Читать онлайн

Цель. На основе философской методологии детально раскрыть содержание и функции философии и как науки, и как теоретического мировоззрения.

Процедура и методы. Работа выполнена на основе «расширительного» подхода, системного подхода с использованием методов классификации и сравнительного анализа.

Результаты. К функциям философии относятся: функции онтолого-гносеологического блока (онтологическая, гносеологическая информационная, интегративная, объяснительная, описательная, терминологическая); функции исторического блока (историческая, аккумулирующая, коммуникативная, реконструктивная); функции логического блока (собственно логическая функция, функции доказательства, рационализирования, телеологическая); функции методолого-методического блока (методологическая, методическая, номонологическая, генеративная, критическая, аксиологическая, функция алгоритмизации); функции мировоззренческого блока (дидактическая, воспитательная, пропагандистская, агитационная, этическая, эстетическая, культурологическая, нормативная и собственно мировоззренческая функции); функции практического блока (праксиологическая, критериальная, мобилизационная, организационная, регулятивная).

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в совершенствовании методологических компетенций как у преподавателей философских дисциплин, так и у обучающихся.

Aim. Based on philosophical methodology, to reveal in detail the content and functions of philosophy both as a science and as a theoretical worldview. Methodology. The work is carried out on the basis of an “expansion” approach, a systems approach using classification methods and comparative analysis. Results. The functions of philosophy include: functions of the ontological-gnoseological block (ontological, gnoseological informational, integrative, explanatory, descriptive, terminological), functions of the historical block (historical, accumulative, communicative, reconstructive), functions of the logical block (the logical function proper, the functions of proof, rationalization, teleological), functions of the methodological-methodical block (methodological; methodical; nomonological, generative, critical, axiological, algorithmization function), functions of the ideological block (didactic, educational, propaganda, agitation, ethical, aesthetic, cultural, normative and the ideological function proper), functions of the practical block (praxeological, criterial, mobilization, organizational, regulatory). Research implications. The results of the study can be used to improve the methodological competencies of both teachers of philosophical disciplines and students.

Ключевые фразы: гносеология, методология, мировоззрение, онтология, праксиология, функция
Автор (ы): Бондарева Яна Васильевна, Колесниченко Юлия Викторовна, Костадинович Даниэла
Журнал: СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Предпросмотр статьи

Идентификаторы и классификаторы

SCI
Философия
УДК
101. Сущность и задачи философии
Префикс DOI
10.18384/2949-5148-2025-3-45-57
Для цитирования:
БОНДАРЕВА Я. В., КОЛЕСНИЧЕНКО Ю. В., КОСТАДИНОВИЧ Д. К ВОПРОСУ О ФУНКЦИЯХ ФИЛОСОФИИ // СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. 2025. № 3