Статьи в выпуске: 8
Понятие геймификации уже не первое десятилетие рассматривается в педагогической науке в качестве инструмента повышения вовлеченности и мотивации участников образовательного процесса. В данной работе описан процесс геймификации адаптационного периода обучающихся первого курса к учебному процессу и социальной среде, который становится ключевым фактором успешного формирования их профессиональной идентичности. Студенты первого курса сталкиваются с высокими академическими требованиями, необходимостью освоения новых форм обучения и профессиональных навыков. Эффективная адаптация на начальном этапе высшего образования имеет решающее значение для их дальнейшего успеха и интеграции в профессиональное сообщество.
Исследование направлено на разработку и внедрение методик, способствующих успешной адаптации студентов первого курса и выявлению интересов и навыков, необходимых для организации дальнейшей профориентационной деятельности в вузе. Применены теоретические методы: анализ аналогов, систематизация данных, моделирование. Эмпирические методы включают анкетирование, наблюдение, интервью и контент-анализ. Практические методы: пилотное внедрение, разработка и проведение конкурсных программ, практическое обучение. В данной статье предложена и реализована технология геймификации адаптационного периода первокурсников – будущих специалистов сферы культуры, направленная на повышение их академической успеваемости, социальной вовлеченности и профессиональной идентичности.
Актуальность исследования заключается в разработке технологии, способствующей улучшению адаптации первокурсников, повышению их академической успеваемости и социальной вовлеченности. Решение этой проблемы способствует общему улучшению качества образования и профессиональной подготовки в сфере культуры. Проект доступен для масштабирования в других образовательных организациях.
Мировое сообщество довольно давно пытается разрешить возникшие экологические проблемы, сократить и предотвратить последствия изменения климата. За последние десятилетия в этот процесс все больше включаются и университеты. Это связано с осознанием общемировых экологических проблем и собственного влияния на состояние экологии.
В статье подчеркивается необходимость скорейшего перехода вузов в раздел «зеленых» по ряду причин. Во-первых, этого требует экологическая ситуация и текущая степень экологического кризиса. Во-вторых, разработанные в России программы по сокращению углеродного следа и иные договоры международного уровня в сфере климатических изменений вынуждают различные институции менять подход к организации своей деятельности. В-третьих, всегда стоит помнить о том, что вузы готовят специалистов будущего и непосредственно в самой деятельности вузов должен отражаться данный подход – учет текущей работы в долгосрочной перспективе.
На данный момент в России процесс перехода вузов на рельсы устойчивости недостаточно широк, хотя из года в год наблюдается положительная динамика. Цель данной статьи – восполнить этот пробел, проанализировав российский и зарубежный опыт внедрения одного из принципов устойчивого развития (экологический) в образовательный процесс с различных точек зрения: студенческие движения, администрация вузов, правительство и бизнес. В качестве материала изучены практики российских вузов преимущественно за последние 5 лет.
В основной части статьи рассмотрена основная движущая сила вузов – студенты. Показаны возможности позитивных изменений за счет расширения влияния инициатив «снизу». Далее рассмотрены действия по экологизации со стороны администрации вузов, описаны траектории развития по двум направлениям работы: внешние – связанные с подготовкой будущих кадров, и внутренние – связанные с организацией собственной деятельности.
В заключение приведены данные о повышении интереса к инвестициям в сферу образования, связанным с устойчивым развитием, со стороны правительства и бизнеса, что обусловлено ежегодным усилением экологической повестки в национальной политике. Описаны реализованные проекты подобных коллабораций в регионах страны. В результате исследования выявлен потенциал для масштабирования аналогичных практик в других вузах. Приводятся рекомендации по внедрению в образовательный процесс принципов устойчивого развития, которые обеспечат передовое образование, по разработке экологической политики на основе существующих примеров из российской и зарубежной университетской практики.
В современном обществе социально-ориентированные художественные проекты и использование технологий дополненной реальности играют значительную роль в творческом развитии старшеклассников и улучшении городской среды. В данной статье рассматриваются результаты двух основных проектов: «Открытки к 300-летию Екатеринбурга» и акции «Мы выбираем жизнь!», проведенных в детской изостудии. Методы исследования включали наблюдение, анализ результатов творческой деятельности, беседы с учащимися, анкетирование родителей и педагогов.
Педагогическое исследование, проведенное в детской изостудии, направлено на изучение влияния проектной деятельности с использованием технологий дополненной реальности на развитие личностных и творческих качеств старшеклассников, а также на формирование социальных навыков, гражданской ответственности обучающихся и способствующих улучшению городской среды.
