В статье исследуется особенность формирования древнеиндийских городов как отражение религиозно-философского мировоззрения. Междисциплинарный анализ включает в себя историческое рассмотрение проблемы формирования городов в контексте исторических и культурных ценностей; философское (историко-философское, онтологическое, эстетическое, социокультурное) рассмотрение проблемы формирования образа города в соответствии с мировоззренческими и онтологическими установками. Результаты междисциплинарного подхода позволили выявить, что в основе градостроительства Древней Индии содержались религиозно-философские идеи брахманизма и индуизма. Планировка, социальная структура и архитектура древнеиндийских городов являлись символическими и священными актами, направленными на создание гармоничного и целостного пространства, отраженного в ведических канонах.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Философия
Градостроительство как теория и практика представляет собой сложный и многогранный процесс, связанный с планированием и застройкой городов. Эта сфера охватывает не только технические и экономические аспекты, но и глубоко социальные, экологические и эстетические стороны человеческой жизни. Градостроительство определенной эпохи основывается на идеалах и ценностях, характерных временных мировоззренческих убеждениях, которые формируют образ города, его функциональное значение, организуют принципы развития урбанистической инфраструктуры.
Список литературы
1. Марков В. В. Философская антропология: очерки истории. СПб.: Лань, 1997. 384 с.
2. Зайцева И. В. Особенности исторической топографии Александрии Египетской // Научные ведомости. 2018. Т. 45. № 2. С. 222-226. DOI: 10.18413/2075-4458-2018-45-2-222-226 EDN: XQZILJ
3. Поляков Е. Н., Майорова Е. В., Шаповалова Е. Е. Особенности регулярной планировочной сетки в военном зодчестве Древнего Рима // Вестник ТГАСУ. 2009. № 1. С. 5-17. EDN: KXDSAP
4. Трубина Н. А. Модальная сущность бытия // Омский научный вестник. 2012. № 5 (112). С. 134-136. EDN: PNFEDT
5. Трубина Н. А. Онтологические идеи Древней Индии как основы модальной методологии // VI Готлибовские чтения: востоковедение и регионоведение Азиатско-Тихоокеанского региона: материалы Международной научно-практической конференции (Иркутск, 06-08 декабря 2022 г.) / отв. ред. Е. Ф. Серебренникова. Иркутск: Иркутский государственный университет, 2023. С. 244-248. EDN: DTPDOE
6. Мёдова А. А. Онтология модальности: дис.. д-ра филос. наук. Омск, 2016. 303 с. EDN: ZETAUL
7. Русакова О. Ф., Русаков В. М. Город как пространство исторической памяти // Дискурс-Пи. 2017. № 1 (26). С. 22-35. EDN: ZGRWJP
8. Короцкая А. А. Архитектура Индии // Всеобщая история архитектуры: в 12 т. Т. 1. Архитектура Древнего мира. М.: Стройиздат, 1970. С. 378-412. https://archaic.totalarch.com/universal_history_of_architecture/india.
9. Калугина-Паблос К. Н. Мандалы как один из философских аспектов архитектуры Древней Индии // Наука, образование и экспериментальное проектирование: тезисы докладов Международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и студентов (7-11 апреля 2014 г.) / отв. ред. В. И. Ивановская. М.: МАРХИ, 2014. С. 507-508. EDN: TMXJAV
10. Тарасов Д. В. Эволюция образа верховных богов индуизма в искусстве // Восток - Запад: история и современность: ежегодник. Вып. 3. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2023. С. 371-374. DOI: 10.48344/9785833104750_371 EDN: KYDPSA
Выпуск
Другие статьи выпуска
Целью работы является рассмотрение философии пола, как она представлена у В. В. Розанова. Главным образом это будет достигнуто посредством обращения к антропологическому феномену, названному Розановым «людьми лунного света» или «средним полом», «третьим полом». Автор исходит из гипотезы, согласно которой в основе философствования Розанова находится антропологическая проблематика, именно антропологические взгляды определяют его онтологию и теологию. Главным философским методом исследования в данной статье, сконцентрированной вокруг трудов Розанова, является герменевтика. Кроме того, в статье задействованы такие общенаучные методы исследования, как анализ, синтез и аналогия. Так, например, проводится сопоставительный анализ с другими историософскими построениями русской философии рубежа XIX-XX веков, в рамках которых эсхатологическая тема неотделима от метафизики пола и любви. В результате автор приходит к выводу, что в основе конфликта В. В. Розанова с христианством (сначала историческим, а потом как таковым) лежит его тенденция к отрицанию догмата о грехопадении, который в христианской антропологии является существенным наравне с идеей о богоподобии человека.
