Статьи в выпуске: 10

ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (2024)
Авторы: ГУЩИНА ГАЛИНА АНАТОЛЬЕВНА, БУЛДАКОВА НАТАЛЬЯ ВИКТОРОВНА, ПЕРЕПЕЛИЦА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА, КОСЦОВА НАДЕЖДА ГРИГОРЬЕВНА

Актуальность исследования определяется тем, что студенческая молодежь, обладая определенными демографическими установками, сформированными в структуре личности, и основными моделями своего перспективного личностного развития, оказывает непосредственное влияние на формирование традиционных семейных ценностей, воспитание положительного отношения к ним и демографическую ситуацию в стране. Проблема исследования выявлена путем анализа и осознания реализации идеи интеграции научных подходов в области педагогики и социологии при изучении текущего состояния демографической ситуации в Российской Федерации на разных уровнях системы образования, понимания профессиональными сообществами необходимости оказания на нее позитивного влияния в разных аспектах в перспективном ключе, путем формирования и реализации конструктивных демографических установок и традиционных семейных ценностей у студенческой молодежи. Цель исследования заключается в анализе демографических установок и сформированности традиционных семейных ценностей у студенческой молодежи на современном этапе, установлении корреляционных взаимосвязей их содержания с процессами формирования актуальных семейных ценностей и прогностической оценке дальнейших вариантов семейного поведения; выявлении специфики восприятия семьи, различных ее форм и семейных ценностей, являющейся основным источником семейного воспроизводства. В статье проанализировано личностное отношение студентов к собственным возможностям влияния на демографическую обстановку в будущем; выявлены ключевые тенденции, оказывающие непосредственное воздействие на формирование традиционных семейных ценностей, представлены отдельные результаты измерения и анализа демографических установок студенческой молодежи (по итогам исследования, проведенного в образовательной среде БФУ им. Канта, МГУ им. М. В. Ломоносова, РУДН). Сформулированные по итогам исследования выводы соотнесены с объективными статистическими и аналитическими сведениями, характеризующими сферу формирования семейных ценностей у студенческой молодежи и демографических процессов в России и в мире.

Сохранить в закладках
ДАННОСТЬ ПОНЯТИЯ В СТРУКТУРЕ БЫТИЯ (2024)
Авторы: КУЗЬМИН ВЛАДИМИР ГЕННАДЬЕВИЧ

Изучается вопрос о том, в какой мере считать существующим понятие. В рамках феноменологического подхода мера существования понятий трактуется как данность. Она имеет место в каком-то выделенном интервале абстракции (ситуации, совокупности ситуаций или в универсуме в целом) как для отдельного «Я», так и для Другого или Других. Всякий раз, когда субъект мыслит абстрактно, он своим актом внимания «разделяет» предоставленное ему бытие на два обозримых им мира: ноэматический и эмпирический. Они имеют место только в интенции, а не вообще (как у Платона). В каждом акте внимания субъект пребывает в каком-то одном из этих миров, но не в обоих сразу. При этом он уже находится мысленно в каком-то из них. Это обусловлено контекстом или решаемой задачей. Мысленный «взгляд вверх» (из эмпирического мира, в котором пребывает субъект, в ноэматический) представляет собой абстрагирование. Напротив, подобный же «взгляд вниз» - конкретизацию. В статье показано, что содержание понятия обусловлено «горизонтальным протяжением» в ноэматическом мире. Объем же понятия имеет место при мысленном «взгляде вниз» и реализуется в эмпирическом (предметном) мире. И только само понятие в своем единстве связывает эти два мира в одной точке бытия - в акте внимания. Для объектов каждого из миров вводятся способы бытия (модусы): предметные (для предметов из эмпирического мира) и понятийные (для понятий). Такие модусы несравнимы. Их введение в практику философствования позволяет избежать применения во многом противоречивого предиката «существовать».

