Цель исследования - анализ способов совместного осмысления понятий суверенитета и воды как политической сущности (речь о самом широком спектре ее проявлений, от предмета конкретных соглашений, регулирующих отношения на границах национальных государств, до места в современной политической философии). Работа опирается на теорию суверенитета, поэтому ее методологическая основа - сравнительный анализ концепций. Политическая рефлексия по поводу воды связана с понятием суверенитета. Так, вода истолковывается как нечто, неразрывно связанное с национальными границами, разделяющими или, напротив, преодолеваемыми. Использование теории суверенитета дает возможность говорить о реках, протекающих на территории разных государств, об их бассейнах, о доступе к Мировому океану, о климате, питьевой воде, ставить вопросы о локальности и глобальности, об угрозах и безопасности, о сотрудничестве и конфликтах, о прошлом и будущем, о реальном и о потенциальном. Это напрямую влияет на создание общей и понятной всем нормативной системы управления водой (в смысле политической категории), которая активно формируется в последние десятилетия. Для того чтобы определить то, какую связь имеют вопросы воды и суверенитета, был собран и проанализирован большой объем текстов. Каждый из них оценивался с точки зрения значения для создания интерпретационных моделей, лежащих в основе конкретных политических действий: от разработки международных соглашений до описания в медиапространстве предвыборных программ. Основные результаты исследования показали, что суверенитет стал не просто неотъемлемой характеристикой политического осмысления воды, но и инструментом решения конкретных задач. Он создает язык, на котором можно говорить о воде как о ресурсе, который ограничен, требует справедливого распределения, внешнего вмешательства, стоит под угрозой исчезновения, обладает первостепенной важностью для человека и человечества вообще. При этом размытые границы понятия «суверенитет» и споры о его значении лишь способствуют его востребованности, он встраивается в настолько широкий спектр тем, что их может объединять лишь отсылка к воде.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Политология
- УДК
- 32. Политика
Определяющая черта идеи суверенитета — глубина и многослойность. Непрекращающиеся на протяжении столетий споры о том, что есть суверенитет, не отменяют всеобщего понимания его основы — представления о верховной власти на ограниченной территории. В то же время каждая из этих составляющих обсуждается и переосмысляется, они дают возможность описать и осознать изменения, затрагивающие многие области, одной из которых стал политический вопрос о воде, в первую очередь на международной арене. Здесь в центре внимания находится взаимодействие различных политических акторов, прежде всего национальных государств, по вопросам распределения водных ресурсов.
Список литературы
1. Агамбен Д. Homo sacer. Суверенная власть и голая жизнь. Москва: Европа, 2011.
2. Белозеров В. Страсти по воде // Россия в глобальной политике. 2009. Т. 7, № 3. С. 150-160. EDN: TJZVEB
3. Воловиков А.Г. Пресная вода как стратегический ресурс в международной политике // Власть. 2024. Т. 32, № 1. С. 176-181. ;. DOI: 10.31171/vlast.v32i1.9967 EDN: JEJNUD
4. Данилов-Данильян В. Глобальный дефицит пресной воды // Международная жизнь. 2008. № 8-9. С. 154-160. EDN: JUOLPP
5. Де Бенуа А. Карл Шмитт сегодня. Москва: ИОИ, 2013.
6. Де Жувенель Б. Власть. Естественная история ее возрастания. Москва: ИРИСЭН, Мысль, 2010.
7. Джамалов Р.Г., Хасиев Р.С. Современная водная дипломатия // Природа. 2011. Т. 1153, № 9. С. 44-51. EDN: OFAUTB
8. Жильцов С.С., Зонн И.С. Борьба за воду // Индекс безопасности. 2008. Т. 14, № 3 (86). С. 49-62. EDN: OWMHEZ
9. Лихачева А.Б. Проблема пресной воды как структурный фактор мировой экономики // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 17, № 3. С. 497-523. EDN: RNLYNV
10. Лузянин С.Г., Сафронова Е.И. Дефицит воды - глобальный вызов КНР-РФ-Казахстан. Как распорядиться водой? // Азия и Африка сегодня. 2010. Т. 638, № 9. С. 34-38. EDN: OFNWUF
11. Суздалева А.Л. Россия и глобальный водный кризис // Мировая экономика и международные отношения. 2020. Т. 64, № 4. С. 53-59. ;. DOI: 10.20542/0131-2227-2020-64-4-53-59 EDN: OYTKEZ
12. Чернявский С. О политике использования водных ресурсов в XXI веке // Мировая экономика и международные отношения. 2022. Т. 66, № 1. С. 135-138. EDN: VNOEJD
13. Boelens R., Hoogesteger J., Swyngedouw E., Vos J., Wester P. Hydrosocial territories: a political ecology perspective // Water International. 2016. Vol. 41, no. 1. P. 1-14. ;. DOI: 10.1080/02508060.2016.1134898 EDN: XZKLWN
14. Doyle T., McEachern D., MacGregor S. Environment and Politics. 2th ed. London: Routledge, 2001. DOI: 10.4324/9780203383704
15. Falkenmark M., Rockström J. Balancing water for man and nature: The new approach to ecohydrology. London: Routledge, 2004. ;. DOI: 10.4324/9781849770521 EDN: UUTZIH
16. Frey F.W. The Political Context of Conflict and Cooperation Over International River Basins // Water International. 1993. No. 18. Р. 54-68. DOI: 10.1080/02508069308686151
17. Gleick P.H. Water and Conflict: Fresh Water Resources and International Security // International Security. 1993. Vol. 18, no. 1. Р. 79-112. DOI: 10.2307/2539033
