Статьи в выпуске: 9
Предмет, предметом данного исследования представляется система обеспечения экономической безопасности организации (корпорации), обозреваемая в качестве комплексной системы взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов: объектов, субъектов и специальных механизмов, направленных на противодействие потенциальным и реальным угрозам и рискам состоянию защищенности экономического субъекта и обеспечение устойчивого и стабильного функционирования организации (корпорации). Цель: систематизация и обзор сущности, структуры и взаимосвязей элементов системы обеспечения экономической безопасности организации (корпорации): объектов, субъектов и специальных механизмов, а также разработка теоретикопрактических рекомендаций по их эффективной интеграции в рамках функционирования данной системы в целях достижения высокого уровня защищенности организации (корпорации) от внутренних и внешних угроз и рисков. Дизайн исследования: объектом исследования выступает система обеспечения экономической безопасности организации (корпорации), а также ее системообразующие элементы. Информационной базой исследования являются нормативно-правовые акты РФ, научная и методическая литература, материалы монографических исследований, статьи в периодических изданиях отечественных и зарубежных авторов в обеспечении экономической безопасности организации (корпорации), а также анализ практики обеспечения экономической безопасности крупнейших организаций (корпораций) Воронежской области. В работе использованы общенаучные методы познания: анализ, синтез, сравнение, аналогия, методы абстрактного мышления и др. Результаты: результатами исследования являются систематизация теоретических подходов к элементам системы обеспечения экономической безопасности организации (корпорации), разработка классификаций объектов, субъектов и специальных механизмов обеспечения экономической безопасности на корпоративном уровне в табличной форме, а также формирование теоретико-практических выводов о взаимосвязи и взаимообусловленности составных элементов обозреваемой системы в целях их эффективной интеграции в рамках функционирования данной системы.
Предмет, в статье рассматриваются вопросы, связанные с повышением качества корпоративной отчетности экономических субъектов и их групп. Корпоративная отчетность представляет собой единый информационно-коммуникационный комплекс, необходимый для повышения эффективности управленческих (стратегических, инвестиционных, организационных, операционных, экологических и социальных) решений, принимаемых самой отчитывающейся компанией (группой компаний), ее заинтересованными сторонами (включая государственные структуры и население страны). Корпоративная отчетность, выполняя важную функцию наполнения информационного пространства страны систематизированной и достоверной информацией, должна обеспечить устойчивое развитие (как создающих ее субъектов, так и всей экономики государства), а также формировать активную позицию бизнес-единиц и граждан, способствовать скорейшему внедрению передовых технологий, таких как цифровизация и искусственный интеллект (ИИ) во все области деятельности человека. Цели: комплексное авторское исследование проблемы определения направлений совершенствования корпоративной отчетности. Выработка новых предложений в отношении повышения ее качества и значения. Дизайн исследования: в процессе исследования использовались методы логического анализа, методы абстрагирования, аналогий, группировки. Результаты: корпоративная отчетность различных экономических субъектов и их групп имеет различные уровни качества (собственной отчетности) и, соответственно, ее влияние на успешность устойчивого развития как самой отчитывающейся организации, так и страны в целом также различаются. Такая ситуация вызвана многими факторами, в том числе касающимися работы самих отчитывающихся субъектов, так и недостаточным качеством отчетной стандартизации. Обоснована необходимость разработки стандартов корпоративной отчетности, соответствующих уровню современных технологий, создающих условия для устойчивого развития страны в целом, учитывающих изменившиеся информационные запросы пользователей отчетности; классифицированы виды традиционной и новой, только что появляющейся отчетности, по признаку уровня качества.