Сохранить в закладках
КОСМИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ СКУЛЬПТУРНЫХ КОМПОЗИЦИЙ МОСКВЫ И ПОДМОСКОВЬЯ) (2024)
Авторы: КИРИЧЕК АЛЕКСАНДР ВЛАДИМИРОВИЧ, ХОДИКОВА НИНА АНАТОЛЬЕВНА

Одной из приоритетных задач государства на современном этапе является укрепление национальной гражданской идентичности, выступающей значимым фактором обеспечения социальной стабильности. Важная роль при решении этой задачи принадлежит монументальному искусству, прежде всего, тем его памятникам, в которых запечатлены славные страницы истории Отечества. Исходя из этого, целью статьи было определено раскрытие идейно-символического содержания четырех скульптурных композиций Москвы и Подмосковья, посвященных теме освоения космоса, а также их сравнительный анализ. В качестве основных методов использовались различные виды анализа - сравнительно-исторический, культурологический, эстетический, а также принципы и правила герменевтики. В результате было выявлено как общее, присущее всем памятникам, так и индивидуально-особенное, отличающее их друг от друга. Первое состоит в романтически окрашенной динамичности, устремленности вперед и вверх, символизирующей не только идею социального и научно-технического прогресса, но также выражающей мотив неуклонного личностного роста. Второе манифестируется в различных акцентах: технократическом, космополитическом и гуманистическом. В целом изученные монументы не просто украшают городскую среду, а благодаря богатству опредмеченных в них смыслов обладают большим воспитательным потенциалом, пробуждая у реципиента не только чувство гордости за свою страну, но и побуждая к активной созидательной деятельности на благо Отечества, к постоянному личностному саморазвитию. Практическое значение полученных результатов связано с возможностью их использования как в ходе патриотического воспитания в учебных заведениях разного уровня, так и в преподавании новой вузовской дисциплины «Основы российской государственности».

Сохранить в закладках
ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА (2024)
Авторы: ПАШИНА ЛЮДМИЛА АЛЕКСАНДРОВНА

Осознание неполноты в осмыслении опыта позднего этапа жизненного пути в последней четверти ХХ века привело к формулированию альтернативных позитивистской геронтологии вариантов исследования старения: критической, гуманистической и культурной версий геронтологии. Проблема исследования состоит в том, что на современном этапе изучения феномена старости существует противоречие между необходимостью развития единой геронтологической теории, интенцией конституирования философии старости и недостаточной степенью изученности вопросов, имеющих принципиальное значение для понимания сущностных характеристик старости и старения, в частности, требует внимания и разработки их полномерное исследование областью социально-гуманитарного знания. В статье показано, что появившиеся социально-гуманитарные направления исследований старения значительно увеличили возможности геронтологической мысли, позволяя выйти за пределы биомедицинской парадигмы. Цель статьи - расширение понимания старости и старения как социально-философских категорий за счет обращения к традициям критической, гуманистической и культурной версий геронтологии. Данная цель реализуется посредством решения следующих задач: 1) рассмотрение причин появления постмодернистских версий геронтологии; 2) анализ каждого направления посредством указания его актуальной ценности, отличительных черт, тем, ведущих представителей, ключевых работ. Анализ геронтологической мысли в эпоху постмодерна основан на использовании комплекса социально-философских принципов и общенаучных методов, а именно: системного подхода, методов сравнительного анализа, аналогии, научного обобщения, структурно-функционального анализа, а также диалектического метода, раскрывающего возможности изучения социальных явлений в их развитии. Теоретическое и практическое значение данного исследования заключается, во-первых, в его комплексном характере: работа выстроена в виде обзора основных направлений и тем англоязычной социально-гуманитарной геронтологической мысли, имеющей полувековую традицию, но недостаточно осмысленную в отечественном геронтологическом дискурсе; во-вторых, важность данной работы состоит в том, что полученные результаты могут способствовать конституированию философского измерения геронтологической мысли.