В исследовании изложены новые взгляды на особенности процесса концептуализации личного успеха в сознании и восприятии членов современного социума. Особое внимание уделено анализу особенностей процессов дефинирования и предикативной атрибуции успешности в современном ее понимании. По результатам исследования выделены и проанализированы основные факторы влияния на действующие механизмы символизации и последующей концептуализации образа индивидуальной успешности в общественном сознании и восприятии. В заключение рассматривается неизбежное для современной высокотехнологической эпохи информационной культуры расщепление процесса концептуализации успеха и одновременное его протекание в объективной реальности внешнего мира, а также в виртуальной реальности, предлагающей альтернативные типы символизации успешности в рамках возможностей сетевой экранной культуры.
Статья посвящена философскому анализу формирования личности в суфийской традиции кадирийского тариката. Автор рассматривает основные принципы и положения, которые лежат в основе понимания сущности человека с точки зрения суфийской традиции, а также анализирует влияние этих идей на жизнь последователей тариката. Особое внимание уделяется роли духовных практик и их значению в процессе самосовершенствования человека, а также рассмотрению концепции богопознания как высшей цели человеческого существования. В результате исследования автор приходит к выводу о том, что формирование личности в суфизме представляет собой уникальное сочетание философских и религиозных идей, которое оказывает глубокое влияние на мировоззрение и образ жизни последователей этого направления.
Самоидентификация личности является неотъемлемой частью становления человека. Культура играет ключевую роль в этом процессе, обеспечивая чувство защищенности и сплоченности посредством идентификации с другими. В традиционном обществе человек получает необходимую информацию и навыки в процессе взросления, становясь частью культуры, но не всегда может четко определить качественные характеристики своей культуры. В условиях глобализации процесс самоопределения приобретает осознанный характер. Происходит столкновение своего и чужого, культурные границы становятся истонченными и размытыми. Избыточность информации о чужом позволяет современному человеку производить отбор культурных образцов. В результате современный человек меняется, формируя новый тип личности, адаптированный к глобальным вызовам и культурному многообразию.
Последняя неделя марта была насыщена конференциями и форумами в Москве, посвященными очертаниям образования будущего. Актуальность тематики понятна: современное образование (и среднее, и высшее) нуждается в переформатировании, все заинтересованные структуры ищут новые форматы. Таковой стала очередная Международная конференция ICMED’ 2025 (International Conference on Modern Education Development) «Образование будущего и будущее образования». Конференция стала официальным мероприятием Десятилетия науки и технологий в РФ, сопредседателями которой уже долгое время являются доктор психологических наук, почетный член РАО Д. Б. Богоявленская и доктор философских наук, кандидат физикоматематических наук А. О. Карпов, основатель программы «Шаг в будущее» (с 1991 года), Президент Российского молодежного политехнического общества.
В ноябре 2024 года в Институте философии РАН прошли ежегодные XXIV Фроловские чтения, которые стали традицией нашего философского сообщества. На этот раз они были посвящены теме «Новый гуманизм: сохранить человека в мире глобальных опасностей и угроз». Известный российский философ, академик РАН И. Т. Фролов (1929–1999) при жизни выступал организатором науки, объединявшим лучшие умы для обсуждения проблем человека и гуманизма, всегда говорил и писал, что ключом к будущему являются не технологии, какими бы интеллектуальными они ни были, а сам человек [Фролов, 2025].
В современных реалиях все острее встает вопрос о человеке как личности и его ценностях. Из официальных источников все чаще слышны призывы к обретению самосознания и духовности, сохранению традиционных ценностей. В связи с этим высшую степень релевантности приобретает проблема прояснения семантики ценности, причем такой, в котором бы в полной мере была выражена ее социально-онтологическая природа.
В проведенном исследовании ценность представляется как явление с трояким основанием. Выделяется ее внутренняя - трансцендентально-феноменологическая сторона, и внешняя - объективно-идеальная. Обе ипостаси ценности концептуально соединяются через плоскость практической деятельности человека, служащей связью между субъективной и объективной аксиологией.
