Статьи в выпуске: 8
Настоящая статья рассматривает правовые формы интеграции в международном строительном контрактном праве в контексте Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Европейского союза (ЕС). Предметом исследования являются механизмы правового регулирования строительных контрактов при региональной интеграции. Особое внимание уделено влиянию правовой природы объединений на унификацию норм, стандартов и процедур, а также роли типовых контрактов, разработанных Международной федерацией инженеров-консультантов (МФИК), в которую входят Бразилия, Индия, Китай и ЮАР (четыре из пяти основателей БРИКС). Анализируется универсальность данных стандартов и их адаптация к правовым системам государств. Рассматривается приоритет двусторонних соглашений в ЕАЭС, усложняющий унификацию правовых норм, и успешный опыт ЕС в создании единого правового пространства. Также учтены политические факторы, включая санкции, конфликты и интеграцию решений в российское законодательство с учётом национальных интересов. Исследование базируется на сравнительно-правовом методе, позволяющем выявить сходства и различия правовых механизмов ЕАЭС и ЕС, применяемых для унификации строительных контрактов. Данное исследование демонстрирует, что успешная унификация международных строительных контрактов связана с уровнем интеграции правовых систем региональных объединений. ЕС сформировал единое правовое пространство, обеспечившее предсказуемость применения форм МФИК. В ЕАЭС доминирование двусторонних соглашений затрудняет разработку универсальных стандартов, снижая эффективность международного строительства. На основе полученных данных предлагается сосредоточить усилия на выработке единых норм, учитывая опыт ЕС и ЕАЭС в укреплении интеграции в рамках БРИКС. Это позволит гармонизировать рынок строительных услуг, снизить риски для всех участников и сформировать предсказуемую деловую среду. В условиях политических конфликтов и санкций особую значимость приобретает использование универсальных контрактных решений и частного права как стабилизирующих факторов, способствующих развитию международного строительного сектора и долгосрочной устойчивости стран в условиях формирующегося многополярного мира.
Современные процессы глобализации, цифровизации и политических изменений обостряют проблему обеспечения прав человека на международном уровне, при этом трансформация конституционализма выступает важнейшим контекстом для переосмысления механизмов их защиты. Международно-правовая защита прав человека становится неотъемлемой частью обновляющихся конституционных систем, что требует анализа не только правовых норм, но и политико-правовых парадигм. В условиях фрагментации государственного суверенитета и усиления влияния транснациональных акторов возрастает значимость универсальных и региональных механизмов правовой защиты. В этой связи предметом исследования является соотношение международно-правовых гарантий прав человека и процессов трансформации конституционализма в различных государствах. Особое внимание уделяется правовому и институциональному взаимодействию между национальными и наднациональными уровнями системы правовой защиты. В методологическом отношении работа опирается на комплексный подход, сочетающий принципы юридического, политологического и сравнительно-правового анализа. Используются как общенаучные методы (анализ, синтез, индукция, дедукция), так и специальные (сравнительно-правовой, формально-юридический, институциональный). Эмпирическая база включает в себя документы ООН, региональных правозащитных организаций, решения международных судов и национальных конституционных судов. Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нём предпринята попытка рассмотреть международно-правовую защиту прав человека не в статической перспективе, опираясь исключительно на правовые нормы и институты, а в динамике - сквозь призму трансформирующегося конституционного порядка. Такой подход позволяет выявить внутреннюю логику правового развития в условиях мирового правового плюрализма и институциональной нестабильности. Кроме того, в работе предложена концепция «интегративного правозащитного подхода», ориентированного на гибкое сочетание универсальных международных стандартов с локальными формами правовой культуры и институциональной организации власти. Таким образом, целью статьи становится не только правовой анализ существующих норм, но и формулирование ориентиров для возможной трансформации правозащитных механизмов в условиях постклассического конституционализма.
