Архив статей журнала
В статье представлен обзор лучших практик реализации курса «Основы российской государственности», введенного в образовательный процесс университетов с сентября 2023 г. Опыт реализации учебного курса в российских вузах демонстрирует разнообразие методов, технологий и конкретных практик в преподавании дисциплины. При этом учитывается, что курс обладает мировоззренческим характером, поднимает важнейшие элементы ценностной проблематики и направлен на формирование патриотических установок студенческой молодежи, их вовлечение в актуальную общественно-политическую повестку. На основании информационных материалов веб-сайтов университетов выделяются наиболее успешные образовательные практики, используемые при организации аудиторной и внеаудиторной работы с обучающимися в рамках реализации курса. Эффекты приведенных образовательных форматов обосновываются с учетом результатов специализированных опросов студентов, завершивших освоение дисциплины. Авторы подчеркивают значимость интерактивных и проактивных форм обучения, направленных на формирование устойчивого интереса студентов к содержанию курса, а также мотивированию обучающихся к конкретной деятельности непосредственно в ходе освоения учебной дисциплины.
Реализация новой учебной программы в рамках курса «Основы российской государственности» осуществлялась в изначально негативной информационной и психологической среде, с целым рядом предустановок, характерных для студентов и их родителей, в связи с нежеланием выступать в роли объектов «идеологического» влияния, о чем свидетельствуют разнообразные социологические исследования и опросы. Этот вызов, заключающийся в изначальном антагонизме среды (обучающиеся и их родители) и действующего лица (педагога) является интеллектуальным вызовом для педагогов, которым доверено чтение курса «Основы российской государственности», наделенного очевидной идеологической и воспитательной миссией. Вместе с тем, профессиональные обязанности требуют от преподавателя рассматривать упомянутый вызов как педагогическую задачу, в связи с чем вопрос о выборе метода преподавания дисциплины является одним из ключевых и существенных в деле успешной реализации курса и, в конечном итоге, достижения государственной задачи — формирования патриотически настроенной активной личности студента, связывающего свое будущее с развитием страны. В течение двух лет этот метод использовался автором статьи как факультативная форма организации самостоятельной работы студентов; апробация метода позволила сформировать наблюдения относительно целесообразности, ограничений и перспектив его использования в образовательном процессе.
В статье представлены результаты эмпирических исследований, которые подтверждают, что одним из эффективных способов освоения образовательного модуля «Основы российской государственности» является использование различных видов мультимодального игрового моделирования на занятиях. Важно чередовать эти виды и направлять студентов на поиск решений, актуальных для них самих, их семей и нашей страны в целом. Согласно данным, без активного и целенаправленного содействия преподавателей многие современные студенты не способны эффективно использовать материалы образовательного модуля «Основы российской государственности». Многие из них не готовы воспринимать знания, содержащиеся в этом модуле, как руководство к действию или информацию о возможностях, которые у них есть. В статье описаны варианты применения мультимодального игрового моделирования, которые позволяют эффективно решать эту проблему. У студентов складывается ответственное отношение к своей судьбе и судьбе своей страны, понимание их неразрывной связи; формируется установка на самостоятельное и осмысленное определение приоритетов и увязка личных жизненных планов со стратегическими целями и задачами Отечества.