Статья посвящена проблемам эдиционной практики прозаических произведений Анны Ахматовой. Автор рассматривает автобиографическую прозу в биографическом, личностном контексте жизни поэта; особое внимание уделено подцензурной автобиографии «Коротко о себе»: истории подготовки и публикации этого текста при жизни Ахматовой и после ее смерти. Автор доказывает, что существовало две редакции этого текста; их контаминация является наиболее спорным решением публикаторов.
Идентификаторы и классификаторы
- SCI
- Филология
«Проза всегда казалась мне тайной и соблазном. Я всегда все знала про стихи, но ничего не знала про прозу…», — писала в 1960 году Анна Ахматова.1 Еще в 1921 году она жаловалась К. И. Чуковскому: «Я не умею писать прозой».2 Но все созданное поэтом в прозе говорит о том, что Ахматова была категорически несправедлива к своим прозаическим произведениям.
Список литературы
1. Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). М.; Torino, 1996.
2. Чуковский К. И. Собрание сочинений: В 15 т. М., 2017. Т. 11: Дневник 1901-1921.
3. См.: “Я не такой тебя когда-то знала…”: Анна Ахматова. Поэма без Героя. Проза о Поэме. Наброски балетного либретто: материалы к творческой истории / Изд. подг. Н. И. Крайнева; под ред. Н. И. Крайневой, О. Д. Филатовой. СПб., 2009.
4. Ахматова А. Будущие книги // Литературная газета. 1945. № 48 (2259). 24 ноября. С. 4.
5. Ахматова А. Последняя сказка Пушкина // Звезда. 1933. № 1. С. 161-176.
6. Ахматова А. “Адольф” Бенжамена Констана в творчестве Пушкина // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии. М.; Л., 1936. [Вып.] 1. С. 91-114.
7. Ахматова А. “Каменный гость” Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. М.; Л., 1958. Т. 2. С. 185-195.
8. Ахматова А. “Сказка о золотом петушке” и “Царь увидел пред собой…” // Рукописи А. С. Пушкина: Фототипическое издание. Альбом 1833-1835 г. Тетрадь № 2374 Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Комментарий. М., 1939. С. 69-75.
9. Ахматова А. А. О Пушкине: Статьи и заметки / Сост., послесл. и прим. Э. Г. Герштейн. М., 1989.
10. Герштейн Э. Г. Книга жизни // Записные книжки Анны Ахматовой (1958-1966). М.; Torino, 1996.
11. Ахматова А. А. Победа над Судьбой. I: Автобиографическая и мемуарная проза. Бег времени. Поэмы. М., 2005.
12. Ахматова А. О Пушкине: Статьи и заметки. М., 1989.
13. Герштейн Э. Г. Реплики Ахматовой // “Свою меж вас еще оставив тень…”: Ахматовские чтения. Вып. 3. М., 1992.
14. Виленкин В. Я. В сто первом зеркале (Анна Ахматова). М., 1987.
15. Кац Б. А. Музыка и музыки // Кац Б., Тименчик Р. Анна Ахматова и музыка: Исследовательские очерки. Л., 1989.
16. Ахматова А. Коротко о себе // Ахматова А. Стихотворения (1909-1960). М., 1961.
17. Чуковская Л. К. Записки об Анне Ахматовой: В 3 т. 4-е изд., испр. М., 2022. Т. 2. 1952-1962.
18. Тименчик Р. Д. Последний поэт. Анна Ахматова в 60-е годы. Изд. 2-е, испр. и расшир. М.; Иерусалим, 2017. Т. 1.
19. Ахматова А. А. Коротко о себе // Советские писатели. Автобиографии. М., 1966.
20. Ахматова А. После всего. [Соч.]: В 5 кн. / Предисл. Р. Д. Тименчика; сост. и прим. Р. Д. Тименчика и К. М. Поливанова. М., 1989.
21. Ахматова А. Сочинения: В 2 т. М., 1986. Т. 2.