В статье особое внимание уделено роли ЮНЕСКО в формировании глобальной политики в области культуры, особенно в свете приближающегося 80-летия организации, с учетом контекста сохранения и развития культурного многообразия и духовного наследия человечества. Исследуется значение культурного суверенитета России как системы базовых ценностей общества в укреплении международного сотрудничества и диалога культур. В преддверии 80-летия ЮНЕСКО рассматриваются ключевые инициативы и проекты России, направленные на сохранение и развитие культурного наследия, а также на поддержку разнообразия форм культурного самовыражения в международной среде, включая глобальное информационное пространство Интернета. Новизна данного исследования заключается в его проведении накануне важного 80-летнего юбилея ЮНЕСКО. Это позволяет рассмотреть вопрос культурного суверенитета России в новом контексте. Данный аспект подчеркивает значимость исторического момента и необходимость переосмысления роли культурного суверенитета России для мирового сообщества в условиях глобализации. В работе задействован комплекс общенаучных методов научного познания и диалектический метод. Анализируются принципы культурного суверенитета, такие как охрана национального культурного наследия, поддержка культурного многообразия и защита традиционных ценностей. По результатам выводов можно констатировать, что отмечая 80-летие ЮНЕСКО, мировое сообщество получает уникальную возможность переосмыслить вклад этой организации в сохранение культурного наследия и развитие межкультурного диалога. В условиях глобализации, когда культурные ценности сталкиваются с процессами культурной экспансии, культурный суверенитет России играет важную роль в сохранении национальной идентичности и традиций. В 2025 году планируется реализация совместного проекта ЮНЕСКО и Интерпола «Виртуальный музей похищенных культурных ценностей. Данный Проект является ярким примером успешного международного сотрудничества в области охраны культурного наследия. Такие инициативы демонстрируют важность коллективных усилий для защиты мировых культурных ценностей и возвращения утраченного наследия. В заключение представлены рекомендации по сохранению, защите и популяризации разнообразия форм культурного самовыражения и культурного суверенитета Российской Федерации как основы укрепления мирового сотрудничества и диалога в сфере культуры.
Предметом исследования, проводимого авторами данной статьи, являются взаимоотношения транснациональных корпораций и государственных органов в контексте экономического развития. Транснациональные корпорации являются результатом быстро растущей глобальной экономики в мире, поскольку их деятельность является основой экономического мирового развития и технологического прогресса в любом государстве с развитой экономикой. В ходе анализа осуществляется оценка влияния деятельности транснациональных корпораций на национальные экономики, а также рассматриваются различные подходы к регулированию и контролю за их деятельностью. Особое внимание в статье уделяется влиянию деятельности транснациональных корпораций на законодательства стран и права их граждан. Помимо этого, исследование также предлагает оценку эффективности существующих механизмов регулирования и даёт рекомендации для улучшения взаимодействия ТНК и государственных органов в интересах устойчивого экономического развития и социального благополучия. Достижение цели и решение исследовательских задач опиралось на следующую методологическую базу. В частности, при раскрытии содержания термина «транснациональная корпорация» - внутреннее и внешнее сравнение, формально-юридический метод, а также диалектические методы научного познания: анализ, абстрагирование, аналогия, синтез и теоретико-прогностический. В работе использовалось сочетание теоретической и эмпирической информации. Следует отметить, что в условиях глобализирующегося мира международные корпорации являются мощным двигателем влияния на мировую экономику и политику. В связи с осуществлением корпорациями экономической деятельности, реализуется важнейший институт международного частного права между правительствами в сфере экономики. Для более эффективной реализации деятельности корпораций необходимо оптимальное правовое регулирование таких отношений с учетом законных прав и интересов всех участников экономических отношений. В результате исследования авторы приходят к выводу о преобладании различных уровней регулирования деятельности ТНК, влияние законов разных стран на ТНК, а также взаимодействие правовых систем разных государств друг с другом на правовое регулирование деятельности ТНК и анализ мнений исследователей по данному вопросу.
