В статье раскрываются общие представления о содержании и функциях гуманитарных технологий в образовании, которые могут быть направлены как на применение методов развития человека, так и на внедрение способов управления его поведением. Предлагается авторская концептуализация гуманитарных технологий в образовательной сфере, выделяются ключевые характеристики данной категории на современном этапе. Исходя из обзора научных публикаций автор выделяет приемы обучения для достижения поставленной цели и техники воздействия для совершения нужных действий. Статья исследует переход гуманитарных технологий в образовании от традиционных методов к цифровым инструментам антропоцентрических практик. В статье также предлагается сравнительный анализ традиционных средств обучения и новых образовательных практик, внедряемых на основе гуманитарных технологий, преимущественно цифровой природы. Автор отмечает, что гуманитарные технологии преодолевают технократическую парадигму, формируя «экосистемы соразвития», где технологии активируют приращение человеческого потенциала. В статье предложены ключевые направления развития концепции гуманитарных технологий в сфере образования, содержащиеся в современном академическом дискурсе.
В статье представлены результаты оценки практик использования гуманитарных технологий для формирования общественного мнения на примере западных стран. Сделан вывод, что западные страны, схожие по характеристикам институциональной среды и степени доступности финансовых ресурсов, нацелены сегодня на удержание технического и экономического лидерства. Это, в свою очередь, требует формирования соответствующего поставленной цели типа общественного сознания посредством активного применения современных технологий, в результате чего общественное сознание населения западных стран меняется. Цифровое телевидение и интернет стали орудием порабощения, люди испытывают информационную перегрузку и психологический шок из-за быстрых перемен. В качестве инструментов воздействия на общественное сознание используются технологии экономической войны, активно пополняемые высокими гуманитарными технологиями, включающими в себя когнитивные искажения сознания и информационные технологии воздействия, затрагивающими элементы мировосприятия, сознания и подсознания. Дальнейшее опережающее развитие западной цивилизации представляется сомнительным в связи с превалированием в массовом сознании населения стран западной цивилизации деформации моральных и семейных ценностей, эгоизма и пресыщенности комфортом.