состоянию на четвертый квартал 2022 г. Среди факторов нестабильности, оказывающих воздействие на экономическое положение в аравийских монархиях, прежде всего неоднозначные тенденции мирового экономического роста и проблемы неустойчивой конъюнктуры мирового рынка нефти. В этой связи страны ССАГПЗ стремятся найти внутренние резервы экономической и финансовой диверсификации, одновременно учитывая внешнеэкономические доминанты.
В статье исследуется роль ливанской «Хизбаллы» во взаимоотношениях между Дамаском и Тегераном. Автор анализирует исторические предпосылки зарождения и развития «Хизбаллы» в Ливане, уделяя особое внимание актуальным политическим, социальным, экономическим, этническим, идеологическим, региональным измерениям места «Хизбаллы» в условиях сирийского кризиса, основанным на историческом контексте. Автор исследует соперничество между Сирией и Ираном за контроль над организацией; рассматривает роль «Хизбаллы» в развитии гражданской войны в САР, в условиях вооруженной интервенции Ирана в Сирию. Большое внимание уделяется политике Тегерана в отношении «Хизбаллы» в условиях сирийского кризиса. Автор отмечает весомую роль Ирана в сирийском противостоянии и предпринимаемые Тегераном усилия по проникновению в основные институты сирийского государства. Автор считает, что в условиях вооруженного конфликта в САР ливанская «Хизбалла» оказалась под полным контролем Тегерана. несмотря на всю сложность этого кризиса, мир в Сирии вполне возможен. Перспективы развития «Хизбаллы» во многом определяются политической волей и готовностью к взаимным компромиссам между ключевыми внутренними и внешними участниками на поле сирийского кризиса.
В статье анализируются важные экономические и социальные изменения, произошедшие в Ливане с начала XXI в. по настоящее время. В своих выводах автор опирается на большой фактический материал, который однозначно указывает на ускорение кризиса в этом ближневосточном государстве как в экономике и финансах, так и в социальной сфере. В статье прослеживается прямая связь между экономическим банкротством страны, снижением уровня жизни ливанцев и ростом напряженности в обществе. Опросы показывают, что растет число людей, желающих отмены конфессиональной системы управления и превращения Ливана в современное светское государство. Такие требования резко возросли после катастрофического взрыва селитры в порту Бейрута 4 августа 2020 г., уничтожившего сам порт и половину столицы. Кризис в стране обнажил главные причины деградации всех политических и социальных отношений: коррупцию и некомпетентность властей. Автор приводит свои прогнозы путей возрождения экономического и социального развития Ливана.
В статье исследуются взгляды турецких исследователей на развитие советско-турецких отношений от победы под Сталинградом в 1943 г. до Ялтинской конференции 1945 г. Как показывает автор, к конференции в Крыму (4–11 февраля 1945 г.) Советский Союз и Турция подошли с грузом взаимных претензий и обвинений. Это дало основание турецким исследователям считать этап, начавшийся после Ялты, наиболее драматическим периодом в отношениях между СССР и Турцией за всю войну.
В статье рассматриваются турецко-азербайджанские отношения в период правления Партии справедливости и развития. Общие экономические и энергетические интересы двух стран имеют долгосрочные перспективы. Соглашение о стратегическом сотрудничестве 2010 г. и о сотрудничестве в области оборонной промышленности 2017 г. стали основой современных боеспособных вооруженных сил Азербайджана. К 2020 г. Турция и Азербайджан имели прочные экономические, военные и культурные связи.
В статье также освещаются события в Нагорном Карабахе осенью 2020 г.
Статья посвящена вопросам регионального исследования проблем международной нестабильности на трех уровнях геостратегического взаимодействия стран Востока и Незапада. В этих частях света международная напряженность постоянно нагнетается старым порочным кругом политики центросилового доминирования. Автором оцениваются факторы мирного сотрудничества и построения новых контуров национальной и региональной стабильности в постбиполярном мире. Рассматриваются потенциальные возможности, которые открываются в условиях использования киберпространства как катализатора добрососедства, необходимого для повышения качества человеческого капитала и широкого распространения действенных гуманитарных ценностей в среде вступающих в активную жизнь поколений.
Издательство
- Издательство
- ИВ РАН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- Юр. адрес
- 107031, Москва, ул. Рождественка, д.12
- ФИО
- Аликберов Аликбер Калабекович (Директор)
- E-mail адрес
- inf@ivran.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 6254262
- Сайт
- https:/www.ivran.ru