Предметом исследования является современное состояние международного сотрудничества в сфере охраны окружающей среды и сохранения живых ресурсов в Арктике. Отмечается, что Арктика неизменно является зоной повышенного внимания и столкновения геополитических интересов. Ведущая роль в урегулировании возникающих в регионе конфликтов принадлежит международному праву, которое находится в процессе постоянного развития с учетом изменяющихся реалий современного мира. Постоянно ухудшающиеся межгосударственные отношения и замороженное во многих отношениях международное сотрудничество России со странами запада препятствуют эффективному решению глобальных проблем Арктического региона, к числу которых относятся: глобальное потепление и поиск путей эффективной адаптации к нему, охрана живых ресурсов, обеспечение, традиционного образа жизни коренных народов и иные проблемы охраны окружающей среды. На основе исторического метода исследования в статье проведен анализ развития международного права и осуществления сотрудничества арктических государств в сфере охраны окружающей среды региона. Особое внимание уделено периоду холодной войны, а также позитивным результатам сотрудничества, достигнутым в это время. Научная новизна исследования состоит в проведении параллели между различными периодами напряженной международной политической обстановки и выводе, что мирное и устойчивое развитие Арктики должно быть обеспечено усилиями всех циркумполярных государств, а также при непосредственном участии неарктических стран. Лидирующая роль в данном процессе должна принадлежать международному праву и международному сотрудничеству, осуществляемому вне зависимости от политического контекста и существующих разногласий. Автор также приходит к выводу, что вводимые на западе ограничения на научное сотрудничество с российскими контрагентами, фактически разрушают создававшиеся десятилетиями связи между учеными ведущих научных и образовательных центров. Современная арктическая политика циркумполярных стран, исключающая научное и иное сотрудничество с Россией по вопросам охраны окружающей среды, многократно усиливает риски устойчивого развития арктических территорий. Представляется, что многостороннее международное сотрудничество в Арктике без участия России не может полноценно охватить весь спектр региональных проблем, а тем более выработать наиболее эффективные пути их решения. Выявлено, что в контексте паузы в работе Арктического совета сотрудничество между негосударственными субъектами может стать сейчас наиболее важной его формой.
Предметом настоящего исследования являются системы правового регулирования сокращения выбросов парниковых газов России и Франции. В настоящей статье Автор рассматривает особенности систем правового регулирования сокращения выбросов парниковых газов и приводит их сравнительно-правовой анализ, оценивает уровень их антропогенного воздействия. Автор раскрывает действующее правовое регулирование, анализирует существующие позиции в правовой литературе, касающиеся плюсов и минусов выбранной стратегии ограничения парниковых газов и перспектив ее реализации. В рамках настоящей статьи Автор касается проблематики реализации отечественной и французской стратегий борьбы с парниковыми газами и приходит к выводам о наиболее существенных и эффективных методах по реализации сокращения парниковых газов, при этом затрагивая наднациональный европейский уровень регулирования. При подготовке настоящего исследования автором использовались формально-юридический, сравнительно-правовой методы, а также метод индукции, дедукции и анализа. Основными выводами проведенного исследования являются заключения Автора о наиболее эффективных и рациональных методах борьбы с выбросами парниковых газов, а также выводы, о связанных в связи с реализацией соответствующих стратегий по сокращению выбросов парниковых газов проблемах. Так, Автор среди наиболее важных инструментов по сокращению выбросов выделяет ведение систем мониторинга и измерений выбросов парниковых газов, а также выделяет характерный для Российской Федерации метод, метод использования природных экосистем. Автор в своем исследовании также дает оценку необходимости введения углеродного рынка в Российской Федерации, анализирует опыт стран Европейского союза и приходит к выводу об огромном коммерческом потенциале и перспективах введения данного рынка в Российской Федерации. Новизна исследования заключается в сравнительно-правовом анализе систем России и Франции в данной сфере