18. Heidegger M. Being and Time. New York: Harper & Row, 1962.
19. Houston W., Griffiths R. Water the final resource: how the politics of water will impact on the World. Petersfield; Harriman house, 2008.
20. James A. The Practice of Sovereign Statehood in Contemporary International Society // Political Studies. 1999. Vol. 47, no. 3. Р. 457-473. DOI: 10.1111/1467-9248.00212
21. Keskinen M., Salminen E., Haapala J. Water diplomacy paths - An approach to recognise water diplomacy actions in shared waters // Journal of Hydrology. 2021. Vol. 602. Р. 1-13. ;. DOI: 10.1016/j.jhydrol.2021.126737 EDN: INIUEJ
22. McCully P. Silenced Rivers: The Ecology and Politics of Large Dams. London: Zed Books, 2001.
23. Meinzen-Dick R., Zwarteveen M. Gendered participation in water management: Issues and illustrations from water users’ associations in South Asia // Agriculture and Human Values. 1998. Vol. 15, no. 4. Р. 337-345. :1007533018254;. DOI: 10.1023/A EDN: AHFPCZ
24. Mirumachi N. Transboundary Water Politics in the Developing World. Abingdon, UK: Routledge, 2015. DOI: 10.4324/9780203068380 EDN: XYPSKJ
25. Mitchell R.B. International environmental politics. Los Angeles: SAGE, 2008. DOI: 10.4135/9781446262108
26. Mokhtari Hashi H., Kavianirad M. Explaining the Hydropolitics Concept // Journal of Water and Sustainable Development. 2019. Vol. 6, no. 2. Р. 15-26. DOI: 10.22067/jwsd.v6i2.75117
27. Mollinga P.P. Water Policy - Water Politics // Water Politics and Development Cooperation / еd. by W. Scheumann, S. Neubert, M. Kipping. Berlin, Heidelberg: Springer, 2008. Р. 1-29. DOI: 10.1007/978-3-540-76707-7_1
28. Moore S., Squires D. Governing the Depths: Conceptualizing the Politics of Deep Sea Resources // Global Environmental Politics. 2016. Vol. 16, no. 2. Р. 101-109. ;. DOI: 10.1162/GLEP_a_00347 EDN: YDWZFN
29. Nardin T. The Diffusion of Sovereignty // History of European Ideas. 2014. Vol. 41, no. 1. P. 89-102. DOI: 10.1080/01916599.2014.948293
30. Núñez J.E. State Sovereignty: Concept and Conceptions // International Journal for the Semiotics of Law - Revue internationale de Sémiotique juridique. 2024. No 37. P. 2131-2150. ;. DOI: 10.1007/s11196-024-10170-y EDN: XUCEUD
31. Pahl-Wostl C., Gupta J., Petry D. Governance and the Global Water System: A Theoretical Exploration // Global Governance: A Review of Multilateralism and International Organizations. 2008. Vol. 14, no. 4. Р. 419-435. DOI: 10.1163/19426720-01404003
32. Pemberton Ja.C. The ‘End of Sovereignty’? // Contending Images of World Politics / еd. by G. Fry, J. O’Hagan. London: Palgrave, 2000. P. 91-105. DOI: 10.1007/978-0-333-98553-3_7
33. Ribeiro W.C., Sant’Anna F.M. Seguretat hídrica i conflicte i cooperació interestatals // Documents d’Anàlisi Geogràfica. 2014. Vol. 60, no. 3. Р. 573-596. DOI: 10.5565/rev/dag.150
34. The Politics of Water: A Survey / еd. by K. Wegerich, J. Warner. London: Routledge, 2010. DOI: 10.4324/9780203849187
35. Vukovic M. International water disputes and cooperative responses to water stress // Sociološki pregled. 2008. Vol. XLII, no. 2. P. 241-260. DOI: 10.5937/socpreg0802241V
36. Ward I. The End of Sovereignty and the New Humanism // Stanford Law Review. 2003. Vol. 55, no. 5. Р. 2091-2112. EDN: FYIETM
37. Warner J., Wegerich K. Is water politics? Towards international water relations // The politics of water: a survey / еd. by J. Warner, K. Wegerich. London: Routledge, 2010. P. 3-17.