Сохранить в закладках
В ПРЕДЧУВСТВИИ КИБЕРСОАВТОРА КАК АНТРОПНОГО СДВИГА СЕТЕВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИТЕРАТОРА (2024)
Авторы: КОСТРЮКОВ ВЛАДИМИР ЕВГЕНЬЕВИЧ

В статье обсуждается актуальность философского размышления о трансформации культуры литературного авторства в Интернет, его места в ряду других явлений действительности и значимости этой проблематики интеллектуального творчества. Постановка проблемы формирования сетевого авторства, которое почти тридцать лет трансформируется в сетевое соавторство, или киберсоавторство, создает уникальную культурную ситуацию определения роли антропологических феноменов сетевой литературы в переходный период одновременного сосуществования разнородных систем литературы. Автор статьи задается целью исследовать антропологические особенности культуры современного электронно-литературного процесса и наиболее значимую из них: в каких отношениях с читателем находятся и будут находиться интернет-автор и его читатель - киберсоавтор.

Чтобы найти ответ, мы прибегаем к методам определения источника явления «открытого текста», описательному обоснованию понятий «электронный автор», «авторский сдвиг (цифроцентризм)», посредством чего приходим к выводу об омассовлении присвоения личностью технической симуляции словесной реальности. По нашему мнению, в качестве медиаторов процесса выступают тексты, создаваемые технологиями определения и переопределения представлений о мире и его ценностях. Согласно логике «нового письма» У. Эко, приобретшего собственные контуры, мы приходим к выводам, что, мимикрируя к формам литературных традиций (фабульным сюжетам, архетипическим моделям повествования и др.), сетевая литература новых технологий продуцирования феноменов словесности и их легитимации в отличие от традиционной художественной литературы как искусства способна превратить читателя в квазисоавтора, обнаруживая тем самым происходящую конвергенцию новых канонов и требований, но не способна создавать уникальные авторские писательские миры художественного творчества.

Сохранить в закладках
ОБ ЭЛЕМЕНТАХ ДЕСТРУКТИВНОСТИ ФОТОГРАФИЙ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ (2024)
Авторы: Яковлева Елена Людвиговна, ДАРЧИНОВ ЭДГАР ВАДИМОВИЧ

Современный индивид, приобретя новую форму идентичности - электронное кочевничество, позиционирует себя в социальных сетях, что актуализирует анализ данной проблемы. Объектом исследования избран электронный кочевник, рассматриваемый через призму фотографий, размещаемых им на социальных страницах. Феноменологический метод, базирующийся на идеях Э. Фромма, позволяет выявить в этих фотографиях элементы деструктивности, не замечаемые и не осознаваемые электронным кочевником. В социальных сетях помимо способа коммуницирования и обмена информацией фотография несет в себе и иные черты. Кочевник в фотографии конструирует свой образ, придавая ему черты эстетичности и театральной постановочности, тем самым подменяя реальность желаемой возможностью. Особую роль в этом играют многочисленные тренды обработки фотографии. Тиражируя фотографии в социальных сетях, кочевник любуется собой и буквально превращается в рекламируемый товар. В социальных сетях кочевник одновременно играет роль наблюдателя и наблюдаемого объекта. Испытывая зависимость от гаджетов и проявляя (нередко скрытый) властный характер собственной натуры, кочевник желает и видеть, и быть видимым. Но его потребность власти есть проявление витальной импотенции, потому что вместо реального взаимодействия с другими кочевник предпочитает любование собственным телом/лицом на фотографии. Современный кочевник, превращая себя в медиаобъект и выкладывая в социальных сетях огромное количество фотографий, начинает жить в отчужденном формате. Поиск новых ракурсов, соответствующих модным тенденциям, делает кочевника мечущейся и децентрированной натурой. Перечисленное свидетельствует о наличии деструктивных элементов в фотографии и кризиса в бытии кочевника. Проблема требует дальнейшего анализа с целью более глубокого рефлексирования над ситуацией и ее исправления.