В ходе исследования установлено, что участие в проектах, таких как «Открытки к 300-летию Екатеринбурга» и «Мы выбираем жизнь!», способствует формированию у детей чувства ответственности, гражданской позиции, коммуникативных и командных навыков. Применение технологий дополненной реальности при создании художественных работ вызывает дополнительный интерес у учащихся и повышает их мотивацию, а также способствует развитию цифровых компетенций.
Учащиеся проявили высокий уровень творческой активности, эмоциональной и социальной вовлеченности. Проекты способствовали развитию у обучающихся креативности, воображения, пространственного мышления и навыков сотрудничества.
Кроме того, проекты оказали положительное влияние на личностное развитие подростков. Учащиеся стали более уверенными в себе, ответственными и социально активными. Они научились работать в команде, ставить цели и добиваться их.
Социально-ориентированная направленность проектов способствовала и улучшению городской среды. Открытки с изображением достопримечательностей Екатеринбурга привлекли внимание к истории и культуре города, а акция «Мы выбираем жизнь!» помогла повысить осведомленность о вопросах, связанных с ведением здорового образа жизни и профилактике вредных привычек.
Использование социально-ориентированных художественных проектов и технологий дополненной реальности в образовательном процессе детской изостудии является эффективным инструментом для развития творческих способностей, личностных качеств и социальной активности учащихся. Результаты исследования подчеркивают важность подобных проектов для формирования у детей комплекса навыков и ценностей, необходимых для успешной адаптации в современном обществе и создания позитивного образа города через творческое самовыражение и социальную активность учащихся.
В статье рассматривается проблема влияния выставочных экспозиций изобразительного искусства на формирование компетенций обучающихся по учебному плану ФГОС ВО направления подготовки 50.03.01. – Искусства и гуманитарные науки. Актуальность статьи заключается в проведении эксперимента по определению вкусов и предпочтений обучающихся на основе анкетирования, бесед, интервьюирования. Полученные данные анализируются с помощью социологических методов: индекс активности, фокус-групп, габитус, буферная зона, face-to-face, латентное наблюдение, используется процесс мэппинга.
Индекс активности рассмотрен в пятимерном пространстве: желание посещать выставки, желаемая частота посещений выставок, желаемая тематика выставок, желаемая жанровая привлекательность картин, желание просмотра онлайн-выставок в Екатеринбургской академии современного искусства. Метод фокус-групп позволил определить интерес к посещению выставок обучающимися. Метод габитус помог определить не только личностные приращения и удовлетворенность респондентов от посещения выставки, но и услышать их мнения, предложения по разнообразию тематики выставочных экспонатов. Использование метода буферной зоны позволило участникам безбоязненно высказывать свое мнение о выставках в Екатеринбургской академии современного искусства и рекомендовать мастер-класс с участием экспонента. Метод face-to-face дал возможность установить, как именно участники выставки запоминают выставочные экспозиционные материалы и информацию о них. Латентное наблюдение за поведением первокурсников во время посещения выставок в Екатеринбургской академии современного искусства подтверждает интерес к каждой новинке.
Процесс мэппинга в исследовании позволил использовать полученные анкетные данных для статистических данных о коллекционировании выставочных картин с постером и определить коэффициент лояльности потребителей услуг.
По итогам исследования сформулированы рекомендации по совершенствованию выставочных экспозиций в вузе.
Освещается актуальность проблемы подготовки в педагогических университетах Китая учителей музыки, обладающих высокой мотивацией к занятиям хоровым пением, владеющих необходимыми для организации и управления коллективной певческой деятельностью знаниями, умениями, нацеленных на развитие интереса к этому виду музыкальной деятельности у своих будущих воспитанников.
Отмечается, что хоровой компонент является наиболее значимым в музыкально-педагогической подготовке учителей музыки в Китае, что связано с ведущими позициями хорового пения в структуре музыкальных занятий в школе. В связи с этим требования к хоровой и хормейстерской подготовке учителей музыки постоянно повышаются.
Приводятся результаты исследования, направленного на определение отношения к хоровым занятиям, хоровому пению студентов профиля «Музыковедение» педагогического университета города Чанчунь (Китайская Народная Республика). В качестве базовых дисциплин, осуществляющих хоровую, хормейстерскую подготовку студентов определяются хоровые занятия, хоровое сольфеджио и дирижирование.
Акцентируется внимание на значении хорового сольфеджио в практической подготовке обучающихся. Приводится подробное освещение содержания занятий по хоровому сольфеджио. Анализируется методическое обеспечение образовательного процесса, построенное на использовании методического опыта российских педагогов хорового сольфеджио, освещается имеющееся в практике китайского музыкального образования методическое обеспечение занятий по хоровому сольфеджио.