38. Water politics and development cooperation: local power plays and global governance / еd. by W. Scheumann, S. Neubert, & M. Kipping. Berlin: Springer, 2008. DOI: 10.1007/978-3-540-76707-7
39. Water Trading and Global Water Scarcity: International Experiences / еd. by J. Maestu. London: Routledge, 2012. DOI: 10.4324/9780203084151
40. Woertz E. Virtual water, international relations and the new geopolitics of food // Water International. 2022. Vol. 47, no. 7. Р. 1108-1117. ;. DOI: 10.1080/02508060.2022.2134516 EDN: IYIECQ
Выпуск
Другие статьи выпуска
Проблема политизации водных отношений по-прежнему остро стоит для стран Центральной Азии. Несмотря на усилия, рост дефицита водных ресурсов провоцирует повышенное внимание к проблеме стран региона и внерегиональных государств. Водная политика стран Центральной Азии стала формироваться после распада СССР, когда кардинально изменилась геополитическая ситуация. Получение независимости центральноазиатские государства расценили в качестве возможности упрочить свои позиции в регионе, прежде всего, за счет проведения самостоятельной и национально ориентированной водной политики. Внешнеполитический курс в сфере гидроэнергетики формировался под влиянием внутриполитических процессов, которые получили развитие на момент распада СССР. Несмотря на нарастание проблем в водной сфере, страны региона продолжали проводить курс, который игнорировал интересы соседних государств и не предполагал развитие многостороннего сотрудничества в водной сфере. Большая часть вопросов, касающихся использования ресурсов трансграничных водотоков, находилась под мощным прессингом политических факторов. Сказывалось геополитическое соперничество между центральноазиатскими государствами. Перспективные проекты гидротехнических сооружений рассматривались в контексте исключительно национальной политики, направленной на укрепление своего влияния в регионе и получение геоэкономических преимуществ. Лишь в последние годы, в связи с внутриполитическими изменениями и нарастанием дефицита водных ресурсов, страны Центральной Азии стали менять свои позиции, выступая за развитие диалога. Используя метод сравнительного и системного анализа, выявлено влияние политических факторов на водную сферу стран Центральной Азии. Автором сделан вывод, что, несмотря на смягчение центральноазиатскими странами риторики при обсуждении проблем, связанных с использованием ресурсов трансграничных водотоков, и расширением двустороннего и многостороннего взаимодействия, политические аспекты по-прежнему будут влиять на водный курс стран Центральной Азии.
Современная ситуация с водными ресурсами республик Центральной Азии характеризуется возрастающим дефицитом воды в регионе, вызванном глобальным изменением климата, увеличением численности населения, ростом экономической деятельности, износом ирригационных систем и другими причинами. Все вышеуказанное актуализирует вопросы активизации региональной интеграции, которая невозможна без наличия взаимного политического доверия, именуемого авторами «гидродоверием». Цель исследования - определение уровня гидродоверия в регионе, а также разработка механизмов, способствующих его укреплению. В сложившихся условиях государствам региона авторами предлагается проводить более скоординированную гидрополитику, направленную на решение проблемы нехватки воды. Осуществить задуманное удастся лишь в случае достижения доверия по данному вопросу между всеми участниками региональной гидрополитики, которое возможно лишь в атмосфере взаимопонимания и обоюдной поддержки. В институциональном плане для решения водных вопросов предлагается рассмотреть региональные надгосударственные структуры, к которым относится Шанхайская организация сотрудничества. В практическом плане делается упор на привлечении финансовых средств для модернизации существующих и возведения новых объектов водной инфраструктуры; цифровизации мониторинга водных ресурсов; использовании имеющегося опыта и обмене практиками решения аналогичных проблем между непосредственными донорами и потребителями водных ресурсов региона. Подчеркивается, что на данный момент Центральная Азия не может представить общий для всех пяти республик проект по развитию водно-энергетического комплекса, однако существующая кооперация, выстраиваемая между государствами региона, пусть и преимущественно в двустороннем формате, все же дает надежду на изменение ситуации в лучшую сторону. Методология исследования представлена анализом совместных проектов и интеграционных процессов в сфере водного хозяйства в регионе.
