Статья: ВЛИЯНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Актуальность. Военная служба часто осуществляется в условиях повышенной опасности для жизни. При этом риск в профессиональной деятельности военнослужащих следует рассматривать одновременно в качестве специфической характеристики и одного из главных стресс-факторов при выполнении служебных задач. Успешность профессиональной военной деятельности, таким образом, не только подразумевает высокий уровень специальных знаний и умений, но и требует высокой нервно-психической устойчивости военнослужащего, что выводит на первый план психологические особенности личности. Формирование синдрома профессионального выгорания у военнослужащих приводит как к снижению эффективности служебной деятельности, так и увеличению числа ошибочных действий, приводящих к трагическим последствиям, что определяет актуальность и важность изучения данной проблематики. Цель исследования. Определить влияние продолжительности военной службы на уровень профессионального выгорания военнослужащих.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 60 военнослужащих: мужчины в возрасте 19-30 лет, со стажем службы в вооруженных силах Российской Федерации от 1 года до 10 лет, служащие по контракту. С использованием методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко», MBI, методики психического выгорания А. Рукавишникова изучались уровни: психоэмоционального выгорания, профессиональной мотивации, психоэмоционального истощения, напряжения, резистенции у военнослужащих с различным стажем военной службы.

Результаты. В ходе выполнения исследования определено наличие статистически значимой (р ≤ 0,01) связи между стажем воинской службы и уровнем профессионального выгорания у военнослужащих. Признаки профессионального выгорания, выраженные в разной степени, выявлены в обеих исследованных группах (со стажем службы менее и более 5 лет). При этом у военнослужащих со стажем более 5 лет статистически значимо (р ≤ 0,01) более выраженными оказались: напряжение, резистенция, истощение, эмоциональное истощение. Также отмечается значимое (р ≤ 0,05) превышение показателей психоэмоционального истощения и эмоционального выгорания. Отмечаются заметные и высокие корреляционные связи между состоянием эмоционального истощения и личностным отдалением, психоэмоциональным истощением и снижением профессиональной мотивации в обеих исследованных группах.

Заключение. С опорой на структуру негативных изменений выявлены точки-мишени для психокоррекционного воздействия: признание профессиональных достижений, обучение практикам снятия эмоционального напряжения и повышение личностной вовлеченности. Разработана программа психокоррекционного воздействия, направленная на психологическую коррекцию выявленных негативных психологических состояний и состоящая из социально-психологического обучения, социально-психологического тренинга и обучения прикладной релаксации по методу Ларса-Горана Оста.

Информация о документе

Формат документа
PDF
Кол-во страниц
1 страница
Загрузил(а)
Лицензия
Доступ
Всем

Информация о статье

ISSN
0132-182X
EISSN
2782-652X
Журнал
ВЕСТНИК ПСИХОТЕРАПИИ
Год публикации
2024
Автор(ы)
Ветрова Т. В., Леонтьев О. В., Ионцев В. И., Яковлев Е. В., Трохманенко С. В.

Статистика просмотров

Статистика просмотров статьи за 2025 год.