ISSN 2226-7867
Язык: ru

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ. ВЕСТНИК ФИНАНСОВОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

Деколонизация сознания: необходимость и возможности (2024)
Выпуск: Том 14, №6 (2024)
Авторы: Матвейчев Олег Анатольевич

Введение. В статье рассматривается актуальная проблема формирования суверенной российской политологии, способной адекватно отражать исторический опыт и реалии страны. Особое внимание уделяется фундаментальным различиям между российской и западной политическими традициями, которые особенно ярко проявились в XX в.

Актуальность исследования обусловлена необходимостью создания концептуальной базы, отражающей специфику российского политического развития.

Цель. Основной целью исследования является анализ роли государства и норм в политической системе России и Запада, а также выявление возможности применения западных политических концепций на российской почве. Дополнительной целью является исследование проблематики деколонизации сознания и формирования уникального российского политического дискурса.

Результаты. В ходе исследования были получены следующие ключевые результаты: 1) выявлено, что западная политология, реагируя на опыт фашизма, склоняется к антиэтатизму и критике нормотворчества; 2) установлено, что российский опыт демонстрирует прямую связь между силой государства и достижениями страны; 3) проанализированы различия между фашизмом и коммунизмом, а также последствия разрушения государства в России 1917 и 1991 гг.; 4) исследована проблема деколонизации сознания, осложненная западным происхождением терминологического аппарата; 5) подтверждена особая роль индоевропейской цивилизационной матрицы в формировании отвлеченного мышления, философии и науки.

Выводы. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: 1) механический перенос западных политических концепций на российскую почву невозможен и методологически некорректен; 2) русская культура обладает уникальной способностью к синтезу западных и восточных традиций, что подтверждается исследованиями в области индоевропеистики; 3) для формирования основ российской государственности необходимо развивать собственные исследовательские направления, особенно в области фольклористики, палеогенетики и археологии; 4) особую значимость приобретает развитие отечественной школы индоевропеистики как инструмента формирования суверенного политического дискурса.

Сохранить в закладках
«Трудные времена» как стимул для единения и развития гражданского общества в России (2024)
Выпуск: Том 14, №6 (2024)
Авторы: Кулакова Нина Николаевна

Цель. Основными целями написания работы явились изучение изменений, произошедших в деятельности современного гражданского общества после начала специальной военной операции (СВО) вооруженных сил Российской Федерации на Украине, характеристика деятельности и определение роли патриотически настроенных лидеров общественных мнений (Telegram-каналов, военкоров) в происходящих преобразовательных процессах.

Метод. В данном исследовании использовались метод анализа (изучение сущности и эффективности взаимодействия интернет площадок и структуры гражданского общества), исторические методы (исследование истории формирования российского гражданского общества), метод дедукции (признание Telegram-каналов как информирующих, стимулирующих и агитирующих, а также их посреднической роли между обществом и властью).

Выводы. В ходе исследования были выявлены основные процессы, происходящие в институтах гражданского общества, определена организационная роль информирования и деятельности популярных патриотических интернет площадок. В ходе анализа и сравнения общественных процессов, инициированных СВО, и характеристик просветительских, агитационных и организационных публикаций в Telegram-каналах, были выявлены общие черты этих социальных явлений. В результате был сделан вывод о взаимосвязи гражданского общества и деятельности ведущих патриотических Telegram-каналов и ЛОМов как на общегосударственном, так и на локальном уровне. Последние были признаны институтом гражданского общества. Автором выдвинуто предположение, что процесс формирования в России гражданского общества получил беспрецедентное стимулирование с началом проведения СВО, при этом он во многом направляется деятельностью лидеров мнений и патриотических Telegram-каналов, которые, в свою очередь, являются одновременно и результатом, и стимулом (локомотивом) развития российского гражданского общества. Практическое применение. В результате проведенного исследования произошло расширение теоретических сведений относительно институтов гражданского общества, доказано новое и перспективное направление в развитии и управлении деятельностью гражданского общества в России, что может быть использовано при дальнейшем его изучении. Исследование эффективности деятельности Telegram-каналов/ЛОМов не только в части информирования населения, но и в реализации функций стимулирования и организации общественной жизни и признание их частью гражданского общества констатирует значимость данного социального явления, что, в свою очередь, стимулирует внимание социума к данному виду деятельности и пролонгирует его всестороннее развитие.

Оригинальность. Представленная работа предназначена для научного сообщества, студентов гуманитарных факультетов и широкой общественности, интересующейся проблемами развития гражданского общества вообще и российского в частности.

Сохранить в закладках
Молодежная политика Республики Таджикистан в контексте актуальных вызовов (2024)
Выпуск: Том 14, № 5 (2024)
Авторы: Шохписанд Умарализода

В данной статье рассматриваются проблемы, возникающие при реализации целей и задач государственной молодежной политики в Республике Таджикистан, выделяются уникальные черты, которые отличают процесс ее формирования и воплощения в жизнь. Особое внимание уделяется привлечению молодых людей к участию в политической жизни. Анализируя проблемы, связанные с развитием молодежи, автор выделяет факторы, которые препятствуют дальнейшей успешной реализации стратегии и задач государственной молодежной политики в Таджикистане. Автор приходит к выводу, что для того, чтобы молодежная политика могла эффективно решать поставленные задачи, необходимо создать специальный государственный институт, который будет нести ответственность за работу с молодежью и осуществлять управление этим процессом.

Сохранить в закладках