Статьи в выпуске: 4
В статье анализируется эффективность принимаемых Вашингтоном мер по стимулированию национального производства и переформатированию глобальных цепочек поставок в полупроводниковой промышленности. Оценивается результативность усилий Вашингтона, имеющих целью затруднить компаниям КНР доступ к инновационным технологиям, разрабатываемым не только в США, но и в союзных им странах. Сделан вывод, что стремление США к технологической гегемонии замедлит переход Китая к цифровой экономике, но благодаря принимаемым руководством этой страны защитным мерам не обнулит возможности для модернизации полупроводниковой промышленности.
В условиях беспрецедентного санкционного давления Россия вынуждена искать альтернативные механизмы международных расчетов. В статье обосновываются концептуальные подходы к созданию нового механизма международных расчетов без участия доллара США за счет использования возможностей, связанных с цифровизацией мировой экономики. Предлагается создать цифровую платформу международных расчетов (DISP) на основе технологии блокчейн. Платежи будут осуществляться национальными валютами, конвертируемыми в цифровой международный валютный актив (DICA) на основе их реальной покупательной способности, определяемой средневзвешенной мировой ценой универсального товара или корзины товаров.
Обобщены факторы дисфункциональности мировой валютной системы как многостороннего механизма урегулирования глобальных дисбалансов. Показана непреходящая значимость государств Востока в развитии мировой экономики. Сделан вывод, что для ослабления геополитической напряженности и стабилизации международных финансовых и экономических отношений динамично развивающиеся страны Востока должны быть адекватно представлены в ключевых институтах мировой валютной системы.
Во внешнеполитической части ежегодного Послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию от 21 февраля 2023 г. наиболее выпукло прозвучала новая тема: приостановка участия России в Договоре о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (ДСНВ). В пользу этого решения был выдвинут ряд доводов, включая отсутствие в Договоре ограничений на ядерные силы союзников США по НАТО - Великобритании и Франции. Судя по всему, главным мотивом решения российского руководства по ДСНВ было политическое противодействие политике США и их союзников, нацеленной на поражение России в вооруженном конфликте на Украине. Вместе с тем приостановка действия ДСНВ чревата полным разрывом договорно-правовых стратегических отношений двух ядерных сверхдержав и крахом всего режима контроля над ядерными вооружениями. Тем не менее при условии благоприятных перемен в международной политике - мирного урегулирования вооруженного конфликта на Украине, отхода Запада и России от всеобъемлющей конфронтации - возможно возобновление диалога по ограничению стратегических вооружений РФ и США. Но тема подключения к ограничению вооружений Великобритании и Франции останется в повестке дня. 30 лет назад совокупный ядерный потенциал этих государств составлял примерно 4% от стратегических сил каждой из двух сверхдержав, а сейчас достигает примерно 35% - ввиду сокращения стратегических сил России и США после 1991 г. Решение данного вопроса потребует инновационных договорно-правовых форм и применения опыта и прецедентов, наработанных за полвека стратегических переговоров.