Таким образом, ценность предстает в трех формах. С одной стороны, она есть ноэматический смысл жизненного мира, о чем пишут Э. Гуссерль и Н. М. Смирнова. В таком виде ценность проявляется в самосознающем аксиологическом Я, включающем иерархически выстроенную активную область субъективных жизненных смыслов (Мое), а также Другого как особый вид внутренней ценности. С другой стороны, ценность может принимать идеальную форму образца, или идеала, способного к отчуждению в объективное социальное пространство. В таком случае она приобретает автономность и самостоятельно приобщается к субъекту, о чем свидетельствуют теории П. Бурдье и А. А. Ивина.
Наконец, с праксеологической точки зрения ценность представляет собой социальный интерес личности, обусловленный мотивом, целью и средствами социального действия как рационально-ценностного поведения человека. Такое понимание ценности освещается в трудах М. Вебера, А. Шюца и Т. Парсонса.
Считается, что клиповое мышление, о котором все чаще стали говорить в последние годы, является тем признаком, который отличает представителей поколения Z от других поколений. В научной и околонаучной литературе весьма распространено мнение, что у молодых людей под влиянием цифровых технологий произошли необратимые когнитивные изменения, которые, в свою очередь, требуют перестройки методики обучения в пользу еще большей цифровизации, геймификации и визуализации. Однако излишнее внедрение цифровых и игровых технологий в образовательный процесс приводит лишь к усилению негативных проявлений клипового мышления, что влечет за собой изменения в мировоззрении человека и кризис самоопределения. В этом случае именно образование и выбор правильных методов обучения способны нивелировать негативные проявления клипового мышления и антропологического кризиса.
Цель статьи - сравнительный анализ философских взглядов М. Хайдеггера и А. Бадью на сущность техники. Объектом анализа выступили идеи указанных философов относительно сущности техники. Предметом исследования стала техника. Компаративный подход позволил авторам выявить единые и различные основания при анализе сущности техники. Техника связана с существованием человека. М. Хайдеггер утверждает, что техника как вызов субъекту может пониматься и как опасность, и как спасение. Опасность техники, по М. Хайдеггеру, заключается в инструментально-механическом понимании феномена, которое закрывает, прячет истинный смысл техники. Авторы приходят к выводу, что если угроза человеку рассматривается М. Хайдеггером как вызов его изначальной человечности, которая никак не связана с его субъективной познавательной деятельностью и инструментальным способом ее воплощения в технике, то для А. Бадью идея подобного забвения бытия техники и его опасность нивелируются. Техника может представлять угрозу в той степени, в которой угрозу представляет капитал, который видоизменяет и подменяет бытие сущим. В итоге техника как вид сущего становится частью множественного бытия капитала, которому отводится решающая роль в реализации власти над современным человеком.
Статья посвящена рассмотрению проблемы правомерности квалификации этического знания в качестве научного. Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, серьезной востребованностью в современном социальном существовании этических ориентиров, как морального, так и нравственного характера, а с другой стороны, вариативностью статуса этики в системе научного знания. Для определения причин создавшейся ситуации в статье рассматривается динамика взглядов на исторические трансформации предмета этики, особенности отношения к нравственной деятельности и моральным идеям в разные исторические эпохи. Особое внимание уделяется обстоятельствам появления самого термина «этика» и специфике его трактовок в ряде специальных трудов (Аристотель, П. Абеляр, Б. Спиноза, Н. Гартман). Выделяются современные варианты толкования термина «этика»: наука о морали и нравственности; философское учение о морали как форме общественного сознания; аналог понятия «мораль»; синоним терминов «мораль» и «нравственность»; в качестве равноценного понятию «этикет»; в виде отдельных авторских теоретических построений, исследующих мотивацию поведения человека, специфику отношений между людьми и их жизненные ориентации, обосновывающие наиболее целесообразные формы совместного сосуществования; моральные теории и философские течения конкретных исторических периодов; системы практических, прикладных междисциплинарных теоретических построений, касающихся поведения людей в социальных и природных сферах бытия; профессиональные моральные кодексы; нормативные требования, связанные с обеспечением безопасности различных видов деятельности. Осуществляется соотношение общих представлений о сути, признаках, критериях и функциях любой науки с аналогичными параметрами, характерными для этики. Оцениваются претензии современной этики на статус теоретической научной системы.
Издательство
- Издательство
- МГПУ
- Регион
- Россия, Москва
- Почтовый адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- Юр. адрес
- 129226, г Москва, р-н Ростокино, 2-й Сельскохозяйственный проезд, д 4 к 1
- ФИО
- Реморенко Игорь Михайлович (РЕКТОР)
- E-mail адрес
- info@mgpu.ru
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.mgpu.ru/