Предмет, современные условия функционирования экономических субъектов, влияние агрессивной внешней среды повышают значимость прогнозирования возможных рисков прекращения их деятельности. Широкое использование понятия «непрерывность деятельности» в аудите и бухгалтерском учете говорит о необходимости систематизаций определения экономической сущности и характеристик указанного понятия, что способствует построению системы использования аналитических процедур. Цель: исследование экономической сущности и характеристик принципа непрерывности деятельности экономического субъекта. В рамках исследования проведена оценка основных аспектов формирования данного термина, его роли в системе бухгалтерского отчета и аудита. Дизайн исследования: изучение различных подходов к раскрытию сущности и содержания принципа непрерывности, выявления его ключевых характеристик, что позволило выявить общее и различия в существующих подходах авторов. В статье предложен алгоритм применения принципа непрерывности деятельности с позиции обеспечения устойчивого и эффективного функционирования организаций в условиях изменений внешней и внутренней среды. Результаты: комплексное представление о значении принципа непрерывности для устойчивого функционирования экономических субъектов, предложены рекомендации по внедрению системы раннего предупреждения сомнений в возможности дальнейшего функционирования экономического субъекта, что способствует улучшению практики его применения в условиях современных функционирующих рынков
Предмет, аутсорсинг - это термин, который прочно вошел в лексикон современного бизнеса, находя наибольшее распространение в сфере передачи учетных функций сторонним специалистам. Однако, несмотря на свою популярность, его понимание часто остается поверхностным. Изучение учетного аутсорсинга в историческом аспекте призвано выявить базисные основы такого варианта построения учетной работы и составления отчетности в современных реалиях. Цель: данная статья посвящена изучению содержания аутсорсинга и его историческому развитию в России. Выявленные сущностные характеристики аутсорсинга позволят провести их корреляцию со сложившимися в российской практике тенденциями и особенностями бухгалтерского аутсорсинга. Дизайн исследования: в работе рассматриваются различные подходы к определению аутсорсинга, его исторические корни и ключевые этапы развития в России. Прослеживается, как практика передачи функций внешним исполнителям трансформировалась от ранних форм сотрудничества до современного бизнеса. Результаты: особое место в области современных аутсорсинговых услуг занимает бухгалтерский аутсорсинг. Авторы описывают различные варианты взаимодействия бизнеса и аутсорсинговых бухгалтерских структур. Выделены преимущества и минусы каждой формы такого взаимодействия, принимая во внимание масштабы деятельности и круг подлежащих решению бухгалтерских задач. Современные реалии требуют тщательной оценки сторонами аутсорсинговой услуги взаимной ответственности за достоверность и своевременность всех видов учета и соответствующей отчетности субъекта.
Предмет, современные практики управления персоналом, направленные на формирование эмоциональной привязанности сотрудников к организации, с фокусом на стратегию «Lovemark», её биологические, культурные и управленческие основания. Цель: осмысление и адаптация концепции «Lovemark» к сфере управления персоналом с целью формирования устойчивой лояльности и приверженности работников организации на основе эмоциональных связей, психологической безопасности и заботливого лидерства. Дизайн исследования: на основе контент-анализа научных источников, данных прикладных исследований и систематизации результатов опросов и экспериментов выдвинута гипотеза о том, что: во-первых, стратегия «Lovemark» позволяет сформировать у сотрудников глубокую эмоциональную привязанность к компании; во-вторых, высокий уровень эмоционального интеллекта, доверия и психологической безопасности усиливает вовлечённость и производительность; в-третьих, биохимические процессы (выработка «гормонов счастья») лежат в основе устойчивого формирования привязанности и мотивации персонала. Обоснована взаимосвязь между заботливым лидерством, культурой, управленческими практиками и нейропсихологическим состоянием работников. Результаты: сформулированы основные элементы стратегии «Lovemark» в управлении персоналом, основанные на принципах эмоционального интеллекта, доверия, психологической безопасности и заботливого лидерства. Показано, как учёт биологических факторов (окситоцин, дофамин, серотонин, эндорфины) и внедрение практик неформального взаимодействия способствуют росту мотивации, снижению стресса и повышению приверженности персонала. Предложены направления управленческого воздействия, усиливающие эмоциональную связь между организацией и сотрудниками, включая развитие эмпатии, поддержку социальных связей и признание достижений, что обеспечит предпосылки для снижения текучести, роста вовлечённости и устойчивого развития организационной культуры.
Предмет, агрострахование выступает специальным видом страхования, образованным для защиты сельского хозяйства от появляющихся рисков, связанных с производством аграрной продукции, взращиванием растений, сбором урожая (на примере растениеводства). Цель: смягчить воздействие климатических условий, зачастую негативно сказывающихся на деятельности фермерских хозяйств, включая обеспечение их источниками средств, компенсирующих ущерб, порожденного неблагоприятными явлениями неизбежного характера, показывается немаловажным фактором устойчивого развития сельского хозяйства. Дизайн исследования: в агростраховании с господдержкой возникший страховой случай представляет утрату застрахованных сельхозкультур, произошедшую в результате событий, показанных в страховом договоре. Результаты: аграриям, желающим застраховать урожай, предлагается две программы, предусматривающие господдержку, согласно которым часть его стоимости около 50% уплатит государство из бюджета. Субсидии, направляемые на страхование урожая, выделяет региональный орган управления АПК в лице Минсельхоза или департамента сельского хозяйства, располагаемого в регионе, отвечающем за господдержку сельского хозяйства.
