Статья посвящена исследованию политической культуры молодых россиян через призму их участия в ротационных кампаниях. Затрагиваются понятия «политическая культура», «электоральные процессы», «гражданская ответственность», «коллективное мнение». Актуальность данной исследовательской тематики находит свое выражение в высокой степени важности изучения ценностно-категориального аппарата лиц возрастной категории, только получающей избирательный голос и входящей в статус единицы электората, т. е. гражданина, способного изъявлять собственную политическую волю для ретранслирования индивидуальных запросов и осуществления влияния на политический и социально-экономический курс страны. Объектная сфера представляется в изучении феномена политической культуры молодых граждан Российской Федерации, предметная — рассмотрении акта участия в мероприятиях политического толка как компонента детерминации политической культуры. Поставленная цель заявляется в выявлении особенностей политической культуры россиян конкретной социальной категории в плоскости их участия в электоральных процессах и акцентуации факторов, оказывающих давление на уровень политической активности и отношение к выборным циклам. Среди задач авторы выделили обзор и последующий анализ концептуальных дефиниций, связанных с электоральными процессами, а также политической культурой, установление взаимосвязей и предикторов отношения к культуре участия (таких, как доверие к институтам власти, роль цифровых технологий, а также историко-культурные особенности российской политической социализации) и проведение социологического опроса для обобщения электоральных тенденций в среде молодых граждан. Методологическим ядром работы является политико-культурный подход, используемый метод — опрос в форме анкетирования. На основе опроса, проведенного среди студентов и старшеклассников Москвы (выборка: 131 респондент), были выявлены определенные тенденции в отношении молодежи к выборам, происходящим на разных уровнях. Результаты показывают, что, несмотря на высокий уровень декларируемой готовности участвовать в выборах, сохраняется значительный процент культуры неучастия, связанный с низкой информированностью о политических событиях внутри страны, наличии кандидатур, механизмах работы государственного аппарата и недоверием к политическим партиям. Результаты исследования можно использовать для повышения гражданской активности. Собранные данные и разработанные рекомендации помогут политикам и общественным организациям привлекать больше людей к участию в политической жизни.
Статья посвящена компаративному исследованию идеологической и организационной работы парламентских оппозиционных политических партий с молодежным электоратом. Несмотря на то, что в последние годы степень оппозиционности молодого поколения существенно снизилась, тем не менее этот социальный слой до сих пор в значительной мере является «фрондирующим» и лишь «относительно системным». Также нынешнее поколение «зуммеров» уже в ближайшее время вступит в период профессиональной и карьерной зрелости и станет «ядром» национального электората. Осознавая это, политические партии России заранее начинают выстраивать диалог с молодежью, привлекать ее к участию в рамках своих проектов, совершенствовать свои идеологические и мировоззренческие позиции с учетом запроса «юной поросли». При этом хотя основную часть социально активной молодежи «окормляют» партия «Единая Россия» и другие провластные организации, оппозиционные парламентские партии также стремятся «застолбить» за собой хотя бы частично поддержку молодежной аудитории. Однако пока это не слишком удается в силу ряда причин.
Целью статьи является рассмотрение генезиса постулатов современной концепции развития молодежной политики в России, а также анализ их роли в формировании механизма реализации молодежной политики. В статье отмечается, что в Российской Федерации выстраивается механизм реализации молодежной политики, который представляет собой систему, способствующую эффективному сотрудничеству между общественными и государственными институтами. Автор рассматривает две основные точки зрения на интерпретацию постулатов концепции развития молодежной политики: доктринальную и нормативную. Особое внимание уделяется принципам государственной молодежной политики И. М. Ильинского, которые послужили основой для первого нормативного правового акта, определившего государственную молодежную политику в СССР. Также в статье анализируется распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. No 2403-р, в котором закреплены основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. В подзаконном акте изложены 10 основополагающих принципов концепции молодежной политики. По результатам исследования автор работы высказывает доктринально и нормативно обоснованную точку зрения об отсутствии окончательно сформировавшегося перечня постулатов современной концепции развития молодежной политики и важности легального закрепления постулатов, обделенных вниманием законодателя. Статья может быть полезна для исследователей, занимающихся проблемами молодежной политики, а также для специалистов в области государственного управления и общественных институтов.
Цель работы заключается в раскрытии актуальных особенностей управления молодежным предпринимательством в пространстве молодежной политики. При существующей геополитической конъюнктуре грамотное использование всей палитры инструментов молодежной политики способствует эффективному противодействию гибридному давлению недружественных стран и стабилизирует базовые принципы национальной безопасности. Авторским коллективом дается оценка ключевых направлений государственного стимулирования интенсификации процессов в фарватере молодежного предпринимательства, которые сгруппированы по трем основным кластерам экономического, образовательного и административного характера. К числу основных таргетов управления молодежным предпринимательством в системе координат молодежной политики можно отнести расширение потенциала деловой активности наиболее перспективной демографической группы населения, создание долгосрочного фундамента финансовой независимости граждан для снижения нагрузки на социальную систему государства, уменьшение уровня социальной напряженности в обществе за счет повышения средних показателей доходов, переориентацию субкультурных ценностей молодежи в бизнес-пространство, обеспечение максимального уровня самореализации и саморазвития для формирования устойчивого прогрессивного трека динамизма национальной социально-экономической системы. Содержательная сущность государственной политики фокусируется на создании режимов максимального благоприятствования и стимулирования молодежных инициатив за счет применения материального и социально-административного инструментария.
В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие при реализации целей и задач государственной молодежной политики в Республике Таджикистан, выделяются уникальные черты, которые отличают процесс ее формирования и воплощения в жизнь. Особое внимание уделяется привлечению молодых людей к участию в политической жизни. Анализируя проблемы, связанные с развитием молодежи, автор выделяет факторы, которые препятствуют дальнейшей успешной реализации стратегии и задач государственной молодежной политики в Таджикистане. Автор приходит к выводу, что для того, чтобы молодежная политика могла эффективно решать поставленные задачи, необходимо создать специальный государственный институт, который будет нести ответственность за работу с молодежью и осуществлять управление этим процессом.