Выпуск
Другие статьи выпуска
В статье рассматриваются особенности передачи детского мировосприятия в стихотворениях Марии Моравской для детей («Стрелок», «Пленный охотник», «Неудача», «Рыболов»). Они устанавливаются с опорой на работы по социологии и психологии детской игры (Р. Кайуа, Ж. Пиаже, Л. С. Выготского, Й. Хёзинга и др.). Автор приходит к выводу, что основные формы детского игрового поведения ложатся в основу поэтики стихотворений Моравской для детей.
В статье рассмотрен пример частной гимнографии на известное событие принесения в Москву т. н. «дара шаха Аббаса» — ризы Христа. Тематический анализ содержания богослужебного канона авторства князя С. И. Шаховского производится с примерами ориентации писателя на признанные образцы православной гимнографии. На основании наблюдений над содержанием и внутренней композицией тропарей в составе песней канона обосновывается предположение о том, что своеобразие этого сочинения в значительной мере определяется пропедевтической и полемической задачами Шаховского. Это предположение позволяет рассматривать «Канон на Положение ризы Христа» в цикле других полемических сочинений князя Шаховского и говорить о специфике гимнографии последнего как определяемой непосредственными практическими задачами.
В статье рассматривается система жанров «рабочих» записей П. П. Бажова, которые писатель вел в период с 1910 по 1950 годы. Приводится классификация жанров, опирающаяся на теорию «чужого слова» М. М. Бахтина. «Рабочие» записи П. П. Бажова рассматриваются как элементы непроявленной авто- и творческой биографии писателя, обозначаются закономерности эволюции жанрового состава «рабочих» записей.
Статья посвящена очеркам В. Н. Муромцевой–Буниной. В 1920–1930-е годы Вера Николаевна стала осознавать себя писательницей, она опубликовала 15 очерков (известны и неопубликованные), работала над объемной автобиографией «Ранние “Беседы с памятью”» и почти каждый день вела дневник.
В статье проанализирован генезис автобиографических очерков «У старого Пимена», «С. А. Муромцев (к годовщине открытия первой Думы)», «Москвичи», «Завещание», показана их связь с неопубликованной автобиографией писательницы и дневниками, где фиксировались определенные идеи, отзывы современников и душевные переживания, отразившиеся на очерках. Для Веры Николаевны автобиографические очерки напрямую связаны с личными переживаниями и душевным кризисом.
В статье рассматривается «первый городской турнир молодых поэтов», который был организован в Ленинграде 14 февраля 1960 года по инициативе ЛИТО «Нарвская застава» и стал значимым событием в литературной жизни города. В историю он вошел в связи с первым скандальным выступлением Иосифа Бродского, однако, судя по мемуарным свидетельствам современников, турнир оказал заметное влияние и на других — как официальных, так и неподцензурных — поэтов и закрепился как часть мифа «второй культуры». Помимо выступления Бродского, негативную оценку жюри получило и прочтение собственных стихов Александром Моревым — неподцензурным поэтом, биографический миф которого прочно закрепился в сознании «второй культуры». Итогом турнира для него стало практически полное исключение из официальной литературной среды, с одной стороны, и стремительный рост популярности в неофициальном культурном пространстве — с другой. В конце статьи приводится комментарий к стихотворению «Рыбий глаз», прочитанному Моревым на турнире.
Издательство
- Издательство
- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ИУДАИКИ
- Регион
- Россия, Санкт-Петербург
- Почтовый адрес
- 191036, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, ул 1-я Советская, д 10 литера к, помещ 1Н
- Юр. адрес
- 191036, г Санкт-Петербург, Центральный р-н, ул 1-я Советская, д 10 литера к, помещ 1Н
- ФИО
- Эльяшевич Дмитрий Аркадьевич (РЕКТОР)
- Контактный телефон
- +7 (___) _______
- Сайт
- https://www.pijs.ru/