Предмет, в статье выявлены и систематизированы внутренние и внешние факторы выбора стратегии выхода промышленной компании на зарубежные рынки высокотехнологичной продукции, описаны основные барьеры на пути организации эффективной внешнеэкономической деятельности. Цель: оценить потенциал и уровень развития эффективности внешнеэкономической деятельности Воронежской области. Дизайн исследования: дана классификация и изложены основные характеристики методов и стратегий выхода промышленных предприятий на внешние рынки в зависимости от факторов риска, степени контроля и уровня потенциальной прибыли. Изучены теоретико-методические основы проблемы выхода промышленного предприятия на внешний рынок с учетом мотивов, факторов, способов его осуществления в контексте основных теорий развития процесса интернационализации предприятий и опыта предприятий отдельных стран мира. По результатам обобщения стратегических основ формирования стратегий предприятий по выходу на внешние рынки проведена типологизация таких стратегий, а также конкретизированы их основные атрибутивные признаки и функциональные составляющие. Результаты: выполнен обзор подходов к классификации методов и стратегий выхода на внешние рынки в работах отечественных и зарубежных авторов. Проведено исследование теоретических и методических принципов, касающихся процесса выхода предприятия в международную арену, с учетом мотивации, ключевых факторов и методов реализации этой стратегии. Рассмотрены типологии стратегий, определены их характерные черты и функциональные элементы. Проведен анализ методик разработки стратегии для промышленных предприятий, направленных на выход на внешние рынки.
Предмет, предметом данного исследования являются анализ состояния российского рынка растительных масел, поиск и обоснование перспективных мер по его государственному регулированию. Цель: изучение рыночной конъюнктуры растительных масел и мер государственного регулирования. Дизайн исследования: немаловажной причиной государственного регулирования рынка является потребность в решении макроэкономических задач: стимулирование экономического роста, обеспечение полной занятости трудоспособного населения, борьба с инфляцией, поддержка экспорта, объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие. Результаты: исследовано состояние и складывающиеся в последние годы тенденции на внутрироссийском и экспортном рынках растительных масел в целом и по отдельными видам масла, а также связанных с ним продуктов. Выявлены и обобщены проблемы, типичные для отечественного рынка растительных масел. Исследованы причины и следствия выраженной экспортной ориентации в развитии отечественного масложирового подкомплекса, оценены последствия такого положения дел для перспектив внутреннего рынка. Рассмотрена поэтапно внедряемая обязательная маркировка потребительской продукции на основе растительных масел в качестве элемента регулирования и стимулирования развития внутреннего рынка, а также метода решения такой его проблемы, как дефицит информации и претензии к качеству.
Предмет, анализ теоретических подходов к разработке методики оценки туристского потенциала региона с позиции экосистемного подхода через оценивание всех заинтересованных в развитии регионального туризма сторон (стейкхолдеров), а также определение возможностей для развития туристских экосистем регионов Приднестровской Молдавской Республики. Цель: разработка авторской методики оценки туристского потенциала региона с позиции экосистемного подхода и апробация данной методики на примере регионов Приднестровской Молдавской Республики. Дизайн исследования: инструментарий исследования охватывает такие методы, как дедукция, индукция, сравнение, системный и функциональный анализы. В ходе исследования рассмотрены существующие теоретические подходы и взгляды на определение и содержание понятия «туристская экосистема», проанализированы используемые в настоящее время методы оценки туристско-рекреационных ресурсов территорий, а также разработана, обоснована и апробирована оригинальная методика оценки стейкхолдеров туристских экосистем городов и регионов Приднестровья. Результаты: проанализированы теоретические взгляды к пониманию сущности понятия туристская экосистема региона; рассмотрены наиболее популярные методики оценки региональных туристско-рекреационных комплексов. Разработана авторская методика оценки туристского потенциала регионов с позиции экосистемного подхода, основанная на использовании данных статистики, экспертного опроса и математических методов. Проведена апробация разработанной методики на примере городов и районов Приднестровской Молдавской Республики. Преимуществами данной методики являются применение различных методов оценивания (экспертный, математический, аналитический, статистический); простота математических вычислений и универсальность (заключающаяся в возможности ее применения при оценивании других регионов).