Предметом исследования являются международно-правовые и неправовые акты, закрепляющие как общие принципы международного права, так и специальные правовые принципы сотрудничества государств в области сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в условиях односторонних ограничительных мер. Объектом исследования являются международные межгосударственные отношения, складывающиеся в процессе сотрудничества в области сельского хозяйства, обеспечения продовольственной безопасности, гуманитарного сотрудничества в условиях действия односторонних ограничительных мер государств. Целью настоящего исследования выступил анализ правовой природы односторонних ограничительных мер государств, затрагивающих сельское хозяйство и продовольственную безопасность, сквозь призму основополагающих принципов международного публичного права, а также выявление и анализ специальных принципов сотрудничества государств в сфере сельского хозяйства в условиях односторонних ограничительных мер. В процессе исследования были использованы ряд методов научного познания, среди которых можно выделить: диалектический, методы дедукции, индукции, анализа, синтеза, статистический, системный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой. Научная новизна исследования состоит в выявлении и обосновании существования и действия ряда специальных международно-правовых принципов сотрудничества государств в сфере сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности в условиях действия односторонних ограничительных мер. В результате исследования было выявлено, что хотя позитивное международное права не содержит запрета на введение ООМ, меры, затрагивающие аграрный сектор государств-дестинаторов таких мер, противоречат основным принципам международного права, их нельзя отождествлять с контрмерами и санкциями Совета безопасности ООН. Практика межгосударственной кооперации в условиях ООМ, позволила выработать несколько специальных международно-правовых принципов подобного сотрудничества, к которым можно отнести: принцип приверженности ЦУР ООН, принцип нераспространения ограничительных мер на сельскохозяйственную продукцию, принцип гуманитарных исключений из режима ограничительных мер, принцип пропорциональности (соразмерности) ограничительных мер в сфере сельского хозяйства. Делается вывод о том, что требуется систематизация и закрепление данных специальных принципов в рамках универсальных международных организаций, например посредством резолюции ГА ООН. Более того, требуется усиление мониторинга за действием ООМ и их влиянием на сотрудничество в области сельского хозяйства со стороны международных организаций.
В настоящем исследовании автор подробно рассматривает проблему обеспечения мира и безопасности человечества посредством использования норм международного гуманитарного права и уголовного права Российской Федерации. Обеспечение мира и безопасности человечества как задача уголовного права и объект уголовно-правовой и международно-правовой охраны тесно связано с положениями международного гуманитарного права, так как правила ведения войны, установленные им, при нарушении влекут угрозу мирному сосуществованию народов и государств. В связи с этим автору представилось целесообразным рассмотреть историю развития защиты обеспечения мира и безопасности человечества сквозь призму зарождения законодательства о войне. Автор обращается к истории и на основе исторических фактов устанавливает периодизацию развития и становления запрета акта агрессии. Автором было также разработано собственное понятие “мир” для целей применения Главы 34 УК РФ. При подготовке настоящего исследования автором использовались такие методы, как формально-юридический, исторический, сравнительный, а также методы анализа, индукции и дедукции. Проведенное исследование позволило прийти к следующим выводам: законодательство об обеспечении мира и безопасности человечества начало свое формирование еще в период раннего Средневековья и достигло пика после окончания Второй мировой войны; мир - это состояние в период отсутствия применения вооруженных сил государств против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости друг друга, либо вооруженных организованных негосударственных групп против государств; в Российском законодательстве отражен ряд запретов на совершение преступлений против мира и безопасности человечества, однако сами составы этих преступлений несовершенны и нуждаются в доработке в части закрепления основных дефиниций. В связи с этим представляется целесообразным разработать и утвердить постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации либо отдельный Федеральный закон, в котором были бы решены основные проблемные вопросы, вызывающие сложности в правильной квалификации преступлений против мира и безопасности человечества.