Современные тенденции к многополярности и фрагментации международного сотрудничества ставят вопрос о необходимости формирования нового подхода к решению проблемы климатических изменений. В качестве ключевого аспекта выступает проблема управления водными ресурсами как инструмента достижения целей по адаптации и нейтрализации климатических изменений в пределах локальных климатических зон. Автором сделан вывод, что существующие доктрины справедливого распределения водных ресурсов, как основного фактора локальных климатических изменений, в условиях многополярности демонстрируют свою несостоятельность. В этой связи предложено рассмотреть возможность формирования новой доктрины управления водными ресурсами, основанной на единстве климатических целей. Использован метод политико-правового анализа при работе с нормативно-правовыми материалами, касающимися климатической политики в России. Метод нарративного анализа (речь идёт о тематическом и структурном нарративном анализе) применялся при изучении различных доктрин справедливости использования водных ресурсов. Не менее важное место в исследовании занимает анализ ситуаций (case study). В частности, анализ ситуаций, относящийся к качественным методам, необходим при рассмотрении кейсов, связанных с локальными конфликтными ситуациями распределения и управления водными ресурсами.
В последние десятилетия в мире наблюдается значительный рост числа экологических конфликтов, среди которых выделяются экологические конфликты водопользования, имеющие свои специфические характеристики, причины и трудности урегулирования. На основе ряда примеров из зарубежной (западноевропейской и североамериканской) практики конфликторазрешения и экологической медиации предлагаются принципы оптимальной модели успешного урегулирования и разрешения связанных с водопользованием экологических конфликтов посредством прямых переговоров и посредничества (медиации) на основе учета интересов всех сторон конфликта и поиска консенсуса (делиберативной демократии). Предотвращению и успешному урегулированию экологических конфликтов водопользования способствует ясная и последовательная государственная экономическая и экологическая политика, сочетающая эффективную межведомственную координацию, обоснованное распределение издержек, широкий диалог государства, бизнеса и гражданского общества. Наиболее эффективное управление подобными конфликтами обеспечивается при участии всех заинтересованных сторон конфликта в переговорах (или медиации) на условиях равенства; признании всеми сторонами конфликта преимуществ переговоров (медиации) по сравнению с дальнейшей эскалацией конфликта или судебным разбирательством; наличии квалифицированного и заслуживающего доверие всех участников конфликта медиатора (посредника); готовности участников переговоров в полной мере выполнять в долгосрочной перспективе принятые на себя по итогам переговоров и закрепленные в достигнутом соглашении обязательства; наличии действенной системы контроля выполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Гидрополитика - это термин, широко распространившийся в XXI в. Его определения множественны и зачастую неоднозначны. Многообразие и противоречивость являются причиной повышенного внимания со стороны исследователей, поскольку формирует запрос на определенность. Цель исследования - проанализировать дефиниции и дисциплинарные претензии гидрополитики. В методологическом плане автор опирается на идеи формальной геополитики, которая позволяет рассмотреть проблемы водных ресурсов и власти в контексте возрастающего дефицита природных ресурсов. Наделение воды политическими смыслами и использование ее как символа - практика достаточно древняя. Однако мы рассматриваем это явление лишь в хронологических рамках современности, для которой характерна связь климатических изменений и политизации воды как ресурса. Это позволяет говорить о глобальном кризисе, вызванном приближающейся нехваткой пресной воды - особенностью политического дискурса в XXI в. является придание особой ценности не просто пресной, но и чистой воде. Все перечисленное влияет на межгосударственные отношения и создает новый формат дипломатии - гидрополитические отношения. Это взаимодействия государств, в основе которых вопрос о распределении пресной воды или об обеспечении доступа к ней. Большое значение в этой сфере имеют технологические и инженерные решения, позволяющие обеспечить поступления воды. Этот фактор отличает гидрополитику от геополитики и других отраслей политического знания. Гидрополитика - это наука о власти, воде и о значении гидротехнических сооружений как инструментов власти над водой в жизни различных сообществ. Все это позволяет говорить о гидрополитике как об особой дисциплине, близкой к геополитике и опирающейся на неореалистскую доктрину.
Издательство
- Издательство
- РУДН
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 117198, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6
- Юр. адрес
- 117198, г Москва, Обручевский р-н, ул Миклухо-Маклая, д 6
- ФИО
- Ястребов Олег Александрович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- rector@rudn.ru
- Контактный телефон
- +7 (495) 4347027
- Сайт
- https://www.rudn.ru/