Делаются выводы о значимости дисциплины «Сольфеджио» в процессе хоровой подготовки студентов, необходимости тщательного продумывания содержания и методики занятий по курсу хорового сольфеджио.
Статья адресована руководителям учреждений образования, советникам по воспитательной работе, руководителям и педагогам детских театральных коллективов.
В статье рассматривается вопрос об истории становления школьного театра в мире и в России, о его основных целях и ценностях. Фиксируются основные исторические периоды интереса к школьному театру, называются имена его лидеров и исследователей, обсуждаются основные подходы к развитию школьного театра.
Школьный театр рассматривается как образовательный инструмент, пронизывающий все структуры школы: урок, внеурочную деятельность, проектные работы, общешкольные события.
Особое внимание уделено пониманию театра как целостной модели мира, в которой одинаково важную роль играют различные аспекты человеческой деятельности и профессии, но главное – умение договариваться между собой во имя общего творческого дела. Именно в этом качестве театр представляется универсальной образовательной моделью.
Также рассматривается вопрос об эстетике детского театра, которая определяется законами импровизации и детской игры, самостоятельным ученическим исследованием и творчеством. Этот подход противостоит подражанию взрослому театру и эксплуатации школьного театра в качестве презентационной площадки.
В статье рассматриваются особенности обучения оперному исполнительству на программах бакалавриата в высших учебных заведениях Китая, где центральное место занимает процесс формирования вокальных и сценических навыков.
Актуальность исследования определяется возросшей в последнее время в Китае популярностью музыкального образования, в том числе оперного искусства, представляющего особую ценность для китайского и мирового культурного фонда. Фактическим материалом исследования выступили учебные планы по направлению подготовки бакалавров «Оперное исполнительство» Чанчунского педагогического университета, Национального тайваньского колледжа исполнительских искусств и Пекинской центральной консерватории.
С помощью метода анализа теоретического материала и обобщения были выявлены ключевые профессионально-направленные дисциплины, сущность вокальных и сценических навыков, формируемых у студентов в процессе обучения. В опоре на труды китайских исследователей были выявлены состояние и проблемы вокального-сценической подготовки будущих оперных исполнителей в вузах Китая.
Выводы исследования могут быть полезными для китайских и российских исследователей, изучающих особенности китайской оперной школы.
Статья посвящена анализу феномена «региональный культурно-образовательный проект». Автор рассматривает региональный культурно-образовательный проект как системное целое, в котором объединены разнообразные активности, направленные на развитие региональной культурной идентичности и способствующие самоактуализации и творческому самовыражению его участников, и утверждает, что бо́льшую отдачу культурно-образовательные проекты приобретут, если будут опираться на понимание региональной культуры, осознавая закономерности ее развития и на этой основе определяя векторы реализации. Социокультурная значимость такого проекта состоит в развитии позитивной культурной идентичности детей и молодежи.
В статье систематизированы подпроекты, реализованные в Свердловской области в рамках регионального патриотического культурно-образовательного проекта «Мы – уральцы» (информационно-просветительские, образовательные, издательские), и определены перспективные векторы его дальнейшей реализации. Региональный культурно-просветительский проект «Мы – уральцы» автор относит к проектам патриотической направленности, т. к. в его основе лежит освоение геокультурного пространства через знакомство и приобщение к истории региона и внимание к его сегодняшнему существованию как условие формирования ценностного отношения к месту жительства.
Проект носит системный характер: он охватывает все уровни образования (от дошкольного образования – до профессионального, включая дополнительное образование и досуговые практики); обеспечивает единство урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; вовлекает в образовательное пространство сферы культуры, науки и производства.
Работа опирается на междисциплинарную методологию, позволяющую выявить взаимосвязь между различными элементами социокультурного контекста на основе аксиологического подхода. Опираясь на личный опыт научного руководства проектом, автор использует технологию кейс-метода, чтобы представить проект комплексно и системно.
Автор предлагает рассматривать региональный культурно-просветительский патриотический проект «Мы – уральцы!» как модельный, его идеи созвучны не только обозначенным в государственных документах задачам, стоящим перед образованием и обществом, но и целям регионального сообщества. В статье определяются перспективы его дальнейшей реализации. Чтобы повысить эффективность данной деятельности, необходимы не разрозненные усилия разных акторов регионального культурного поля, но их консолидация. Делается предположение, что впереди – создание новых коллабораций.