Статьи в выпуске: 4
Выделяется и исследуется концепт от ‘огонь’ в языковой картине мира тувинцев. Материалом для исследования послужили примеры из малых (тывызыктар ‘загадки’, үлегер домактар ‘пословицы’) больших жанров тувинского фольклора (алгышйөрээлдер ‘благопожелания’, мифы и героический эпос). Приводятся также описания некоторых тувинских обычаев и запретов, связанных с почитанием огня. Огонь в традиционном мировоззрении тувинцев является одной из сакральных стихий природы, которая имеет широкий спектр функций. Символические образы концепта выражены в прямом и переносном значениях. Как показывает исследование, концепт от ‘огонь’ употребляется для выражения мифологического мировоззрения и употребляется для обозначения явлений сакральной сферы.
В статье освещаются актуальные вопросы, встающие сегодня передколлективом Национального оркестра народных инструментов Республики Башкортостан(НОНИ РБ). Это вопросы создания и пополнения репертуара, ведения концертнойдеятельности и творческих «обменных» мероприятий. Статья дополняется иллюстрациями– все фотографии взяты с официальных страниц НОНИ РБ и Башкирской государственнойфилармонии им. Х. Ахметова (БГФ) во ВК (https://vk. com/noni_rb; https://vk. com/bashgf? from=search)
В данной статье основное внимание уделяется легенде народа дукха о происхождении феномена хоомея. Легенда, изложенная в 2009 году стариком Гомбо в таежных районах северного региона Хубсугул в северной Монголии, описывает, как бедный мальчик-сирота научился горловому пению, подражая звуку реки Хоомей, чтобы завоевать руку дочери богатого человека. Автор анализирует терминологию, используемую в легенде: хоомей (монгольское заимствование, служащее общим термином для горлового пения) и гаргираа (возможно, связано с монгольскими словами, обозначающими «водопад» или «серый журавль»). В тексте прослеживаются этимологические связи этих терминов в различных тюркских и монгольских языках.
Горловое пение – это уникальный вид искусства монголов, который детерминирован природными, социальными и бытовыми факторами. Горловое пение издавна применялось в обрядах, ритуалах, служило средством общения не только в сфере скотоводства, но и с окружаящим миром и природой. Мы поставили своей целью определить особенности репертуара горлового пения в зависимости от определенного исторического периода, в том числе особенности репертуара исполнителей, тематику, технику исполнения, манеру исполнения, а также значимость, функции и тенденции развития данного вида искусства. Монголы в жанре горлового пения создали уникальные звучания, мелодии, в этом плане горловое пение является особым культурным символом, метафорой, выражением мировоззрения.