Сохранить в закладках
КОНЦЕПЦИЯ «NESTING ORIENTALISM» В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОМ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОМ ДИСКУРСЕ (2024)
Авторы: КЛЕПИКОВА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

В работе рассматривается феномен групповой и национальной идентичности, сконструированной на основе дихотомии Восток-Запад. Целью является анализ еще нераспространенной в отечественной научной литературе концепции «nesting orientalism», предложенной сербским исследователем М. Бакич-Хайден. Данная концепция является производной от «ориентализма» Э. Саида, в исследовании которого демонстрировалось, каким образом на протяжении столетий, благодаря совокупности ориенталистских репрезентаций, Восток начал позиционироваться как мировоззренческая противоположность Западу. Главная идея концепции «nesting orientalism» заключается в том, чтобы, с одной стороны, отойти от рассмотрения образов Востока и Запада как гомогенных сущностей, с другой стороны, показать гетерогенность образа Востока. Автор данной работы анализирует концепцию «nesting orientalism» в ее первоначальном виде, описанном М. Бакич-Хайден, и проводит сравнительный анализ применения концепции другими исследователями: в каких областях она была применена, для каких целей, каким изменениям или дополнениям была подвергнута. Делается вывод о том, что концепция «nesting orientalism», в отличие от «ориентализма», позволяет: во-первых, отойти от гомогенной бинарности Восток-Запад; во-вторых, взглянуть на образ «Востока» не как на единую целостность, но как на совокупность идентичностей разнообразных социальных групп, которые нередко строят свои идентичности на основе целенаправленной маргинализации соседних или ближайших к ним других социальных групп; в-третьих, анализировать процесс конструирования идентичности и саморепрезентаций не только в контексте этнических и религиозных, но и социально-экономических отличий между социальными группами. Концепция «nesting orientalism» может быть использована в отечественных социально-философских исследованиях в областях изучения конструирования групповых идентичностей, процессах самопрезентации или маргинализации различных социальных групп.

Сохранить в закладках
КАК ВОЗМОЖНЫ ТЕЛЕОЛОГИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ В НАУКЕ? (2024)
Авторы: МАМЧЕНКОВ ДМИТРИЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Положение телеологии в современной науке незавидно, она прочно ассоциируется с религиозным взглядом на мир, кажется, что она могла иметь место только в Античной или Средневековой науке. Однако для успешного разворачивания парадигмы глобального эволюционизма в XXI в., постигающую Вселенную как целостную эволюционирующую систему, использование телеологических объяснений является важным условием.

Мы же ставим вопрос о телеологии не содержательно, но формально: возможно ли в принципе использовать телеологические суждения (объяснения) в качестве научных и при каких условиях? Возможна ли верификация и фальсификация телеологических суждений? Для решения этих задач мы привлекаем трансцендентальный и феноменологический методы.

Рассматриваются три понимания телеологии, при которых ответ на поставленный вопрос будет отрицателен: интенциональное, теологическое и редукционистское. Интенциональное видение телеологии (т. е. наличие в самом объекте интенции, стремления к цели) является самым распространенным в философии XX в., и мы демонстрируем это на примере многих подходов. Но верифицировать суждения, неизбежно отсылающие к внутреннему миру субъекта, оказывается, невозможно.

Теологическое понимание телеологии, является внутренне противоречивым («бог не имеет целей») и не верифицируемым. Редукционизм в понимании телеологии также не может быть научным, т. к. в таком понимании телеологические суждения не могут быть верифицированы независимо от каузальных. Поэтому наша задача конкретизирована: возможна ли верификация и фальсификация не редуцируемых не интенциональных телеологических суждений?

Условием позитивного ответа является следующее положение: существует интерпретация, при которой действующее является частью, а конечная причина (цель) - целым. Обращаясь к кантовскому делению на конститутивные и регулятивные принципы, мы демонстрируем, что приведенное условие может быть названо трансцендентальным условием верификации и фальсификации регулятивных телеологических суждений. Такое понимание открывает дорогу для построения целостной междисциплинарной эволюционной картины мира.

Сохранить в закладках
ФИЛОСОФИЯ И. КАНТА КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ В СОВЕТСКОЙ ФИЛОСОФИИ (2024)
Авторы: ШЕТУЛОВА ЕЛЕНА ДМИТРИЕВНА

И. Кант является одним из тех философов, чьи идеи были интересны и востребованы отечественной философией, начиная с первоначального знакомства с ними ещё при его жизни, и до сегодняшнего дня. Анализ кантианства поэтому выступает как необходимая составная часть интеллектуальной истории России. Однако в настоящий момент в наибольшей степени его значимость и влияние раскрыто применительно к дореволюционному периоду. Отсюда цель статьи заключена в выявлении основных этапов анализа кантианства в рамках советской философии и специфики оценивания учения Канта в этот период. Исследование этого вопроса обладает достаточной историко-философской актуальностью, как ввиду значимости фигуры Канта и диалогичности русско-немецких философских связей, так и диалогичности внутри самой отечественной философии. Решение поставленной цели осуществлено посредством обзорно-аналитической работы. Основные результаты предпринятого исследования выражаются в следующих утверждениях. Первое - интерес к кантовской философии в советское время носил некоторый «волнообразный» характер, но идеи Канта были предметом рассмотрения на всём протяжении существования и развития советской философии. Второе - в анализе кантовской философии можно выделить четыре основных периода: 20-е годы; 30-е - 40-е годы; 50-е - начало 80-х годов; середина 80-х - начало 90-х годов ХХ века. Третье - оценивание идей Канта в эти периоды характеризуется как общностью, так и различием. Общность заключается в базовых положениях, исходящих из классического марксистского истолкования немецкого философа как диалектического идеалиста, основоположника немецкой классической философии, создателя определённой формы агностицизма. Различие обусловливается рядом внешних по отношению интеллектуальной жизни обстоятельств и также «волнообразно», от объективности к выраженной идеологизации и возвращению к объективности. Четвёртое - советской философии удалось достичь ряда значимых результатов в осмыслении Канта, ставших фундаментом дальнейших исследований в условиях возвращения к философскому плюрализму в постсоветской России.

Сохранить в закладках
ИДЕЯ СЛУЖЕНИЯ ОТЕЧЕСТВУ КАК ТРАДИЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ В ПАРАДИГМЕ СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО СУВЕРЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА (2024)
Авторы: ТУМИН АЛЕКСАНДР ЮРЬЕВИЧ

В статье рассматривается историческое развитие идеи служения Отечеству в российской духовной жизни, ее современное содержание и пути превращения в подлинную жизненную ценность для большинства граждан России, организующую и направляющую повседневную жизнь. Для исследования данной проблемы необходимо использование исторического, аксиологически-ценностного, интенционально-феноменологического, диалектического и общенаучного методов анализа и синтеза. В ходе исследования рассматривается парадигма развития России как суверенной державы. И в настоящий исторический период требуется активное участие большинства граждан в реализации государственных приоритетов, в связи с чем идея служения Отечеству как традиционной ценности имеет большое значение. Эта идея зародилась в глубокой древности и развивалась, обогащалась новыми чертами на всем протяжении истории России. Большую роль в превращении идеи служения Отечеству в реальную жизненную ценность играют образы героев, вышедших из народа и составляющих его важную основу. Служение Отечеству должно стать внутренней, институциональной идеей в сознании граждан, соответствовать современным параметрам России как многонациональной и поликонфессиональной страны.

Испытав в XX в. глубочайшие качественные трансформации, Россия в XXI в. обеспечивает в новых исторических условиях свое суверенное развитие. Для укрепления единства страны и сохранения ее духовной идентичности общество обращается к традиционным ценностям, прежде всего к идее служения Отечеству. Эта ценность, возникшая в древности, развивалась и дополнялась, преобразовывалась в ходе истории. Она должна иметь характеристики «всеединства», реально объединяя различные социально-политические подходы, национальные культуры и религиозные конфессии. Поэтому ценность служения Отечеству занимает ключевое место в парадигме становления современного, суверенного российского государства.

Результаты исследования могут применяться в идейно-воспитательной работе, преподавательской деятельности, а также в дальнейших исследованиях ментальных особенностей современного развития России.

Сохранить в закладках